Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

пс.личн ответы.docx

— 146.79 Кб (Скачать файл)

 

46. Факторная теория личности Х. Айзенка

Айзенк пришел к формулированию „трехфакторной теории личности“. 

Эта теория опирается на определение  черты личности как способа поведения  в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются  изолированные акты в специфических  ситуациях (например, проявляющаяся  в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком); на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно  похожих жизненных ситуациях, это  — обычные реакции, диагностируемые  как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность); наконец, на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.,), но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их статусе черт темперамента.  
В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провел для доказательства своей теории, чаще всего вместе со специалистами в соответствующих областях, была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т.д. Так, в частности, показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты) и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Также им были проведены многочисленные фактор–аналитические исследования различных психологических процессов — памяти, интеллекта, социальных установок. 

 

45. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях (то есть черт личности). То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.  
Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.  
С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.  
Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Олпорт считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.  
Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление.  
Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:  
1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;  
2. зч способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;  
3. зч демон-ет эмоциональную неозабоченность и само-приятие;  
4. зч демон-ет реалистичное восприятие, опыт и притяза-ния;  
5. зч демон-ет способность к самопознанию и чувство юмора;  
6. зч обладает цельной жизненной философией.

 

44. Когнитивисткие теории личности: теория поля К.Левина

теория когнитивизма К. Левина «Теория поля», в которой исследуется личность. Одна из основных категорий - категория поля. С одной стороны поле рассматривается объективно существующее, а с другой - поле перцептивная структура, структура неких представлений, которое дано в сознании человека. Основная идея - идея валентности. У Левина – это характеристика участков поля. Существует положительная валентность – притягивает, привлекает участок поля, и отрицательная валентность - человек отталкивается от участка. Базовые категории в когнитивизме: Когнитивные элементы или когниции – любые знания убеждения и мнения человека о самом себе и окружающих его людях или явлениях. Когнитивная структура – это любая форма взаимодействия между когнитивными элементами, которая имеет мотивационные, поведенческие или аффективные следствия (они всегда структурированы). Главные черты теории поля Левина можно представить следующим образом: 1) поведение – функция поля, существующего во время поведения, 2) анализ начинается с целостной ситуации, из которой дифференцируются компоненты; 3) конкретного человека в конкретной ситуации можно представить математически. Левин также выделяет в качестве детерминант поведения лежащие в его основе силы (потребности) и отдает предпочтение психологическому описанию поля, противопоставляя его физическому или физиологическому описанию. Поле определяется как "тотальность сосуществующих фактов, которые мыслятся как взаимозависимые"

 

 

43. Когнитивисткие теории личности: Теория личностных конструктов Дж. Келли

Ученые создают теоретические  конструкты, чтобы описать и объяснить  события, которые они изучают. В  системе Келли ключевой теоретический  конструкт – это сам термин конструкт.  
Келли определил «понятийные системы, или модели» как личностные конструкты. Иначе говоря, личностный конструкт – это идея мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым век осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста (примерами личностных конструктов могут быть: «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», «мужской – женский», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой» и др).  
По мнению Келли, каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.  
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться. 
Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга и при этом отличаются от других.  
Подобно магниту, все конструкты имеют два противоположных полюса. то, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства контраста; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.  
Келли отказался от исследования процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. 

 

 

42. Бихевиоральное направление: теория подражания (Н. Миллер, Дж. 
Доллард), научение через моделирование (А. Бандура)

В американской психологии считается, что теории социального научения - это самое значительное направление  в исследовании развития детей. В  конце 30-х годов Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс, Дж. Уайтинг и другие молодые ученые Йельского университета сделали попытку перевести важнейшие понятия психоаналитической теории личности на язык теории научения К. Халла. Они наметили основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка, кросскультурный анализ - исследование воспитания и развития ребенка в разных культурах, развитие личности. Проблема психического развития ребенка в теории социального научения 3 поколения Первое поколение 
Социальное научение (Миллер, Доллард) Рассматривали клинический материал. Поведение является следствием первичных (врожденных) побуждений – голод, жажда, боль… Все они могут быть удовлетворены, но не угашены. Подкрепление – то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции ( это редукция, снятия напряжения). Научение – усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека нет соответствующей реакции, то её можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придается большое значение мех-му научения путем проб и ошибок. С помощью подражания уменьшается кол-во ошибок. Мех-мы у чел и жив-го одинаковые. Оперантное обуславливание Теория оперантного научения (Б.Скиннер). Важнейшее условие выработки нового поведения (развития) – немедленное подкрепление уже имеющейся в поведенческом репертуаре индивида реакции. Появляется новая схема: поведение → положительное подкрепление → повторение → поведение. Отличие оперантного от классического: наличие систематического контроль с целью подкрепления желательного поведения. Второе поколение Социальное научение и развитие личности (Бандура) 
Теория социального научения (А.Бандура). Акцентируются впервые принципиальные отличия научения у человека и животных. Научение у человека проходит по механизму социального подражания. У животных научение путём проб и ошибок, а у человека – путём имитации поведения социальной модели. (эксперименты с фильмами). Выделяются следующие этапы научения новому поведению: 
- презентация модели поведения, подробное разъяснение 
- имитация, воспроизведение ребёнком модели 
- предоставление обратной связи и подкрепления 
- оценка правильности поведения и подкрепление 
- упражнения

 

41. Бихевиоральное направление: реформа бихевиоризма Б.Ф. Скиннером

Скиннер утверждал,  что  почти   всецело   поведение   непосредственно   обусловлено возможностью подкрепления из окружающей  среды.  По  его  мнению,  для  того

чтобы объяснить поведение (и таким  образом имплицитно понять личность),  нам нужно  только  проанализировать  функциональные  отношения   между   видимым действием и видимыми последствиями. При рассмотрении скиннеровского подхода к личности  следует различать две разновидности поведения: респондентное и оперантное. Респондентное поведение - это скиннеровская  версия  павловского,  или классического обусловливания. Он также называл его обусловливание  типа  С,

чтобы  подчеркнуть  важность  стимула,  который  появляется  до  реакции   и выявляет ее. Однако Скиннер  полагал,  что  в  целом поведение животных  и человека  нельзя  объяснять   в   терминах   классического   обусловливания. Напротив,  он  делал  акцент  на  поведении, не  связанном с   какими-либо известными стимулами.

Оперантное поведение (вызванное оперантным  научением)  определяется событиями,  которые  следуют  за  реакцией.  То  есть  за  поведением   идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске,  игра  на фортепиано, метание дротиков и написание собственного имени  -  это  образцы

оперантной реакции, или операнты,  контролируемые  результатами,  следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные  реакции,  для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию. Скиннер  понимал,

что бессмысленно рассуждать о происхождении  оперантного поведения,  так как нам  неизвестны  стимул  или  внутренняя  причина,  ответственная   за   его появление. Оно происходит спонтанно. Скиннер утверждал, что  поведение  детерминировано,  предсказуемо  и контролируется окружением.  Он  категорически  отвергал  идею  о внутренних "автономных" факторах в качестве причины действий  человека  и  пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение,  как

ответ  на  знакомый  стимул,  и   оперантное   поведение,   определяемое   и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера  сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном  научении  организм действует на окружение, производя результат, который влияет  на  вероятность

того, что поведение  повторится.  Оперантная реакция,  за  которой следует позитивный результат, стремится  повториться,  в то  время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не  повторяться.

 

40. Бихевиоральное направление: основные положения

Бихевиоризм идет от школы философии 16 века, известной как Британский эмпиризм. Бихевиоризм – это наука о поведении. Бихевиоризм как направление в изучении личности

возник в США. Бихевиоризм относится к так называемым стимул-реактивным теориям, основной формулой которых является S – R. Эти теории в определенной степени напоминают друг друга, но

каждая обладает определенными  характерными свойствами.

       Основоположником  бихевиорального направления в психологии считается Джон Уотсон (1978-1958).

Основные положения классического  бихевиоризма.

       Предмет бихевиоризма  – это поведение человека –  это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.    Поведение с точки зрения бихевиористов – это всякая реакция в ответ на внешний стимул, посредством которой индивид приспосабливается к внешней среде. Это любая реакция, в том

числе и сосудистая и выделение секрета железой.   С точки зрения бихевиоризма личность – это опыт, который человек приобретает в

течение жизни, - это набор изучаемых моделей поведения. Сторонники бихивеоризма рассматривают человеческое поведение с позиции формирования его под влиянием внешнего окружения. Они считают, что поведение человека формирует его окружение (социальная среда), а не внутренние структуры и процессы,

происходящие внутри человека.   На работы Уотсона и основные идеи бихевиоризма сильно повлияло открытие русским

физиологом И.П. Павловым классических условных рефлексов. Павловым было описано то, что в современной психологии называется классическим или Павловским научением. Это научение по ассоциации, при котором организм устанавливает связи между разными стимулами. При таком научении нейтральный стимул (звонок) сигнализирующий о безусловном стимуле, вызывает

реакцию предшествующую безусловному стимулу (слюну). Безусловный стимул – это стимул, который автоматически, естественным образом вызывает реакцию без ее специальной выработки. Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, например, безусловный раздражитель пища вызывает безусловный реакцию – слюноотделение. При сочетании безусловного стимула (пищи) с изначально нейтральным стимулом (звонком) у животного вырабатывается условный рефлекс, в данном случае слюноотделение в ответ на звонок.

       Во многом под  влиянием работ Павлова Уотсон  заявил, что наблюдение над поведением может быть описано в форме стимулов (S) и реакций (R). Уотсон полагал, что простая схема S – R

вполне пригодна для описания наблюдаемого поведения. Задача психологии – по стимулам предугадывать реакции, по реакциям определять на какие стимулы они возникли. Люди, как

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"