Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

пс.личн ответы.docx

— 146.79 Кб (Скачать файл)

Люди реагируют на события в  соответствии с тем, как они субъективно  воспринимают их. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Понимание поведения  человека зависит от изучения его  субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек  думает, чувствует и ведет себя данным образом, необходимо понять его  внутренний мир, его субъективные переживания, которые ответственны за его поведение.

 

23. Я - концепция в различных  психологических теориях: Эпигенетическая 
теория Э. Эриксона

Согласно модели Эрика Эриксона, человеческое существование зависит от трёхвзаимосвязанных процессов: биологического, психического и общественного.

«Для каждой стадии жизненного цикла  характерна специфическая задача, которая  выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла.

Решение задачи, согласно Э. Эриксону, зависит как от уже достигнутого уровня  психомоторного развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором этот индивид живёт. В результате борьбы положительных и отрицательных тенденций в решении основных задач на протяжении эпигенеза формируются основные качества личности.

Задача младенческого возраста - формирование базового доверия я  миру, преодоление чувства разобщённости  и отчуждения.

Задача раннего возраста - борьба против чувства стыда и сильного сомнения в своих действиях за собственную независимость и  самостоятельность.

Задача «игрового» (дошкольного) возраста - развитие активной инициативы и в  то же время переживание чувства  вины и моральной ответственности  за свои желания.

В период обучения в школе встаёт новая задача - формирование трудолюбия и умения  обращаться с орудиями труда, чему противостоит осознание собственной неумелости и бесполезности.

В подростковом и раннем юношеском  возрасте появляется задача первого  цельного осознания себя и своего места в мире; отрицательный полюс  в решении этой задачи - неуверенность  в  понимании собственного «Я» […]

Задача конца юности и начала зрелости - поиск спутника жизни  и установление близких дружеских  связей, преодолевающих чувство одиночества.

Задача зрелого периода - борьба творческих сил человека против косности и застоя. Период старости характеризуется  становлением окончательного цельного представления о себе, своём жизненном  пути в противовес возможному разочарованию  в жизни и нарастающему отчаянию.

Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой  формы эгоидентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.

При воспитании ребёнка нельзя забывать, что «негативные» чувства всегда существуют и служат динамическими  противочленами «позитивных» чувств на протяжении всей жизни.

Переход от одной формы эгоидентичности к другой вызывает кризисы идентичности, Кризисы, по Э. Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

 

24. Развитие Я - концепции  в онтогенезе

Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов:

1. Физическое выделение себя из окружающего мира начинается в младенчестве и завершается к 2 годам, когда ребенок понимает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Тогда ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливает границы своих владений («мой ботинок», «моя кукла»), осознавая себя и другого ребенка как отдельных существ. 2. Отношение к себе формируется в дошкольный период. Ребенок, например, считает себя «хорошим» или «неумехой»; в основном такие самооценки прямо отражают отношение к нему окружающих — прежде всего родителей, братьев, сестер. 3. Дошкольники очарованы собой, и поэтому многие их занятия и мысли направлены на то, чтобы как можно больше узнать о себе. Они сравнивают себя с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, поле, происхождении, симпатиях. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть общие с ними черты, и открывают новые для себя формы поведения, которые стараются перенять, Желая как можно больше узнать о себе, дошкольники задают множество вопросов. 4.Происходит процесс интернализации, в ходе которого социальные правила и нормы поведения становятся собственностью самого дошкольника, т. е. он принимает их как свои ценности.   Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей: например, рисуя мелом на стене, он говорит себе: «Нельзя, нельзя, нельзя!», т. е. делает то, что ему хочется, и в то же время пытается сдержать себя. Через несколько месяцев он, вероятно, сможет настолько контролировать себя, что не поддастся побуждению, которое сейчас еще не способен побороть.  5. В школьном возрасте происходит существенное изменение образа Я, напрямую зависящее от успехов/неудач в учебе, от отношения учителей, родителей и сверстников. Если ребенок добивается хороших результатов в учебе, он включает трудолюбие как составную часть в свой образ Я. Способность видеть себя отличным от других людей, обладающим определенными свойствами, составляет образ Я. 6. В отрочестве и юности самооценки принимают более отвлеченный характер, подростки заметно озабочены тем, как их воспринимают окружающие. 7. На протяжении всего взрослого периода жизни человек стремится и сохранить достаточно устойчивую Я-концепцию, и изменить ее. Важные события жизни — смена работы, женитьба, рождение детей и внуков, развод, потеря работы, война, личные трагедии — заставляют нас пересматривать отношение к себе.

 

25. Развитие личности. Критерии  сформированности личности 

Развитие личности — это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой.

Критерии сформировавшейся личности таковы:  1) наличие в мотивах  иерархии в определенном смысле —  как способности преодолевать собственные  непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению  опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны  по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может  иметь в основе и стихийно сложившуюся  иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может  не отдавать себе отчета в том, что  именно заставляет его поступать  определенным образом» однако действовать  вполне нравственно);  2) способность  к сознательному руководству  собственным поведением; это руководство  ведется на основе осознанных мотивов-целей  и принципов (в отличие от первого  критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов  — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности. 

 

 

26. Процесс формирования  личности. Механизмы формирования  личности

Л.И.Божович выделял два критерия сформировавшейся личности 
1. Определенная иерархией мотивов. 
Согласно этим взглядам мотивы, которые подчиняются поведению человека должны быть социально развиты, воспитаны в человека и заданы обществом. 
2. Способность к сознательному руководству собственным поведением. 
По мнению Леонтьева личность человека рождается дважды. Первое рождение личности относится к дошкольному возрасту и характеризуется появлением местоимения «Я». Второй раз это подростковый, так как в этом возрасте у человека появляется способность ориентироваться на свои собственные взгляды и правила не по принуждению других.

Стихийные механизмы формирования личности: 
1. Сдвиг мотива на цель(механизм формирования новых мотивов) 
2. Механизм идентификации 
Идентификация – большей частью бессознательный процесс отождествления себя с каким-либо человеком или группой людей или качеством личности.

Имитация – характеризуется  тем, что ребенок или подросток  во всем подражает своему идеалу.

Как правило у человека рано или поздно происходит смена людей для идентификации. Как правило этот момент сопровождается чувством разочарования, тяжелым эмоциональным переживанием.

Идентификация выполняет очень  важную функцию, она облегчает усвоение новых социальных направлений, переход  на новую социальную позицию. Позволяет  формироваться новым психологическим  структурам личности. 
3. Механизм принятия и освоения социальных ролей 
Социальная роль – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Социальный позиция – это  место которое может занимать человек по отношению к другим людям. Характеризуется полной совокупностью прав и обязанностей предписанных социальными ролями.

В первую очередь при освоении социальных ролей и вхождении в определенную социальную позицию люди о них  мечтают.

На более продвинутом этапе  освоения социальных ролей, роль может  становиться частью личности человека.

Часто социальная роль вносит в структуру  личности изменения, появляются новые  мотивы, происходит их переподчинение и это приводит к качественно  иной регуляции поведения и деятельности человека.

 

27. Движущие силы развития  личности в различных концепциях: 
Представление в психоаналитических теориях

Движущие силы поведения по Фрейду          

Этими силами Фрейд считал инстинкты, способствующие формированию психических  образов телесных  потребностей, выраженных в виде собственных стремлений и желаний. Используя закон сохранения энергии, он сформулировал, что источником психической энергии служит нейрофизиологическое состояние возбуждения. По теории Фрейда, каждый человек имеет ограниченное количество этой энергии, и целью любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте.

Юнг в личности  выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное. В эго представлено все, что человек осознает. Личное бессознательное содержит подавленные и вытесненные из области сознания переживания, а также скопления комплексе, представляющих собой связки мыслей и чувств. Коллективное бессознательное состоит из архаичных, изначальных элементов — архетипов, в которых заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на то, что происходит с человеком

Понимание движущих сил как врожденных потребностей: подкрепление в бихевиоризме, сублимация исходных влечений в психоанализе (гомеостатическая модель З.Фрейда, стремление к преодолению комплексов в индивидуальной психологии А. Адлера, представление о внутренних социальных источниках в неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма). Развитие личности как имманентное свойство субъекта: когнитивные конфликты, внутриличностное напряжение - в когнитивистской ориентации (теория поля К.Левина, концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера); стремление к самоактуализации и развитие иерархии потребностей (А.Маслоу, Г.Олпорт), поиск смысла (В.Франкл). самосозидание (К.Роджерс) в экзистенциалистской ориентации. Активность субъекта как движущая сила развития личности в деятельностном подходе (А.Н.Леонтьев, С. Л. Руби нштейн).

 

 

28. Движущие силы развития  личности в различных концепциях: 
Представление в когнитивных теориях

Когнитивные теории личности. Основоположником этого подхода был американский психолог Дж.Келли (1905— 1967). Он считал, что человек — это исследователь, пытающийся понять, что с ним происходит, и предсказать, что с ним произойдет в будущем. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

 

 

 

29. Движущие силы развития  личности в различных концепциях: 
Представление персоналистической психологии Г. Олпорта

Персонологическая социология Олпорта создавалась в контексте разработки общей концепции личности

Олпорт настаивал на необходимости исследования психически здоровых, полноценных людей, обладающих активно выраженным отношением к миру, и использовании полученных знаний при изучении и лечении больных людей. 

Олпорт предложил рассматривать личность как производную от системы человеческих взаимосвязей и социокультурной среды, сложную, непрерывно развивающуюся организацию, интегрирующую множество различных иерархически организованных компонентов.

Придавая особое значение не прошлому, а настоящему и будущему личности, Олпорт стремился показать, что сущность личности в значительной мере характеризуется её стремлением к преодолению низших уровней и принципов существования (например, принципа гомеостазиса) и постоянным поиском новых напряжений, интересов и осмысленных целей, выступающих в роли источника постоянного развития личности.

Сформулировал концепцию «трайтов». В общем, под трайтами Олпорт понимал «черты-мотивы», «черты-интересы» и «черты-потребности». Согласно концепции Олпорта, трайты являются основным мотивом поведения человека и в совокупности своей выступают в качестве механизма развития личности. По Олпорту, для человека характерно наличие двух взаимосвязанных типов трайтов: основных (стимулирующих поведение личности) и инструментальных (формообразующих факторов поведения личности). При этом Олпорт полагал, что процесс взаимодействия разнообразных трайтов порождает новые трайты, проявляющиеся преимущественно как мотивы и интересы. 

 

 

 

 

 

1. Понятие личности в философии,  социологии и психологии 
2. Понимание предмета психологии личности в отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн) 
3. Различные подходы к пониманию личности. 
4. Проблема соотношения понятий <<индивид>>, <<субъект>>, <<личность>> <<индивидуальность>> 
5. Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности 
6. Темперамент в структуре личности: определение и сферы проявления 
7. Теории темперамента и эволюция взглядов на темперамент 
8. Современные концепции темперамента 
9. Соотношение темперамента и характера. 
10. Характер и личность. Критерии патологического характера, 
акцентуации характера (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, К. Леонгард, А.Е. Личко) 
11. Способности: проблема происхождения способностей, генетические и средовые детерминанты и механизмы их развития 
12. Виды способностей, сенситивные периоды в развитии способностей 
13. Направленность как ведущий компонент в структуре личности 
14. Жизненный путь как единица анализа личности 
15. Личностные кризисы, их понимание в различных психологических школах 
16. Активность личности как психологическая характеристика, ее проявления 
17. Способы личностного поведения, индивидуальные личностные стратегии 
18. Самосознание личности и его компоненты: когнитивный, 
эмоциональный, поведенческий 
19. Я - концепция (понятие, структура, функции) 
20. Я - концепция в различных психологических теориях: Разработка Я - концепции В. Джемсом 
21. Я - концепция в различных психологических теориях: Символический интеракционизм Ч. Кули и Дж. Мида 
22. Я - концепция в различных психологических теориях: 
Феноменологический подход К. Роджерса 
23. Я - концепция в различных психологических теориях: Эпигенетическая 
теория Э. Эриксона 
24. Развитие Я - концепции в онтогенезе 
25. Развитие личности. Критерии сформированности личности 
26. Процесс формирования личности. Механизмы формирования личности 
27. Движущие силы развития личности в различных концепциях: 
Представление в психоаналитических теориях 
28. Движущие силы развития личности в различных концепциях: 
Представление в когнитивных теориях 
29. Движущие силы развития личности в различных концепциях: 
Представление персоналистической психологии Г. Олпорта 
30. Движущие силы развития личности в различных концепциях: 
Представление в архетипической психологии К.Г. Юнга. 
31. Принцип саморазвития в отечественных теориях 
32. Психодинамическое направление. Психоанализ З. Фрейда: структура психического 
33. Психодинамическое направление. Психоанализ З. Фрейда: 
психосексуальные стадии развития 
34. Психодинамическое направление. Психоанализ З. Фрейда: природа 
тревоги. Механизмы психологической защиты 
35. Психодинамическое направление. Аналитическая психология К.Г. Юнга 
36. Психодинамическое направление: Индивидуальная психология А. Адлера. 
37. Эго-теория личности Э. Эриксона 
38. Социокультурная теория личности К. Хорни 
39. Психоаналитическая теория объектных отношений 
40. Бихевиоральное направление: основные положения 
41. Бихевиоральное направление: реформа бихевиоризма Б.Ф. Скиннером 
42. Бихевиоральное направление: теория подражания (Н. Миллер, Дж. 
Доллард), научение через моделирование (А. Бандура) 
43. Когнитивисткие теории личности: Теория личностных конструктов Дж. Келли 
44. Когнитивисткие теории личности: теория поля К.Левина 
45. Диспозициональная теория личности Г. Олпорта 
46. Факторная теория личности Х. Айзенка 
47. Факторная теория черт Р. Кеттела 
48. Гуманистическая теория личности А. Маслоу 
49. Феноменологическая теория личности К. Роджерса 
50. Гуманистическая теория личности Э. Фромма 
51. Теории личности в экзистенциальной психологии 
52. Общее и различное в Dasein-подходах Л. Бинсвангера и М. Босса 
53. Теория личности А.Ф. Лазурского 
54. Теория личности В.Н. Мясищева 
55. Теория личности К.К. Платонова 
56. Теория личности А.Н. Леонтьева 
57. Теория личности С.Л. Рубинштейна 
58. Учение Б.Г. Ананьева о человеке 
59. Идея личности в концепции Б.С.Братуся об устройстве психического 
аппарата человека 
60. Личность в психологии и философии позднего модернити 
(постнеклассические теории личности)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"