Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
2. Понимание предмета
психологии личности в
(Б.Г. Ананьев, С.Л. Выготский, Б.Ф. Ломов,
С.Л. Рубинштейн)
Ананьев подчёркивает, что личность – это продукт своей эпохи и жизни страны. Развитие личности связано со сменой её социального статуса. Когда человек готов, но нет возможности. И не готов, но это произошло. Личность рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом. Это "связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения… предметной деятельности… Подобно тому, как начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, так и начало личности - долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека"
Главная идея Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым. Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. В связи с проблемой высших психических функций обсуждается феномен натуральных психических функций, которые являются врожденными и непосредственными. Развитие, согласно Выготскому, идет по двум линиям. "В развитии ребенка представлены (не повторены) оба типа психического развития, которое мы в изолированном виде находим в филогенезе: биологическое и историческое, или натуральное и культурное, развитие поведения. В онтогенезе оба процесса имеют свои аналоги (не параллели). Это основной и центральный факт, исходный пункт нашего исследования: различение двух линий психического развития ребенка, соответствующих двум линиям филогенетического развития поведения. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка"
Формирование личности, по Выготскому, представляет собой процесс культурного развития. Он писал, что можно поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность формируется в результате такого исторического развития, и сама по себе исторична. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций. Чем больше в человеке представлено культурное, тем сильнее выражен процесс овладения миром и собственным поведением, тем значительнее личность.
Согласно Б. Ф. Ломову, понять психическое можно лишь в результате его анализа во множестве внешних и внутренних отношений, в которых оно является целостной системой.
Обосновывая данную идею, исследователь
исходил из того, что психическое
выступает как отражение
Рубинштейн развивает объективн
Основатель принципа единства сознания и деятельности. и он говорит, что сознание – это высшее личностное образование. Кроме этого личность осуществляет взаимосвязь между сознанием и деятельностью. Это совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия.
В этом отношении личность – это субъект жизни, сама организует жизнь, регулирует её ход и несёт ответственность за свои решения.
Личность опирается на свою направленность
– это совокупность сознательных
жизненных устремлений и
3. Различные подходы к пониманию личности.
В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности: 1) биогенетический; 2) социогенетический; 3) персоногенетический.
В соответствии с биогенетическим подходом развитие личности представляет собой развертывание генетической программы конкретного человека. Этот подход изучает развитие человека как индивида, обладающего определенными человеческими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства мозга и др.).
С точки зрения социогенетическог
В зарубежной психологии возникла отрасль, которая занимается изучением личности, получившая называние ``персонология'' (от англ. persona -- личность). Благодаря этой отрасли и возник третий подход в понимании личности - персоногенетический. В центре внимания этого подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого ``Я'', борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации, поиска смысла жизни.
В рамках персоногенетического подхода выделяют следующие психологические теории.
К зарубежным теориям личности относят психо
Среди отечественных теорий личности можно
выделить теорию А. Ф. Лазурского об экзо- и эндопсихике, теорию отношений В. Н. Мясищева, теор
4. Проблема соотношения
понятий <<индивид>>, <<субъект>>,
<<личность>>
<<индивидуальность>>
Каждый человек как
5. Структурный и системно-
В изучении личности условно выделяют три периода: фи-лософско-литературный, клинический и экспериментальный.
В философско-литературном периоде, начало которого уходит в глубокую древность, в центре внимания находилась проблема изучения нравственной и социальной природы человека и ее внешних проявлений в поступках и поведении. Понятие «личность» трактовалось широко. В его содержание включались биологические и социальные особенности, поведение, культура и многое другое.
Клинический период, начало которого определяется первым десятилетием XIX в., связан с проявлением интереса к проблеме личности со стороны врачей-психиатров. Наблюдая в условиях клиники за душевно больными людьми, в центр их внимания попали те личностные особенности, которые ярко проявляются у больных людей и, как установлено позже, присущи, хотя в значительно меньшей степени, и здоровым людям (различного рода акцентуации, экстраверсия — интроверсия и др.)
Экспериментальный период зародился в начале XX в. и связан с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. Его появление обусловлено несовершенством господствовавшего в то время атомистического подхода к изучению человека, требовавшего разложения свойств личности на отдельные процессы. Ученые пытались с позиций собирательского подхода выяснить количество свойств, которые присущи личности. Естественно, при таком подходе трудно было понять сущность личности, представляющей единое целое.
Зарождающаяся в начале XX в. наука психодиагностика потребовала нового подхода к изучению личности, использовавшего «язык описания». Им стал структурный подход. Суть структурного подхода состоит в том, что ученые, изучая свойства личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций.
6. Темперамент в структуре личности: определение и сферы проявления
ТЕМПЕРАМЕНТ - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.
К свойствам темперамента относятся:
1) индивидуальный темп и ритм процессов психических;
2) степень устойчивости чувств;
3) степень волевого усилия.
Выделяются три сферы
Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Темперамент всегда связывался с органическими основами, или физиологическими особенностями организма. Гиппократ, исходя из представлений античных времен, описал четыре типа темперамента. Его подход был чисто физиологическим: темперамент никак не связывался с психической жизнью и говорилось даже о темпераменте отдельных органов. Свойства темперамента с самого начала связывались с представлениями о типах темперамента (-> темперамент: классификация), о психологических свойствах, сильно выраженных у многих людей с разными демографическими и социальными признаками, но не встречающихся или же слабо выраженных у других.
7. Теории темперамента
и эволюция взглядов на
Известна теория конституционной типологии, которая представлена в работах Э.Кречмера и У.Шелдона. Сущность данной типологии заключается в идее о том, что люди с определенным типом телосложения имеют определенные психические особенности. Например, Э.Кречмер, наблюдая и измеряя различные части тела, выделил четыре конституционный типа: 1.Лептосоматик – высокий, худой, хрупкий. 2.Пикник – человек округленных форм, с выраженной жировой тканью. 3.Атлетик – человек с развитой мускулатурой. 4.Диспластик – люди с бесформенным, неправильным строением, непропорциональностью. В соответствии с данным типом телосложения. Э Кречмер выстраивает три типа темперамента. Эти типы приведены в следующем соответствии: - лемтосоматик – шизотимик (замкнутый, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению); - атлетик – иксотимик (спокойный, мало впечатлительный человек, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления, часто мелочный); - пикник – циклотимик (его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах). Данная теория было широко распространена в начале ХХ века в Европе. А в США приобрела популярность концепция темперамента У Шелдона, который также доказывал, что особенности строения тела и темперамент – это две взаимозависимых параметра человека. Именно структура тела определяет темперамент, который является его функцией. Позаимствовав термины их эмбриологии, У Шелдон дает следующие типы телосложения и соответствующие им типы темперамента, определяющие тот или иной тип поведения: -эндоморфный (с развитыми внутренними органами) – висцеротоники (с выраженной любовью к физическому комфорту, пристрастием к еде, любовью к компаниям и дружбе, отсутствие взрывных эмоций, хороший сон);- мезоморфный ( с развитой мышечной тканью) – соматотоники (уверенность в осанке и движениях, склонность к физической деятельности, энергичность, потребность в дывижении и удовольствие отних, решительные манеры, храбрость, сильная агрессивность, отсутствие сострадания, шумное повнедение, внешний вид соответствует более пожилому возрасту); -эктоморфный (с развитой кожей и нервной тканью) – церебротоники (заторможенность в движениях, скованность в осанке, чрезмерная физиологическая реактивность. Повышенная скорость реакций. Склонность к уединению, самоконтроль мимики, заторможенность в общении, тихий голос, избегание шума, плохой сон, хроническая усталость устойчивость к действию алкоголя, ориентация на пожилой возраст).Теория связи свойств нервной системы и типов темперамента была предложена И.П.Павловым. К этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения. Их уравновешенность и подвижность. Данные свойства нервных процессо образуют определенные системы, комбинации, которые и образуют, по его мнению, тип высшей нервной деятельности.
8. Современные концепции темперамента
Гуморально-эндокринная теория берет свое начало от Гиппократа, который пришел к заключению, что в организме смешиваются четыре влаги, или сока: кровь — теплое начало; слизь — холодное начало; черная желчь — влажное начало и желтая желчь — сухое начало. В зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека. Спустя 5 веков Гален описал типологию темпераментов, названия которых берутся от греко-латинских корней: флегматик («флегма» — слизь); холерик («хойле» — желчь); меланхолик («мелане хойле» — черная желчь) и сангвиник (sangis — кровь). Эти названия темпераментов сохранились и в современном языке.
Конституциональные теории темпераментов разрабатывали Кречмер и Шелдон.
Основоположником
В исследованиях Мерлина были установлены многочисленные многозначные связи между свойствами нервной системы и свойствами темперамента, что по существу означает, что одно и то же свойство темперамента может быть обусловлено несколькими свойствами нервной системы, и одно и то же свойство нервной системы может влиять на несколько проявлений темперамента.
Современные концепции темперамента пытаются объединить 3 указанные выше группы теорий темперамента: гуморально-эндокринную, конституциональную и нейродинамическую. Так, в «специальной теории индивидуальности» Русалова в качестве механизма формирования темперамента предлагается рассматривать общую конституцию, определяя ее как многоуровневую, целостную характеристику, включающую биохимический, анатомо-морфологический и нейрофизиологический уровни. Какие бы теории ни укладывались в основу темперамента, большинство исследователей, как отечественных, так и зарубежных, определяют темперамент как устойчивую, врожденную, базовую характеристику, которая определяет разнообразие поведенческих проявлений. Кроме того, темперамент является первоосновой, определяющей индивидуальные особенности поведения с самых первых месяцев жизни и оказавшиеся устойчивыми на протяжении многих лет или всей жизни в целом. Факт устойчивости проявления черт темперамента подтвержден лонгитюдными исследованиями американских психологов Томаса и Чесс с сотрудниками, наблюдавшими проявления темперамента у одних и тех же детей в младенческом, 5- и 10-летнем возрасте, и другими исследованиями.