Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

пс.личн ответы.docx

— 146.79 Кб (Скачать файл)

 

9. Соотношение темперамента  и характера.

 Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.

 А. Г. Ковалев и В. Н.  Мясищев (1957) отмечают, что вопрос  о соотношении темперамента и  характера ставился многими психологами.  Авторы выделили четыре группы  мнений:

   - отождествление темперамента  и характера 

   - противопоставление темпераменту  характера, установление между  ними антагонистических отношений 

   - признание темперамента  элементом характера 

   - признание темперамента  основной природой характера 

  Точка зрения 1. Темперамент  = Характер                                                                                                    Кречмер, выводя темперамент из особенностей телесной конституции, отождествляет его с характером личности.

   Такое отождествление распространено  в западной психологии, где темперамент  не выделяется как самостоятельное  понятие, а выступает в качестве  синонима понятий "характер" и даже "личность". Такую точку  зрения можно найти у авторов: R. Cattell, H. Eber, M. TatsuoKa, Н. Eysenk, А. Ф. Лазурский. Последний отождествлял темперамент и характер, относя их к эндопсихике, характеризующей врожденный запас физических и духовных сил. Лазурский считал, что эндопроявления выражают внутренние, субъективные соотношения между психофизиологическими элементами данной личности, и в то же время они всегда связаны с индивидуальными особенностями центральной нервной системы.

Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру . Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.

Точка зрения 3. Темперамент входит в характер  .Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.

Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.

 

10. Характер и личность. Критерии патологического характера, 
акцентуации характера (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, К. Леонгард, 
А.Е. Личко)

 Психопатии – это такие  аномалии характера, которые,  по словам П. Б. Ганнушкина (1933), "определяют весь психический  облик индивидуума, накладывая  на весь его душевный склад  свой властный отпечаток", "в  течение жизни... не подвергаются  сколько-нибудь резким изменениям", "мешают... приспособляться к окружающей  среде". Эти три критерия были  обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. Относительная стабильность черт характера является менее доступным для оценки в этом возрасте ориентиром. Слишком короток бывает еще жизненный путь. Под сколько-нибудь резкими изменениями в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены типа. Если очень веселый, общительный, шумливый, неугомонный ребенок превращается вдруг в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то все это скорее всего не соответствует критерию относительной стабильности, и как бы не были выражены психопатические черты, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии... Нарушения адаптации, или, точнее, социальная дезадаптация, в случаях психопатий обычно проходит через весь подростковый период. Еще на заре учения о психопатиях возникла проблема отграничения их от крайних вариантов нормы. В. М. Бехтерев (1886) упоминал о "переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием. П. Б. Ганнушкин (1933) подобные случаи обозначал как "латентную психопатию",и О. В. Кербиков (1961) – как "предпсихопатию", Г. К. Ушаков (1973) – как "крайние варианты нормального характера".Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – "акцентуированная личность". Однако правильнее говорить об "акцентуациях характера" (Личко; 1977). Личность – понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т. д. В описаниях K. Leongard речь идет именно о типах характера. В добавление к критериям П. Б. Ганнушкина, О. В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии (Личко, 1977). При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, социальная дезадаптация возникают от любых психических травм, в самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно лишь тогда, когда они адресуются к "месту наименьшего сопротивления", к "слабому звену" данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему, отличные от других типов, "слабые места".Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

   Скрытая акцентуация. Эта  степень, видимо, должна быть отнесена  не к крайним, а к обычным  вариантам нормы. В обыденных,  привычных условиях, черты определенного  типа характера выражены слабо  или не проявляются совсем. Даже  при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном  знакомстве с биографией трудно  бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления". Психогенные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило, не приводит к заметной социальной дезадаптации

 

11. Способности: проблема  происхождения способностей, генетические  и 
средовые детерминанты и механизмы их развития

Теория о генетической природе  способностей. С точки зрения этой теории способности - это врожденные индивидуально-психологические особенности  человека, которые передаются от родителей  ребенку по наследству. Доказательством  врожденности способностей служит их раннее проявление у ребенка. В этом случае ссылаются на известные примеры  знаменитых людей искусства и  науки. Например, у Моцарта музыкальные способности обнаружились в три года, у Гайдна - в четыре, Рафаэль показал себя как художник в восемь лет, Гаусс свои чрезвычайные способности к математике проявил в четыре года и т. д. В качестве доказательства врожденности способностей приводятся факты их повторения у потомков выдающихся людей, например, существуют одаренные семьи или целые династии: Бахов, Дарвинов и др.    2. Теория приобретенных способностей. Социальное окружение, атмосфера, в которой растет и воспитывается ребенок, может оказать на развитие его способностей значительное воздействие. Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, следует назвать деятельность опытных, выдающихся педагогов; особенности той или иной культуры; особенности воспитания. В то же время, обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей. На основе рассмотренных точек зрения можно сделать вывод, что факторы среды и факторы наследственности играют важную роль в формировании и развитии способностей. Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов.      В последние годы появился ряд работ, свидетельствующих о существенном вкладе наследственных факторов в процесс развития когнитивных характеристик человека. В одном из первых лонгитюдных исследований умственного развития близнецов  было обнаружено большее сходство профилей умственного развития МЗ близнецов, чем ДЗ близнецов. Методологическое значение этого факта трудно переоценить, поскольку он неопровержимо свидетельствует об участии генома в процессе психического развития. Последующие работы подтвердили эти данные. Было также показано, что с возрастом влияние генотипа и индивидуальной среды на индивидуальные особенности когнитивных характеристик увеличивается, а влияние общей среды уменьшается. К сожалению, в генетике поведения лонгитюдные исследования, позволяющие одновременно проследить возрастные изменения психологических характеристик и понять природу этих изменений, немногочисленны, и практически все они выполнены либо на американской, либо на европейской популяциях. Вместе с тем известно, что полученные закономерности могут быть верны лишь по отношению к исследованной популяции и не могут автоматически переносится на другие. Лонгитюдные исследования когнитивной сферы на близнецах русской популяции до настоящего времени не проводились.

Целью данного лонгитюдного проекта было выяснение характера генетического контроля когнитивных характеристик в ходе развития от дошкольного до подросткового возраста.

 

12. Виды способностей, сенситивные  периоды в развитии способностей  

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному  выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.   

Рубинштейн С.Л.: способности развиваются  в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности  происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность  одного уровня, открывает новые возможности  для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности  человека - внутренние условия его  развития, которые формируются в  процессе взаимодействия человека с  внешним миром.  
   Виды способностей: общие - связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные - связаны с условиями отдельной деятельности.  
   Условия развития способностей:  
   1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;  
   2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);  
   3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:  
   - простая деятельность - снижение интересов;  
   - очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации.

 

 

13. Направленность как  ведущий компонент в структуре  личности

Иерархия потребностей личности и  соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию - направленность личности - системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал  С. Л. Рубинштейн, "проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов  определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и  задачами". Поэтому направленность личности проявляется во всех видах  потребностей, мотивах и мотивационных  образованиях. Именно направленность определяет психологический облик  личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.     Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, они образуют своеобразный стержень личности, В них то и проявляется направленность личности. Б. Ф. Ломов отмечал, что потребностно-мотивационная сфера личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные цели личности, определяющие ее жизненный путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям деятельности, но и целям - ценностям жизни, постольку в свете той или иной направленности выстраивается жизненный путь личности.

Как говорилось выше, личность характеризуется  не только тем, что она хочет, к  чему стремится, но и тем, что она  может, на что она способна. Но способности  характеризуют не только возможности  человека. Они неразрывно связаны  со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности  человека возможно в ходе анализа  жизнедеятельности личности.

 

14. Жизненный путь как  единица анализа личности

 На протяжении развития психологического знания проблема анализа жизненного пути вставала перед учеными в различных аспектах, начиная с Ш.Бюлер, которая предло- жила рассматривать жизненный путь в контексте объективных условий жизни, истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека. В дальнейшем С.Л.Рубинштейн предлагает рассматривать жизненный путь одновременно как нечто целое и как ряд этапов, каждый из которых благодаря активности личности мо- жет стать поворотным. К.А.Абульханова, рассматривая проблему личностной организа- ции времени, предлагает рассматривать личностную активность как способ организации времени жизни, превращения потенциального времени развития личности в реальное вре- мя жизни. Т.Н.Березина рассматривает временную трасспективу, как психологическое об- разование, в процессуальном аспекте которого органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. А.А.Кроник и Е.И.Головаха, представители со- бытийного подхода, считали, что анализ личности, ее жизненного пути и временной орга- низации необходимо осуществлять через анализ событий в плоскости прошлое- настоящее-будущее, а события при этом рассматриваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.

исследования стала процедура  «Линия жизни. Суть ее заключается в  следующем: испытуемому предлагалось на блан- ке со шкалой от +5 вверх и до –5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как по- ложительные (движением вверх) и как отрицательные (вниз). Потом предлагали про- должить эту линию в будущее, отражая на ней события, которые испытуемый предполагает или желает видеть в своем будущем, при этом не оговаривалось, до какого именно периода необходимо рисовать. Потом предлагалось раскрасить события в «подходящие» цвета и рассказать об этих событиях.

Для статистического анализа был  выбран метод ранговой корреляции Спирмена, посредством которого были получены результаты и сделаны соответствующие выводы. Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи смысловой сферы личности и особенностями строения жизненного пути, что показывает, пусть кос- венно, взаимосвязь таких интегративных образований как смысловая сфера личности и жизненный путь. Данная связь делает возможным предположение о гомологичности, изоморфности строения жизненного пути и смысловой сферы. При выделении единицы жизненного пути личности представляется возможным использовать в качестве такой единицы смысл события, в котором отражается сущность целого – жизненного пути. Смысл события далее неразложим без потери сущностных характеристик, и именно смысл события в структуре жизненного пути дает возможность анализа сознания как явления культурно-исторического, порождаемого жизненной активностью субъекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"