Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
9. Соотношение темперамента и характера.
Говоря о характере, обычно подразумевают те свойства личности, которые накладывают определенный яркий отпечаток на все ее проявления. Характер выражают специфическое для личности отношение к миру, другим людям, животным, объектам и явлениям. Именно в этом смысле обычно говорят, что у человека плохой характер или хороший, благородный или низкий, и т. п.
А. Г. Ковалев и В. Н.
Мясищев (1957) отмечают, что вопрос
о соотношении темперамента и
характера ставился многими
- отождествление темперамента и характера
- противопоставление
- признание темперамента элементом характера
- признание темперамента основной природой характера
Точка зрения 1. Темперамент
= Характер
Такое отождествление
Точка зрения 2. Темперамент противоположен характеру . Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм. Вторая тормозит первую. Темперамент не входит в характер, последний находится в антагонистических отношениях с первым. Развитие личности свершается как преодоление темперамента характером, преобразование первого под влиянием второго. Личность как бы раздваивается, отдельные ее свойства противопоставляются друг другу. При этом характер может вступать в конфликт с темпераментом. Темперамент связывается с сочетанием его свойств, обеспечивающих гармоничность в развитии индивидуальности, характер же связывается с акцентуацией его черт.
Точка зрения 3. Темперамент входит в характер .Эта точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения.
Точка зрения 4. Темперамент определяет природу характера Темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.
10. Характер и личность.
Критерии патологического
акцентуации характера (П.Б. Ганнушкин,
О.В. Кербиков, К. Леонгард,
А.Е. Личко)
Психопатии – это такие
аномалии характера, которые,
по словам П. Б. Ганнушкина (1933),
"определяют весь психический
облик индивидуума, накладывая
на весь его душевный склад
свой властный отпечаток", "в
течение жизни... не подвергаются
сколько-нибудь резким
Скрытая акцентуация. Эта
степень, видимо, должна быть отнесена
не к крайним, а к обычным
вариантам нормы. В обыденных,
привычных условиях, черты определенного
типа характера выражены слабо
или не проявляются совсем. Даже
при продолжительном
11. Способности: проблема
происхождения способностей, генетические
и
средовые детерминанты и механизмы их
развития
Теория о генетической природе
способностей. С точки зрения этой
теории способности - это врожденные
индивидуально-психологические
Целью данного лонгитюдного проекта было выяснение характера генетического контроля когнитивных характеристик в ходе развития от дошкольного до подросткового возраста.
12. Виды способностей, сенситивные
периоды в развитии
Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн). Механизм формирования способностей: обобщение (психических процессов отношений, которые проявляются в деятельности) + закрепление.
Рубинштейн С.Л.: способности развиваются
в процессе взаимодействия человека
с вещами и предметами, продуктами
исторического развития. Развитие способности
происходит по спирали: реализация возможности,
которая предоставляет
Виды способностей: общие - связаны с условиями
ведущих форм человеческой деятельности
(креативность, например); специальные
- связаны с условиями отдельной деятельности.
Условия развития способностей:
1. Необходимо учитывать сенситивные периоды
развития различных функций;
2. Наличие благоприятной социальной среды
(окружение, которое обладает знаниями
и т.п.);
3. В каждый момент времени деятельности
должна находиться в зоне оптимальной
трудности:
- простая деятельность - снижение интересов;
- очень сложная деятельность - снижение
темпа, мотивации.
13. Направленность как ведущий компонент в структуре личности
Иерархия потребностей личности и
соответствующих им мотивов, по сути,
выражает ее генеральную динамическую
тенденцию - направленность личности -
системообразующее качество личности,
своеобразный интегратор всех динамических
тенденций личности. Как отмечал
С. Л. Рубинштейн, "проблема направленности
- это, прежде всего, вопрос о динамических
тенденциях, которые в качестве мотивов
определяют деятельность, сами, в свою
очередь, определяясь ее целями и
задачами". Поэтому направленность
личности проявляется во всех видах
потребностей, мотивах и мотивационных
образованиях. Именно направленность
определяет психологический облик
личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно
в направленности выражаются цели,
во имя которых действует
Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.
14. Жизненный путь как единица анализа личности
На протяжении развития психологического знания проблема анализа жизненного пути вставала перед учеными в различных аспектах, начиная с Ш.Бюлер, которая предло- жила рассматривать жизненный путь в контексте объективных условий жизни, истории переживаний, становления и изменения ценностей, эволюции внутреннего мира человека. В дальнейшем С.Л.Рубинштейн предлагает рассматривать жизненный путь одновременно как нечто целое и как ряд этапов, каждый из которых благодаря активности личности мо- жет стать поворотным. К.А.Абульханова, рассматривая проблему личностной организа- ции времени, предлагает рассматривать личностную активность как способ организации времени жизни, превращения потенциального времени развития личности в реальное вре- мя жизни. Т.Н.Березина рассматривает временную трасспективу, как психологическое об- разование, в процессуальном аспекте которого органически объединяются, генерируются прошлое, настоящее и будущее личности. А.А.Кроник и Е.И.Головаха, представители со- бытийного подхода, считали, что анализ личности, ее жизненного пути и временной орга- низации необходимо осуществлять через анализ событий в плоскости прошлое- настоящее-будущее, а события при этом рассматриваются не как объективные единицы жизни, а как значимые для человека субъективные составляющие.
исследования стала процедура «Линия жизни. Суть ее заключается в следующем: испытуемому предлагалось на блан- ке со шкалой от +5 вверх и до –5 вниз, изобразить «линию своей жизни», отмечая на ней события своей жизни, при этом оценивая их относительно предлагаемой шкалы как по- ложительные (движением вверх) и как отрицательные (вниз). Потом предлагали про- должить эту линию в будущее, отражая на ней события, которые испытуемый предполагает или желает видеть в своем будущем, при этом не оговаривалось, до какого именно периода необходимо рисовать. Потом предлагалось раскрасить события в «подходящие» цвета и рассказать об этих событиях.
Для статистического анализа был выбран метод ранговой корреляции Спирмена, посредством которого были получены результаты и сделаны соответствующие выводы. Полученные данные свидетельствуют о взаимосвязи смысловой сферы личности и особенностями строения жизненного пути, что показывает, пусть кос- венно, взаимосвязь таких интегративных образований как смысловая сфера личности и жизненный путь. Данная связь делает возможным предположение о гомологичности, изоморфности строения жизненного пути и смысловой сферы. При выделении единицы жизненного пути личности представляется возможным использовать в качестве такой единицы смысл события, в котором отражается сущность целого – жизненного пути. Смысл события далее неразложим без потери сущностных характеристик, и именно смысл события в структуре жизненного пути дает возможность анализа сознания как явления культурно-исторического, порождаемого жизненной активностью субъекта.