Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"
сказал Уотсон, – продукт их опыта и их поведение может управляться полностью, при помощи управления их окружающей средой. Основная задача бихевиоризма с точки зрения Уотсона – наблюдение за поведением
человека с целью:
а) в каждом
данном случае при данном
реакция;
б) в случае данной реакции определить, какой ситуацией она вызвана.
Основная формула бихевиоризма – R = f S.
Уотсон выделял следующие реакции в поведении:
1) наружные или
видимые приобретенные –
футбол;
2) внутренние или скрытые приобретенные (мышечные или внешняя речь);
3) наружные (видимые) наследственные (чихание, мигание);
4) внутренние (скрытые)
наследственные реакции (
изменения в кровообращении).
Уотсон полгал, что число врожденных реакций, необходимых для приспособления
организма не велико, поэтому поведение человека является результатом обучения. Навыки и обучение – главная проблема бихевиоризма. Навык – индивидуально приобретенное или заученное действие. Процесс приобретения
навыков и научение в бихевиоризме трактуется механистически.
39. Психоаналитическая теория объектных отношений
ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ – отношения человека к окружающему его миру людей и вещей, основанные на восприятии реальных или воображаемых объектов и возможных способов взаимодействия с ними.
Теории объектных отношений
различают в соответствии с некоторыми
основными критериями, наиболее важным
из которых является степень согласованности
между теорией объектных
С этими противоречиями связано расхождение во мнениях по поводу происхождения агрессии и ее роли в процессе мотивации поведения. Теоретики, отрицающие предположение о существовании врожденных влечений (Салливан) или ставящие знак равенства между либидо и стремлением к объектным отношениям (Фейрбэрн), полагают, что агрессия возникает вследствие фрустрации либидозных потребностей. Это относится прежде всего к травматическим переживаниям в период ранних отношений между матерью и ребенком. И напротив, теоретики, придерживающиеся теории влечений Фрейда, исходят из того, что агрессия является врожденным состоянием и оказывает существенное влияние на форму контактов и взаимодействия в детском возрасте. К числу сторонников этого подхода несомненно относится Мелани Кляйн и в какой-то степени принадлежат Винникот и приверженцы эго-психологического варианта теории объектных отношений.
38. Социокультурная теория личности К. Хорни
Во многом ее учение берет истоки у всем известного Зигмунда Фрейда, Карен Хорни так же считала, что многие наши неприятности настоящего берут свое начало в нашем прошлом, а именно в вытесненных детских переживаниях. В чем они расходились, так это в том, каким образом эти детские переживания влияют на само формирование зрелой личности, то есть каким образом развивается сама личность человека. Ее основная идея – мы становимся такими какие мы есть благодаря нашим родителем, точнее нашим взаимоотношениям с ними.
Базальная тревога: этиология неврозов
Сама Хорни не признавала того, что базальная (то есть природная) тревога присуща человеку от рождения, она считала, что ее появление есть результат неблагоприятных отношений с родителем в раннем детстве ребенка. Неблагоприятные отношения разрушают хрупкое доверие и наивность ребенка, призывая его защищаться и закрываться от мира, уходить от прямого контакта с ним, одевая маски.
Если ребенок чувствует любовь и принятие своих родителей, то он будет развиваться естественным путем, останется открытым к миру и людям, оставив при себе то ценное, чем обладают все дети – свое естество. Мы говорили о том, что при потери этого доверия и комфорта, ребенок может закрыться от мира, подавив в себе агрессию, которая в дальнейшем станет тревогой и непрошибаемым недоверием ко всему. Другой путь развития заключается в том, что это недоверие перерастет в открытую агрессию, враждебность сначала ко своим родителям, потом ко всему миру.
Невротические потребности: стратегии
компенсации базальной тревоги.
продолжать жить в обществе с другими,
такому человеку необходимо справится
с приобретенной тревогой, для этого он
изобретает для себя различного рода защитные
стратегии, Карен Хорни описала 10 таких.
Все эти стратегии присущими каждому из нас в большей или меньшей степени. Они помогают нам справится с чувствами враждебности и отчужденности, одиночества и беспомощности. Отличие здорового человека от нездорового заключается в том, что невротик (нездоровый) сосредотачивает все свое внимание только на одной из стратегий и не задействует другие. Думаю, что у каждого из нас, есть такой пример перед глазами, когда человек из массы возможных вариантов решения и множеств всегда выбирает только одно, точно так же как из всех цветов, существующих в мире, человек изо дня в день, из ситуации в ситуацию, будет выбирать только один цвет. И этот цвет он будет вставлять в любую ситуацию, в независимости от того, подходит он туда или нет. Такой зацикленный сценарий приводит к ощущению замкнутого круга. Если вы ловите себя на ощущение, что Вы будто та пони из детского мультика все ходите по круглой арене и никак не можете выйти из нее, то Вы как раз и застряли в одном из сценариев.
37. Эго-теория личности Э. Эриксона
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
1.Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности.
2.Личность развивается от
Это еще один отход от классического психоанализа, где развитие личности описывалось только как развитие детской сексуальности. Впрочем, развитие личности для Эрика Эриксона - пассивный личностный рост, где главным является не достижение тех или иных вершин, а "согласие с самим собой".
3.Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это - лестница. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны.
4.Этапы жизни, как стадии
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития.
5.В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
1этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
2этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
3 этап — от трёх до шести
лет, конфликт между
4 этап — соответствует
5этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
6этап — ранний взрослый
7этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
8 этап — конфликт цельности и безнадежности.
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта - ее вернуть
36. Психодинамическое направление:
Индивидуальная психология – направление
психодинамической
Неполноценность и компенсация. Адлер
предположил, что каждый человек рождается
в беспомощном, зависимом состоянии, которое
создает чувство неполноценности. Это
негативное чувство, соединенное с природным
желанием стать “оперившимся” членом
общества, является стимулом для развития
личности. “Чувство неполноценности,
- писал Адлер, - само по себе не является
ненормальным. Оно – причина многих улучшений
в положении человека”. Адлер объяснял
этот процесс как стремление к превосходству,
под которым понимал стремление к самоосуществлению,
а не только желание быть лучше других.
Если чувства неполноценности очень сильны,
то они приводят к компенсации, даже гиперкомпенсации
неполноценности – “к комплексу неполноценности”.
Борьба за превосходство. Адлер рассматривал
агрессию и волю к власти как проявление
стремления к превосходству или совершенствованию,
т.е. побуждения улучшить себя, развивать
свои способности. Цель превосходства
может быть как позитивной, так и негативной.
Если она включает общественные заботы
и заинтересованность в благополучии
других, - она развивается в конструктивном
направлении. Однако некоторые люди борются
за личное превосходство, пытаются достичь
ощущения превосходства посредством господства
над другими людьми. По Адлеру – борьба
за личное превосходство – невротическое
извращение.
Жизненные цели. Каждый индивид выбирает
жизненную цель, служащую сосредоточением
его стремлений и достижений. Формирование
жизненных целей начинается в детстве
как компенсация чувства неполноценности,
неуверенности и беспомощности в мире
взрослых.
Адлер определял психологический рост как вопрос движения от центрированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития. Он называл три источника препятствия росту: органическая неполноценность, избалованность, отверженность
Механизм неврозов. Невроз развивается
в том случае, если человек терпит
неудачу при преодолении
Преодоление чувства неполноценности
может идти несколькими путями:
- путем успешной компенсации, в результате
чего достигается цель в борьбе за основные
жизненные блага;
- посредством сверхкомпенсации (маленький
и щуплый пытается казаться сильным и
т.д.);
- путем “ухода в болезнь”. Последний
путь, по А.Адлеру, и есть невроз.
Исходя из этого, лечение невротиков, по
А.Адлеру, должно сводиться к его перевоспитанию,
коррекции жизненных целей, что требует
перевода их из подсознательного в сознательное.
Индивидуальная психотерапия. А.Адлер
выделил три основных этапа индивидуальной
психотерапии:
1) понимание психотерапевтом специфического
для пациента жизненного стиля;
2) помощь пациенту в понимании себя и своего
поведения;
3) формирование у пациента повышенного
социального интереса.
35. Психодинамическое направление.
Аналитическая психология — одно из психодинамических направлений, основателем которого является швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг. Это направление родственно психоанализу, однако имеет существенные отличия. Его суть заключается в осмыслении и интеграции глубинных сил и мотиваций, стоящих за человеческим поведением, посредством изучения феноменологии сновидений, фольклора и мифологии. Аналитическая психология опирается на представление о существовании бессознательной сферы личности, являющейся источником целительных сил и развития индивидуальности. В основе этого учения лежит понятие коллективного бессознательного, в котором нашли отражение данные антропологии, этнографии, истории культуры и религии, проанализированные Юнгом в аспекте биологической эволюции и культурно-исторического развития, и которое проявляется в психике индивида. В отличие от естественно-научного подхода экспериментальной психологии, аналитическая психология рассматривает не абстрактного изолированного индивида, а индивидуальную психику как опосредованную культурными формами и тесно связанную с психикой коллективной.
Типология Юнга базируется на двух основаниях:
1) доминировании экстра - интровертности
и
2) развитии четырех основных психических
процессов: мышления, чувствования, интуиции
и ощущений.
У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует
тот или иной процесс, который в сочетании
с интро или экстраверсией индивидуализирует
путь развития человека. При этом он считал мышление и
Если мышление и чувства характеризуют
активных людей, способных по той или иной
причине принимать решения, то ощущение и интуиция
Ощущение ориентируется на прямой, непосредственный
опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше
реагируют на непосредственную ситуацию,
в то время какинтуитивные типы - на прошлую
или будущую. Для них то, что возможно,
важнее того, что происходит в настоящем.
Хотя все эти функции присутствуют в каждом
человеке, доминирует одна из них, которая
частично дополняется второй функцией.
Причем, чем более осознанной
и доминирующей является одна из этих
функций, тем более бессознательными и
дополняющими - остальные функции.
Поэтому данные их опыта могут восприниматься
человеком не только как чуждые ему, но
и как прямо враждебные. Хотя главным содержанием
души Юнг считал ее бессознательные структуры,
он не только не отрицал возможность их
осознания, но и считал этот процесс очень
важным для личностного роста человека