Шпаргалка по "Психологии личности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2014 в 22:31, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Психологии личности"

Файлы: 1 файл

пс.личн ответы.docx

— 146.79 Кб (Скачать файл)

 

34. Психодинамическое направление.  Психоанализ З. Фрейда: природа 
тревоги. Механизмы психологической защиты

Фрейд по-разному формулировал природу  тревоги в ранних и поздних  работах. Первоначально он считал, что  защитные механизмы порождают тревогу, а позднее утверждал, что возникающая тревога порождает защитные механизмы. В раннем подходе предполагалось, что тревога является выражением неразряженной сексуальной энергии. Позднее Фрейд стал трактовать тревогу как ответ личности на угрозу внутренних сексуальных или агрессивных побуждений. 
Часто аналитики видят корни тревоги в первичном психофизиологическом состоянии, проявляющемся в беспомощности перед лицом любых физических и психических страданий. Например: болезненные противоречия, возникающие при осознании несоответствия между субъективным идеальным представлением о себе и реальным Я. Провоцирующим фактором для тревоги Салливан считал боязнь неодобрения со стороны значимого другого. В отличие от страха тревога лишена объекта. Но «тревога потому лишена объекта, что она поражает основание психологической структуры личности, на котором строится восприятие своего Я, отличного от мира объектов» (Мэй, 2001). Усиление тревоги сужает поле самосознания тем больше, чем интенсивнее тревога. 
Немецкий психиатр и психофизиолог Голдштейн рассматривал тревогу с биологических позиций. Он считал, что тревога – это субъективное переживание живого существа, оказавшегося в условиях катастрофы. Тревогу, по Голдштейну, вызывает не всякая опасность, а только та, которая несет в себе угрозу для психологической или физической целостности. Это может быть угроза для ценностей, с которыми организм идентифицирует свое существование. В момент тревоги нарушается осознавание взаимоотношений между «Я» и окружающим миром. Эту же точку зрения разделяла Карен Хорни, которая писала, что тревога появляется лишь тогда, когда фрустрация ставит под угрозу какую-либо ценность или форму межличностных отношений, которые, с точки зрения человека, жизненно важны для его безопасности.Среди факторов, провоцирующих тревогу, на первом месте стоит ненависть. 
Иногда тревогу называют диффузной недифференцированной реакцией на опасность (Мэй, 2001). Недифференцированность эмоций свойственна ранним стадиям развития индивидуума, впоследствии эмоции дифференцируются и помогают взрослому точнее ориентироваться в своем окружении. Таким образом, тревога может рассматриваться и как состояние регрессии, в котором могут быть скрыты различные чувства, проявление которых несет угрозу для индивидуума.  
Для наблюдателя тревога проявляется в двигательном беспокойстве, суетливости, специфической мимике, поверхностном убыстренном дыхании, а для самого человека, испытывающего тревогу, это определенные ощущения в грудной клетке, учащенное сердцебиение, потливость, желание двигаться и т.п. С точки зрения Перлза и его коллег (1993), тревога представляет собой простое психосоматическое событие. Это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения. Термин «возбуждение» обозначает повышенную энергетическую готовность организма в тот момент, когда имеется заинтересованность (появилась фигура) и глубокий контакт (творческий, эротический, пищевой, агрессивный и т.п.). На физиологическом уровне возбуждение сопровождается учащением и увеличением глубины дыхания, что отражает усиленный метаболизм. 
Рассмотрение тревоги через призму психодинамического и гуманистического подходов позволяет сделать вывод о том, что тревога является реакцией на страдание, порождаемое внутриличностным конфликтом; при большой интенсивности тревоги включаются защитные механизмы, выраженность или недостаточность которых приводит к возникновению симптоматики невроза.

 

33. Психодинамическое направление.  Психоанализ З. Фрейда: 
психосексуальные стадии развития

Взаимодействуя с обществом, человек  вынужден приспосабливаться, учиться  задерживать импульсы инстинкта. Взаимодействие с обществом может привести к  вымещению проблем на своем теле (теория конвергенции на орган), т. е. общество является источником развития, а также источником торможения развития человека. Главный мотив поведения ребенка – удовлетворение своих инстинктов, действие по принципу удовольствия. Процесс психического развития состоит в дифференциации самих психических структур и в выработке новых форм адаптивного поведения. Уровень бессознательного – уровень родительских кодов. З. Фрейд считает, что в конце 6-летнего возраста появляется «супер-эго», а к трем годам формируется «эго». З. Фрейд говорит и о психосексуальном развитии. Главный критерий – актуализация эротических зон. Для каждого возраста характерны свои эротические зоны. Первая стадия – оральная, соответствует первому году жизни ребенка. Вторая стадия – анальная (от одного до двух лет). Ребенок учится управлять своим организмом. Третья стадия – фаллическая (от двух до пяти лет). Формируется половая идентификация, усложняются взаимоотношения со взрослым своего пола. Четвертая стадия – латентная стадия психосексуального развития (от 5 до 11 лет). Активность ребенка направлена на опознание. Пятая стадия – генитальная (после 11-ти лет). Фаза зрелости точно не известна, так как индивидуальна. Это время, когда человек способен к зрелой любви (проходит через фазу поиска партнера).

 

 

32. Психодинамическое направление.  Психоанализ З. Фрейда: структура  психического

Две наиболее известные модели психики  принадлежат основателю психоанализа Зигмунду Фрейду. Согласно первой из них человеческая психика состоит из бессознательного, предсознательного и сознательного. Бессознательное в просторечии называют подсознанием, что не совсем корректно именно по той причине, что модель психики абстрактная и бессознательное не находится где-либо в физическом пространстве, а значит, и не может быть над или под чем-то. То, что неприемлемо для нашего сознания, вытесняется в бессознательное. В предсознательном находится то, что уже близко к осознаванию, это похоже на промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Согласно второй модели Зигмунда Фрейда в нашей психике существуют Супер-Эго (или Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно). Супер-Эго – это голос нашей совести, цензура, т.е. набор норм, правил, запретов. Эго – то, что мы лучше всего осознаем, Ид - наши самые первозданные и глубинные желания. 

Психодинамическое направление в  психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории.  Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи. Термины «психоанализ» и«психоаналитический» относятся к изначальной концепциичеловеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом. Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут. Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии. 

 

31. Принцип саморазвития  в отечественных теориях

С.Л.Рубинштейна, субъектно-деятельностный подход А.В.Брушлинского, К.А.Абульхановой, комплексный и системный подход Б.Г.Ананьева, Б.Ф.Ломова).Самодвижение, внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция С. исходит из того, что источником С. являются внутренние причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы — например, взаимодействие отдельных составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутренние источники. С., связанное с направлением, необратимым изменением, составляет особый тип С. — саморазвитие. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектической концепцией развития, в которой «... главное внимание устремляется именно на познание источника «само-движения». - поведение - это особая форма деятельности (Брушлинский, Абульханова)

Самодвижение, внутренне необходимое  самопроизвольное изменение системы, которое определяется её противоречиями, опосредствующими воздействие внешних  факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция С. исходит из того, что  источником С. являются внутренние причины. Это прежде всего противоречия, свойственные всем объектам с системным строением, либо иные силы — например, взаимодействие отдельных составляющих системы. Влияние внешних условий на конкретную самодвижущуюся систему осуществляется опосредованно, через внутренние источники. С., связанное с направлением, необратимым изменением, составляет особый тип С. — саморазвитие. В этом пункте концепция С. непосредственно смыкается с общей диалектической концепцией развития, в которой «... главное внимание устремляется именно на познание источника «само-движения».

Факторы развития личности:

  1. органические предпосылки
  2. среда
  3. сама личность

Двухфакторная детерминация развития личности (наследственность – среда) определяет постановку проблемы о соотношении  биологического и социального в человеке. 2 наиболее распространенных варианта двухфакторной теории: 1.  теория конвергенции двух факторов (Штерн) – компромиссный вариант между теорией «среды» и теорией «наследственности». Штерн считал, что личность выступает как продукт социальной сферы. 2. теория конфронтации двух факторов (Фрейд) – вопрос о взаимодействии биологического и социального, их противоборства. Фрейд считал, что любая динамика и развитие жизни могут быть поняты, исходя из изучения двух принципов душевной деятельности – принцип стремления к удовольствию (избегание неудач) и принципа реальности. Подходы к изучению движущих сил развития личности:Стремление к напряжению: Фрейд, Адлер, Левин, Фестингер, Маслоу, Олпорт.  Существование первоисточника развития личности, запрятанного в глубинах индивида.  Понимание человека как преимущественно адаптивного существа. Принцип саморазвития личности как исходный. Выделение двух положений: 1. борьба противоположностей как движущая сила развития личности 2. существование источника саморазвития деятельности в самой деятельности. Узнадзе: функциональная тенденция как источник развития поведения. Божович: потребность во впечатлениях как движущая сила развития личности.  Лисина: потребность в общении как движущая сила для человека.  Асеев: условием инициации развития является наличие некоторой неиспользованной резервной зоны функциональных возможностей, которые потенциально содержат в себе источник развития личности. 

30. Движущие силы развития  личности в различных концепциях: 
Представление в архетипической психологии К.Г. Юнга.

Для объяснения движения энергии Юнг  ввел принцип полярности: каждому желанию, свойству соответствует его противоположность. Если чел. сознательно стремится к определ. цели, то в бессознательном присутствует противоположное намерение, чем

объясняется бессознательный срыв сознательных намерений. Этот принцип распространяется и на взаимоотношения архетипических фигур (напр., Тень – противоположность Эго и Персоны), и на психические функции (см. Типология личности), и на свойства (если мужчина сознательно культивирует маскулинность, то эмоциональность, импульсивность вытесняется им в бессознательное). Невротич.развитие рассматривается как односторонность, когда доминирует одна тенденция.

Накопленная в индивид, и коллективном бессознательном энергия может переместиться в сознание и разрушить рациональный процесс, потому что ее действие примитивно. Напр., человек стремится быть уступчивым, мягким. Тогда активность, твердость может проявиться в несоответствующей ситуации агрессивной реакции. В то же время противоположности, компенсируя друг друга, создают напряжение, способствующее росту. Если человек сознательно игнорирует какую-либо сферу, напр., сексуальность, то

бессознательное через сновидения напоминает о ней. Единство личн. обеспечивается трансцендентной функцией. Она преодолевает

амбивалентные тенденции, внутренний конфликт, связывая полярности психики через символич. выражение психического содержания. Юнг подчеркивал ее естеств. характер,

не основанный на сознательном намерении. Проявляясь для преодоления односторонности в развитии, трансцендентная функция дает новую перспективу, которая не предполагалась, не была целью личн. и не может быть исчерпывающе понята при

помощи сознания. Наиболее реально  ее действие обнаруживается в описании опыта просветления в восточных текстах или, напр., в романах Г. Гессе. Развитие личности, проявляющееся в сближении сознания и бессознательного, Юнг назвал индивидуацией. Индивидуация протекает как осознание ранее неосознанных

потребностей, стремлений, чувств, дальнейшее их расщепление на сознат. и бессознат. части. Такая дифференциация частей психики позволяет человеку преодолеть полярности, более тонко воспринимать мир и выражать себя. Индивидуация основывается на

ассимиляции индивид, и коллективного  опыта, в результате которого формируются баланс и целостность личности.

На пути индивидуации личн. переживает столкновение с архетипическими фигурами. В них сконцентрированы наиболее важные мотивы, коллизии человеч. жизни: отношение

к другим, их влияние на чел. (Персона), выбор, принятие решений (Это), отношение к себе, отвержение или принятие себя (Тень), половая идентичность как деление на мужское

и женское начала (Анима/Аиимус), отношение к сверхъестественному, находящемуся за пределами понимания чел. (Самость). Индивидуация рассматривается как проявление

уникального потенциала, заложенного  в центре личн. – Самости.

Динамика личн. может происходить по противоположному пути. При идентификации Эго с Самостью происходит регрессия к коллективному бессознательному. Такой способ

развития Юнг определил как  инфляцию. Захваченный архетипами чел. может переживать власть над собой чего-то мощного и надличного, потерю себя либо собств. надличную

силу. При инфляции Эго может  идентифицироваться с Самостью и чел. чувствует себя всесильным, избранным, наделенным особыми способностями и властью. Идеи и образы коллективной психики кажутся порождением собств. сознания, неоспоримыми истинами.

Универсальность этих идей дает возможность  мана-личности влиять на др. людей. В А. п. предполагается, что развитие личн. имеет определ. направление, основывающееся на действии трансцендентной функции. В этом смысле для А. п. характерен телеологич. подход (т. е. детерминация настоящего будущим), представленный также в теории Адлера . 3. Фрейд осуществлял каузальный подход, отыскивая основания личн. в прошлом. Теория

Юнга объединяет эти т. з., реализуясь в представлении о трансцендентной  функции

 

 

1.Понятие личности в  философии, социологии и психологии

В психологии: Личность является базовой  категорией и предметом изучения психологии личности. Личность — это  совокупность выработанных привычек и  предпочтений, психический настрой  и тонус, социокультурный опыт и  приобретённые знания, набор психофизических  черт и особенностей человека, его  архетип, определяющие повседневное поведение  и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как  проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

 В философии: В раннехристианский  период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актёра или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.В средневековой философии личность понималась как сущность Бога.В новоевропейской философии личность понималась как гражданин.В философии романтизма личность понималась как герой.                                                                                                                                                                                  В социологии: Согласно В. А. Ядову, в прочтении О. И. Маховской, в социальных науках XX века можно выделить как минимум 4 широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры, и концептуализацией отношений культуры и личности:Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, у которого личность, и её глубинные поведения, ограничиваются и направляются культурой, понятой как система тотемов и табу; К. Г. Юнга, у которого самый глубокий уровень личности представляют архетипы.Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикта, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов. Устойчивые культурные образования в данном направлении служат для формирования ядра идентичности каждой конкретной личности. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др. С позиции этого направления, личность не оказывает существенного влияния на развитие познавательных процессов. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид). Согласно представителям этого подхода, личность формируется в зависимости от положения, которое она занимает в рамках социальной структуры и несёт в себе черты культуры, к которой принадлежит. 

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии личности"