Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 01:34, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология"

Файлы: 1 файл

общ.псих.экзамен.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

Дело еще и в том, что уровень эмоциональной включенности личности в процесс понимания "подхлестывает" этот процесс, включает такие уровни сознания и подсознания, которые  у неэмоционального человека остаются навсегда запечатанными.

Таким образом, опираясь на вышеизложенные соображения, мы можем сформулировать положение о том, что качество (глубина, адекватность) восприятия и  понимания потребителем информации текста массовой коммуникации определяется не просто тем смыслом, который был  заложен в текст его создателем, но и социальной, психологической, коммуникативной (информационно–семиотической) позицией читателя, определяемой, в конечном счете, системой осуществляемых им деятельностей.

Различаясь по своим позициям, люди различаются, естественно и  по той перспективе, в которой  они воспринимают одни и те же объекты. Невозможно увидеть один и тот  же объект точно также как его  видит другой человек, не став на точно  такую же точку зрения, как и  он, другими словами, не заняв его  позицию. Но такое отождествление себя с другим невозможно в принципе, в силу определенной уникальности биографии, жизненного пути каждого из нас. Поэтому  ни один читатель не в состоянии  абсолютно адекватно воспринять те смыслы, которые закладывались  в текст его создателем. Но и  создатель текста не может полностью  промоделировать восприятие читателя и предугадать возможные искажения  его мысли.

Различие смысловых структур сознания (рациональностей – по терминологии А.И.Ракитова) участников коммуникации (а оно есть всегда, хотя и может варьировать в широких пределах) может вести к очень разным следствиям. В одних условиях это будет ситуация, когда читатель вычитывает из текста совсем не то, что хотел сказать (и даже не то, что действительно сказал) его создатель, а лишь то, что он хочет прочитать.

В других условиях читатель (именно потому что он не связан с  системой субъективных личностных смыслов  автора), выявляет в тексте более  глубокий смысл, чем тот, который  субъективно осознавался автором.

Понимание смысла произведения вовсе не тождественно простому воспроизводству  их порождения. Именно возможность  занятия по отношению к тексту внешней позиции, несовпадение перспективы  интерпретатора с авторской перспективой делают возможным выявление в  тексте таких слоев смысла, которые  отсутствовали в авторском сознании".

Выявление глубинного объективного смысла текста в ряде случаев требует  от читателя не только наличия определенной позиции по отношению к самому произведению, но и умения осуществлять объективный анализ той функции, которую призван выполнить данный текст, да и весь коммуникационный процесс  в системе человеческой практической деятельности и культурно–исторических связей и отношений. Речь идет о ситуациях, когда видимая картина действительности не только не совпадает с подлинным  положением дел, но глубоко искажает, мистифицирует действительность. Тогда  читатель должен проникнуть сквозь добросовестно  воспроизведенную журналистом, но неверно  понятую им действительность к ее подлинной сущности, то есть к тем  смыслам, которые в явной форме  в тексте не присутствуют.

 

 

10. Взаимосвязь и отличия ощущений  и восприятия. Основные свойства  восприятия.

Взаимосвязь

Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи  между восприятием и ощущением.

Природа рецепторных аппаратов  у различных видов животных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или световые волны более  или менее высокой частоты: собака слышит ультразвуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...

Человек занимает свое место  в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улавливает далеко не все. Более  того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее  зрение, но посредственный слух, другой может похвастаться качеством и  остротой обоняния.

Закон Вернера-Фехтера сформулирован следующим образом:

абсолютный порог ощущения - это наименьшая интенсивность стимула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;

дифференциальный порог ощущения - это увеличение интенсивности раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.

Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее между ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как логарифм раздражения.

Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответствует конкретному типу рецептора и типу системы передачи.

Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Большинство наших ощущений - сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зрительные ощущения.

Количество основных сообщений, которые получает кора головного  мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, зарегистрировал ли мозг эти  сообщения, как он их истолковал и  проанализировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для  этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.

На уровне коры головного  мозга ощущение перестает быть импульсом  физико-химического типа и приобретает  смысл. Здесь осуществляется переход от ощущения к восприятию.

Таким образом, ощущение относится  к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.

Восприятие - явление более  сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется  как сложное взаимодействие процессов  выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как  бы добавляет и вынимает из картины  «реальность» чувственного мира.

Завершающим событием в процессе восприятия может быть реакция или  поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое  событие, как важная составляющая организационного поведения.

ОТЛИЧИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОТ ОЩУЩЕНИЙ. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.  
Термин “ощущение” относится к первоначальному опыту, возникающему в результате элементарных видов стимуляции. Изучение ощущений обычно связано с устройством органов чувств (уха, глаза и т.д.) и со стимулами, воздействующими на эти органы. С другой стороны, в восприятии участвуют высшие когнитивные механизмы, интерпретирующие сенсорную информацию. Когда мы читаем книгу, слушаем концерт, получаем сеанс массажа, нюхаем одеколон или едим икру, мы “переживаем” нечто гораздо большее, чем непосредственную сенсорную стимуляцию. Каждое из этих сенсорных событий обрабатывается в контексте наших знаний о мире, наш предшествующий опыт придает смысл простым ощущениям. 
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). 
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия его в отличие от ощущений, называется объективацией. 
Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется. 
Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.    
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

 

Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.

Свойства:

    1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
    2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
      • объединение разных элементов в целом;
      • независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
    3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
    4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
    5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

 

 

11. Понятие внимания. Виды  внимания. Индивидуальные особенности  внимания. 
12. Основные теории внимания. 
13. Основные свойства внимания. 
14. Понятие памяти. Критерии классификаций видов памяти. Виды памяти. Индивидуальные особенности памяти. 
15. Основные процессы памяти, краткая характеристика. 
16. Основные психологические теории памяти. 
17. Мнемотехнические приемы запоминания. 
18. Понятие мышления. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления. 
19. Основные теории мышления. 
20. Основные операции мыслительного процесса. 
21. Мышление как решение задач. Мыслительная задача, ее структура. 
22. Творческое мышление. Факторы, препятствующие и способствующие развитию творческого мышления. 
23. Понятие речи. Язык и речь. Различные виды речи и их краткая характеристика. 

 

24. Функции речи. Взаимосвязь мышления  и речи.

Речь. Функции речи

В процессе филогенеза сформировалась такая система – человеческая речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного человека становится доступным для других людей.

Психология рассматривает  речь прежде всего как одну из высших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаимосвязей с  другими психическими функциями  – мышлением, эмоциями, памятью и  т. д.

Структура речевой деятельности совпадает со структурой любой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирование, реализацию и контроль.

Речь непосредственно  связана с языком, который является инструментом ее опосредования. Он представляет собой систему знаков, передающих информацию как в устной, так и в письменной форме.

Далее рассмотрим функции  речи. Традиционно выделяют три функции.

1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2. Функция обобщения. Она заключается в выделении существенных признаков предметов и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"