Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая сложность  общения, необходимо каким-то образом  обозначить его Структуру, чтобы  затем возможен был анализ каждого  элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

64. Средства  и функции общения.

Функции общения –  это роли и задачи, которые выполняет  общение в процессе социального бытия человека:

1) информационно-коммуникативная  ф. - обмен информацией между индивидами. Составные элементы общения: коммуникатор (передает информацию), реципиент  (принимает сообщение). Эффективность  передачи информации проявляется  в ее понимании, ее принятии или непринятии, усвоении. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;

2) побудительная ф.  – стимуляция активности партнеров  для организации совместных действий;

3) интегративная ф.  – функция объединения людей;

4) ф. социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;

5) координационная ф.  – согласование действий при  осуществлении совместной деятельности;

6) ф. понимания –  адекватное восприятие и понимание информации;

7) регуляционно-коммуникативная  (интерактивная) ф. направлена  на регуляцию и коррекцию поведения  при непосредственной организации  совместной деятельности людей  в процессе их взаимодействия;

8) аффективно-коммуникативная  ф.состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.

Средства общения –  способы кодирования, передачи, переработки  и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.

Вербальные средства общения – слова с закрепленными  за ними значениями. Слова могут  быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами  у слепых или произнесены про  себя.

Устная речь является более простой и экономичной  формой вербальных средств. Она разделяется на:

1) диалогическую речь, в которой принимают участие  два собеседника;

2) монологическую речь  – речь, которую произносит один  человек.

Письменная речь применяется  при невозможности устного общения  или когда необходима точность, выверенность каждого слова.

Невербальные средства общения – знаковая система, которая  дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств  общения передается около 55–65 % информации. К невербальным средствам общения относятся:

1) визуальные средства:

а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие  выразительно-регулятивную функцию  в общении (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке)

б) направление взгляда  и визуальный контакт;

в) выражение лица;

г) выражение глаз;

д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног  и т. д.);

е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);

ж) кожные реакции (покраснение, испарина);

з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);

2) акустические (звуковые):

а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);

б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);

3) тактильные – связанные с прикосновением:

а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);

 

65. Понятие  конфликта и его виды.

Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций.

На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего  в споре.

Стадии протекания конфликта:

1) потенциальное формирование  противоречий;

2) осознание участниками  своих верно или ложно понятых  интересов;

3) конфликтные действия;

4) снятие или разрешение  конфликта.

В любом конфликте  присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников.

Конфликт предполагает наличие оппонентов.

Для прекращения конфликта  необходимо устранить хотя бы один из элементов его структуры.

Конфликт имеет и  конструктивные функции:

1) выступает источником совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);

2) обнаруживает возникшее  противоречие (познавательная функция);

3) разрешает противоречие (инструментальная функция);

4) имеет объективные  последствия (перестроечная функция).

Конфликты могут быть одновременно конструктивными и деструктивными. Деструктивные функции конфликта:

1) психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;

2) нарушается система  взаимосвязей;

3) понижается эффективность  совместной деятельности.

Выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутриличностные.

Межличностные конфликты  — столкновения взаимодействующих  людей.

Межгрупповые конфликты  возникают из-за противоборства групп  в коллективе или социуме.

Внутриличностные конфликты  — столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного человека.

Возможны классификации  конфликтов:

1) горизонтальные (между  рядовыми сотрудниками);

2) вертикальные (между  людьми, находящимися в подчинении  друг к другу);

3) смешанные (сочетание  предыдущих разновидностей).

По характеру причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.

Различают конструктивные и деструктивные конфликты. К  конструктивным конфликтам относятся те, разрешение которых выводит организацию на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты, напротив, приводят к снижению эффективности работы группы.

Также конфликты подразделяются на ложные (не имеют под собой  реальных противоречий), и подлинные (реальные противоречия существуют).

Латентный конфликт —  конфликт, который должен был бы произойти, но не происходит.

Сложными конфликтами  являются личные и производственные. В этих сферах жизнедеятельности  человека он особенно уязвим.

Смещенный конфликт — это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного.

 

66. Причины  конфликтов и способы их разрешения.

Причины конфликтов:

Информация (неполная, искаженная, обнародование нежелательной информации, слухи, разночтения одной и той же информации);

Ценности (культурные, религиозные  ценности, убеждения, недостаток общей  культуры и культуры общения);

Эмоциональность отношений (неудовлетворенность сторонами  отношениями друг с другом, негативные приемы контактов);

Структура отношений (нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда);

Поведение (психические  характеристики, вызывающие эмоциональный  протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров).

Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную  стратегию их разрешения:

1. Стратегия предотвращения  конфликта (предполагает воздействие  на потенциальный конфликт до  его возникновения. В этом случае устраняется реальный предмет конфликта).

2. Стратегия подавления  конфликта (осуществляется путем  сокращения числа конфликтующих:  разработкой правил, упорядочивающих  взаимоотношения конфликтующих;  препятствуя непосредственному  взаимодействию конфликтующих.

3. Стратегия отсрочки (помогает лишь ослабить конфликт  с тем, чтобы позже, когда  созреют условия, добиться его  разрешения).

4. Стратегия разрешения  конфликта (предполагает устранение  объективных причин, приведших к  конфликту, и улаживание испортившихся отношений между конфликтующими сторонами).

Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты: контролирование  эмоций, установление основных правил переговоров, выяснение позиций, выдвижение альтернативных вариантов, определение скрытых нужд и интересов, согласие пор наилучшим взаимовыгодным вариантам.

 

67. Понятие  малой группы. Классификация малых  групп.

Малая группа - небольшое  количество людей от 2-3 до 20-30 человек, которые выделяются по следующим общим для них признакам: - наличие общего дела (цели, деятельность и т.п.); - личное знание друг друга; - непосредственное взаимодействие друг с другом; - существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы; - наличие внутренней организованности группы (присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм).

Малая группа имеет следующие  психологические характеристики: групповые  интересы, групповые ценности, групповые  потребности, групповые цели, групповые  мнения. Типичными примерами малых групп является семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, группы друзей, небольшие трудовые коллективы.

Классификация групп:

1. Лабораторные, естественные, случайные, временные (непостоянные  по составу) и стационарные (постоянные по составу) группы.

Лабораторные - группы, которые  создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.

Случайные - группы, которые  собираются из случайно оказавшихся  в данном месте людей.

Стационарные (постоянные) - группы, которые созданы и существуют длительное время, не прекращают своего существования и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед группой, уже решена.

2. Формальные и неформальные  группы.

Формальные - группы, которые  возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.

Неформальные - группы, которые  не имеют официального статуса в  обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним относятся небольшие группы людей, группы друзей, приятелей и т.п.

3. Группы низкого и  высокого уровня развития.

Низкого уровня развития - объединения людей, в которых  отсутствуют или слабо развиты  признаки групповой структуры, в том числе единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.

Высокого уровня развития - малые группы, которые имеют  высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ней задачами. В современной психологии - коллективы.

4. Группы членства  и референтные группы.

Группа членства - социальная группа, к которой человек реально  принадлежит.

Референтные группы - малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние.

 

68. Этапы развития  малой группы.

В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:

1) стадию проверки  и зависимости; Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы;

2) стадию внутреннего  конфликта. Характеризуется тем,  что в группе падает сплоченность, возрастает напряжение и недовольство, начинается процесс распределения ролей. Данная стадия имеет большое значение для последующего развития группы, поскольку от нее зависит эффективность следующей стадии. Успешность прохождения группой данной стадии определяется ее руководителем или лидером;

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"