Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка
1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии
Учитывая сложность общения, необходимо каким-то образом обозначить его Структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона
заключается в организации
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
64. Средства и функции общения.
Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
1) информационно-коммуникативная
ф. - обмен информацией между
2) побудительная ф.
– стимуляция активности
3) интегративная ф. – функция объединения людей;
4) ф. социализации – общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
5) координационная ф.
– согласование действий при
осуществлении совместной
6) ф. понимания –
адекватное восприятие и понима
7) регуляционно-коммуникативная
(интерактивная) ф. направлена
на регуляцию и коррекцию
8) аффективно-коммуникативная ф.состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным.
Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.
Вербальные средства
общения – слова с
Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется
при невозможности устного
Невербальные средства
общения – знаковая система, которая
дополняет и усиливает
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства – это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке)
б) направление взгляда и визуальный контакт;
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза – расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрест рук, перекрест ног и т. д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте);
б) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т. п.);
3) тактильные – связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
65. Понятие конфликта и его виды.
Конфликт — открытое столкновение противоположных позиций.
На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре.
Стадии протекания конфликта:
1) потенциальное формирование противоречий;
2) осознание участниками своих верно или ложно понятых интересов;
3) конфликтные действия;
4) снятие или разрешение конфликта.
В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации. Вторым элементом конфликта выступают цели, субъективные мотивы его участников.
Конфликт предполагает наличие оппонентов.
Для прекращения конфликта необходимо устранить хотя бы один из элементов его структуры.
Конфликт имеет и конструктивные функции:
1) выступает источником совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция);
2) обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция);
3) разрешает противоречие (инструментальная функция);
4) имеет объективные
последствия (перестроечная
Конфликты могут быть одновременно конструктивными и деструктивными. Деструктивные функции конфликта:
1) психологический дискомфорт, подавленность, напряжение;
2) нарушается система взаимосвязей;
3) понижается эффективность совместной деятельности.
Выделяют конфликты межличностные, межгрупповые и внутриличностные.
Межличностные конфликты — столкновения взаимодействующих людей.
Межгрупповые конфликты возникают из-за противоборства групп в коллективе или социуме.
Внутриличностные конфликты — столкновение мотивов, потребностей и интересов у одного человека.
Возможны классификации конфликтов:
1) горизонтальные (между рядовыми сотрудниками);
2) вертикальные (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу);
3) смешанные (сочетание предыдущих разновидностей).
По характеру причин выделяют конфликты, вызванные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы.
Различают конструктивные и деструктивные конфликты. К конструктивным конфликтам относятся те, разрешение которых выводит организацию на более высокий уровень развития. Деструктивные конфликты, напротив, приводят к снижению эффективности работы группы.
Также конфликты подразделяются на ложные (не имеют под собой реальных противоречий), и подлинные (реальные противоречия существуют).
Латентный конфликт — конфликт, который должен был бы произойти, но не происходит.
Сложными конфликтами являются личные и производственные. В этих сферах жизнедеятельности человека он особенно уязвим.
Смещенный конфликт — это явный конфликт, за которым можно обнаружить скрытый, лежащий в основе явного.
66. Причины
конфликтов и способы их
Причины конфликтов:
Информация (неполная, искаженная,
обнародование нежелательной
Ценности (культурные, религиозные ценности, убеждения, недостаток общей культуры и культуры общения);
Эмоциональность отношений
(неудовлетворенность
Структура отношений (нарушение порядка соподчинения, нечеткое распределение прав и обязанностей, нерациональность структуры управления, несовершенная система учета труда);
Поведение (психические характеристики, вызывающие эмоциональный протест у партнера, различия партнеров в тактике поведения, психологическая несовместимость партнеров).
Избежать конфликтов невозможно, но возможно выбрать эффективную стратегию их разрешения:
1. Стратегия предотвращения
конфликта (предполагает
2. Стратегия подавления
конфликта (осуществляется
3. Стратегия отсрочки
(помогает лишь ослабить
4. Стратегия разрешения
конфликта (предполагает
Существует определенная модель разрешения конфликтов, включающая следующие аспекты: контролирование эмоций, установление основных правил переговоров, выяснение позиций, выдвижение альтернативных вариантов, определение скрытых нужд и интересов, согласие пор наилучшим взаимовыгодным вариантам.
67. Понятие малой группы. Классификация малых групп.
Малая группа - небольшое количество людей от 2-3 до 20-30 человек, которые выделяются по следующим общим для них признакам: - наличие общего дела (цели, деятельность и т.п.); - личное знание друг друга; - непосредственное взаимодействие друг с другом; - существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы; - наличие внутренней организованности группы (присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм).
Малая группа имеет следующие
психологические
Классификация групп:
1. Лабораторные, естественные,
случайные, временные (
Лабораторные - группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.
Случайные - группы, которые собираются из случайно оказавшихся в данном месте людей.
Стационарные (постоянные) - группы, которые созданы и существуют длительное время, не прекращают своего существования и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед группой, уже решена.
2. Формальные и неформальные группы.
Формальные - группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.
Неформальные - группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним относятся небольшие группы людей, группы друзей, приятелей и т.п.
3. Группы низкого и высокого уровня развития.
Низкого уровня развития - объединения людей, в которых отсутствуют или слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.
Высокого уровня развития - малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ней задачами. В современной психологии - коллективы.
4. Группы членства и референтные группы.
Группа членства - социальная группа, к которой человек реально принадлежит.
Референтные группы - малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние.
68. Этапы развития малой группы.
В своем развитии группа проходит следующие четыре стадии:
1) стадию проверки и зависимости; Для вновь образованных групп на данной стадии характерно формирование чувства принадлежности к группе, возникновение желания устанавливать отношения с другими участниками, ориентация в групповых задачах и нормах, распределение групповых ролей. Существующие малые группы вновь проходят эту стадию при определенных условиях, например появлении нового члена группы, изменении целей группы;
2) стадию внутреннего
конфликта. Характеризуется