Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

3) стадию продуктивности. На этой стадии развивается  групповая сплоченность, участники  группы начинают эффективно взаимодействовать  друг с другом, решая поставленные  цели;

4) стадию сплоченности  и привязанности. Участники группы  устанавливают более тесную эмоциональную связь, они собираются вместе только для того, чтобы пообщаться, друг с другом, при этом (если это, например, производственный коллектив) ее непосредственные цели и задачи отступают на второй план.

 

69. Структура  малой группы и характеристики групповой динамики.

Типы и варианты внутригрупповых  структур коммуникаций:

1) фронтальная – члены  группы находятся рядом друг  с другом и могут наблюдать  друг за другом, даже не вступая  в прямые контакты (класс на  уроке, студенческая группа на  лекции и т. п.);

2) радиальная – члены  группы не имеют возможности  непосредственно контактировать  друг с другом, а общаются через  центральное лицо

3) иерархическая –  предполагает наличие как минимум  двух (может и больше) уровней  соподчинения, при этом часть  группы может зрительно контактировать, а часть не имеет такой возможности;

4) цепная – каждый  член группы (исключение составляют  двое крайних участников) взаимодействует  с двумя соседями;

5) круговая – возможности  всех членов группы равны каждый  может непосредственно наблюдать за реакцией другого;

6) полная – для свободного  межличностного общения не возникает  никаких препятствий.

Групповые ценности –  то, что наиболее важно и значимо  для данной группы; групповые нормы  – правила поведения, которым  следуют члены группы (первого уровня – нарушения недопустимы ни при каких условиях; второго уровня – допускаются некоторые отклонения; низкого уровня – соблюдение не обязательно).

Термин «групповая динамика»  может быть употреблен в трех различных  значениях:

1) данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, школа К. Левина;

2) это определенные  методики, которые используются  при изучении малых групп и  которые преимущественно были  разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае – особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов;

3) это совокупность  тех динамических процессов, которые  одновременно происходят в группе  в какую-то единицу времени  и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т. е. ее развитие.

С точки зрения третьего подхода групповая динамика включает следующие процессы:

1) сплочение или разобщение  групп;

2) процесс образования  неофициальных групп внутри групп  формальных;

3) становление групповых норм (это важнейший процесс), спонтанно складывающихся стандартов поведения индивида.

Целостное представление  о развитии группы по характеристике групповых процессов основывается на подробном анализе, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т. д.

 

70 Стили управления  малой группой.

Управление группой  может осуществляться и на официальном  уровне – руководителем, и на неофициальном  – лидером.

В процессе управления группой  как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздействия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руководства).

Классически выделяют три  стиля: авторитарный, демократический, либеральный.

Успех деятельности определяет и стиль лидерства.

Для группы, близкой к  уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль.

Для групп со средним  уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности.

В слаборазвитых группах  наиболее эффективен директивный стиль  с элементами демократичности.

1. Авторитарный (для которого  характерны жесткий контроль, принуждение  к труду, негативные санкции,  акцент на материальное стимулирование).

2. Демократический (делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, моральные стимулы к труду.

3. Либеральный стиль  руководства характеризуется безинициатвностью,

невмешательством в процесс тех или иных работ.

 

71. Понятие  “лидер” и виды лидерства.

Лидерство – доминирование  одних членов группы над другими.

Лидер - человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных  отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать  влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован  о решаемой задаче, о членах  группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует  социальным установкам, ценностям  и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными  качествами, являющимися эталонными  для данной группы;

6) способен выходить  за рамки признанных норм и  эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной  жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание  групповых норм;

3) представительство  группы во взаимоотношениях с  другими группами;

4) принятие ответственности  за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание  микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу:

1) традиционное лидерство  – основано на традициях, обычаях,  вере. Лидером становится тот,  кто принадлежит к элите, узкой  группе людей(монархия);

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на  разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство  – основано на божественности, сверхъестественности, необычности,  появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор  – воспринимает нужды коллектива  как свои собственные и активно  действует. Он оптимистичен и  уверен в том, что большинство  проблем вполне разрешимо, не  станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец  – обладает способностью видеть  новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец  – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат  – опирается на превосходное  знание ситуации и ее скрытых  деталей. Хорошо информирован  обо всех сплетнях и пересудах,  поэтому хорошо знает, на кого  и как можно повлиять. Предпочитает  доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель  – всегда готов поддержать  в трудную минуту, уважает людей,  относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного  лидера.

 

72. Межличностные  отношения, их типы.

В группах, коллективах  существуют отношения и взаимоотношения.

Отношение – это позиция  личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе.

Человек так или иначе  относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.

В отношении не обязательно  поступление к человеку обратного  сигнала, но при взаимоотношении  постоянно осуществляется «обратная  связь».

Между общением и отношением, взаимоотношением существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей.

Отношение и взаимоотношение  – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми, непоказанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение.

Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Деловые создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией, уставом, постановлением.

При формировании группы определяются функции ее членов. Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов, неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями личных взаимоотношений установить нельзя.

В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений.

1. Совпадение положительной  направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи.

2. Натянутые деловые  отношения и недоброжелательные личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация.

3. Нейтральные деловые  и такие же личные – обе  стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы.

 

73. Возрастная  периодизация психического развития.

Проблема возрастной периодизации психического развития чрезвычайно трудная и важная как для науки, так и для педагогической практики. Ее решение, с одной стороны, связано с представлениями о движущих силах и условиях психического развития, а с другой — влияет на стратегию построения системы образования подрастающего поколения.

Исторически первой была предложена периодизация, основанная на биогенетическом законе. Но, будучи построенной на одном внешнем  признаке психического развития, она  не могла раскрыть его сущность. Позднее была предложена довольно удачная периодизация, основывающаяся на ступенях воспитания и обучения детей, поскольку, действительно, процессы детского развития тесно связаны с воспитанием ребенка, а оно само опирается на огромный педагогический опыт. Если же за основу периодизации выбирается какой-нибудь один, пусть и объективный, внутренний признак или какая-либо сторона развития (например, психосексуальное в психоанализе З.Фрейда), то такая периодизация затрагивает лишь эту одну сторону психического развития. Так, чрезвычайно популярные в современной психологии периодизации психического развития Ж. Пиаже и Э.Эриксона раскрывают закономерности становления одна — интеллекта, а другая — личности ребенка.

В отечественной психологии впервые научную периодизацию на основе существенных признаков детского развития предложил Л. С. Выготский. Для возраста как объективной категории, по его мнению, характерны следующие моменты: хронологические рамки отдельного этапа развития, специфическая социальная ситуация развития, качественные новообразования. Под социальной ситуацией развития Л.С.Выготский понимал складывающееся к началу каждого возрастного этапа развития своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его социальной средой.

Каждый возраст представляет собой целостную структуру, а  не совокупность отдельных особенностей.

В процессе развития происходит чередование стабильных и критических  периодов. В стабильных периодах постепенно, медленно и неуклонно накапливаются количественные изменения, чтобы обнаружиться в критических периодах в виде скачкообразно возникающих необратимых новообразований. В критические периоды происходит перестройка социальной ситуации развития, связанная с изменением взаимоотношений ребенка с социальной средой и его отношением к самому себе. Критические периоды достаточно бурные, поскольку изменения, происходящие в развитии, оказываются очень значительными.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"