Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка

Описание работы

1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии

Файлы: 1 файл

shpory_psikhologia.doc

— 446.00 Кб (Скачать файл)

Д. Б. Эльконин формулирует  закон чередования, периодичности  разных видов деятельности в психическом развитии: за деятельностью одного типа следует деятельность другого типа, за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов.

Таким образом, в развитии ребенка есть три эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает. К каждому периоду ребенок приходит с определенным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный взрослый», и тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный предмет».

Под возрастом Д. Б. Эльконин понимал соответствующий относительно замкнутый период в жизни ребенка, значение которого определяется прежде всего его местом в общем ходе детского развития. Каждый возраст характеризуется следующими показателями: социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, возрастными новообразованиями и кризисами как переломными моментами в развитии. Таковыми выступают кризисы отношений трех и одиннадцати лет и кризисы, связанные с ориентацией в мире вещей, одного года и семи лет. Возрастные периоды младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста.

 

74. Закономерности  психического развития.

  В психологии отмечаются  общие тенденции, закономерности  психического развития. Так, при любых, даже самых благоприятных условиях обучения и воспитания, различные психические функции, психические проявления и психические свойства личности не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития ребенка возникают наиболее благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер. По-видимому, существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности. Такие возрастные периоды, когда условия для развития тех или иных психических свойств и качеств будут наиболее оптимальными, называют сензитивными (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). Причиной такой сензитивности являются и закономерности органического созревания мозга, и то обстоятельство, что некоторые психические процессы и свойства могут формироваться лишь на основе других сформировавшихся психических процессов и свойств и жизненный опыт. Например, для развития речи сенситивен период от 1 года до 5 лет, для формирования двигательных навыков – младший школьный возраст, для формирования математического мышления – 15–20 лет.

   Другая закономерность  – интеграция психики. По мере  развития психика человека приобретает  все большую ценность, единство, устойчивость, постоянство. Маленький ребенок, по мнению Н. Д. Левитова, в психическом отношении представляет собой малосистематизированное сочетание психических состояний. Психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности.

  Третья закономерность  – пластичность и возможность  компенсации. На величайшую пластичность  нервной системы указывал И.  П. Павлов, отмечая, что все  можно изменить к лучшему, лишь  бы были осуществлены соответствующие  воздействия. На этой пластичности основаны возможности целенаправленного изменения психики ребенка, школьника в условиях обучения и воспитания. Пластичность открывает возможности и компенсации: при слабости или дефектности развития одной психической функции усиленно развиваются другие функции.

 

75. Движущие  силы психического развития.

Движущие силы психического развития человека сложны и многообразны. Непосредственными движущими силами развития ребенка являются противоречия между новым и старым, которые  возникают и преодолеваются в процессе обучения, воспитания и деятельности.

Для подростка наиболее остры противоречия между его  самооценкой и уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием отношений к нему со стороны окружающих, а также переживанием своего реального  положения в коллективе – с другой; противоречие между потребностью участвовать в коллективе; противоречие между потребностью участвовать в жизни взрослых в качестве полноправного члена и несоответствием этому своих возможностей.

Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Развитие не есть процесс  только количественных изменений, свойств  и качеств. Психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом  увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).

 

76. Понятие  ведущей деятельности и ее  динамика с возрастом.

Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством - усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль.

 Главным видом человеческой  деятельности является труд; он  представляет собой деятельность, направленную на производство  определенных общественно полезных  продуктов - материальных или  идеальных. Другие виды деятельности, такие как игра, учение, общение возникли в ходе истории в тесной связи с трудом, частично - как обслуживающие труд, частично - как формы подготовки к нему. В современном обществе, наряду с трудом, основными видами деятельности являются игра и учение.

  Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся  на данном этапе развития, деятельность, которой человек отдает больше  всего времени. Она характеризуется  тремя главными признаками:

  1. Внутри ведущей  деятельности появляются и развиваются  другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести  ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени.  Так, учение первоначально появляется  в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.

    2. В ведущей  деятельности формируются и развиваются  отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются  образное мышление, активное воображение,  а в учении - отвлеченное логическое  мышление.

    3. От ведущей  деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

  В начале своего  формирования учебная деятельность  возможна только на основе  постановки учебных задач обучающим,  которые осуществляют также функции  контроля и оценки. Развитые формы  УД предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. Она связана с усвоением научных  понятий в тех или иных сферах знания. При полноценном становлении этой деятельности у детей 7 – 10 лет возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия как важнейшие особенности сознания.

При переходе к подростковому  возрасту вновь меняется ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя актуальность и значение, выступает по своей психологической роли лишь как одна из частных форм совокупной общественно полезной деятельности подростков. Ведущим типом деятельности можно считать теперь развернутую общественно полезную деятельность во всех ее вариантах: учебную, трудовую, общественно-организационную, художественную, спортивную.

Ведущей деятельностью  старшего школьного возраста становится особая форма учебной деятельности. Эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную профориентационную направленность, установку на определенную профессиональную деятельность. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы, что свидетельствует о развитии самосознания.

 

77 Психологические  особенности детей дошкольного  возраста.

Отделение ребенка от взрослого создает новую социальную ситуацию, в которой ребенок стремится  к самостоятельности. Так как  ребенок уже открыл, что существуют взрослые, то перед ним возникает  сложный мир взрослых людей. До этого времени ребенок привык жить вместе со взрослыми. Эта тенденция  сохраняется, но должна быть другая совместная жизнь – жизнь ребенка в жизни взрослых. Но ребенок не может еще принять участие в той жизни, которую ведут взрослые, и тенденция превращается в идеальную форму совместной со взрослыми жизни. Такой формой идеальной совместной жизни со взрослыми становится для ребенка игра.

Игра исторически возникла на грани перехода родового строя в новые общественные формации, когда началось общественное разделение труда. В это время ребенок был как бы вытолкнут из сферы материального производства и предоставлен самому себе.

Появились «детские сообщества», в которых дети воспроизводили жизнь  взрослых.

Дошкольный возраст  – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников.

Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно – наглядно-образное. Вместе с тем дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.

Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели.

В дошкольном возрасте возникают  также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.

С концом дошкольного  детства связан кризис 7 лет, один из основных симптомов которого – потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Возникают трудности воспитания, ребенок замыкается в себе и становится неуправляемым.

 

78. Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.

Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально,

а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.

В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок  их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом изменения.

Именно субъект учебной  деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.

Вторая особенность  – приобретение ребенком умения подчинять  свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Подчинение правилам формирует у  ребенка умение регулировать свое поведение  и тем самым более высокие  формы произвольного управления им.

Учебная деятельность имеет  следующую структуру:

1) учебные задачи; 2) учебные  действия; 3) действие контроля; 4) действие  оценки.

Эта деятельность связана  прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях.

Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.

Поступление в школу  значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию».

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"