Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 13:23, шпаргалка
1. Психология как научная и практическая дисциплина.
2. Задачи и отрасли психологии.
3. Принципы психологии
Д. Б. Эльконин формулирует закон чередования, периодичности разных видов деятельности в психическом развитии: за деятельностью одного типа следует деятельность другого типа, за ориентацией в системе отношений следует ориентация в способах употребления предметов.
Таким образом, в развитии ребенка есть три эпохи: раннее детство, детство и подростничество. Каждая их эпох делится на два периода, характеризующихся тем, что ребенок усваивает. К каждому периоду ребенок приходит с определенным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный взрослый», и тем, что он усвоил из системы отношений «ребенок—общественный предмет».
Под возрастом Д. Б. Эльконин
понимал соответствующий
74. Закономерности психического развития.
В психологии отмечаются
общие тенденции,
Другая закономерность
– интеграция психики. По мере
развития психика человека
Третья закономерность
– пластичность и возможность
компенсации. На величайшую
75. Движущие силы психического развития.
Движущие силы психического
развития человека сложны и многообразны.
Непосредственными движущими
Для подростка наиболее
остры противоречия между его
самооценкой и уровнем
Разрешение этих противоречий происходит через формирование более высоких уровней психической деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень психического развития. Потребность удовлетворяется – противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.
Развитие не есть процесс только количественных изменений, свойств и качеств. Психическое развитие не сводится к тому, что с возрастом увеличивается объем внимания, произвольность психических процессов, смысловое запоминание и так далее, уменьшается детская фантазия, импульсивность в поведении, острота и свежесть восприятия. Развитие психики связано с появлением в определенные возрастные периоды качественно новых особенностей, так называемых «новообразований» (чувство взрослости у подростков, потребность в жизненно-трудовом самоопределении в ранней юности).
76. Понятие ведущей деятельности и ее динамика с возрастом.
Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественно историческим опытом, накопленным человечеством - усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические свойства и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как указывает А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль.
Главным видом человеческой
деятельности является труд; он
представляет собой
Ведущая деятельность,
по определению А.Н. Леонтьева,
- это не просто деятельность,
наиболее часто встречающаяся
на данном этапе развития, деятельность,
которой человек отдает больше
всего времени. Она
1. Внутри ведущей
деятельности появляются и
2. В ведущей
деятельности формируются и
3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.
В начале своего
формирования учебная
В младшем школьном возрасте
ведущей становится учебная деятельность.
Она связана с усвоением
При переходе к подростковому возрасту вновь меняется ведущий тип деятельности. Учебная деятельность, сохраняя актуальность и значение, выступает по своей психологической роли лишь как одна из частных форм совокупной общественно полезной деятельности подростков. Ведущим типом деятельности можно считать теперь развернутую общественно полезную деятельность во всех ее вариантах: учебную, трудовую, общественно-организационную, художественную, спортивную.
Ведущей деятельностью старшего школьного возраста становится особая форма учебной деятельности. Эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой – получает определенную профориентационную направленность, установку на определенную профессиональную деятельность. Важнейшее психологическое новообразование данного возраста – умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать нравственные идеалы, что свидетельствует о развитии самосознания.
77 Психологические особенности детей дошкольного возраста.
Отделение ребенка от
взрослого создает новую
Игра исторически возникла на грани перехода родового строя в новые общественные формации, когда началось общественное разделение труда. В это время ребенок был как бы вытолкнут из сферы материального производства и предоставлен самому себе.
Появились «детские сообщества», в которых дети воспроизводили жизнь взрослых.
Дошкольный возраст – время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Ориентация и пробы превращаются в развернутую поисковую деятельность, которая является одним из оснований мышления дошкольников.
Мышление в этот период находится на уровне конкретных операций, т. е. оно – наглядно-образное. Вместе с тем дошкольный период – один из периодов становления личности, которая включает в себя систему мотивов и первичные этические нормы.
Именно в дошкольном возрасте у детей возникает и развивается произвольное поведение. Произвольность – наличие не столько цели, сколько средств и способов осуществления этой цели.
В дошкольном возрасте возникают также элементы самосознания, первые элементы самооценки и оценки, которыми характеризуется его конец. У ребенка уже наблюдается тенденция к осуществлению реальной общественно значимой и оцениваемой деятельности, отличной от игры. Выражается эта тенденция в желании ребенка быть школьником.
С концом дошкольного детства связан кризис 7 лет, один из основных симптомов которого – потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Возникают трудности воспитания, ребенок замыкается в себе и становится неуправляемым.
78. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.
Один из ее парадоксов заключается в следующем: будучи общественной по своему смыслу, содержанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально,
а ее продукты есть продукты индивидуального усвоения.
В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребенок их не изменяет. Предметом изменения в учебной деятельности является сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом изменения.
Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу измениться посредством ее развернутого осуществления.
Вторая особенность – приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управления им.
Учебная деятельность имеет следующую структуру:
1) учебные задачи; 2) учебные действия; 3) действие контроля; 4) действие оценки.
Эта деятельность связана прежде всего с усвоением младшими школьниками теоретических знаний. При решении учебных задач дети овладевают общими способами ориентации в таких отношениях.
Основным новообразованием младшего школьного возраста является отвлеченное словесно-логическое и рассуждающее мышление, возникновение которого существенно перестраивает другие познавательные процессы детей. Память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Благодаря такому мышлению, памяти и восприятию дети способны в последующем успешно осваивать подлинно научные понятия и оперировать ими. Другим важным новообразованием этого возраста можно назвать умение детей произвольно регулировать свое поведение и управлять им, что становится важным качеством личности ребенка.
Поступление в школу значительно расширяет круг социальных контактов ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию».