Синдром профессионального выгорания работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диагностика СЭВ_.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

При изучении психологических аспектов профессиональной трудовой деятельности в рамках различных дисциплин исследуются специфические особенности отдельных видов труда, проблемы профессионального отбора, методы и формы организации трудового процесса, проблемы утомления и адаптации в экстремальных условиях, вопросы мотивации трудовой деятельности и межличностной коммуникации. Появилась отдельная отрасль психологической науки – психология труда, которая стала глубоко и всесторонне заниматься вопросами адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемами утомления и нервно-психического напряжения. Специалисты все чаще стали говорить о производственном стрессе. Работа в стрессогенной обстановке, согласно концепции Г. Селье, всегда приводит к мобилизации внутренних ресурсов и может вызывать как острые нарушения, так и проявляться в виде отсроченных последствий. Одним из таких отсроченных последствий все чаще стали называть «психическое» или «профессиональное выгорание».

Существуют различные определения «выгорания», однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности. В связи с этим синдром психического выгорания (burnout) обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов.

При этом основными предрасполагающими факторами выгорания являются продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряженных межличностных отношений. В связи с этим большинство авторов склоняются к мнению, что синдром выгорания наиболее характерен для представителей коммуникативных профессий – профессий системы «человек - человек». В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием «профессиональное выгорание». Есть все основания считать, что выгорание прямо влияет на утрату здоровья, психической устойчивости, надежности и профессионального долголетия специалистов, имеющих длительные межличностные коммуникации.

Теоретико – методологическая база исследования.

В отечественной психологии первые упоминания о феномене, близком эмоциональному выгоранию, можно найти в работах Б.Г. Ананьева, который употреблял термин «эмоциональное сгорание» для обозначения некоторого отрицательного явления, возникающего у людей профессий типа «человек-человек», и связанного с межличностными отношениями (Б.Г. Ананьев, 1968). Описание явлений, родственных по своему содержанию феномену выгорания было представлено в работах российских психологов, посвященных исследованию стресса (Л.А. Китаев-Смык, 1983; В.А. Бодров). В середине 90-х годов ХХ века эмоциональное выгорание стало предметом самостоятельного исследования в отечественной психологии (Т.В. Форманюк, 1994; Г.А. Зарипова, 1998; В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников, 1999; В.В. Бойко, 1999; О.В. Крапивина, 2004; М.В. Агапова, 2004; Т.В. Большакова, 2004; В.Е. Орел, 2005). Для обозначения и описания исследуемого явления российскими авторами использовались различные термины: «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк, 1994; Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко, 1999, 2004; С.В. Умняшкина, 2001; М.В. Агапова, 2004; О.В. Крапивина, 2004 и др.), «перегорание» (Г.А. Зарипова, 1998). Употреблялись также термины «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание».

Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности специалистов сферы «человек–человек» и их роли в обществе, так как эти профессии обладают огромной социальной важностью. С проблемами люди встречаются в разных сферах своего бытия, на всем протяжении индивидуального жизненного пути. Число сложных ситуаций значительно возросло в наше время – в период резких общественно-исторических изменений, ломки прежнего уклада жизни, переоценки ценностей.

В своей деятельности специалисты выгорающих профессий вынуждены постоянно сталкиваться с различными, в том числе и негативными эмоциональными переживаниями своих клиентов, и они оказываются непроизвольно вовлеченными в них, в силу чего испытывают повышенное эмоциональное напряжение и стресс.

Поэтому актуальным является изучение того, каким образом профессионалам удается справляться с жизненными трудностями, с трудностями в профессиональной деятельности, с неожиданными негативными событиями, к каким стратегиям они прибегают, чтобы совладать с ними или предотвратить порождаемые ими эмоциональные нарушения.

Психолог-консультант должен уметь оказывать помощь другим в преодолении негативных последствий эмоционального «выгорания» и владеть приемами помогающего поведения. В этой связи темой своего дипломного исследования мы избрали проблему «Диагностика профессионального выгорания в деятельности работников организации».

Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.

В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:

1) изучение  и теоретический анализ научной  литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций  в ее разработке;

2) выделение  и описание негативных последствий  профессионального выгорания в  «коммуникативных» видах деятельности;

3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;

4) эмпирическое  изучение предрасположенности специалистов  к профессиональному выгоранию;

5) разработка  программы профилактической и  коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.

Гипотеза исследования: профессиональное выгорание работников включает в себя комплекс поведенческих и личностных признаков и зависит от ряда объективных и субъективных факторов:

1) характера профессиональной деятельности;

2) профессионального и жизненного опыта;

3) личностной предрасположенности специалиста к «выгоранию»;

4) творческих характеристик личности.

Объектом исследования стали штатные сотрудники волгоградской радиокомпании Европа плюс (14 человек), а также внештатные менеджеры, работающие в других СМИ г. Волгограда (10 человек). Возрастные границы испытуемых - 21 - 45 лет

Предмет исследования – влияние личностных характеристик и особенностей (условий и продолжительности) профессиональной деятельности на возникновение у них профессионального выгорания.

Методический аппарат исследования:

- Опросник В.В. Бойко «Синдром эмоционального выгорания»;

- Опросник «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (С. Хобфолл);

- Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев);

- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева;

- Опросник «Самооценка творческих характеристик личности» в модификации Е.Е. Туник.

База исследования: исследование проводилось на базе г. Волгограда. Всего исследованием было охвачено 24 человека в возрасте от 21 до 45 лет. Экспериментальная выборка состояла из представительниц женского пола.

 

 

 

 

I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

1. Профессиональное  выгорание как следствие стресса  на работе

В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Негативно сказываясь как на конкретных людях — их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом.

Проблема стрессов на работе — точка пересечения многих дисциплин, от физиологии и медицины до психологии, социологии и политики. Это обусловлено, с одной стороны, физиологическими и психологическими механизмами стресс-реакций, а с другой — социальным характером последствий производственных (или рабочих) стрессов. При этом перед представителями всех наук стоит единая задача — найти то оптимальное напряжение в процессе труда, которое обеспечит его высокую эффективность, но не приведет к нежелательным последствиям в результате длительного нервно-психического напряжения1.

Параллельно с медиками-гигиенистами в первые десятилетия XX в. появляются исследования психологических факторов рабочей нагрузки. Начав с изучения монотонии производственного процесса, психологи вскоре перешли к рассмотрению влияния социально-психологических стресс-факторов на производительность труда. Такая переориентация в направлении исследований была обусловлена развитием социально-психологических идей о влиянии группы на протекание психических процессов (В. Н. Бехтерев, Э. Росс, В. Меде, К. Левин, Г. Оллпорт)2, а также потребностями зарождающегося менеджмента и основывалась на крупнейших нейрофизиологических открытиях начала века.

В ходе уже почти столетней истории психологии «на производстве» происходили все большая ее дифференциация и специализация по конкретным предметам исследований. В результате появились такие отдельные направления, как психология труда, инженерная и организационная психология, эргономика, психология менеджмента и рекламы, экономическая психология, психология здоровья и другие. С первых шагов психологии на «производстве» особое внимание уделяется вопросам адаптации и дезадаптации людей в рамках различных профессий, проблемам утомления и состояниям нервно-психической напряженности3.

В наши дни проблемы управления стрессами на работе становятся наиболее актуальными, потому что быстро изменяются социально-экономические и политические ситуации, увеличиваются нервно-психические и информационные нагрузки, постоянно растет конкуренция и обостряется борьба за рынки сбыта.

Выделяют различные виды стрессов, возникающих в трудовой деятельности:

- рабочий стресс;

- профессиональный стресс;

- организационный стресс4.

Рабочий стресс (в англоязычной литературе job stress, work stress) возникает из-за причин, связанных с работой, — условий труда, места работы. Профессиональный стресс (occupational stress) — из-за причин, связанных с профессией, родом или видом деятельности. Организационный стресс {organizational stress) — вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Эти понятия близки, но не синонимичны. Целесообразно использовать то или иное из них в зависимости от того, какие именно факторы выходят на передний план.

Взаимодействие между личностью и профессией может осуществляться по двум основным направлениям. Первое направление заключается в активном воздействии самого человека на профессию, изменение способов выполнения деятельности, модернизация орудий труда и т.д. С другой стороны профессия может оказывать влияние на личность, изменяя и развивая ее. Это взаимовлияние может носить как позитивный, так и негативный характер. Комплекс негативных последствий воздействия профессии на личность в отечественной психологии получил название профессиональная деформация. В качестве таких последствий выступают нарушение целостности личности, снижение ее адаптивности и профессионально-эффективного функционирования. Одним из негативных проявлений профессиональной деформации личности, как считают исследователи В.В. Бойко 1996; Т.В. Большакова, В.Е. Орел 2002; А.К. Маркова 1996, является синдром «психического выгорания».

Феномен профессионального выгорания неоднозначен и имеет множество формулировок. Как уже отмечалось5, термин «эмоциональное сгорание» был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером для характеристики психически здоровых людей, интенсивно и тесно общающихся с клиентами и пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании последним профессиональной помощи. Первоначальное определение термина – это состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной беспомощности. Х. Дж. Фрейденбергер определял его как «поражение, истощение или износ, происходящий в человеке вследствие резко завышенных требований к собственным ресурсам и силам». Х. Фрейденбергер назвал данный феномен термином «burnout», который употреблялся в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков. Эта публикация послужила началом настоящего «бума» по изучению синдрома «эмоционального сгорания», и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.

Другим определением выгорания, данным С. Мейром, стало «состояние, в котором человек не имеет ожиданий вознаграждения от выполняемой работы, но напротив – ожидает наказания, что происходит в результате недостатка мотивации, контролируемых результатов или недостаточной компетенции»6.

Отечественный психолог В.В. Бойко, занимаясь разработкой проблемы сохранения энергетических ресурсов личности, предложил свою трактовку понятия выгорания. «Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия»7. Согласно этой трактовке, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. В.В. Бойко, как и некоторые другие отечественные исследователи, такие как, Н. А. Митина, В.Е.Орел, М.О.Битянова, считал, что эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности8.

Эмоциональные нагрузки, стрессовые ситуации той или иной степени интенсивности оказывают травмирующее воздействие на психику профессионала, то есть «синдром эмоционального выгорания» может быть вызван профессиональными стрессами. Рассматривая феномен сгорания с позиции экзистенциального подхода, Н.В. Гришина говорит о недостаточности его понимания как разновидности профессионального стресса. Она утверждает, что состояние выгорания связано с утратой ощущения смысла деятельности как одной из составляющих смысла жизни, и в особо тяжелых случаях вызывает экзистенциальный невроз9.

Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основное внимание уделялось выявлению факторов, вызывающих выгорание (Н.Е. Водопьянова, 1998; В.Е.Орел, 2001; Т.И. Ронгинская, 2002). Традиционно их группируют в два блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

Представители интерперсональных подходов подчеркивают важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания. К. Маслач, например, считает, что основной причиной выгорания являются напряженные отношения между клиентами и работниками, особенно в том случае, если коммуникации отягощены когнитивной сложностью, т.е. необходимостью решать сложные интеллектуальные задачи.

Другая группа подходов – индивидуальных – ищет причину выгорания в личностных характеристиках. Ю.Мельник, представительница экзистенциального подхода исследовала связь мотивации и вероятности выгорания у работников социальной сферы. Эта связь является положительной при высоком уровне притязаний, неудовлетворенности профессиональным ростом, недостатке автономности и установке на поддержку10.

Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников