Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
5) Опросник «Самооценка творческих характеристик личности» в модификации Е.Е. Туник.
Первоначально опросник личностных творческих характеристик являлся одной из трех частей Набора Креативных Тестов Ф. Вильямса (Creativity Assessment Packet - CAP). По мнению Е.Е. Туник, желательно, чтобы психодиагностический инструмент содержал возможности оценки как когнитивных, так и личностно-индивидных креативных характеристик. Тест творческих характеристик личности удовлетворяет этому требованию.
Этот опросник состоит из 50 пунктов, позволяющих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя респонденты. Результаты представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать.
При обработке теста производится подсчет общего суммарного балла и оценки по каждому фактору теста. Каждый фактор включает 12 или 13 суждений. Градации ответов следующие: «да», «может быть», «нет» и «не знаю». Подсчет баллов производится в соответствии с ключом. Причем ответы «не знаю» в любом случае получают –1 балл. Использование этой колонки позволяет «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.
В исследовании принимали участие: 14 сотрудников ЗАО «Европа Плюс», а так же внештатные менеджеры, работающие в других СМИ (10 человек). Возрастные границы испытуемых - 21 - 45 лет
Рассмотрим полученные результаты исследования по группе в целом по каждой методике.
Средние значения по группе по методике диагностики уровня эмоционального выгорания представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень эмоционального выгорания.
Количество формирующихся / сформировавшихся фаз у одного человека |
0 |
1 |
2 |
3 |
Количество человек (в %) |
37,5 |
33,3 |
25 |
4,2 |
Данная таблица иллюстрирует результаты исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания. В группе преобладают специалисты с наличием выгорания различного уровня выраженности (62,5 %), в основном с формирующимися (56 % от общего количества стадий, превышающих порог нормы) или сформировавшимися (44 %) одной и двумя стадиями.
Важно отметить, что у 88 % испытуемых с наличием одной фазы, превышающей показатели нормы, признаки выгорания проявляются в стадии истощения. Это справедливо и для всей группы с различным количеством фаз и различной степенью их выраженности: из них у 88 % человек выражены показатели по стадии истощения. Данный факт приобретает особую значимость, если учесть, что выборку составляют женщины. Орел В.Е. (2001) указывает, что женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Вероятно, это связано с тем, что они больше эмоционально отзывчивы, чем мужчины, и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.
Таблица 3
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Стратегии преодоления |
Уровень выраженности стратегий преодолевающего поведения (в %) | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
1. Активная |
33,3 |
50 |
16,7 |
2. Пассивная |
20,8 |
62,5 |
16,7 |
3. Просоциальная |
16,7 |
66,6 |
16,7 |
4. Асоциальная |
18,8 |
68,7 |
12,5 |
5. Прямая |
29,2 |
54,1 |
16,7 |
6. Непрямая |
25 |
58,3 |
16,7 |
В целом по группе преобладает средняя степень выраженности всех стратегий преодолевающего поведения (см. Таблицу 3). По оси активности – пассивности преобладают высокие показатели по активной стратегии. По оси просоциальной – асоциальной стратегии больше высоких показателей по асоциальной стратегии. По оси прямого – непрямого поведения больше высоких значений по стратегии прямого поведения.
Можно предположить, что в целом специалисты данной группы предпочитают активные, асоциальные и прямые стратегии преодоления стрессовых ситуаций пассивным, просоциальным и непрямым стратегиям. Но все же нельзя сказать, что так они будут поступать в большинстве ситуаций.
Таблица 4
Показатели теста «Самоотношение».
Шкалы |
Сырой балл |
Стандартное отклонение |
Накопленные частоты (в %) |
S. Интегральное самоотношение |
20 |
3,8 |
90,7 |
I. Самоуважение |
10,4 |
2,4 |
82,7 |
II. Аутосимпатия |
10,4 |
2,4 |
80,8 |
III. Ожидаемое отношение от других |
10,7 |
1,4 |
66,5 |
IV. Самоинтерес |
7 |
2,2 |
92,3 |
1. Самоуверенность |
5,6 |
1,2 |
75,1 |
2. Отношение других |
6,5 |
0,8 |
65,7 |
Окончание табл. 4
Шкалы |
Сырой балл |
Стандартное отклонение |
Накопленные частоты (в %) |
3. Самопринятие |
6 |
1 |
89,7 |
4. Саморуководство |
4,2 |
0,7 |
64,2 |
5. Самообвинение |
4,3 |
1,8 |
48,6 |
6. Самоинтерес |
6,3 |
0,6 |
86 |
7. Самопонимание |
3,5 |
1,2 |
76,2 |
В целом по группе (см. Таблицу 4) можно отметить показатели выше среднего по всем шкалам кроме шкалы «самообвинение». Особенно высоки показатели по шкалам:
- Самоинтерес (как дифференцированное самоотношение) – 92,3 %.
- Глобальное (интегральное) самоотношение – 90,7 %.
- Самопринятие – 89,7 %.
- Самоинтерес (как выраженность установки на те или иные конкретные внутренние действия в адрес своего) – 86 %.
Данные
показатели отражают меру
Относительно низкими по группе являются показатели по шкалам:
- Самообвинение – 48,6 %.
- Саморуководство, самопоследовательность – 64,2 %.
- Отношение от других – 65,7 %.
- Ожидаемое отношение от других – 66,5 %.
Вероятно, для испытуемых не характерны самообвинительные тенденции. Иногда возможны затруднения в самоорганизации и организации своей деятельности, поэтому действия могут быть не вполне последовательны. В этом случае можно предположить проявление тенденции к самообвинению.
Таблица 5
Показатели по методике СЖО
Шкалы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общий показатель |
Сырые баллы |
34,1 |
31,5 |
25,9 |
21,7 |
31,5 |
144,7 |
Стандартные баллы |
5,68 |
5,26 |
5,18 |
5,42 |
5,25 |
- |
Стандартное отклонение |
1,23 |
1,23 |
1,02 |
1,25 |
1,07 |
27,5 |
Показатели по всем шкалам (см. Таблицу 5) превышают средние показатели по стандартизированной выборке. Эти результаты согласуются с данными Д.А. Леонтьева, полученными в 1986-88 г.г. при адаптации теста осмысленности жизни.
Почти
у всех человек, кроме 8,3 %, общий
показатель ОЖ превышает
Вероятно,
такие результаты
Таблица 6
Самооценка творческих характеристик личности
Шкалы |
Любознате-льность |
Воображе-ние |
Риск |
Сложные идеи |
Общий показатель |
Сырые баллы |
18,5 |
14,2 |
19,2 |
18,8 |
70,6 |
Стандартные баллы |
1,54 |
1,18 |
1,47 |
1,45 |
- |
Стандартное отклонение |
0,26 |
0,32 |
0,23 |
0,32 |
10,8 |
Исходя из результатов, полученных по самооценке творческих характеристик личности (см. Таблицу 6), в группе 12,5 % имеют высокие общие показатели, 16,7 % человек – низкие, 70,8 % – средние. Самым высоким средним значением является значение по шкале «любознательность» (1,54), самым низким – значение по шкале «воображение» (1,18).
Вероятно, респонденты в целом оценивают себя как личностей со средним уровнем выраженности творческих характеристик. По их мнению, им присуща любознательность, в некоторых ситуациях они готовы пойти на риск, они могут разобраться в сложных проблемах, решить их, но они не считают себя обладающими высокоразвитым воображением.
Различие в личностных особенностях и использовании стратегий преодолевающего поведения в группе с наличием и в группе с отсутствием признаков выгорающего поведения
Итак, нами были рассмотрены результаты по группе в целом. Выделим и рассмотрим две группы человек из выборки: для первой группы (группа А) характерно наличие двух и более формирующихся или уже сформированных стадий выгорания, а для второй (группа Б) – отсутствие формирующихся или уже сформированных стадий.
Таблица 7
Внутригрупповые стратегии преодоления стрессовых ситуаций
Стратегии преодоления |
Степень выраженности преодолевающего поведения (в %) | |||||
Группа А |
Группа Б | |||||
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. | |
1. Активная |
28,6 |
57,1 |
14,3 |
75 |
25 |
0 |
2. Пассивная |
14,3 |
85,7 |
0 |
12,5 |
50 |
37,5 |
3. Просоциальная |
14,3 |
71,4 |
14,3 |
12,5 |
81,2 |
6,3 |
4. Асоциальная |
42,9 |
43,6 |
7,2 |
18,8 |
74,9 |
6,3 |
5. Прямая |
14,3 |
85,7 |
0 |
12,5 |
62,5 |
25 |
6. Непрямая |
57,1 |
14,3 |
28,6 |
25 |
75 |
0 |
Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников