Синдром профессионального выгорания работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диагностика СЭВ_.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

5) Опросник «Самооценка творческих характеристик личности» в модификации Е.Е. Туник.

Первоначально опросник личностных творческих характеристик являлся одной из трех частей Набора Креативных Тестов Ф. Вильямса (Creativity Assessment Packet - CAP). По мнению Е.Е. Туник, желательно, чтобы психодиагностический инструмент содержал возможности оценки как когнитивных, так и личностно-индивидных креативных характеристик. Тест творческих характеристик личности удовлетворяет этому требованию.

Этот опросник состоит из 50 пунктов, позволяющих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя респонденты. Результаты представлены в виде общего сырого балла и четырех отдельных оценок по любознательности, воображению, сложности и способности рисковать.

При обработке теста производится подсчет общего суммарного балла и оценки по каждому фактору теста. Каждый фактор включает 12 или 13 суждений. Градации ответов следующие: «да», «может быть», «нет» и «не знаю». Подсчет баллов производится в соответствии с ключом. Причем ответы «не знаю» в любом случае получают –1 балл. Использование этой колонки позволяет «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

2. Анализ и интерпретация полученных результатов

В исследовании принимали участие: 14 сотрудников ЗАО «Европа Плюс», а так же внештатные менеджеры, работающие в других СМИ (10 человек). Возрастные границы испытуемых - 21 - 45 лет

Рассмотрим полученные результаты исследования по группе в целом по каждой методике.

Средние значения по группе по методике диагностики уровня эмоционального выгорания представлены в таблице 2.

Таблица 2

Уровень эмоционального выгорания.

Количество формирующихся / сформировавшихся фаз у одного человека

0

1

2

3

Количество человек (в %)

37,5

33,3

25

4,2


 

Данная таблица иллюстрирует результаты исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания. В группе преобладают специалисты с наличием выгорания различного уровня выраженности (62,5 %), в основном с формирующимися (56 % от общего количества стадий, превышающих порог нормы) или сформировавшимися (44 %) одной и двумя стадиями.

Важно отметить, что у 88 % испытуемых с наличием одной фазы, превышающей показатели нормы, признаки выгорания проявляются в стадии истощения. Это справедливо и для всей группы с различным количеством фаз и различной степенью их выраженности: из них у 88 % человек выражены показатели по стадии истощения. Данный факт приобретает особую значимость, если учесть, что выборку составляют женщины. Орел В.Е. (2001) указывает, что женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Вероятно, это связано с тем, что они больше эмоционально отзывчивы, чем мужчины, и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Таблица 3

Стратегии преодоления стрессовых ситуаций

Стратегии преодоления

Уровень выраженности стратегий преодолевающего поведения (в %)

Высокий

Средний

Низкий

1. Активная

33,3

50

16,7

2. Пассивная

20,8

62,5

16,7

3. Просоциальная 

16,7

66,6

16,7

4. Асоциальная

18,8

68,7

12,5

5. Прямая

29,2

54,1

16,7

6. Непрямая

25

58,3

16,7


 

В целом по группе преобладает средняя степень выраженности всех стратегий преодолевающего поведения (см. Таблицу 3). По оси активности – пассивности преобладают высокие показатели по активной стратегии. По оси просоциальной – асоциальной стратегии больше высоких показателей по асоциальной стратегии. По оси прямого – непрямого поведения больше высоких значений по стратегии прямого поведения.

Можно предположить, что в целом специалисты данной группы предпочитают активные, асоциальные и прямые стратегии преодоления стрессовых ситуаций пассивным, просоциальным и непрямым стратегиям. Но все же нельзя сказать, что так они будут поступать в большинстве ситуаций.

Таблица 4

Показатели теста «Самоотношение».

Шкалы

Сырой балл

Стандартное отклонение

Накопленные частоты (в %)

S. Интегральное самоотношение

20

3,8

90,7

I. Самоуважение

10,4

2,4

82,7

II. Аутосимпатия

10,4

2,4

80,8

III. Ожидаемое отношение от других

10,7

1,4

66,5

IV. Самоинтерес

7

2,2

92,3

1. Самоуверенность

5,6

1,2

75,1

2. Отношение других

6,5

0,8

65,7


 

Окончание табл. 4

Шкалы

Сырой балл

Стандартное отклонение

Накопленные частоты (в %)

3. Самопринятие

6

1

89,7

4. Саморуководство

4,2

0,7

64,2

5. Самообвинение

4,3

1,8

48,6

6. Самоинтерес

6,3

0,6

86

7. Самопонимание

3,5

1,2

76,2


 

В целом по группе (см. Таблицу 4) можно отметить показатели выше среднего по всем шкалам кроме шкалы «самообвинение». Особенно высоки показатели по шкалам:

- Самоинтерес (как дифференцированное самоотношение) – 92,3 %.

- Глобальное (интегральное) самоотношение – 90,7 %.

- Самопринятие – 89,7 %.

- Самоинтерес (как выраженность установки на те или иные конкретные внутренние действия в адрес своего) – 86 %.

 Данные  показатели отражают меру близости  испытуемых к самому себе, в  частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других. Испытуемые склонны принимать себя, целостный образ, всю совокупность своих качеств: как положительных, так и отрицательных.

Относительно низкими по группе являются показатели по шкалам:

- Самообвинение – 48,6 %.

- Саморуководство, самопоследовательность – 64,2 %.

- Отношение от других – 65,7 %.

- Ожидаемое отношение от других – 66,5 %.

Вероятно, для испытуемых не характерны самообвинительные тенденции. Иногда возможны затруднения в самоорганизации и организации своей деятельности, поэтому действия могут быть не вполне последовательны. В этом случае можно предположить проявление тенденции к самообвинению.

 

Таблица 5

Показатели по методике СЖО

Шкалы

1

2

3

4

5

Общий показатель

Сырые баллы

34,1

31,5

25,9

21,7

31,5

144,7

Стандартные баллы

5,68

5,26

5,18

5,42

5,25

-

Стандартное отклонение

1,23

1,23

1,02

1,25

1,07

27,5


 

Показатели по всем шкалам (см. Таблицу 5) превышают средние показатели по стандартизированной выборке. Эти результаты согласуются с данными Д.А. Леонтьева, полученными в 1986-88 г.г. при адаптации теста осмысленности жизни.

 Почти  у всех человек, кроме 8,3 %, общий  показатель ОЖ превышает средний  для стандартизированной выборки. Относительно данной группы 12,5 % человек имеют низкие общие показатели, 79, 2 % – средние, 8,3 % – высокие. Самым высоким является показатель по шкале «цели в жизни» (5,68), несколько ниже – по шкале «локус контроля – Я» (5,42). Относительно низкими можно считать значения по шкале «результативность жизни или удовлетворенность самореализацией» (5,18).

 Вероятно, такие результаты характеризуют  наличие в жизни респондентов  целей в будущем, которые придают  жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Испытуемые представляют себя как сильных личностей, обладающих достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Но при оценке пройденного отрезка жизни у них может возникать ощущение того, что прожитая ее часть была не слишком продуктивна и осмысленна, может возникнуть неудовлетворенность прожитой частью жизни. Можно предположить, что такая ситуация возникала или может возникать в случае, если планы (цели) не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию.

 

Таблица 6

Самооценка творческих характеристик личности

Шкалы

Любознате-льность

Воображе-ние

Риск

Сложные идеи

Общий показатель

Сырые баллы

18,5

14,2

19,2

18,8

70,6

Стандартные баллы

1,54

1,18

1,47

1,45

-

Стандартное отклонение

0,26

0,32

0,23

0,32

10,8


 

Исходя из результатов, полученных по самооценке творческих характеристик личности (см. Таблицу 6), в группе 12,5 % имеют высокие общие показатели, 16,7 % человек – низкие, 70,8 % – средние. Самым высоким средним значением является значение по шкале «любознательность» (1,54), самым низким – значение по шкале «воображение» (1,18).

Вероятно, респонденты в целом оценивают себя как личностей со средним уровнем выраженности творческих характеристик. По их мнению, им присуща любознательность, в некоторых ситуациях они готовы пойти на риск, они могут разобраться в сложных проблемах, решить их, но они не считают себя обладающими высокоразвитым воображением.

Различие в личностных особенностях и использовании стратегий преодолевающего поведения в группе с наличием и в группе с отсутствием признаков выгорающего поведения

Итак, нами были рассмотрены результаты по группе в целом. Выделим и рассмотрим две группы человек из выборки: для первой группы (группа А) характерно наличие двух и более формирующихся или уже сформированных стадий выгорания, а для второй (группа Б) – отсутствие формирующихся или уже сформированных стадий.

 

Таблица 7

Внутригрупповые стратегии преодоления стрессовых ситуаций

Стратегии преодоления

Степень выраженности преодолевающего поведения (в %)

Группа А

Группа Б

Выс.

Ср.

Низ.

Выс.

Ср.

Низ.

1. Активная

28,6

57,1

14,3

75

25

0

2. Пассивная

14,3

85,7

0

12,5

50

37,5

3. Просоциальная 

14,3

71,4

14,3

12,5

81,2

6,3

4. Асоциальная

42,9

43,6

7,2

18,8

74,9

6,3

5. Прямая

14,3

85,7

0

12,5

62,5

25

6. Непрямая

57,1

14,3

28,6

25

75

0

Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников