Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Как следует из ресурсных концепций стресса, потеря ресурсов — это первичный механизм, ведущий к стрессовым реакциям. Стресс, согласно подобным представлениям, возникает в ситуациях:
- представляющих угрозу потери ресурсов;
- фактической потери ресурсов;
- отсутствия адекватного возмещения истраченных ресурсов, когда вложение личных ресурсов для достижения желаемого значительно превышает получаемый результат. Например, временны затраты или физические усилия для достижения какой-нибудь значимой цели значительно больше, чем приобретение — скажем, материального достатка, статуса или уважения. –
Стрессоустойчивостъ в широком понимании — это способность противодействовать воздействию стрессоров, либо активно преобразовывая ситуацию, в которой они проявляются, либо приспосабливаясь к ней. Под ресурсами стрессоустойчивости личности понимаются индивидуальные свойства и способности, обусловливающие психологическую устойчивость в стрессогенных ситуациях.
Для повышения стрессоустойчивости важным оказывается накопление («консервация») ресурсов, даже если стресс еще не проявил себя. Такая стратегия представляет некоторый антиципаторный копит. Во многих случаях он служит ключом для понимания ответных стресс-реакций и стратегий преодолевающего поведения. К сожалению, подобный копинг плохо изложен в специальной психологической литературе.
В соответствии с теорией консервации ресурсов люди стремятся получить, сохранить и защитить то, что ценно для них, и стараются использовать свои ресурсы наилучшим способом. Человеку также необходимо инвестировать (вкладывать) ресурсы, чтобы защититься от их потери, и стремиться восстановить потерянные ресурсы и приобрести новые.
Понятие психологических ресурсов определено пока недостаточно, чему виной — разного рода обстоятельства. Сам термин ресурс (ressourse) заимствован из французского языка и буквально означает «вспомогательное (техническое, энергетическое, информационное) средство». В случае с социальной и биологической жизнедеятельностью к ресурсам причисляют технические, денежные средства, природные и социальные ценности, запасы, возможности, источники средств и доходов26.
Г. Селье предложил различать два вида адаптационных ресурсов человеческого организма при стрессе — поверхностную и глубокую адаптационную энергию. Поверхностные ресурсы организма активизируются в стрессовой ситуации «по первому требованию», они достаточно легко восстанавливаются, например, после отдыха, полноценного сна и питания, психофизической релаксации и др. Если происходит восстановление психоэнергетических (адаптационных) ресурсов, то организм не попадает в состояние предболезни.
Согласно гипотезе Г. Селье, поверхностная адаптационная энергия восполняется за счет глубокой, которая мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Активизация глубокой адаптационной энергии начинается тогда, когда человек долго находится в стрессогеннои ситуации и когда израсходованы «поверхностные энергетические ресурсы». Истощение глубоких ресурсов необратимо и ведет к старению и гибели организма27.
Э. Фромм выделил три психологических ресурса, помогающих человеку в преодолении трудных жизненных ситуаций.
1. Надежда — психологическая категория, способствующая жизни и росту. «Надеяться — значит в каждый момент времени быть готовым к тому, что еще не появилось на свет, и, несмотря ни на что, не отчаиваться, если на том или ином участке жизненного пути это рождение не произошло»28.
2. Рациональная вера — убежденность в том, что существует огромное число реальных возможностей и нужно вовремя обнаружить эти возможности. Вера — рациональная интерпретация настоящего.
3. Душевная сила — мужество. «Душевная сила — способность сопротивляться попыткам подвергнуть опасности надежду и веру и разрушить их путем превращения в "голый" оптимизм или в иррациональную веру». Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да»29.
Разновидностью социальной поддержки служит социально-психологическая поддержка: эмоциональная, информационная, инструментальная или функциональная. Это определенный буфер между стрессом и его негативными последствиями, смягчающий влияние последних для здоровья.
Социальная поддержка — важный ресурс сохранения психологической устойчивости личности в стрессовых ситуациях. Многие авторы отмечают, что положительное социальное окружение (семья, друзья, коллеги) выступает одним из существенных факторов стрессоустойчивости личности. Соответственно его возможно рассматривать также в качестве социально-психологического ресурса преодоления стресса.
Еще один ресурс устойчивости к стрессам — психологическая компетентность индивида, уровень его психологической грамотности и культуры. Вместе с социальным опытом она определяет конкретные формы адаптивных процессов в стрессовых ситуациях.
Особую категорию ресурсов стрессоустойчивости представляют характер и способы преодоления стресс-ситуаций — стратегии и модели преодолевающего поведения. Они обусловлены жизненной позицией, активностью личности, потребностями в самореализации своего потенциала и способностей. Понятие coping, coping behavior используется для описания типичных способов поведения человека в различных стрессогенных ситуациях. Оно происходит от англ. соре (преодолевать, справляться).
В рамках когнитивно-поведенческого подхода преодоление (копинг) рассматривается как совокупность когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления стресса, или как стабилизирующий фактор, который может помочь людям поддерживать психосоциальную адаптацию в такое напряженное время.
Психологическое предназначение преодоления состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, т. е. овладеть ими, ослабить их или смягчить и тем самым купировать стрессовое воздействие.
Согласно информационной модели стрессоустойчивости, к ресурсам преодоления стресса относятся:
- Когнитивное преодоление: позитивное мышление относительно причин стресса и способов его преодоления; понимание таких причин, рациональное осмысление ситуации и своих возможностей, поиск и оценка возможных средств (ресурсов), которые могут быть мобилизованы для преодоления стресса, позитивное мышление, касающееся стрессовой ситуации и своих потенциалов.
- Эмоциональное преодоление: осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявления чувств, контроль динамики переживания, устранение застревания, неполного отреагирования и др.
- Поведенческое (деятелъностное) преодоление: перестройка поведения, коррекция стратегий и планов, задач и режимов деятельности, активизация или дезактивация поведения или деятельности.
- Социально-психологическое преодоление: изменение направленности личности, коррекция жизненных ценностей или их приоритетов, расширение пространства социальных ролей, позиций и межличностных отношений30.
И. Калинаускас видит ресурсы адаптации к жизненным стрессам в социально-психологических мирах, в которых живет человек. Здесь человек черпает основания для стойкости, самоценности и утверждения своеобычности. Социально-психологический мир рождается постепенно, сначала это круг семьи, потом — знакомых семьи, затем — подсознательный отбор близких знакомств и друзей. Последнее начинается с детства и формируется в течение всей последующей взрослой жизни. При встрече с жизненными стрессами человек черпает ресурсы своего психологического мира31.
К личностным ресурсам преодоления выгорания относятся социальная смелость, ответственность, настойчивость, высокая нормативность поведения, радикализм, высокая мотивация достижения. Поведенческими ресурсами преодоления выгорания служат активные и просоциальные модели поведения (смелость и широта вступления в социальный контакт, поиск социальной поддержки и готовность к ее принятию, умение решать проблемные, трудные ситуации совместно с другими людьми, ассертивное поведение).
С позиции ресурсной концепции стресса помощь «выгорающим» или самопомощь должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могут быть востребованы в стрессовых или экстремальных ситуациях.
Потеря личностных (внутренних) и социальных (внешних) ресурсов без их восполнения неминуемо ведет к выгоранию и потере субъективного благополучия. Для достижения «обновленного» состояния необходимо создание новых или воссоздание прежних личностных, социально-психологических и психоэнергетических ресурсов, которые помогают человеку противодействовать дистрессу, а при его острых и затяжных формах стресса — преодолевать его разрушающие последствия.
Одним из эффективных направлений психологической помощи при профессиональном выгорании является психологическое вмешательство в процесс восстановления психоэнергетических ресурсов и профессиональной мотивации специалиста. Основные задачи такой помощи:
- Психологическая разгрузка консультантов;
- Психокоррекция личностных деформаций, приобретенных в следствие выгорания;
- Обучение «здоровому копингу» - конструктивным моделям преодолевающего поведения;
- Развитие навыков релаксации, саморегуляции и самоконтроля.
Формы психологической помощи могут быть как индивидуальными, так и групповыми – в виде лекций, практических семинаров, профессиональных консультаций и тренингов. Стратегия психологической помощи против профессионального выгорания должна быть частью корпоративной программы по психологическому обеспечению здорового труда и отдыха специалистов помогающих профессий. В целях сохранения «человеческих ресурсов» специализированные программы «антивыгорания» должны включаться в общую концепцию развития психологических служб.
Профессиональный психолог должен уметь оказывать необходимую помощь своим клиентам. В данном случае его помощь будет направлена на психологическую поддержку «выгоревших». Как уже отмечалось нами выше, такая помощь может быть оказана как индивидуально, так и в группе. В качестве примера оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к «выгоранию» клиентам в группе, мы приводим пример проведения комплексного группового занятия, направленного на ознакомление с приемами саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения.
Комплексное занятие по психологической поддержке (продолжительность 2 – 2,5 часа; группа – 10-12 человек)
Задачи:
1) ознакомление клиентов с приемами саморегуляции;
2)обучение активному поиску выхода из трудной жизненной
ситуации;
3) релаксация.
Материалы:
1. Карточки с упражнениями для самостоятельного использования (передаются участникам занятия после отработки в группе).
2. Бумага для заметок (40 шт.).
3. Ручки шариковые (по количеству участников группового занятия).
4. «Визитки» для каждого участника.
5. Бланки «Знакомство» (каждому участнику).
Ход занятия:
Существует
три основных пути
1) влияние
тонуса скелетных мышц и
2) воздействие на произвольные функции организма через использование активной роли представлений чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных);
3) воздействие на психофизиологические функции организма с помощью регулирующей и программирующей роли слова, произносимого как вслух, так и мысленно.
I. Вступительное слово ведущего.
Специфические трудности, с которыми постоянно сталкиваются специалисты помогающих профессий, нередко приводят к появлению у них такого отрицательного состояния, как «психическое выгорание». Если «выгоревшему» или склонному к «выгоранию» человеку не оказать своевременной помощи, то он вряд ли сможет продуктивно заниматься профессиональной деятельностью. Кроме того, появление симптомов психического выгорания существенно осложнит его профессиональную и повседневную жизнь. В задачу профессиональной психологической службы входит не только оказание необходимой психологической поддержки своим клиентам, но и обучение их специальным приемам саморегуляции, используя которые они могли бы помочь самим себе. Современная ситуация в любой сфере профессиональной деятельности требует от человека самостоятельности, предприимчивости, принятия на себя ответственности за свою жизнь и за то, что с ним в этой жизни происходит. Наша жизнь складывается так, что мы в ней постоянно чего-то лишаемся, но не все при этом испытывают трудности, страдания. Вполне естественно, что в трудных жизненных ситуациях находятся те, кто самостоятельно справляется с возникшими трудностями, кто умеет заполнить новым содержанием образовавшийся пробел. Других же этому необходимо научить. Тревогу можно сравнить с «черной дырой», выедающей наше существо. Отказываясь воспринимать то, что происходит с нами сегодня, мы тем самым лишаем себя той реальности, которая развивается «здесь и сейчас» и погружаемся в несуществующие пространства. Тревога – это страх, устремленный в будущее. Далеко не всегда мы являемся хозяевами жизненных обстоятельств. Необходимо принято как реальность то, что мы зависим от погодных условий и меняющихся политических режимов, от своих деловых партнеров и коллег. Бывают моменты, когда нам ничего не остается, как стиснуть зубы и плыть по течению.
Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников