Синдром профессионального выгорания работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

Файлы: 1 файл

Диагностика СЭВ_.doc

— 416.00 Кб (Скачать файл)

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» можно выделить:

- недостаточные  индивидуальные адаптивные способности  к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);

- низкая  степень «личностной выносливости»;

- заниженность  самооценки и профессиональной  самооценки, сама самооценка может быть отражением факторов окружающей среды или отражением воздействия выгорания);

- пассивные  тактики сопротивления стрессу;

- внешний  «локус контроля».

В противовес двум названым подходам, в центре внимания организационного подхода находятся факторы рабочей среды как главные источники выгорания.

«Выгорание» можно рассматривать как синдром, то есть группу симптомов, появляющихся вместе. Однако все симптомы ни у кого не проявляются одновременно, потому что выгорание – процесс сугубо индивидуальный.

2. Профессиональное  выгорание и его симптомы

Б. Перлман и Е. Хартман11 провели сравнительный анализ и сделали обобщение опубликованных с 1974 по 1981 гг. исследований по проблеме выгорания и на основании этого предложили модель, которая определяет личностные и организационные переменные, связанные с профессиональным выгоранием. Три измерения выгорания отражают основные симптоматические категории стресса: а) физиологическую, сфокусированную на физических симптомах (физическое истощение); б) аффективно - когнитивную, сфокусированную на установках и чувствах (эмоциональное истощение, деперсонализация); в) поведенческую, сфокусированную на симптоматических типах поведения (дезадаптация, сниженная рабочая продуктивность).

В результате проведенного анализа имеющихся в литературе определений и симптомов выгорания Б. Перлман и Е. Хартман предложили следующее определение психического выгорания: это ответ на хронический эмоциональный стресс, включающий в себя три компонента: эмоциональное и/или физическое истощение; снижение рабочей продуктивности; (сверх)деперсонализации12.

К.Р. Маслач13, одна из ведущих специалистов по изучению синдрома выгорания, выделила его разрушительные симптомы: чувство эмоционального истощения и изнеможения, агрессивные и упадочнические чувства, развитие негативных отношений к клиентам – дегуманизация и деперсонализация, негативное самовосприятие в профессиональном плане – недостаток чувства профессионального мастерства и профессиональной уверенности

На основе обобщения данных, описанных многими авторами, К.Р. Маслач составлен перечень симптомов выгорания:

- усталость, утомление, истощение;

- психосоматические недомогания;

- бессонница;

- негативное отношение к клиентам;

- скудность репертуара рабочих действий;

- злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем;

- отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

- негативная «Я-концепция»;

- агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев и др.);

- упадническое настроение и связанные с ним эмоции – цинизм, пессимизм, апатия, депрессия, чувство бессмысленности и безнадежности;

- переживание чувства вины и зависимости.

Последние три симптома обычно расцениваются как «разрушающие», а остальные являются их следствиями.

Следует отличать термин «burnout» от психиатрического понятия «burn out». Последний связан с остаточными явлениями шизофрении, симптоматика которых проявляется иначе. Отличительным (разделительным) признаком этих двух понятий является «эмоциональное сгорание», имеющее процессуальный характер. Зарубежные исследователи кратко определяют «burnout» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Согласно исследовательским данным, «сгоранию» больше подвержены те, кто работает страстно, с особым интересом и высокой мотивацией. Люди, в течение долгого времени помогающие другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того эффекта, которого они ожидали. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурению) и эмоциональному истощению (исчерпыванию) и как результат – беспокойству (тревоге), раздражению, гневу, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно-сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно-кишечных расстройств, головных болей и нарушений сна, что может сказываться на семейных, межличностных и профессионально-деловых отношениях.

Согласно концепции зарубежных исследователей (К. Маслач, С. Джексон), синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений14.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая «профессионального выгорания» и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации (обезличивании) отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, ученикам и др.

Третий компонент психического выгорания – персональные достижения (редуцирование личных достижений). Проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, редукции значимости собственных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

Говоря о шкале личных достижений, нельзя не учитывать особенности становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом неадекватности своих знаний и умений требованиям практической деятельности и естественно обусловливает определенное повышение напряженности относительно собственных успехов и достижений. Невнимание к этому явлению приводит к ошибочной интерпретации у начинающих специалистов низких баллов по шкале «персональные достижения» как симптомов выгорания. Между тем выгорание подразумевает не реально низкий уровень профессиональных достижений, а сниженную самооценку значимости действительно достигнутых результатов уже сформировавшимся специалистом и вторичное снижение продуктивности из-за изменения отношения к работе.

 

3. Социально  – психологические, личностные и  профессиональные факторы риска  профессионального выгорания

 

Анализ конкретных исследований синдрома «психического выгорания» показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание15. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные. На основании обобщения материала по изучению некоторых классификаций нами предлагается следующая рабочая схема факторов (таблица 1).

Таблица 1

Факторы, оказывающие влияние на выгорание

Индивидуальные факторы

Организационные факторы

I. Социально-демографические:

I. Условия работы:

1. Возраст

1. Рабочие перегрузки

2. Пол 

2. Дефицит времени

3. Уровень образования 

3. Продолжительность рабочего дня

4. Семейное положение

 

 

5. Стаж работы 

 

II. Личностные особенности:

II. Содержание труда:

1. Выносливость

1. Число клиентов

2. Локус контроля

2. Острота их проблем

3. Стиль сопротивления

3. Глубина контакта с клиентом

4. Самооценка

5. Участие в принятии решений

5. Тип поведения А

6. Самостоятельность в своей работе

6. Нейротизм (тревожность)

7. Обратная связь

7. Экстраверсия 

 

 

1. Социально-демографические характеристики. Из всех социально-демографических характеристик наиболее тесную связь с выгоранием имеет возраст, что подтверждается многочисленными исследованиями, обнаруживается наличие отрицательной корреляционной связи возраста и выгорания. В работах К. Маслач показано, например, что средний медицинский персонал психиатрических клиник «выгорает» через 1,5 года после начала работы, а социальные работники начинают испытывать данный симптом через 2-4 года16.

В некоторых исследованиях подтверждается и чувствительность старшего возраста к данному синдрому. В частности, в одном исследовании, проведенном на среднем персонале военных медицинских учреждений, отмечалось, что наиболее чувствительными к выгоранию являются не только молодые люди (19-25 лет), но и более старшие (40-50 лет)17.

Склонность более молодых по возрасту к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, что часто не соответствует их ожиданиям. Специфика влияния возраста на эффект выгорания тоже неоднозначна. Наиболее тесная его связь обнаруживается с эмоциональным истощением и деперсонализацией, менее – с редукцией профессиональных достижений18.

Взаимоотношения между полом и выгоранием не так однозначны. В ряде исследований отмечается, что мужчины в большей степени подвержены процессу выгорания, чем женщины, в то время как другие исследователи приходят к совершенно противоположным заключениям. Примирением данных противоположных точек зрения, по-видимому, будет рассмотрение этой проблемы с позиций специфики влияния пола на компоненты выгорания и наличия опосредующих факторов, таких, как поло-ролевые ориентации.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов. Риск подвергнуться выгоранию зависит от того, насколько выполняемые работниками функции соответствуют их поло-ролевой ориентации. Так, в исследовании установлено, что мужчины оказались более чувствительными к воздействию стрессоров в тех ситуациях, которые требовали от них демонстрации истинно мужских качеств, таких, как физические данные, мужская отвага, эмоциональная сдержанность, показ своих достижений в работе. В то же самое время женщины оказались более чувствительны к стрессовым факторам при выполнении тех обязанностей, которые требовали от них сопереживания, воспитательных умений, подчинения19.

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляций между указанными переменными, и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними. В частности, отмечается незначительная отрицательная корреляция20 между общим стажем работы и стажем работы в данном лечебном учреждении и выгоранием у психиатров.

«Личностная выносливость». Данная характеристика в зарубежной психологии определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Практически все авторы отмечают, что выносливость тесно связана со всеми тремя компонентами выгорания. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения эмоционального истощения и деперсонализации и высокие значения по шкале профессиональных достижений.

Другим популярным направлением исследований является выявление связи между выгоранием и индивидуальными стратегиями сопротивления выгоранию. Обзор работ, посвященных данной теме, показывает, что высокий уровень выгорания тесно связан с пассивными тактиками сопротивления стрессу; и наоборот, люди, активно противодействующие стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Обнаружены и некоторые половые различия в использовании стратегий сопротивления выгоранию. Так, женщины продуктивнее, чем мужчины, используют стратегии избегания стрессовых ситуаций.

Обнаружена тесная связь между психическим выгоранием и «локусом контроля», который традиционно подразделяется на внешний и внутренний. Люди с преобладанием внешнего «локуса контроля» склонны приписывать все происшедшее с ними или свои успехи случайным обстоятельствам или деятельности других людей, в то время как индивиды с внутренним «локусом контроля» считают свои достижения и все происшедшее с ними собственной заслугой, результатом соей активности, способностей или готовности к риску. Практически в большинстве работ этой тематики отмечается положительная корреляционная связь между внешним локусом контроля и составляющими выгорания, особенно с эмоциональным истощением и деперсонализацией. Что касается профессиональной эффективности, то отмечается положительная связь между внутренним локусом контроля и высокой оценкой профессиональной эффективности, правда, данная тенденция подтверждается только для мужской выборки21.

В ряде исследований обнаружена отрицательная корреляционная зависимость между компонентами выгорания и самооценкой. Однако, как справедливо замечается в одном из зарубежных исследований, низкая самооценка, хотя и предрасполагает к выгоранию, но сама может быть отражением факторов окружающей среды или даже отражением воздействия выгорания.

В последнее время исследователи проблемы профессионального выгорания стали обращать особое внимание на личностные и профессиональные факторы, которые способствуют появлению комплекса симптомов, характерных для психического выгорания. Голландскими учеными Б.П. Бунком, В.Б. Шауфели и Дж.Ф. Юбема было обнаружено, что эмоциональное истощение и сниженный уровень собственного достоинства (редуцирование персональных достижений) имеют значимые связи с желанием (потребностью) социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем выгорания и низким уровнем собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуациями, связанным с социальным сравнением, т.е. ситуации социального сравнения или оценки для определенных лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность. Исходя из теории социального сходства Л. Фестингера, голландцы высказали предположение о возможности овладения стрессором через управление потребностью социального сходства-сравнения22. В ряде других исследований также отмечается ведущая роль процессов «социального сравнения» в купировании профессиональных стрессов. Однако в настоящее время этот вопрос еще не разработан в должной степени как в теоретическом, так и в методическом плане.

Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников