Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
- Для устранения своих недостатков, искоренения отрицательных привычек, для коррекции своего поведения во взаимоотношениях с окружающими людьми.
В аутогенных тренировках используются три основных пути воздействия на состояние нервной системы. Примечательно, что в общем плане они известны каждому человеку. Поэтому суть тренировок состоит не освоении нового, а в активизации уже знакомых психических явлений.
Первый и наиболее важный путь связан с особенностями влияния тонуса скелетных мышц и дыхания на центральную нервную систему. Известно, что психическое состояние человека определенным образом проявляется в характере дыхания, в мимике, жестах, накладывает своеобразный отпечаток на произвольные движения. Было отмечено, что если сознательными усилиями затормозить двигательные реакции, свойственные тому или иному внутреннему переживанию, то оно заметно ослабевает или же исчезает совсем. Наоборот, если человек придает своей позе и движениям характер, свойственный тому или иному эмоциональному состоянию, его постепенно охватывает и соответствующее внутреннее переживание. Поэтому нельзя овладеть аутотренингом без предварительной выработки умения полностью расслаблять мышцы тела. Не надо думать, что эта задача слишком проста. В повседневной жизни мы настолько привыкаем к постоянному напряжению тех или иных мышечных групп, что даже не замечаем этого, и поэтому, поставив перед собой задачу возможно полнее расслабиться, не сразу добиваемся нужного эффекта.
Аналогичным образом сказывается на уровне психического тонуса нервной системы и ритм дыхания. В процессе эволюции человека сложилась устойчивая зависимость: частое дыхание обеспечивает высокую активность организма. Произвольное снижение частоты и уравнивание ритма дыхания (естественно это происходит во время сна) приводит к преобладанию процессов торможения.
Второй путь воздействия на нервную систему связан с использованием активной роли представлений, чувственных образов (зрительных, слуховых, тактильных и пр.). следует отметить, что до сих пор мы недооцениваем исключительно важную роль мысленных образов в нашей повседневной жизни. между тем чувственный образ – весьма активный инструмент влияния на психическое состояние и здоровье человека. И поэтому совсем не безразлично, преобладание каких чувственных образов характерно для человека в его повседневной жизни. Постоянное удерживание перед мысленным взором мрачных безрадостных картин, в которых человек чувствует себя «потерпевшей стороной», рано или поздно подтачивает здоровье.
Следует иметь в виду, что в состоянии мышечной расслабленности действенность мысленных образов значительно повышается. Этот эффект эффективно используется в аутогенных тренировках. Сначала бывает трудно продолжительное время удерживать внимание на определенном мысленном образе. Однако по мере тренировки такая задача выполняется легче, свободнее, а сами представления становятся все более яркими и живыми.
Наконец, третий путь воздействия на психофизиологические функции организма связан с регулирующей и программирующей ролью слова, произносимого не только вслух, но и мысленно. Это свойство внутренней речи (в форме самоприказов, самопереговариваний и т.п.) давно используется в спорте для повышения эффективности тренировок, мобилизации внутренних резервов во время соревнований. В состоянии релаксации, достигаемой в процессе аутогенной тренировки, влияние словесного самовнушения на физиологические функции значительно возрастает. Характер этого влияния определяется смысловым содержанием словесных формулировок. Построение фраз при самовнушении должно быть предельно простым и кратким, а их мысленное произношение – медленным, в такт дыханию.
В аутогенных тренировках все три пути целенаправленного воздействия на непроизвольные функции человеческого организма используются последовательно в комплексе: релаксация + представление + словесное самовнушение. Практическая отработка соответствующих навыков должна проводиться в той же последовательности.
Техника аутогенных тренировок (см. Приложение 2) требует предварительной выработки определенных психических и физических навыков, представляющих собой своеобразную азбуку аутотренинга, которая включает управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляцию мышечного тонуса и управление ритмом дыхания.
Подготовка к использованию этого метода самовоздействия предполагает ясно осмысленную цель такой работы. Затем следует своеобразная внутренняя беседа с самим собой. Она должна проводиться в совершенно спокойной обстановке, неторопливо и основательно. Лучше всего проводить ее в затемненной комнате в положении лежа, полностью расслабив мышцы и по возможности отрешившись от повседневных забот.
Представление своего образа, наделенного желаемыми качествами, должно быть достаточно ярким, выразительным, динамичным. Необходимо представлять как можно больше типичных ситуаций, в которых собственное поведение реализуется с учетом тех новых качеств, которые решено сформировать.
Уже в самом начале подготовительных тренировок следует задавать себе точное время нахождения в состоянии расслабленности. Обычно такое программирование реализуется точно и четко. Команды, определяющие величину временного промежутка нахождения в состоянии самогипноза, а также возможность срочного выхода из этого состояния в необходимых случаях, подаются сразу же после непроизвольного закрытия глаз.
Простота и доступность метода делают его весьма практичным, годным к использованию во многих жизненных ситуациях, требующих перестройки каких-то личностных качеств или психологических установок.
Общая продолжительность всего сеанса – 30-40 минут. На выполнение каждого психотехнического упражнения затрачивается в среднем 2 – 5 минут.
Накопленный за рубежом опыт по проблеме психического выгорания послужил хорошей базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Доказательством тому являются работы отечественных исследователей, в которых предприняты довольно удачные попытки раскрыть сущность категории «профессиональное выгорание» и выделить те факторы, которые способствуют его появлению (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Т.В. Форманюк, Д.Г. Трунов и др.). Вместе с тем до сих пор не определено место феномена выгорания в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего требуется более четкое отдифференцирование этого понятия от существующего у нас термина «профессиональная деформация». Некоторые авторы считают, что выгорание является одним из проявлений профессиональной деформации личности (Л.М. Митина, Е.В. Руденский, П.В. Румянцева). Другие утверждают, что это хотя и сходные феномены, но они имеют разную природу (Н.Е. Водопьянова, Н.В. Гришина, А.А. Реан). Причем под профессиональной деформацией понимаются некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся большей частью в непрофессиональной жизни. Выгорание же – это чисто профессиональный феномен. Данная точка зрения представляется довольно логичной и обоснованной. Однако имеется ряд спорных моментов. Во-первых, профессиональная деформация, как замечает Н.В. Гришина, не всегда может носить отрицательный характер, поэтому требует уточнения и само понятие деформации. Во-вторых, логично предположить, что негативное влияние, которое оказывает выгорание на деятельность и самочувствие людей, не может не проявиться и в других, непрофессиональных сферах жизни. В-третьих, деформация личностных особенностей, по нашему мнению, должна проявляться на более поздних этапах профессиональной карьеры, в то время как выгорание может возникнуть и в начале профессионального пути как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности.
Наиболее ярко синдром «выгорания» проявляется в тех случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью. Вероятность появления проблемы «выгорания» увеличивается по мере возрастания частоты и продолжительности контактов разрушительной или раздражительной природы. Соответствующим образом «выгорание» соотносится с количеством и качеством контактов, которые профессионал имеет со своими подчиненными, клиентами, подопечными и т. д.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1) Профессиональное выгорание включает в себя комплекс поведенческих и личностных признаков и является производной от динамики, соотношения и выраженности индивидуальных особенностей преодолевающего поведения, смысложизненных ориентаций, параметров самоотношения, творческих характеристик личности.
2) Между возникновением профессионального выгорания и использованием специалистом определенных стратегий преодолевающего поведения существует тесная взаимосвязь. Использование неконструктивных, затратных стратегий преодоления трудных, стрессовых ситуаций (пассивной, асоциальной и непрямой стратегий) является предпосылкой возникновение синдрома профессионального выгорания и сопровождает его течение.
3) Недостаток
позитивного самоотношения, осмысленности
жизни и удовлетворенности ею,
малое количество значимых
4) С позиции ресурсной концепции стресса помощь «выгорающим» или самопомощь должна быть направлена на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могут быть востребованы в стресорвых или экстремальных ситуациях.
5) Потеря личностных (внутренних) и социальных (внешних) ресурсов без их восполнения неминуемо ведет к выгоранию и потере субъективного благополучия. Для достижения «обновленного» состояния необходимо создание новых или воссоздание прежних личностных, социально-психологических и психоэнергетических ресурсов, которые помогают человеку противодействовать дистрессу, а при его острых и затяжных формах стресса — преодолевать его разрушающие последствия.
4Таким образом, можно констатировать, что удалось доказать выдвинутую гипотезу о том, что выгорание работников определяется спецификой их профессиональной деятельности и индивидуально-личностными качествами. Поставленные задачи, в основном решены, хотя проблема профилактики профессионального выгорания в деятельности работающего сотрудника требует более глубокой проработки, чем это представлено в данном исследовании.
1 Немчин T.A. Состояние нервно-психического напряжения. - Л.: Медицина, 1983. - С. 34.
2 Гехт К. Психогигиена. - М. : Наука, 1979. - С. 29 - 30.
3 Шафранова А. С. Из опыта изучения труда работников просвещения. - М.: Просвещение, 1975, - С. 65.
4 Куликов Л. В., Михайлова О. А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. 2001. Вып. 3. С. 21-23.
5 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57 - 64.
6 Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 17-19.
7 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: «Филинъ», 1996, - С. 132.
8 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. : «Филинъ», 1996. -С. 133 – 140.
9 Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. 1997. Вып. 1 / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. С. 143 - 145.
10 Мельник Ю. Управление стрессами (или 6 типов личности, реагирующих на стресс) // Управление персоналом. 2000. № 3. С. 15-16.
11 Куликов Л.В., Михайлова О.А. Виды трудового стресса // Психология психических состояний. 2001. Вып. 3. С. 21-25.
12 Психология менеджмента / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб. : Питер, 2004. - С. 90.
13 Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются (пер. с англ.). – СПб. : Питер, 2004. - С. 46.
14 Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются (пер. с англ.). – СПб. : Питер, 2004. - С. 58
15 Водопьянова Н.Е. Психическое «выгорание». // Мир медицины. 2001. № 7 - 8. С. 25 – 29.
16 Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются (пер. с англ.). – СПб. : Питер, 2004. - С. 52 – 56.
17 Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6., С. 57 – 64.
18 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М. : «Филинъ», 1996. - С.132-153.
19 Хвостов А.А. Гендерные особенности организационного поведения // Вопросы психологии. 2004. № 3. С.29-36.
20 Большакова Т.В., Орел В.Е. Исследование взаимосвязи личностных характеристик и психического выгорания у врачей хирургического профиля // Социальная психология ХХI века: Сборник статей Международного конгресса. 2002. С. 105 – 118.
21 Холмогорова А.Б., Гаранян А.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 28 – 36.
22 Разумникова О.М. Взаимодействие стереотипов и жизненных ценностей как факторов выбора профессии // Вопросы психологии. 2004. № 4. С. 76 — 83.
23 Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. - М. : Медицина, 2001. – С. 118 – 121.
Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников