Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 22:37, дипломная работа
Целью данной работы является определение основных профилактических мер, направленных на предупреждение синдрома профессионального выгорания в деятельности сотрудников организации, и разработка программы оказания психологической помощи «выгоревшим» или склонным к выгоранию специалистам.
В процессе проведения исследования ставились и решались следующие задачи:
1) изучение и теоретический анализ научной литературы по заявленной проблеме, выделение основных тенденций в ее разработке;
2) выделение и описание негативных последствий профессионального выгорания в «коммуникативных» видах деятельности;
3) определение объективных и субъективных факторов в профессиональной деятельности, приводящих к «выгоранию»;
4) эмпирическое изучение предрасположенности специалистов к профессиональному выгоранию;
5) разработка программы профилактической и коррекционной работы по предупреждению и преодолению негативных последствий профессионального выгорания в деятельности сотрудника.
ВВЕДЕНИЕ 4
I. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В 9
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 9
1. Профессиональное выгорание как следствие стресса на работе 9
2. Профессиональное выгорание и его симптомы 14
3. Социально – психологические, личностные и профессиональные факторы риска профессионального выгорания 18
Выводы по главе I 23
II. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 26
1. Процедура и методика исследования 26
2. Анализ и интерпретация полученных результатов 32
Выводы по главе II 39
III. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ И ПРОФИЛАКТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПСИХОЛОГОВ 42
1. Подходы к управлению профессиональным стрессом и профилактике эмоционального стресса 42
2. Помощь и психическая саморегуляция с целью профилактики профессионального выгорания 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
В обеих группах (см. Таблицу 7) преобладают средние показатели. В группе А по оси активности – пассивности больше испытуемых как с низким, так и с высоким уровнем использования активной стратегии. В группе Б значительно больше людей используют активную стратегию, больше и тех, у кого низкие показатели по пассивной стратегии. По оси просоциальной – асоциальной стратегии в первой группе больше испытуемых, которые используют асоциальную стратегию, чем тех, кто использует просоциальную. Средних значений больше у респондентов, использующих просоциальные стратегии. Во второй группе по данной оси ситуация аналогична. По оси прямого – непрямого поведения в группе А, как и в группе Б большему количеству специалистов свойственно непрямое поведение, но в группе А это количество значительно больше. В первой группе средних значений больше по прямой стратегии, а в группе Б – по непрямой. Кроме того, во второй группе только по стратегии прямого поведения есть испытуемые с низкими показателями.
Таблица 8
Внутригрупповые результаты по тесту - опроснику самоотношения
Уровень (в %) |
Группа А |
Группа Б | ||||
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. | |
Шкалы |
||||||
S |
0 |
28,6 |
71,4 |
65,5 |
37,5 |
0 |
I |
28,6 |
0 |
71,4 |
75 |
25 |
0 |
II |
14,3 |
57,1 |
28,6 |
87,5 |
12,5 |
0 |
Окончание табл. 8
Уровень (в %) |
Группа А |
Группа Б | ||||
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. | |
III |
28,6 |
14,3 |
57,1 |
62,5 |
25 |
12,5 |
IV |
0 |
71,4 |
28,6 |
0 |
100 |
0 |
1 |
28,6 |
42,8 |
28,6 |
87,5 |
12,5 |
0 |
2 |
42,8 |
28,6 |
28,6 |
75 |
0 |
25 |
3 |
42,8 |
14,4 |
42,8 |
62,5 |
37,5 |
0 |
4 |
57,2 |
0 |
42,8 |
100 |
0 |
0 |
5 |
28,6 |
71,4 |
0 |
0 |
62,5 |
37,5 |
6 |
57,2 |
0 |
42,8 |
100 |
0 |
0 |
7 |
28,6 |
28,6 |
42,8 |
87,5 |
12,5 |
0 |
В группе А у большинства человек (71,4 %) показатели по шкале интегрального самоотношения – низкие, а в группе Б – высокие (у 65,5 %). В группе А по двум шкалам («саморуководство» и «самоинтерес») у большинства человек (по 57,2 %) высокие показатели. По шкалам «самоуверенность», «самопринятие» и «самопонимание» большинство испытуемых демонстрируют низкие показатели (7,1,4 %, 57,1 % и 42,8 % соответственно). В группе Б большинство или все респонденты имеют высокие показатели по всем шкалам кроме шкал «самоинтерес» и «самообвинение». По ним доминируют средние показатели. Ни по одной шкале о второй группе нет преобладания низких показателей.
Таблица 9
Внутригрупповые показатели по тесту СЖО
Шкалы |
Уровень (в %) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Общий показатель |
Группа А |
Выс. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Ср. |
57,1 |
57,1 |
57,1 |
57,1 |
57,1 |
57,1 | |
Низ. |
42,9 |
42,9 |
42,9 |
42,9 |
42,9 |
42,9 | |
Группа Б |
Выс. |
28,6 |
28,6 |
28,6 |
37,5 |
50 |
28,6 |
Ср. |
71,4 |
71,4 |
71,4 |
62,5 |
50 |
71,4 | |
Низ. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Для обеих групп характерно доминирование среднего уровня по всем шкалам и по общему показателю у большинства человек. Только в одном случае в группе Б по шкале «локус контроля - жизнь» средние и высокие показатели наблюдаются у равного количества человек. Интересно, что в первой группе отсутствуют высокие показатели, а во второй – низкие.
Таблица 10
Внутригрупповые показатели по опроснику «Самооценка творческих характеристик личности»
Шкалы |
Любозна-тельность |
Вообра-жение |
Риск |
Сложные идеи |
Общий показатель |
Группа А (стандартный балл) |
1,35 |
1 |
1,51 |
1,51 |
67,3 |
Группа Б (стандартный балл) |
1,66 |
1,23 |
1,46 |
1,45 |
72,5 |
В группе А меньшее, чем в группе Б количество специалистов оценивает себя как творческую личность. Причем в первой группе меньшее количество людей считают себя любознательными и наделенными воображением, а большее – способными рисковать и предпочитающими сложные идеи. Ситуация во второй группе обратная.
В результате проведенного исследования нам удалось выявить следующее:
1) Среди
испытуемых четко определились
две группы: первая – с отсутствием
симптомов, свидетельствующих о
предрасположенности к
2) В группе с выраженными показателями по выгоранию:
- специалисты часто используют непрямые и асоциальные, стратегии преодоления стрессовых ситуаций. Положительным моментом и, одновременно, потенциалом для развития является то, что активная, просоциальная и прямая стратегии преодоления у большинства человек данной группы имеют средний уровень выраженности. Кроме того, около трети испытуемых часто используют активную стратегию преодоления;
- в этой группе преобладают низкие показатели по интегральному самоотношению, а также по шкалам «самоуверенность», «самопринятие» и «самопонимание»;
- большинство испытуемых имеет средние показатели по всем субшкалам теста СЖО по общему показателю;
- не все респонденты считают себя наделенными творческими характеристиками личности. Но те, кто отмечают выраженность этого качества, особенно выделяют свою способность пойти на риск и разбираться в сложных проблемах.
3) В группе с низкими показателями по выгоранию:
- все стратегии преодоления стрессовых ситуаций имеют средний уровень выраженности, редко используется стратегия прямого поведения. Больше трети испытуемых предпочитают активную стратегию пассивной. Большинство респондентов (а по отдельным шкалам даже все) демонстрируют высокие показатели по десяти шкалам. Низкие показатели наблюдаются только по трем шкалам;
- по субшкалам теста СЖО и по общему показателю преобладают средние значения. Только по шкале «локус контроля – жизнь» количество людей с высокими показателями равно количеству людей со средним. Низких показателей не имеет ни один испытуемый;
- большее количество специалистов, чем в первой группе считают, что они обладают творческими характеристиками. Большинство из них полагают, что обладают качеством любознательности, и большее количество людей, чем в первой группе, считают, что они наделены развитым воображением.
4) Проведенное
исследование подтверждает, что
существуют некоторые
- использование неконструктивных, затратных стратегий преодоления трудных, стрессовых ситуаций (пассивной, асоциальной и непрямой стратегий);
- негативное самоотношение, недостаток интереса и уважения к себе;
- низкая осмысленность жизни и удовлетворенность ей, отсутствие значимых целей в жизни, внешний локус контроля;
- оценивание себя как личности, обладающей недостаточно высоким творческим потенциалом, стереотипное восприятие ситуаций.
Если признать, что выгорание — особая форма стресса, который испытывают лица, вынужденные длительное время находиться в контакте с «трудными» людьми, следует обратиться к общим рецептам, помогающим избавиться от психологического стресса.
Немецкие специалисты Б. Швальбе и X. Швальбе25 рекомендуют страдающим от чрезмерных рабочих стрессов сделать следующее:
1. Разработать систему приоритетов в своей работе.
2. Научиться говорить «нет» и только после этого браться за большие объемы работы.
3. Наладить особенно эффективные и надежные отношения с высшим руководством (начальником).
4. Не соглашаться с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.
5. Сообщить своему начальнику и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания неясны.
6. Найти время, чтобы отключиться и отдохнуть.
Г. Селье сформулировал следующие принципы и правила антистрессового поведения.
1. Если человек будет руководствоваться правилом: «Поступай так, чтобы завоевать любовь других, вызвать расположение и доброжелательное отношение окружающих», он создаст для себя максимум психологического комфорта и возможность успеха.
2. Цените радость подлинной простоты жизненного уклада; напыщенная искусственность вызывает неприязнь у окружающих.
3. Жить полной жизнью. «Кто никуда не плывет — для того не бывает попутного ветра» (Монтень).
Психологический стресс всегда опосредован когнитивной оценкой человеком фактических требований, выдвигаемых в ситуации, и своих реальных возможностей. Чем больше расхождение между ними, тем сильнее стресс.
Велика вероятность того, что, воспринимая критическую ситуацию и мысленно оценивая, сколько неприятностей принесет тот или иной удар судьбы, каждый человек впадет в «панику», которая полностью лишит его возможности сосредоточиться на решении проблемы. Можно согласиться с древним высказыванием философа Марка Аврелия: «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней». Великий французский мыслитель Монтень говорил: «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее». Такая оценка полностью зависит от самого человека. Чем менее трагично он воспринимает стрессовые ситуации, тем менее разрушительное действие окажет стресс.
Среди общих рекомендаций профилактики стресса и выгорания можно назвать следующие:
- не относиться
к себе как к жертве
- вырабатывать у себя определенное жизнерадостное умонастроение, положительное отношение к окружающему миру и принятию ситуации, какой бы она ни была;
- не откладывать надолго важные дела, ибо стресс «Незавершенного дела» будет истощать ваши ресурсы;
- формировать философское отношение к жизни и социуму: «Я не принимаю общество, в котором живу, однако не воюю с ним, а учусь реализовывать свои жизненные программы и потенциалы в тех условиях, в которых живу и которые не могу изменить»;
- проявлять заботу о своем настроении и положительном жизненном настрое, овладевать навыками самовнушения «радости дня», радости выполняемой работы.
Информация о работе Синдром профессионального выгорания работников