Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения
в трудах отечественных и
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности
развития воображения у
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА
КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
2.1 Диагностика
развития воображения
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы определяется особой важностью воображения в развитии индивидуальности и личности ребенка, а позже подростка, юноши или девушки, взрослого человека; в развитии общества в государстве, в развитии каждого государства и мирового сообщества в целом.
Основное содержание данной темы. Воображение по своей природе является высшей психической деятельностью организма человека. Известно, что каждое психическое явление имеет свои, наиболее благоприятные, периоды развития и проявления. Впервые воображение начинает проявляться в раннем детском возрасте, примерно в 3 - 5 лет. В этот период своей жизни дети неосознанно «пользуются» накопленным материалом, объём которого сформировался к этому времени у каждого из них неосознанно, стихийно, под воздействием окружающей среды, зоны ближайшего развития; слуха, вербального и невербального общения, личных чувственных восприятий, эмоциональных и визуальных впечатлений, интеллектуальных и логических выводов. В данном случае, возрастной аспект, в большинстве случаев, обусловливает несостоятельность осознанной позиции воображения.
Согласно современной периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием у детей дошкольного возраста. Он пишет: «Всякая высшая психическая деятельность была когда-то внешней потому, что она была социальной функцией отношения двух людей раньше, чем стала внутренней, собственно психической функцией одного человека».
В период младшего школьного возраста у детей ведущей становится учебная деятельность; продолжает формироваться внешний и внутренний план действий, актуальный уровень развития ребенка; активизируются функции процесса воображения. Этот период - период начала яркого
проявления воображения - принято считать наиболее сенситивным для
развития воображения у детей дошкольного возраста.
Результаты зарубежных и отечественных психологических исследований показывают, что воображение, как адекватно-образное мышление, положительно влияет на психику ребенка, его интеллектуальную деятельность, общее развитие и характер.
Известно, что физиологической основой воображения являются остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате процесса нервной деятельности возникают новые, ранее не имеющие места в реальном процессе восприятия, сочетания базовых образов воображения.
В своих трудах Л.С. Выготский пишет: «Самое существенное отличие воображения от остальных форм психической деятельности человека заключается в следующем: воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что значение изучения воображения у детей дошкольного возраста и его диагностирование актуальны, чем и обусловлен выбор исследования. Выбор данной темы определен также фактами исследования проблем воображения отечественными и зарубежными учеными.
Объект исследования: воображение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: диагностика
воображения у детей
Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.
В данной работе были использованы методы: аналитическое изучение научно-психологической, научно-педагогической, психолого-педагогической и методической литературы на предмет уровня развития воображения детей дошкольного возраста; исследование; диагностика; тестирование; анализ и интерпретация результатов исследования.
Гипотеза: Если целенаправленно и систематически использовать систему музыкальных комплексных занятий при работе с дошкольниками, то можно повысить уровень развития воображения и творческих способностей детей.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения
в трудах отечественных и
Воображение есть способность нашего сознания создавать, моделировать в пространстве и времени свои представления, идеи, образы, проекты и умение манипулировать ими.
В психологии воображение также определяют как творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга.
Изучением проблемы воображения занимались Леонардо да Винчи, М. Монтень, П.А. Флоренский, Т. Рибо, Ф. Бэкон, В. Вундт, Ж. Пиаже, К. Маркс, К. Коффка, А. Валлон, В.И. Ульянов (Ленин), И. Кант, Гегель, П.П. Блонский, А. Бине, Г. Айзенк, А.В. Петровский, Р. Штайнер, Дж. Гилфорд, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Бехтерев, Г.И. Россолимо, М. Г. Ярошевский, М. Хайдеггер, Я.Э. Голосовкер, А.И. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.В. Запарожец, А.Г. Маклаков, А.Р. Лурия, Л.Д. Столяренко, В. А. Крутецкий, П.Я. Гальперин, В.М. Козубовский, М.И. Лисина, О.М. Дьяченко и многие другие.
Так П. А. Флоренский, в своих поздних работах, приходит к выводу, что «мышление», «память», «творчество», «фантазия», «воображение» являются именами одной и той же способности человека. Так, память - это «...творчество мыслительное и … единственное творчество, присущее мысли, ибо фантазия, как известно, есть только вид памяти, а предвидение будущего - тоже не более как память... память - это и есть, по преимуществу, сама мысль в ее чистейшем и коренном значении», способность продуктивного воображения [23, с. 174].
Французский психолог и педагог Т. Рибо, основатель французской
экспериментальной психологии,
считал существенными чертами
Другой точки зрения придерживается И. Кант, сторонник гносеологической системы, который считал, что воображение выступает как одна из многих способностей души; как основа познания и осознания мира. По мнению Канта, воображение «...есть способность созерцания без присутствия предмета; а творческий характер оно приобретает в случае первоначального изображения объекта, не данного ранее в опыте...». В данном случае имеет место критерий продуктивной деятельности воображения: создание новых, оригинальных идей и проектов без повторения, без дублирования, без воспроизведения шаблонов.
Гилфорд считал воображение «дивергентным мышлением» и его критериями оценки воображения стали гибкость, оригинальность, беглость, точность. Именно гибкость, пластика воображающие - мыслительного процесса позволяет легко и быстро "переключать" внимание сознания с одного образа на необходимый, нужный другой, минуя при этом единицы физического пространства и времени. Оригинальность позволяет проявиться яркости, образности, креативности, необычности, нестандартности воображения в образах. Беглость воображения дает возможность продуцировать большое число идей, образов, предложений. Возможность и
способность воображения наиболее точно, детально создавать интересующий
объект, приводит к более быстрому и точному воплощению результата в
реальности. Естественно, имеет
место корректировка
С.Л. Рубинштейн утверждает: «Воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. ... Воображение это преобразование данного, осуществляемое в образной форме». В ребёнке
естественным образом
сочетаются как минимум два направления,
два течения процесса воображения:
воспроизведение и
«Оперирование образами, - писал П.П. Блонский, - начинается с простой автоматической репродукции и спонтанного фантазирования, и кончается сознательной репродукцией и творческим воображением».
По Л.С. Выготскому, воображение есть мыслительный процесс; вполне допустимо единство этих двух процессов: оба возникают в ситуации необходимости решения проблемы, задачи; обусловливаются мотивом потребности субъекта. В данном случае, воображение «предоставляет» образы, целостность картины результата, а мышление - понимание ситуации, задачи.
Сторонники теории персервации считали критерием оценки воображения патологическое состояние, возникающее в результате нарушений деятельности головного мозга, предполагая локализацию психофизиологических патологий в каком-либо из его отделов. Здесь воображение было ориентировано на неадекватную фантазию. Коррегирование стойких результатов не дало.
Е.И. Игнатьев, сторонник взглядов Г. Гегеля, отмечает: «Основной признак процесса воображения, в той или иной конкретной практической деятельности, заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые впечатления».
По поводу «схождения» воображения и фантазии, сходятся точки зрения Г. Гегеля и Л. Выготского, имея различные концепции.
Теория Гегеля основана на диалектическом методе понимания
единства воображения и фантазии: «Воображение диалектично: вся работа воображения совершается путями диалектической, спонтанно движущейся логики, язык образный, иногда символический», то есть воображение, оперируя логикой, развивает посредством фантазии «свои созерцания, то есть создаваемый смысл».
По мнению Выготского, воображение, питаемое эмоциональной яркостью фантазий, «...позволяет человеку получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения». Таким образом, каждый ребёнок, фантазируя, имеет возможность в действии проживать переизбыток эмоционального напряжения, компенсировать свои неудовлетворенные потребности.
Воображение по И.П. Фарман является мыслительным актом «в процессе которого становится возможным образно представить себе практически любой предмет, любую ситуацию, в которых в данный момент возникает потребность» [26, с. 23].
В современной психологии ведущее место в изучении воображения занимает когнитивная психология, областью исследования которой являются: внимание, восприятие, память, мышление, интеллект, познание, воображение, психофизиологические аспекты языка и речи. Воображение начинают рассматривать как:
- аналитико-синтетическую
деятельность, осуществляемую направляющим
влиянием сознательно
- психический процесс,
при котором действительность
отражается как объективное
непосредственного речевого общения.
Исходя из вышеизложенного, мы предполагаем, что критериями воображения, в трудах зарубежных и отечественных авторов, являются:
- беглость как способность производить количество идей, возникающих в
единицу времени; интеллект; логика;
- оригинальность как