Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ок.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Психодиагностика имеет  в своем распоряжении большое  количество

разнообразных методов, которые  бывают теоретические и практические.

Системная классификация  методов состоит:

- методы эмпирические (интроспекция, экстероспекция, понимание);

- методы описательной  психологии (биографический,  интроспективный, включенного наблюдения, самоотчета, эмпатического слушания, беседы как диалога, герменевтический, интуиции);

- методы объяснительной  психологии (общенаучные: наблюдение, эксперимент; конкретно-научные:  анализ продуктов деятельности, опрос, тестирование; метанаучные: моделирование, статистический анализ);

- методы практической  психологии (консультирования; диагностики:  анкетирование, личностные опросники, тесты способностей, проективные методики, репертуарные методики, тесты достижений, экспертное оценивание, логотерапия, телесная терапия, клиент - центрированная терапия, трансактный анализ, поведенческая терапия, танцевальная терапия, рациональная терапия, терапия искусством, гештальттерапия, психодрама).

Поскольку в природе всё  взаимосвязано, все эти методы взаимно пересекаются и дополняют друг друга. Как известно, метод определяет: структуру исследования; способ познавания изучаемого объекта; методику как способ исследования и сбора информации о данном изучаемом объекте.

В настоящее время существует несколько видов методов исследования и диагностики детского воображения:

- метод «поперечных срезов» (работают с группами детей примерно одного возраста и обучающихся по одной учебной программе; используют конкретную методику; изучается определенный аспект развития, в данном случае - воображение);

- сравнительный метод  (работают с разновозрастными  группами детей либо с детьми  одного возраста, но обучающихся  по разным учебным программам; используют конкретную методику, определенный аспект развития; данные  сравнивают между собой; делают  выводы о том, какие тенденции 

выбранного аспекта развития здесь наблюдаются и чем они  обусловлены);

- лонгитюдный метод («продольное» исследование): прослеживается

развитие какого-либо психического аспекта одного и того же ребёнка  в течении длительного времени;

- эксперимент (констатирующий, формирующий, лабораторный, естественный): каждое направление эксперимента  предполагает свой набор более  конкретных методов;

- анализ продуктов деятельности;

- экспериментально - генетический метод.

Выбор методики и метода зависит от:

- задачи, поставленной психологом;

- возраста ребёнка, детей  (разные методики рассчитаны на  разный возраст);

- условий проведения эксперимента.

Методики и методы  могут содержать как одиночные тесты, так и батареи тестов. Тесты, в свою очередь, могут быть вербальными (словесными), и невербальными - изобразительными (фигурные, рисуночные), звуковые, двигательные. Некоторые тесты включают несколько заданий (так называемые батареи тестов) по 7 - 10 минут каждое и занимают в целом около 1 часа. Можно проводить каждое тестирование в виде отдельного задания. Также можно сочетать различные тесты, батареи тестов для получения разносторонних  результатов.

Приведем краткую характеристику некоторым методам и тестам.

Метод «Спросить и угадать» - это одна из наиболее понятных моделей определения воображения, направленная на выявление чувствительности, любознательности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При выполнении данного задания нужно задать вопросы к картинке с изображением какой-либо ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (предположительные причины возникновения ситуации) и что произойдет в дальнейшем (последствия, предполагаемый результат). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, определяющих способность ребёнка выйти за пределы изображённой на картинке ситуации, а предположения гипотез о причинах и следствиях

событий моделируют  творческую способность воображения ребёнка.

Метод «Необычное использование».

Это модификация широко известного теста Джон Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что тестируемый  фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как ёмкости, в которые можно складывать что-либо.

Метод «Необычные вопросы».

Задание представляет вариант  первого задания, только с более  сильным акцентом на необычность  вопросов.

Таким образом, психодиагностика, как и любая другая наука, имея цели и задачи, методики и методы, позволяющие полноценно провести исследования и диагностику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Особенности  развития воображения у дошкольников  в музыкальной деятельности

 

Задачи музыкального воспитания детей реализуются в условиях специально-организованного учебно-образовательного процесса, который осуществляется в  разнообразных формах. Как известно, основной формой музыкального обучения дошкольников в детском саду является музыкальное занятие.

По мнению Н.А. Ветлугиной, обучение музыке следует рассматривать  как результат качественного  изменения психических процессов, которые вызываются внутренними  закономерностями музыкальных переживаний  ребенка и внешними обстоятельствами его жизни. В процессе музыкальных  занятий педагогом осуществляется большая воспитательная работа, формируется  творческое отношение к музыке и  к музыкальной деятельности. Благодаря  проведенным научным исследованиям, а также опыту, накопленному практикой, методика организации и проведения музыкальных занятий в условиях дошкольных учреждений достаточно хорошо разработана.

Существенный вклад в  развитие вопросов музыкального обучения и воспитания дошкольников внесли исследования профессора Н.А. Ветлугиной и ее учеников (И.Л. Дзержинской, А.И. Катинене, А.И. Вайчене, Л.Н. Комиссаровой, М.А. Медведевой, О.П. Радыновой и др.), в которых велся активный поиск новых форм и методов обучения детей на музыкальных занятиях.

Музыкальные занятия имеют  свою специфику. Они отличаются от других занятий прежде всего своей структурой. В нее входят сразу несколько видов музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, ознакомление с элементами музыкальной грамоты.

Специальное исследование, посвященное изучению проблемы

вариативности занятий музыкой  было выполнение одним из ее учеников -Е.Ф. Короем. В его исследовании было дано теоретическое обоснование системы музыкальных занятий разного типа с детьми дошкольного возраста на основе анализа тех исследований, которые были проведены ранее, а также на основе обобщения опыта практики.

Изучая проблему активизации  музыкального развития воображения дошкольников, Е.Ф. Корой пришел к выводу о том, что от правильно применяемой структуры занятия зависят степень активности и познавательной деятельности детей и развитие их общих и специальных способностей.

В своем исследовании он исходит из того, что каждому типу музыкального занятия должна быть свойственна  своя структура, которая включает в  себя как внешние, так и внутренние элементы.

К внутренним элементам он относит все, что связано с  художественным познавательным процессом. К внешним элементам - все, что в условиях занятий способствует проявлению внутренних действий. При этом все элементы тесно взаимосвязаны [4, с. 103].

Сегодня становится ясным, что  не может быть универсальной структуры  занятий, способной решать все учебно-воспитательные задачи в равной степени. Применение разнообразных типов музыкальных  занятий в определенной системе  позволит сделать процесс музыкального воспитания дошкольников более эффективным.

Рассмотрим четыре основных типа музыкальных занятий, получивших распространение в современной практике:

Первый тип - традиционные занятия. Этот тип занятия является наиболее распространенным и хорошо известным педагогам. Традиционное занятие призвано решать сразу несколько учебно-образовательных задач. В структуре такого занятия фигурируют сразу все или почти все виды

музыкальной деятельности.

Традиционные занятия  позволяют, экономно используя время,

приобщить детей к разным видам музыкальной деятельности, учитывая тем самым различные  интересы и потребности ребенка. Во время этих занятий хорошо учитываются  психологические особенности дошкольников, их быстрая утомляемость и необходимость  переключения с одного вида деятельности на другой. Все это создает такие  условия для проведения занятий, при которых дети мало устают, занимаются с большим интересом и желанием.

Использование традиционных занятий обеспечивает систематичность  в обучении, постепенность, последовательность в усвоении учебного материала, в  освоении детьми определенных навыков  и умений, равномерность в усвоении материала по всем видам музыкальной  деятельности.

Второй тип занятий - доминантные. В переводе с латинского это слово означает «господствующий». В структуре данного типа занятий господствует, или преобладает, какой-либо один вид музыкальной деятельности.

Используется этот тип  занятий для преодоления отставания детей в том или ином виде музыкальной  деятельности. Опытным педагогам-практикам  известно, что, демонстрируя определенные успехи, например, в музыкально-ритмической деятельности, дети одной возрастной группы затрудняются в пении или в игре на детских музыкальных инструментах и т.д. В этой ситуации может оказаться эффективным применение доминантных занятий. Это будет способствовать преодолению существующего отставания детей. Проведение небольшой серии таких занятий обычно исправляет, выравнивает положение.

Третий тип музыкальных занятий - тематические.

Отличительной чертой структуры  тематических музыкальных занятий

является то, что здесь  музыкальный материал по всем видам  музыкальной деятельности объединен  единой темой. Такой тип занятий  дает возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия.

Активность детей при  этом значительно повышается. Как  отмечает Е.Ф. Корой, смена видов  деятельности способствует более быстрой  ориентировке детей в определении  характера музыки, в восприятии ее содержания и средств музыкальной  выразительности.

Такие занятия хорошо запоминаются детям, привлекают их внимание к самой  музыке и к окружающей действительности. Структура занятий должна быть гибкой. Она зависит от выбранной темы, от репертуара, возраста детей. Помимо музыкального материала на тематических занятиях может широко использоваться и другой художественный материал - произведения устного народного  творчества, стихи, отрывки из прозы.

Работая с музыкальным  произведением, педагог создает  ситуацию, при которой к восприятию подключаются все органы чувств ребенка: слух, зрение, осязание, содержание этого произведения «переводится» с языка нот на язык красок.

Эмоционально-положительное  отношение к объектам эстетического  воспитания, необходимое для успешного  осуществления деятельности, особенно художественной. Все это определяет универсальность и максимальную полезность еще одной формы занятий  четвертого типа занятий - комплексного.

Это занятия, на которых общая  воспитательная задача реализуется  средствами нескольких видов художественной деятельности - художественно-речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной. В какой-то мере комплексные занятия  позволяют реализовать идею комплексного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников [38, с. 14].

Отличительной особенностью этого типа занятий, предполагающей

синтез различных видов  искусства, является необычная форма  организации. Она достаточно современна и позволяет детям адаптироваться к окружающей жизни. В своей обыденной  жизни дети часто встречаются  с различными синтетическими видами зрелищ - теле и радиопередачами, театрализованными  спектаклями, массовыми зрелищами. Поэтому им нужно быть готовыми к восприятию и пониманию особенностей этих зрелищ.

Структура комплексных занятий, как и структура тематических занятий, определяется одной выбранной  педагогом темой. Однако, в отличие  от тематических, на комплексных занятиях тема раскрывается средствами разных видов искусства.

Тематика комплексных  занятий может быть самой разнообразной.

Во время комплексных  занятий в значительной степени  повышается активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств  реализации поставленной педагогом  задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все  дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят  общий коллективный результат труда. На комплексных занятиях царит особая творческая атмосфера. Изменяются взаимоотношения  между детьми и между детьми и  педагогом. Они становятся взаимоотношениями  партнерства.

Информация о работе Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников