Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
0 баллов - не справляется с заданием.
Примечание: в этом задании
оценивается не качество детских
рисунков и высказываний, а сама
способность ребёнка к
Таблица 2.1.10
Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых в экспериментальной группе
№ |
ФИО |
баллы |
1 |
Лена М |
2 |
2 |
Вера С |
2 |
3 |
Коля К |
1 |
4 |
Александр О |
1 |
5 |
Женя Ю |
2 |
6 |
Даша Р |
1 |
7 |
Маша Т |
1 |
8 |
Алена З |
1 |
9 |
Юля Г |
1 |
10 |
Миша В |
1 |
Таблица 2.1.11
Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых в
контрольной группе
№ |
ФИО |
баллы |
1 |
Лена М |
2 |
2 |
Вера С |
2 |
3 |
Коля К |
0 |
4 |
Александр О |
0 |
5 |
Женя Ю |
1 |
6 |
Даша Р |
1 |
7 |
Маша Т |
2 |
8 |
Алена З |
1 |
9 |
Юля Г |
1 |
10 |
Миша В |
0 |
Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл. Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности: высокий - 16-14 баллов; средний - 13-7 баллов; низкий - 6-0 баллов.
Таблица 2.1.12
Результаты исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых в экспериментальной группе
№ |
ФИО |
Уровни (баллы) |
1 |
Лена М |
Средний(13) |
2 |
Вера С |
Средний(13) |
3 |
Коля К |
Средний(13) |
4 |
Александр О |
Средний(13) |
5 |
Женя Ю |
Высокий(14) |
6 |
Даша Р |
Средний(11) |
7 |
Маша Т |
Средний(11) |
8 |
Алена З |
Средний(12) |
9 |
Юля Г |
Средний(13) |
10 |
Миша В |
Средний( 13) |
Результаты исследования способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых
контрольной группе
№ |
ФИО |
Уровни (баллы) |
1 |
Лена М |
Средний(12) |
2 |
Вера С |
Средний(12) |
3 |
Коля К |
Средний(10) |
4 |
Александр О |
Средний (8) |
5 |
Женя Ю |
Средний (11) |
6 |
Даша Р |
Средний(13) |
7 |
Маша Т |
Высокий(14) |
8 |
Алена З |
Средний(12) |
9 |
Юля Г |
Средний(8) |
10 |
Миша В |
Средний(8) |
В результате было отмечено, что значительная часть детей дошкольного возраста показала средний уровень творческого развития.
Исследование творческих способностей в музыкальной деятельности
Дети |
Уровень музыкального интереса и творческого развития | ||
Низкий |
Средний |
Высокий | |
Экспериментальная группа (10) |
- |
90 |
10 |
Контрольная группа (10) |
- |
90 |
10 |
Исходя из данных констатирующего эксперимента мы построили гистограмму (рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1
Проведение данного исследования позволило:
- Оценить творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
- Предложить программу комплексных музыкальных занятий для дошкольников экспериментальной группы.
- Разработать методические рекомендации.
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
Анализ педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал всю роль музыкального искусства в процессе творческого развития детей.
Поскольку основным видом музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальными произведениями выступает слушание-восприятие, то одним из основных критериев развитости интереса к классической музыке выступает умение концентрировать свое внимание на произведении, прослушать его от начала до конца, воспринять и осознать при этом его содержательную сторону, характеристику музыкального образа. Умение дать собственную характеристику услышанному музыкальному произведению, сделать это оригинально - также выступает одним из критериев развитости интереса к классической музыке.
Принципами построения работы
с дошкольниками с ориентацией
на развитие интереса к классической
музыке считали доступность, целостность,
образность, ассоциативность и
Целостность - единство содержания
и формы, единство восприятия, единство
средств музыкальной
Доступность - учет возрастного
уровня развития личности, учет имеющегося
опыта музыкальной
Образность - отражение действительности в конкретных и обобщенных образах, конкретно-чувственное освоение мира природы, быта и деятельности человека.
Ассоциативность и вариативность - во-первых, способность к
нахождению внешних и внутренних связей, способность связывать в единый образ различные понятия, настроения; во-вторых, «видение» внешних и внутренних различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно плановую деятельность.
Действенность - активный интерес к деятельности и окружающей жизни, умение проявить в ней свои личные качества, умение находить способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Творческий подход - самостоятельный поиск путей к разрешению поставленной задачи и способов ее осуществления, внесение в деятельность опыта личной жизни. различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно плановую деятельность.
Целью нашей системы явилось развитие воображения дошкольников. Данная цель конкретизировалась следующими задачами:
Обогащение музыкального багажа детей, знакомство с новыми музыкальными произведениями
Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности:
- расширение эмоционального опыта;
- формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.
Система состоит из нескольких занятий, построенных на музыкальном материале произведений композиторов-классиков для детей (П.И. Чайковский, Р. Шуман, и т.д.). Приведем некоторые из них:
Первое занятие - «Чайковского повсюду знают». Данное занятие раскрывает следующие вопросы: что мы знаем о музыке П.И. Чайковского, как появляется душа русского народа, народные мелодии в его творчестве, сказочные персонажи в симфонических произведениях и фортепианных миниатюрах.
Второе занятие - «Музыкальная гостиная Р. Шуман». На этом занятии
дети знакомятся с творчеством Р. Шумана, со способами отражении настроения человека, природы в музыкальных пьесах композитора.
Каждое из занятий предполагало задания на творческую продуктивную деятельность - задания на оригинальное исполнение мелодии, на своеобразное исполнение танцевальных движений на знакомую танцевальную мелодию, викторины, чтение поэтических отрывков, иллюстрирующих произведение и т.п.
Занятия проводились один раз в три недели и органично сочетались с задачами эстетического воспитания, предусмотренными типовой программой по музыкальному воспитанию.
Музыкальный репертуар, который мы предлагали детям дошкольного возраста, представлял собой систему, состоящую произведений разных стилей и эпох, художественно ярких, с выраженной мелодией, эталонных с точки зрения содержащихся в них интонаций. Их усвоение облегчало детям ориентацию в музыке, особенно незнакомой (Б.Асафьев), а также способствовало формированию «интонационного музыкального опыта» (О. Радынова ).
Эффективными методами организации ориентировки детей в этом репертуаре были: организация восприятия целостного музыкального произведения; его вербальный анализ с точки зрения общего настроения; вербальный анализ средств музыкальной выразительности.
Использование таких видов музыкальной деятельности как пение, музыкальное движение, было направлено на развитие музыкального воображения в целом, так и рассматривалось нами как эффективный метод организации ориентировки детей на важнейшие компоненты музыки - мелодию и интонацию. Исходя из того, что голос - главный и естественный мелодический инструмент, а интонирование мелодии голосом - важнейший механизм ее анализа, мы предлагали детям пропевание мелодии и отдельных интонаций голосом. Мелодии подбирались детьми по слуху на детских музыкальных инструментах. Музыкальный образ произведения дошкольники пытались воспроизвести в творческом музыкальном движении.
Включение в занятие по
слушанию музыки произведений изобразительного
искусства и художественного
слова обогащало и усиливало
восприятие детьми музыкального образа.
При этом мы учитывали психологические
механизмы воздействия искусств
на ребенка - это взаимодействие ощущений
и синестезия. Одновременное прослушивание
музыки и просмотр произведений живописи,
помогал детям глубже проникнуть
в характер музыкального образа, сравнивать,
сопоставлять его с образами в
картинах художников. В ряде случаев
достаточный эффект воздействия
на эмоциональный мир ребенка
достигался с помощью зрительных
- слуховых ассоциаций, когда под
воздействием звуковых раздражителей
у дошкольника возникали
Для усиления эмоционального восприятия образа и осознания тех настроений, чувств, которые выражены в произведениях, детям предлагались стихи, содержащие в себе определения, с помощью которых можно было охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки.