Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ок.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

0 баллов - не справляется с заданием.

Примечание: в этом задании  оценивается не качество детских  рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому  восприятию музыки и выражению услышанного  в рисунке и рассказывании.

Таблица 2.1.10

Результаты  исследования способности к творческому  восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых в экспериментальной группе

ФИО

баллы

1

Лена М

2

2

Вера С

2

3

Коля К

1

4

Александр О

1

5

Женя Ю

2

6

Даша Р

1

7

Маша Т

1

8

Алена З

1

9

Юля Г

1

10

Миша В

1


 

 

Таблица 2.1.11

Результаты  исследования способности к творческому  восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых в

контрольной группе

ФИО

баллы

1

Лена М

2

2

Вера С

2

3

Коля К

0

4

Александр О

0

5

Женя Ю

1

6

Даша Р

1

7

Маша Т

2

8

Алена З

1

9

Юля Г

1

10

Миша В

0


 

Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл. Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности: высокий - 16-14 баллов; средний - 13-7 баллов; низкий - 6-0 баллов.

Таблица 2.1.12

Результаты  исследования творческих способностей в музыкальной деятельности испытуемых в экспериментальной группе

ФИО

Уровни (баллы)

1

Лена М

Средний(13)

2

Вера С

Средний(13)

3

Коля К

Средний(13)

4

Александр О

Средний(13)

5

Женя Ю

Высокий(14)

6

Даша Р

Средний(11)

7

Маша Т

Средний(11)

8

Алена З

Средний(12)

9

Юля Г

Средний(13)

10

Миша В

Средний( 13)


                                                                                                             

                                                                                                           Таблица 2.1.13

Результаты  исследования способности к творческому  восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро») испытуемых

контрольной группе

ФИО

Уровни (баллы)

1

Лена М

Средний(12)

2

Вера С

Средний(12)

3

Коля К

Средний(10)

4

Александр О

Средний (8)

5

Женя Ю

Средний (11)

6

Даша Р

Средний(13)

7

Маша Т

Высокий(14)

8

Алена З

Средний(12)

9

Юля Г

Средний(8)

10

Миша В

Средний(8)


 

В результате было отмечено, что значительная часть детей дошкольного возраста показала средний уровень творческого развития.

                                                                                                           Таблица 2.1.14

      Исследование творческих способностей в музыкальной деятельности

Дети

Уровень музыкального интереса и творческого  развития

 

Низкий

Средний

Высокий

Экспериментальная группа (10)

-

90

10

Контрольная группа (10)

-

90

10


 

Исходя из данных констатирующего  эксперимента мы построили гистограмму (рисунок 2.1.1).

 

Рисунок 2.1.1

 

Проведение данного исследования позволило:

- Оценить творческое развитие детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

- Предложить программу комплексных музыкальных занятий для дошкольников экспериментальной группы.

- Разработать методические рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками

 

Анализ педагогической, методической, искусствоведческой литературы показал  всю роль музыкального искусства  в процессе творческого развития детей.

Поскольку основным видом  музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальными произведениями выступает  слушание-восприятие, то одним из основных критериев развитости интереса к  классической музыке выступает умение концентрировать свое внимание на произведении, прослушать его от начала до конца, воспринять и осознать при этом его  содержательную сторону, характеристику музыкального образа. Умение дать собственную  характеристику услышанному музыкальному произведению, сделать это оригинально - также выступает одним из критериев  развитости интереса к классической музыке.

Принципами построения работы с дошкольниками с ориентацией  на развитие интереса к классической музыке считали доступность, целостность, образность, ассоциативность и вариативность, действенность, творческий подход.

Целостность - единство содержания и формы, единство восприятия, единство средств музыкальной выразительности, единство звеньев воспитательно-образовательного процесса.

Доступность - учет возрастного  уровня развития личности, учет имеющегося опыта музыкальной деятельности, учет нервно-психических особенностей восприятия музыки.

Образность - отражение действительности в конкретных и обобщенных образах, конкретно-чувственное освоение мира природы, быта и деятельности человека.

Ассоциативность и вариативность - во-первых, способность к

нахождению внешних и  внутренних связей, способность связывать  в единый образ различные понятия, настроения; во-вторых, «видение» внешних  и внутренних различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить  одно плановую деятельность.

Действенность - активный интерес  к деятельности и окружающей жизни, умение проявить в ней свои личные качества, умение находить способы  взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Творческий подход - самостоятельный  поиск путей к разрешению поставленной задачи и способов ее осуществления, внесение в деятельность опыта личной жизни. различий, умение облекать единый стержень разным содержанием, разнообразить одно плановую деятельность.

Целью нашей системы явилось  развитие воображения дошкольников. Данная цель конкретизировалась следующими задачами:

Обогащение музыкального багажа детей, знакомство с новыми музыкальными произведениями

Развитие чувствования, воображения, ассоциативного мышления и на основе этого творческой деятельности:

- расширение эмоционального опыта;

- формирование представления о звуке, цвете, линии, форме, пространстве и их свойствах.

Система состоит из нескольких занятий, построенных на музыкальном  материале произведений композиторов-классиков  для детей (П.И. Чайковский, Р. Шуман, и т.д.). Приведем некоторые из них:

Первое занятие - «Чайковского повсюду знают». Данное занятие раскрывает следующие вопросы: что мы знаем о музыке П.И. Чайковского, как появляется душа русского народа, народные мелодии в его творчестве, сказочные персонажи в симфонических произведениях и фортепианных миниатюрах.

 Второе занятие - «Музыкальная гостиная Р. Шуман». На этом занятии

дети знакомятся с творчеством  Р. Шумана, со способами отражении настроения человека, природы в музыкальных пьесах композитора.

Каждое из занятий предполагало задания на творческую продуктивную деятельность - задания на оригинальное исполнение мелодии, на своеобразное исполнение танцевальных движений на знакомую танцевальную мелодию, викторины, чтение поэтических  отрывков, иллюстрирующих произведение и т.п.

Занятия проводились один раз в три недели и органично  сочетались с задачами эстетического  воспитания, предусмотренными типовой  программой по музыкальному воспитанию.

Музыкальный репертуар, который  мы предлагали детям дошкольного  возраста, представлял собой систему, состоящую произведений разных стилей и эпох, художественно ярких, с  выраженной мелодией, эталонных с  точки зрения содержащихся в них  интонаций. Их усвоение облегчало детям  ориентацию в музыке, особенно незнакомой (Б.Асафьев), а также способствовало формированию «интонационного музыкального опыта» (О. Радынова ).

Эффективными методами организации  ориентировки детей в этом репертуаре были: организация восприятия целостного музыкального произведения; его вербальный анализ с точки зрения общего настроения; вербальный анализ средств музыкальной  выразительности.

Использование таких видов  музыкальной деятельности как пение, музыкальное движение, было направлено на развитие музыкального воображения в целом, так и рассматривалось нами как эффективный метод организации ориентировки детей на важнейшие компоненты музыки - мелодию и интонацию. Исходя из того, что голос - главный и естественный мелодический инструмент, а интонирование мелодии голосом - важнейший механизм ее анализа, мы предлагали детям пропевание мелодии и отдельных интонаций голосом. Мелодии подбирались детьми по слуху на детских музыкальных инструментах. Музыкальный образ произведения дошкольники пытались воспроизвести в творческом музыкальном движении.

Включение в занятие по слушанию музыки произведений изобразительного искусства и художественного  слова обогащало и усиливало  восприятие детьми музыкального образа. При этом мы учитывали психологические  механизмы воздействия искусств на ребенка - это взаимодействие ощущений и синестезия. Одновременное прослушивание  музыки и просмотр произведений живописи, помогал детям глубже проникнуть в характер музыкального образа, сравнивать, сопоставлять его с образами в  картинах художников. В ряде случаев  достаточный эффект воздействия  на эмоциональный мир ребенка  достигался с помощью зрительных - слуховых ассоциаций, когда под  воздействием звуковых раздражителей  у дошкольника возникали зрительные образы. Так прослушивание симфонического танца «Танец феи Драже» вызывал  у детей ряд зрительных ассоциаций, которые воплощались в движение, в вербальной характеристике образа, рисунках детей.

Для усиления эмоционального восприятия образа и осознания тех  настроений, чувств, которые выражены в произведениях, детям предлагались стихи, содержащие в себе определения, с помощью которых можно было охарактеризовать эмоционально-образное содержание музыки.

Информация о работе Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников