Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ок.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.

0 баллов - отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.

Таблица 2.1.4

Результаты  исследования композиционного воображения испытуемых в экспериментальной группе

 

ФИО

Творческие проявления (баллы)

1

Лена М

2

2

Вера С

2

3

Коля К

1

4

Александр О

1

5

Женя Ю

2

6

Даша Р

2

7

Маша Т

1

8

Алена З

2

9

Юля Г

2

10

Миша В

1


 

Таблица 2.1.5

Результаты  исследования композиционного воображения испытуемых в

контрольной группе

 

ФИО

Творческие проявления (баллы)

1

Света С

1

2

Аня Б

1

3

Галя М

1

4

Дима А

1

5

Оля Н

2

6

Лена П

2

7

Надя К

2

8

Оксана Л

1

9

Таня Ш

1

10

Ира А

1


 

 

Выявление уровня развития творческих способностей детей в  пении.

Задание 1. Вопросно-ответные интонации.

Инструкция: «Сейчас мы будем  задавать друг другу музыкальные  вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»

Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.

Критерии оценки:

2 балла - использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках

1 балл - использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках

0 баллов - использование 1 звука или проговаривание

Задание 2. Сочинение мелодии  на заданный текст.

Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий  текст:

Киса-кисанька-краса,

Шубка очень хороша.

Мордочка усатая,

Спинка полосатая.

Сначала ребёнок повторяет  за педагогом каждую строку («Играем  в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает  слова тихо, а ребёнок их пропевает.

Критерии оценки:

2 балла - использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии

1 балл - использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии

0 баллов - ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание.

 

Таблица 2.1.6

Результаты  исследования уровня развития воображения  у детей в пении в экспериментальной  группе

ФИО

Вопросно-ответные интонации баллы

Сочинение мелодий на заданный текст  баллы

Всего

1

Лена М

2

2

4

2

Вера С

2

2

4

3

Коля К

2

2

4

4

Александр О

2

1

3

5

Женя Ю

2

1

3

6

Даша Р

1

1

2

7

Маша Т

1

1

2

8

Алена З

1

2

3

9

Юля Г

1

2

3

10

Миша В

1

2

3


 

Таблица 2.1.7

Результаты  исследования уровня развития воображения  у детей в пении в контрольной  группе

ФИО

Вопросное- ответные интонации баллы

Сочинение мелодий на заданный текст  баллы

Всего

1

Света С

2

1

3

2

Аня Б

2

1

3

3

Галя М

2

1

3

4

Дима А

2

1

3

5

Оля Н

2

1

3

6

Лена П

1

2

3

7

Надя К

1

2

3

8

Оксана Л

1

2

3

9

Таня Ш

1

0

1

10

Ира А

1

1

2


 

Выявление уровня развития воображения детей в игре на детских

музыкальных инструментах.

Задание 1. Сочинение ритмических  рисунков.

Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой  два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает  ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.

Критерии оценки:

2 балла - оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога

1 балл - использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога

0 баллов - копирует ритмические рисунки педагога

Задание 2. Сочинение мелодий  на металлофоне.

Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или  металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём  хочешь».

Ребёнку предлагается на выбор - фортепиано, ксилофон, металлофон.

Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про  зайку», «Про мишку» и т.д.

Критерии оценки:

2 балла - сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

1 балл - мелодическое и ритмическое однообразие.

0 баллов - просто перебирает пластинки, клавиши.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.8

Результаты  исследования уровня развития воображения детей в игре на детских музыкальных инструментах в экспериментальной группе

ФИО

Сочинение ритмических рисунков баллы

Сочинение мелодий на металлофоне  баллы

Всего

1

Лена М

2

1

3

2

Вера С

2

2

4

3

Коля К

2

2

4

4

Александр О

2

2

4

5

Женя Ю

2

1

3

6

Даша Р

1

1

2

7

Маша Т

1

2

3

8

Алена З

1

2

3

9

Юля Г

2

2

4

10

Миша В

2

2

4


 

                                                                                                    Таблица 2.1.9

Результаты  исследования уровня развития воображения детей в игре на детских музыкальных инструментах в контрольной группе

ФИО

Сочинение ритмических рисунков баллы

Сочинение мелодий на металлофоне  баллы

Всего

1

Света С

1

1

2

2

Аня Б

1

1

2

3

Галя М

1

1

2

4

Дима А

1

1

2

5

Оля Н

1

1

2

6

Лена П

2

2

4

7

Надя К

2

2

4

8

Оксана Л

2

2

4

9

Таня Ш

2

1

3

10

Ира А

2

1

3


 

 Выявление способности  к творческому восприятию музыкального  произведения (Э.Григ «Утро»).

Инструкция: послушай музыкальное  произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда  слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.

Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.

Критерии оценки:

2 балла - передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.

1 балл - передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.

Информация о работе Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников