Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
0 баллов - отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
Таблица 2.1.4
Результаты исследования композиционного воображения испытуемых в экспериментальной группе
№ |
ФИО |
Творческие проявления (баллы) |
1 |
Лена М |
2 |
2 |
Вера С |
2 |
3 |
Коля К |
1 |
4 |
Александр О |
1 |
5 |
Женя Ю |
2 |
6 |
Даша Р |
2 |
7 |
Маша Т |
1 |
8 |
Алена З |
2 |
9 |
Юля Г |
2 |
10 |
Миша В |
1 |
Таблица 2.1.5
Результаты исследования композиционного воображения испытуемых в
контрольной группе
№ |
ФИО |
Творческие проявления (баллы) |
1 |
Света С |
1 |
2 |
Аня Б |
1 |
3 |
Галя М |
1 |
4 |
Дима А |
1 |
5 |
Оля Н |
2 |
6 |
Лена П |
2 |
7 |
Надя К |
2 |
8 |
Оксана Л |
1 |
9 |
Таня Ш |
1 |
10 |
Ира А |
1 |
Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.
Задание 1. Вопросно-ответные интонации.
Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»
Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого - раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.
Критерии оценки:
2 балла - использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках
1 балл - использование мелодических оборотов, построенных на 2 звуках
0 баллов - использование 1 звука или проговаривание
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.
Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:
Киса-кисанька-краса,
Шубка очень хороша.
Мордочка усатая,
Спинка полосатая.
Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.
Критерии оценки:
2 балла - использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии
1 балл - использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии
0 баллов - ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание.
Таблица 2.1.6
Результаты
исследования уровня развития воображения
у детей в пении в
№ |
ФИО |
Вопросно-ответные интонации баллы |
Сочинение мелодий на заданный текст баллы |
Всего |
1 |
Лена М |
2 |
2 |
4 |
2 |
Вера С |
2 |
2 |
4 |
3 |
Коля К |
2 |
2 |
4 |
4 |
Александр О |
2 |
1 |
3 |
5 |
Женя Ю |
2 |
1 |
3 |
6 |
Даша Р |
1 |
1 |
2 |
7 |
Маша Т |
1 |
1 |
2 |
8 |
Алена З |
1 |
2 |
3 |
9 |
Юля Г |
1 |
2 |
3 |
10 |
Миша В |
1 |
2 |
3 |
Таблица 2.1.7
Результаты исследования уровня развития воображения у детей в пении в контрольной группе
№ |
ФИО |
Вопросное- ответные интонации баллы |
Сочинение мелодий на заданный текст баллы |
Всего |
1 |
Света С |
2 |
1 |
3 |
2 |
Аня Б |
2 |
1 |
3 |
3 |
Галя М |
2 |
1 |
3 |
4 |
Дима А |
2 |
1 |
3 |
5 |
Оля Н |
2 |
1 |
3 |
6 |
Лена П |
1 |
2 |
3 |
7 |
Надя К |
1 |
2 |
3 |
8 |
Оксана Л |
1 |
2 |
3 |
9 |
Таня Ш |
1 |
0 |
1 |
10 |
Ира А |
1 |
1 |
2 |
Выявление уровня развития воображения детей в игре на детских
музыкальных инструментах.
Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.
Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.
Критерии оценки:
2 балла - оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога
1 балл - использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога
0 баллов - копирует ритмические рисунки педагога
Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.
Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».
Ребёнку предлагается на выбор - фортепиано, ксилофон, металлофон.
Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т.д.
Критерии оценки:
2 балла - сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.
1 балл - мелодическое и ритмическое однообразие.
0 баллов - просто перебирает пластинки, клавиши.
Таблица 2.1.8
Результаты исследования уровня развития воображения детей в игре на детских музыкальных инструментах в экспериментальной группе
№ |
ФИО |
Сочинение ритмических рисунков баллы |
Сочинение мелодий на металлофоне баллы |
Всего |
1 |
Лена М |
2 |
1 |
3 |
2 |
Вера С |
2 |
2 |
4 |
3 |
Коля К |
2 |
2 |
4 |
4 |
Александр О |
2 |
2 |
4 |
5 |
Женя Ю |
2 |
1 |
3 |
6 |
Даша Р |
1 |
1 |
2 |
7 |
Маша Т |
1 |
2 |
3 |
8 |
Алена З |
1 |
2 |
3 |
9 |
Юля Г |
2 |
2 |
4 |
10 |
Миша В |
2 |
2 |
4 |
Результаты исследования уровня развития воображения детей в игре на детских музыкальных инструментах в контрольной группе
№ |
ФИО |
Сочинение ритмических рисунков баллы |
Сочинение мелодий на металлофоне баллы |
Всего |
1 |
Света С |
1 |
1 |
2 |
2 |
Аня Б |
1 |
1 |
2 |
3 |
Галя М |
1 |
1 |
2 |
4 |
Дима А |
1 |
1 |
2 |
5 |
Оля Н |
1 |
1 |
2 |
6 |
Лена П |
2 |
2 |
4 |
7 |
Надя К |
2 |
2 |
4 |
8 |
Оксана Л |
2 |
2 |
4 |
9 |
Таня Ш |
2 |
1 |
3 |
10 |
Ира А |
2 |
1 |
3 |
Выявление способности
к творческому восприятию
Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.
Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.
Критерии оценки:
2 балла - передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.
1 балл - передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.