Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ок.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Диагностика развития музыкального интереса и творческих воображений детей обеих групп показала следующие результаты.

                                                                                                    Таблица 2.2.1

                           Исследование творческого развития дошкольников

Группа

До проведения занятий

После проведения занятий

 

Н

Ср

Н

Ср

В

Экспериментальная группа (10)

 

90

10 

40

60 

Контрольная группа (10)

 

90

10 

60

40 


Исходя из данных исследования можно построить гистограмму(рисунок 2.2.1).

 

 

Рисунок 2.2.1 (А)     До проведения комплексных занятий

 

Рисунок 2.2.1 (Б)     После проведения комплексных занятий

 

 

Результаты доказывают эффективность  проведенных автором комплексных музыкальных занятий.

Таким образом, исследование доказало высокую степень эффективности такой формы организации музыкальной деятельности как комплексные музыкальные занятия на развитие воображения. Комплексные музыкальные занятия в значительной степени повышают активность детей, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий коллективный результат труда. На комплексных занятиях царит особая творческая атмосфера. Изменяются взаимоотношения между детьми и между детьми и педагогом. Они становятся взаимоотношениями партнерства, а главное уровень воображения повышается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности

 

Музыкальная культура ребенка  формируется постепенно, переходя от первых положительных эмоциональных  реакций и эмоциональной отзывчивости на музыку, через творческое развитие.

В процессе комплексных музыкальных  занятий у детей:

- развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);

- накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;

- наглядно выделяются результаты творческого развития всех детей, а также проявляются интересы и способности каждого ребенка в отдельности;

- создается радостная и творческая атмосфера общения коллектива взрослых и детей, благоприятная обстановка для проявления эстетических качеств, для формирования готовности к школе.

Рекомендации для педагогов  ДОУ.

С целью создания наиболее благоприятных условий в семье  для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимо усилить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. Из анкетирования следует, что родители расположены к принятию новой информации по данному вопросу через консультации, практические занятия и методическую литературу. Поэтому мы рекомендуем воспитателям группы совместно с музыкальным руководителем разработать и провести в течение учебного года серию консультаций и практических занятий, на которых родители смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития детского музыкального творчества благодаря педагогическим условиям, созданным в семье. Также рекомендуется научить каждого родителя реализовывать с ребёнком предлагаемые нами творческие задания, игры и упражнения с целью правильного их применения.

Рекомендации для родителей.

Родителям рекомендуется чаще обращаться за помощью к педагогам ДОУ по возникающим вопросам относительно развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности и создания условий для музыкального творчества в семье.

Рекомендуется каждой семье по возможности приобрести детский музыкальный инструмент, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными педагогами музыкальными произведениями для танцевального творчества детей.

Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей с  последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.

Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей  в музыкальной деятельности рекомендуется обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Также необходимы творческие задания, которые позволят каждому  ребёнку в зависимости от своих  способностей заниматься музыкальным  творчеством.

Рекомендуемые задания и  упражнения:

                                               «Подумай и отгадай»

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры. Детям раздают карточки. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. В процессе игры развивается умение различать звуки низкого, среднего и верхнего регистров.

«Чья очередь»

Дети делятся на четыре подгруппы. Одни будут изображать «зайчиков», другие – «птиц», третьи – «лошадок», четвертые – «медвежат». Для каждой подгруппы используется «своя» музыка, с которой дети предварительно познакомились. Взрослый произвольно меняет музыкальное сопровождение. Играющие внимательно прислушиваются к звучанию и по музыке узнают свою «очередь» для начала движения. Как только меняется сопровождение, меняется группа. Предыдущая возвращается на свое место. Если взрослый не владеет инструментом, можно использовать грамзапись или в качестве сопровождения взять ударные инструменты.

«Ученый кузнечек»

Игровой материал. Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.

Ход игры. Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают.

Скок, скок, скок, скок

А теперь до пятого цветка - и опять вниз:

Скок, скок, скок, скок, скок, скок

А теперь на второй цветок - и вниз. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда - вниз.

Скок, скок, скок, скок!

Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Звуки, как это видно из рисунков, повышаются последовательно, как говорят музыканты, движутся постепенно. Движение кузнечика по цветкам изображается звуками на металлофоне или другом мелодическом инструменте. Ребенок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую к той музыке, которую сыграл на металлофоне взрослый. Если нет металлофона, прыжки ученого кузнечика можно изобразить голосом. Чтобы сделать игровое задание более интересным, кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику тоненькой указки (карандаша). Во время пения ребенок сможет «управлять» кузнечиком. Если он при этом сам будет пропевать слова «Скок, скок!», то жест и наглядность помогут развитию звуковысотного слуха.

«Сказочное заклинание»

Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, замри! Поиграйте  с ребенком в игру. Пусть он представит, что эти слова - сказочное заклинание. Необходимо произнести его на разные лады, то громким и страшным голосом, как злодей, то печально и жалобно, как козленочек в сказке «Сестрица Аленушка», то пропищать тоненько, как мышонок. То есть использовать разные интонации. Произнести можно завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, сказать в нос. Очень интересное сочетание дает чередование говорения и пропевания. Определите, от имени какого персонажа сказочное заклинание звучало выразительнее и интереснее.

«Наши помощники»

Игровой материал: игрушки разного содержания в «чудесном мешочке». Картинки со знакомым детям содержанием.

Ход игры. По предложению воспитателя дети по очереди достают игрушку из «чудесного мешочка». Посмотрев на нее, ребенок должен сказать, какая она, какого цвета. Затем попытаться достать игрушку с закрытыми глазами и сказать, какого она цвета.

Далее воспитатель показывает картинку и просит, что или кто  на ней нарисован. Конечно с закрытыми глазами дети не могут ответить на этот вопрос. По предложению воспитателя кто-либо из детей имитирует плавание, полет самолета, танец. Те же движения, но в другом порядке дети должны узнать без помощи зрения. Все эти действия помогают детям установить, что одни из них легко узнаются, если дети их видят, и не могут быть узнаны, если глаза закрыты.

«Скакалочка»

Руки опустить перед собой, пальцы обеих рук переплести, корпус слегка наклонить.

Перенести через сцепленные руки сначала одну, потом другую ногу. Руки остаются за спиной. Затем, не расцепляя рук, проделать обратное движение и вернуться в первоначальное положение.

«Поиск добрых слов»

Игровой материал: книжки-малышки с текстами.

Ход игры: В этом конверте находятся маленькие книжечки - книжки-малышки. В книжечках вопрос-загадка. Как нужно поступить? Играть будем так: на двоих получите одну книжечку. Сговоритесь сами, кто с кем будет рассматривать книжечку. Я буду читать, а вы - думать и находить добрые слова.

ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ

 

Музыкальный интерес рассматривается нами в контексте развития музыкального сознания, а поэтому степень его развитости может характеризоваться наличием определенного багажа музыкальных знаний, умений и навыков. Поскольку основным видом музыкальной деятельности при знакомстве с музыкальными произведениями выступает слушание-восприятие, то одним из основных критериев развитости интереса к классической музыке выступает умение концентрировать свое внимание на произведении, прослушать его от начала до конца, воспринять и осознать при этом его содержательную сторону, характеристику музыкального образа. Умение дать собственную характеристику услышанному музыкальному произведению, сделать это оригинально - также выступает одним из критериев развитости интереса к классической музыке.

Результаты доказывают эффективность  проведенных комплексных музыкальных  занятий и подтверждают основные положения нашей гипотезы.

Итоговая диагностика  развития музыкального интереса и воображения детей обеих групп показала следующие результаты, после занятий уровень творческого развития намного увеличился (в экспериментальной высокий уровень-60%, средний-40; в контрольной высокий-40%, средний-60%)

Таким образом, эксперимент  доказал высокую степень эффективности  такой формы организации художественно-творческой деятельности как комплексные музыкальные  занятия. Комплексные музыкальные  занятия в значительной степени  повышают активность детей и их воображение, т.к. обеспечивается свобода действий, выбора средств реализации поставленной педагогом задачи. Такие занятия раскрепощают самых застенчивых детей. Все дети чувствуют себя в равной мере причастными ко всему, что происходит на занятии, радуются, когда видят общий коллективный результат труда.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате анализа проделанной  работы можно утверждать, что воображение  проявляется в сознании каждого  ребёнка способностью творить своим  внутренним мысленным «взором» явления, объекты, процессы, проекты, которые не представлены наглядно; они «строятся», создаются в голове, приобретая, тем самым, новый статус.

Дети дошкольного возраста усваивают образцы поведения, построения отношений, виды деятельности; имеют определенную свободу действий в применении знаний для наработки собственного жизненного опыта.  Воображение познающее и созидающее перерабатывает информацию, впечатления; создаёт способы передачи усвоенного. В этот период появляются целостные видение и планирование, когда дети, до начала каких-либо действий, могут и умеют: построить план действий; последовательно реализовывать этот план, корректируя его по ходу выполнения.

Воображение входит в когнитивную  сферу психики и является одним  из видов психологической деятельности людей. Имея собственный статус, воображение детей взаимосвязано  с восприятием, впечатлением, вниманием, мышлением, памятью, представлением, речью, фантазиями, сознанием,  осознанием,  идеями, духовно - нравственными  потребностями, бессознательным,  мечтами, желаниями и мотивами, планами и целями, поступками, действиями, играми, трудом, отдыхом и многим другим.

Сила воображения заключается  в способности сознания создавать  очень яркие картины на основе образов, которые оно может трансформировать.

Невозможно не отметить у  детей взаимосвязи воображения  с эмоциями, которые непосредственно  влияют на состояние детей, их настроение, чувства, мысли, впечатления, переживания, создаваемые ими образы, на их внутренний мир, а в итоге - на внешний мир, на их реальность.

Информация о работе Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников