Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ок.docx

— 128.51 Кб (Скачать файл)

Во время комплексных  занятий у детей возникают  сильные эмоциональные переживания, что позволяет воспитывать эстетические чувства, способность ориентироваться  в окружающем. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти  занятия очень динамичными и  увлекательными не только для старших, но и для дошкольников.

При планировании комплексного занятия нужно учитывать эту  особенность. В названии занятия  обычно отражается общая тема, связанная  с ознакомлением с окружающим, однако, наряду с общей темой могут  ставиться и более конкретные задачи, связанные с ознакомлением детей с особенностями ее различных видов искусства.

Для развития творческого  воображения у дошкольников составляются программы, которые придерживаются следующих принципов:

- новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;

- содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;

- в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.

Данная программа состоит  из четырех последовательных циклов, каждый из которых преследует определенную цель.

Первый цикл занятий рассчитан на развитие творческого воображения. Воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.

Второй цикл - развитие воображения. Воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.

Первый и второй циклы  программы являются подготовительными. Они позволяют психологу получить общее представление о степени  развития творческого воображения группы и подготовить соответствующую почву для перехода к более сложным заданиям.

Третий цикл - это проведение психологических тестов, выявляющих уровень развития воображения каждого ребенка из группы, его индивидуальной способности к поиску творческих решений. С учетом того, что все тесты третьего этапа предполагают индивидуальную работу психолога с каждым ребенком из группы.

Четвертый, завершающий цикл представляет собой групповые игры. Все мероприятия данного этапа предполагают равноценное участие в них группы детей и не носят характера соперничества. Основная задача последнего этапа - коллективные фантазия и творчество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1

 

Проблема развития воображения  детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции  в развитии психологической науки  и образовательной практики поднимают  новые вопросы в ее изучении. Одним  из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его  творческой деятельности.

Большинство авторов по отечественной и зарубежной психологии связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми - дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими».

От автора,   выбранной им  цели, темы и  условий исследования дошкольного воображения зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов. Понятия «метод» говорит нам о том, что это может быть «...понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта;...метод - регулятор сбора данных, построения вывода».

У детей в  процессе комплексных занятий:

- развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства;

- накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;

Все указанное  нами ранее указывает на исключительную пользу использования развивающих занятий в работе с детьми по их творческому развитию.

ГЛАВА 2 СИСТЕМА  КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ  ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ  И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Диагностика  развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности

 

Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста в количестве 20 человек (из них 10 составили контрольную группу и 10-экспериментальную) на базе МДОУ «Звездочка».

Цель данного исследования - определить уровень творческого развития воображения дошкольников.

Исследование проводилось с помощью следующих методик:

- анкетирование;

- диагностическая методика творческого развития воображения в музыкальной деятельности, в основу которой были положены работы К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной. В таблице 2.1 приведен список участников исследования.

Таблица 2.1.1

Список участников исследования

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Лена М.

Света С.

Вера С.

Аня Б.

Коля К.

Галя М.

Александр О.

Дима А.

Женя Ю.

Оля Н.

Даша Р.

Лена П.

Маша Т.

Надя К.

Алена З.

Оксана Л.

Юля Г.

Таня Ш.

Миша В.

Ира А.


 

Исследование реализовывалось в следующей последовательности:

На первом этапе была проведена  анкета для детей. Ее цель - выявить  уровень творческого воображения дошкольников.

Вопросы анкеты:

- Любишь ли ты музыку?

- Какую музыку ты любишь слушать?

- Сочинял ли ты когда-нибудь музыку?

- Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления?

- Можешь ли придумать музыкальную сказку?

- Любишь ли участвовать в концертах?

- Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять ее, исполнять?

- Можешь ли придумать движения под музыку?

- Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?

- Что тебе больше нравится делать на музыкальных занятиях?

Цель: исследование уровня развития воображения детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.

Выявление уровня развития творческих способностей детей в  музыкально-ритмическом движении.

Задание 1.

Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б.Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).

Дети свободно располагаются  по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.

Критерии оценки:

а) Музыкальность.

2 балла - умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.

1 балл - в движениях выражается общий характер музыки, темп.

0 баллов - движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.

б) Эмоциональность.

2 балла - умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.

1 балл - передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.

0 баллов - затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.

Таблица 2.1.2

Результаты  исследования исполнительского творчества испытуемых в экспериментальной группе

ФИО

Исполнительское творчество

   

Музыкальность баллы

Эмоциональность баллы

Всего

1.

Лена М

2

2

4

2.

Вера С

2

1

3

3.

Коля К

2

1

3

4.

Александр О

2

1

3

5.

Женя Ю

2

2

4

6.

Даша Р

2

2

4

7.

Маша Т

2

2

4

8.

Алена З

2

1

3

9.

Юля Г

2

1

3

10.

Миша В

2

2

4


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.3

Результаты  исследования исполнительского творчества испытуемых в контрольной группе

ФИО

Исполнительское творчество

   

Музыкальность баллы

Эмоциональность баллы

Всего

1.

Света С

2

2

4

2.

Аня Б

2

2

4

3.

Галя М

1

2

3

4.

Дима А

1

1

2

5.

Оля Н

2

1

3

6.

Лена П

1

2

3

7.

Надя К

2

1

3

8.

Оксана Л

2

1

3

9.

Таня Ш

1

1

2

10.

Ира А

1

1

2


 

Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К.Сен-Санса  «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).

Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В  озере растут водоросли и плавают  рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте  себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели  и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а  рыбкам - накидки, изображающие чешую).

Критерии оценки:

в). Творческие проявления воображения.

2 балла - проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.

1 балл - затрудняется в придумывании своих движений для передачи

Информация о работе Система комплексных музыкальных занятий по развитию творческого воображения и творческих способностей у дошкольников