Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 09:45, дипломная работа
Цель исследования: изучить воображение детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
- обзор и изучение научно-литературных и других источников по данной
теме;
- исследование воображения у детей дошкольного возраста;
- анализ итогов работы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие воображения в трудах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Виды воображения
1.3 Методы и приемы развития воображения
1.4 Особенности развития воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 СИСТЕМА КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
2.2 Программа комплексных музыкальных занятий по развитию воображения при прослушивании классической музыки дошкольниками
2.3 Рекомендации по развитию воображения у дошкольников в музыкальной деятельности
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Во время комплексных
занятий у детей возникают
сильные эмоциональные
При планировании комплексного занятия нужно учитывать эту особенность. В названии занятия обычно отражается общая тема, связанная с ознакомлением с окружающим, однако, наряду с общей темой могут ставиться и более конкретные задачи, связанные с ознакомлением детей с особенностями ее различных видов искусства.
Для развития творческого воображения у дошкольников составляются программы, которые придерживаются следующих принципов:
- новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании;
- содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;
- в центре внимания должно быть овладение смыслом понятия.
Данная программа состоит из четырех последовательных циклов, каждый из которых преследует определенную цель.
Первый цикл занятий рассчитан на развитие творческого воображения. Воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
Второй цикл - развитие воображения. Воображение позволяет, минуя цепочку выводов, доказательств, как бы увидеть что-то совсем новое. Обычно, когда говорят о воображении, чаще всего имеют в виду именно творческое воображение. Оно тесно связано с творческим мышлением, но отличается от него тем, что действует не с помощью понятий и рассуждений, а с помощью образов. Человек не рассуждает, а мысленно видит то, чего раньше не видел и не знал, видит ярко, образно, во всех деталях.
Первый и второй циклы
программы являются подготовительными.
Они позволяют психологу
Третий цикл - это проведение психологических тестов, выявляющих уровень развития воображения каждого ребенка из группы, его индивидуальной способности к поиску творческих решений. С учетом того, что все тесты третьего этапа предполагают индивидуальную работу психолога с каждым ребенком из группы.
Четвертый, завершающий цикл представляет собой групповые игры. Все мероприятия данного этапа предполагают равноценное участие в них группы детей и не носят характера соперничества. Основная задача последнего этапа - коллективные фантазия и творчество.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
Проблема развития воображения детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в ее изучении. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлений индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.
Большинство авторов по отечественной и зарубежной психологии связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми - дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими».
От автора, выбранной им цели, темы и условий исследования дошкольного воображения зависит выбор методологии, методов, методик диагностики. Понятия метод и методика в психологии взаимообусловлены, но не равнозначны: метод включает в себя совокупность методик; методика включает в себя многообразие методов. Понятия «метод» говорит нам о том, что это может быть «...понятие, регулирующее постановку и осуществление задачи, всякое представление, инструмент эмпирического, теоретического изучения объекта;...метод - регулятор сбора данных, построения вывода».
У детей в процессе комплексных занятий:
- развивается умение самостоятельно и творчески применять разные художественные средства;
- накапливается опыт совместной работы, формируются нравственные основы взаимоотношений между детьми;
Все указанное нами ранее указывает на исключительную пользу использования развивающих занятий в работе с детьми по их творческому развитию.
ГЛАВА 2 СИСТЕМА
КОМПЛЕКСНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ
2.1 Диагностика развития воображения дошкольников в процессе музыкальной деятельности
Исследование проводилось с детьми дошкольного возраста в количестве 20 человек (из них 10 составили контрольную группу и 10-экспериментальную) на базе МДОУ «Звездочка».
Цель данного исследования - определить уровень творческого развития воображения дошкольников.
Исследование проводилось с помощью следующих методик:
- анкетирование;
- диагностическая методика творческого развития воображения в музыкальной деятельности, в основу которой были положены работы К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной. В таблице 2.1 приведен список участников исследования.
Таблица 2.1.1
Список участников исследования
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Лена М. |
Света С. |
Вера С. |
Аня Б. |
Коля К. |
Галя М. |
Александр О. |
Дима А. |
Женя Ю. |
Оля Н. |
Даша Р. |
Лена П. |
Маша Т. |
Надя К. |
Алена З. |
Оксана Л. |
Юля Г. |
Таня Ш. |
Миша В. |
Ира А. |
Исследование реализовывалось в следующей последовательности:
На первом этапе была проведена
анкета для детей. Ее цель - выявить
уровень творческого
Вопросы анкеты:
- Любишь ли ты музыку?
- Какую музыку ты любишь слушать?
- Сочинял ли ты когда-нибудь музыку?
- Рисуешь ли ты свои музыкальные впечатления?
- Можешь ли придумать музыкальную сказку?
- Любишь ли участвовать в концертах?
- Что ты больше любишь: слушать музыку, сочинять ее, исполнять?
- Можешь ли придумать движения под музыку?
- Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку?
- Что тебе больше нравится делать на музыкальных занятиях?
Цель: исследование уровня развития воображения детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
Выявление уровня развития
творческих способностей детей в
музыкально-ритмическом
Задание 1.
Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б.Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).
Дети свободно располагаются по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.
Критерии оценки:
а) Музыкальность.
2 балла - умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
1 балл - в движениях выражается общий характер музыки, темп.
0 баллов - движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
б) Эмоциональность.
2 балла - умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
1 балл - передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
0 баллов - затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Таблица 2.1.2
Результаты исследования исполнительского творчества испытуемых в экспериментальной группе
№ |
ФИО |
Исполнительское творчество | ||
Музыкальность баллы |
Эмоциональность баллы |
Всего | ||
1. |
Лена М |
2 |
2 |
4 |
2. |
Вера С |
2 |
1 |
3 |
3. |
Коля К |
2 |
1 |
3 |
4. |
Александр О |
2 |
1 |
3 |
5. |
Женя Ю |
2 |
2 |
4 |
6. |
Даша Р |
2 |
2 |
4 |
7. |
Маша Т |
2 |
2 |
4 |
8. |
Алена З |
2 |
1 |
3 |
9. |
Юля Г |
2 |
1 |
3 |
10. |
Миша В |
2 |
2 |
4 |
Таблица 2.1.3
Результаты исследования исполнительского творчества испытуемых в контрольной группе
№ |
ФИО |
Исполнительское творчество | ||
Музыкальность баллы |
Эмоциональность баллы |
Всего | ||
1. |
Света С |
2 |
2 |
4 |
2. |
Аня Б |
2 |
2 |
4 |
3. |
Галя М |
1 |
2 |
3 |
4. |
Дима А |
1 |
1 |
2 |
5. |
Оля Н |
2 |
1 |
3 |
6. |
Лена П |
1 |
2 |
3 |
7. |
Надя К |
2 |
1 |
3 |
8. |
Оксана Л |
2 |
1 |
3 |
9. |
Таня Ш |
1 |
1 |
2 |
10. |
Ира А |
1 |
1 |
2 |
Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К.Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).
Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В озере растут водоросли и плавают рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а рыбкам - накидки, изображающие чешую).
Критерии оценки:
в). Творческие проявления воображения.
2 балла - проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
1 балл - затрудняется в придумывании своих движений для передачи