Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.
Социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;

Файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 103.71 Кб (Скачать файл)

     Социальная  психология 

     13. Предмет социальной психологии. Методы социальной психологии 

     Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.

     Социальная  психология изучает:

  • психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
  • феномен взаимодействия между людьми, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и т.л.; при этом взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым;
  • психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду; наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.;
  • массовые психические явления, такие как поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

     Таким образом, социальная психология – наука, изучающая психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

     Любое исследование, поясняет в своем учебнике А.Л.Журавлев, начинается с составления  исследовательской программы. От ее научной обоснованности в значительной степени зависят эффективность  исследования, значимость его теоретических  и практических результатов. Программа  представляет собой теоретико-методологическую основу психологических процедур исследования: сбора, обработки и анализа данных. Программа задает определенную логику (этапность) исследования.

     Обычно  она включает: определение проблемы, объекта и предмета исследования; предварительный теоретический  анализ объекта исследования; характеристику целей и задач исследования; интерпретацию  и операционализацию основных понятий; формулирование рабочих гипотез; определение  плана исследования (поискового, описательного, экспериментального); составление плана  выборки; описание методов сбора  и обработки данных, схемы их анализа  и интерпретации.

     Иногда  в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы.

     К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму - описание методов сбора, обработки и анализа  данных.

     Важным  элементом программы принято  считать пилотажное исследование. Цель его — оценка качества и надежности методического инструментария и  процедур организации исследования, а также возможность внесения корректив и изменений в окончательные  варианты методик и приемов сбора  данных.

     Итоги исследования обычно оформляются в  виде отчета, который составляется по определенному плану, содержит описание всех разделов программы, а также  описание анализа полученных результатов.

     Проблемы  методологии исследования являются актуальными для любой науки. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования.

     Характерным нужно признать и то, что анализом методологических проблем все чаще начинают заниматься не только философы, специалисты в области этой дисциплины, но и сами представители конкретных наук.

     В современном научном знании, подчеркивает Г. М. Андреева, термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.

     1. Общая методология — некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые — осознанно или неосознанно — применяются в исследованиях. Так, для социальной психологии необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека.

     2. Частная (или специальная) методология — совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования.

     В социальной психологии в связи с  ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии.

     Методология — как совокупность конкретных методических приемов исследования, что чаще в русском языке обозначается термином «методика». Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы, если слово «метод» понимать в этом узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.

     Главная мысль заключается в том, что, какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Это значит, что любой методический прием — анкета, тест, социометрия — всегда применяется в определенном «методологическом ключе», т.е. при условии решения ряда более принципиальных вопросов исследования.

     Весь  набор методов социальной психологии Г. М. Андреева подразделяет на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. При этом она также подчеркивает, что существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования.

     Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы.

     Методы  обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них также не являются специфичными для социально-психологического исследования, а используют некоторые общенаучные приемы.

     Основные  тенденции развития социально-психологических  методов исследования по Журавлеву  следующие:

  • повышение надежности методов, применяемых для сбора эмпирической информации, за счет формализации процедуры измерения (повышение качества операционализации понятий, характеризующих эмпирические свойства изучаемого объекта, использование процедур шкалирования признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки), а также путем алгоритмизации самого исследования;
  • «компьютеризация» методов — разработка компьютерных вариантов (аналогов) существующих методик исследования., создание компьютерных технологий сбора эмпирической информации, в том числе компьютерных сетевых вариантов;
  • комплексное использование методов сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т.п.)
  • усиление значения методов, минимизирующих субъективное влияние исследователя и исследуемого(ых) на процесс сбора эмпирической информации (применение технических средств фиксации информации, проведение исследований в естественных условиях, фиксация объективных показателей, характеристик поведения и деятельности, их продуктов, состояний социального взаимодействия);
  • разработка «провоцирующих методов» сбора информации, «активной стратегии» исследования, т.е. целенаправленное создание в естественных условиях ситуаций социального взаимодействия с целью вызвать (актуализировать) определенное социально-психологическое явление (например, ситуации конфликта, социальной взаимопомощи и т.п.).

     Рассмотрим  ведущие методы социально-психологического исследования.

     Наблюдение в социальной психологии — метод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психологических явлений (фактов поведения и деятельности) в естественных или лабораторных условиях. Метод наблюдения может использоваться как один из центральных, самостоятельных методов исследования.

     В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения, напоминает А.Л.Журавлев, принято выделять две основные разновидности  этого метода: стандартизированное  и нестандартизированное наблюдение. Стандартизированная техника предполагает наличие разработанного списка признаков, которые предстоит наблюдать, определение  условий и ситуаций наблюдения, инструкции для наблюдателя, единообразных  кодификаторов для регистрации  наблюдаемых явлений. Сбор данных при  этом предполагает последующую их обработку  и анализ посредством приемов  математической статистки. Наиболее известными схемами наблюдения являются методики IPA, СИМЛОГ Р. Бейлза, схема наблюдения за лидерством Л. Картера, фиксации невербального поведения П. Экмана и др.

     Нестандартизированная техника наблюдения определяет лишь общие направления наблюдения, где  результат фиксируют в свободной  форме, непосредственно в момент восприятия или по памяти. Данные этой техники обычно представлены в свободной  форме, возможна также и их систематизация с помощью формальных процедур. В  зависимости от роли наблюдателя  в изучаемой ситуации различают  включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает взаимодействие наблюдателя  с изучаемой группой как полноправного  ее члена. Невключенное наблюдение регистрирует события «со стороны», без взаимодействия и установления отношений с изучаемым  лицом или группой. Наблюдение может  проводиться открытым способом и  инкогнито, когда наблюдающий маскирует  свои действия.

     По  условию организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в  естественных условиях) и лабораторные (наблюдения в условиях эксперимента).

     Объектом  наблюдения являются отдельные люди, малые группы и большие социальные общности (например, толпа) и социальные процессы, происходящие в них, например, паника.

     Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индивида или группы в целом в определенной социальной ситуации К наиболее типичным вербальным и невербальным характеристикам  А.Л.Журавлев относит речевые акты (их содержание, направленность и последовательность, частота, продолжительность и интенсивность, а также экспрессивность); выразительные движения (экспрессия глаз, лица, тела и т.п.); физические действия, т.е. касания, толчки, удары, совместные действия и т.п.

     Результаты  наблюдения фиксируются в соответствии со специально подготовленным протоколом наблюдения.

     Наиболее  распространены дескриптивный (фактологический) способ наблюдения, предполагающий фиксацию всех случаев проявления единиц наблюдения; и оценочный — когда проявление признаков не только фиксируется, но и оценивается с использованием шкалы интенсивности и шкалы времени (например, длительность акта поведения). Результаты наблюдения должны быть подвергнуты качественному и количественному анализу и интерпретации.

     К основным недостаткам данного метода относятся:

  • высокий субъективизм при сборе данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контраста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эффект присутствия наблюдателя);
  • преимущественно качественный характер выводов наблюдения;
  • относительная ограниченность в обобщении результатов исследования.

     Пути  повышения надежности результатов  наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических  средств фиксации данных, тренировки наблюдателя, минимизацией эффекта  присутствия наблюдателя.

     Метод анализа документов - является разновидностью способов анализа продуктов человеческой деятельности. Документом называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. Впервые в социальной психологии применен как основной метод исследования У. Томасом и Ф. Знанецким при изучении феномена социальной установки.

     Документы различаются, указывает А.Л.Журавлев, по способу фиксации информации (рукописные, печатные, кино-, фото- и видеодокументы), по целевому назначению (целевые, естественные), по степени персонификации (личные и безличные), в зависимости от статуса документа (официальные  и неофициальные). Иногда их также  делят по источнику информации на первичные (документы на базе непосредственной регистрации событий) и вторичные  документы. Предпочтение того или иного  вида документа как носителя социально-психологической  информации определяется исходя из цели исследования и места документов в общей программе исследования

     Все методы анализа документов разделяются  на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные). В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста, т. е. интерпретации  исследователем информации, содержащейся в документе.

Информация о работе Социальная психология