Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа
Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.
Социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
организации; лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая
группа), руководство - элемент макросреды; лидерство возникает стихийно,
процесс назначения руководителя не является стихийным; по сравнению с
руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от
настроения в группе; руководство подчиненными обладает определенной
системой различных санкций, которых в руках лидера нет; процесс
принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством
обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время
как лидер принимает более непосредственные решения;а также сфера
деятельности лидера, в основном, малая группа, сфера действия руководителя -
более широкая социальная система.
Эффект конформизма. Это изменение поведения или мнения человека в результате реального или воображаемого давления группы. В 1937 году Музафер Шериф изучал возникновение групповых норм в лабораторных условиях. Его эксперимент заключался в следующем. На экране в темной комнате появлялся точечный источник света, затем он несколько секунд хаотично двигался и исчезал. Испытуемый должен был определить, на сколько сантиметров смещался источник света по сравнению с первым предъявлением. Сначала испытуемые проходили этот эксперимент в одиночестве и самостоятельно определяли смещение источника света. На втором этапе три испытуемых должны были дать согласованный ответ. Они заметно изменяли свое мнение в сторону усредненной групповой нормы. Причем и на дальнейших этапах эксперимента они продолжали придерживаться этой нормы. Шериф впервые экспериментально доказал, что люди склонны соглашаться с мнением других, часто доверять суждениям других людей больше, чем самому себе.
В
1956 году Соломон Аш применил термин
«конформизм» и описал результаты своих
экспериментов с подставной группой
и наивным испытуемым. Группе из
7 человек предлагали участвовать
в опыте по изучению восприятия длины
отрезков. Необходимо было определить,
какой из трех отрезков, нарисованных
на плакате, соответствует эталонному.
На первом этапе подставные испытуемые
в одиночестве давали, как правило,
верный ответ. На втором этапе группа
собиралась вместе, и члены группы
давали ложный ответ, что было неизвестно
наивному испытуемому. Своим категорическим
мнением члены группы оказывали
давление на мнение испытуемого. По данным
Аша 37% его испытуемых прислушались
к мнению группы и проявили конформизм.
Аш и его ученики провели
В
1965 году Стенли Милграм начинает серию
своих известных экспериментов
по изучению когнитивного диссонанса,
возникающего в случае давления авторитетного
мнения на совесть и мораль пытуемых.
Эксперименты Шерифа, Аша, Милграма хорошо
известны и подробно описаны в
книгах Д. Майерса «Социальная
В
результате проведенных исследований
в социальной психологии обнаружены
следующие закономерности. Во-первых,
зависимость поведения человека
от мнения и поведения других людей.
Во-вторых, в конфликте между сенсорной
и социальной информацией в большинстве
случаев победу одерживает социальная
информация. Более серьезная и
неоднозначно решаемая задача возникает
при конфликте между социальной
информацией разного порядка. Например,
между прошлым опытом человека, его
целями, ценностями, принципами, ожиданиями,
с одной стороны, и требованиями
группы – с другой. Процесс выбора
между присоединением к мнению группы
и самодостаточностью, уверенностью
в своем собственном мнении проходит
гораздо сложнее, чем в вышеописанных
экспериментах. В-третьих, возникает
проблема соответствия вербальной реакции
действительному мнению и поведению
человека. Она формулируется следующим
образом: изменяется ли мнение потому,
что человек убедился; то есть произошло
изменение его когнитивной
С.
Аш определял конформизм как «отказ
индивида от дорогих и значимых для
него взглядов ради того, чтобы оптимизировать
процесс адаптации к группе, а
отнюдь не любое выравнивание мнений».
Конформизм или конформное поведение
показывает меру подчинения индивида
групповому давлению, принятия им определенного
стандарта, стереотипа поведения, норм,
ценностей, ценностных ориентации группы.
Противоположным конформизму
Д. Майерс называет три причины конформного поведения. Во-первых, настойчивое и упрямое поведение других людей может убедить человека в ошибочности его первоначального мнения. Во-вторых, член группы осознанно или неосознанно стремится избежать наказания, порицания, осуждения, остракизма со стороны группы за несогласие и непослушание. В-третьих, неопределенность ситуации и неясность информации способствует ориентации человека на мнения других людей, о становятся определенными и ясными источниками информации.
В
групповом взаимодействии эффект конформизма
играет существенную роль, поскольку
является одним из механизмов принят
группового решения.