Существенная
характеристика жизни сложившейся
малой группы - функционирование в
ней процессов нормативного поведения,
то есть, поведения, связанного с реализацией
групповых норм. Основными положениями
в характеристике функционирования
норм в малой группе считаются
следующие:
- нормы есть
продукт социального взаимодействия,
возникающий в процессе жизнедеятельности
группы, а также вводятся в нее более крупной
социальной общностью.
- группа не
устанавливает нормы для каждой ситуации,
а формирует их лишь относительно действий
и ситуаций, имеющих некоторую значимость
для группы.
- нормы могут
прилагаться к ситуации в целом, безотносительно
к отдельным участвующим в ней членам
группы, а могут регламентировать реализацию
той или иной роли в разных ситуациях.
- нормы различаются
по степени принятия их группой.
- нормы различаются
по степени и широте допускаемой ими девиантности
и диапазону применяемых санкций.
При
классификации различных разработок
нормативного поведения были выделены
три крупных блока:
- исследование
нормативного влияния группового большинства
были стимулированы работами С. Аша, положившими
начало экспериментальному изучению феномена
конформного поведения, в котором фиксировался
факт согласия личности с мнением группового
большинства - своего рода групповой нормой.
Условия, способствующие его развертыванию,
выделены в лабораторных экспериментах
на индивидуально-личностном, групповом
и деятельностном уровне. Делаются попытки
выделения разновидностей конформного
поведения. Л. Фейстингером описана публичная
конформность. М. Дойчем и Г. Джералдом
указаны два типа социального влияния
на конформность в группе: нормативное
и информационное, которые легли в дальнейшем
в основу информационной теории конформности.
В. А. Чудновский выделил два типа конформного
поведения: внешнее и внутреннее. Г. Келмен
описал три качественно отличных уровня
конформного поведения: подчинение, идентификация
и интернализация.
- исследования
нормативного влияния группового меньшинства
берут начало в исследованиях С. Московиси,
чья функционалистская модель социального
взаимодействия проясняется следующими
положениями:
- влияние в
группе распределяется неравномерно и
осуществляется односторонне,
- функция социального
влияния состоит в том, чтобы сохранять
и укреплять социальный контроль,
- отношения
зависимости обусловливают направление
и величину социального влияния, осуществляемого
в группе,
- формы, в которых
выступает процесс влияния, зависят от
состояния неопределенности, испытываемого
субъектом, и его потребности редуцировать
эту неопределенность,
- согласие,
достигаемое благодаря взаимному обмену
влиянием основывается на объективной
норме,
- все процессы
влияния должны быть поняты как проявления
конформности.
В
рамках этой концепции изучаются
поведенческий стиль меньшинства,
социальные изменения и инновации,
трактуемые подобно социальному
контролю, как проявления влияния, “эффект
ореола”.
Экспериментальная
работа Ч. Немет показывает, что влияние
меньшинства и большинства различается
не только силой и открытостью, но
и характером вызываемых у членов
группы концентрации внимания, своеобразием
процесса принятия решения.
-
изучение последствий отклонения
от групповых норм С. Шехтером
представляет третье направление
изучения нормативного поведения
в группе. Оно показывает нам
динамику развития и функции
давления группы на отклоняющегося
члена.
Групповая
сплоченность также является предметом
пристального внимания со стороны отечественных
и зарубежных специалистов, не пришедших
к единой дефиниции этого явления.
Выделены следующие линии ведущихся
в этой области исследований:
- сплоченность
как межличностная аттракция (привлекательность),
развиваемая А. и Б. Лотт, определивших
сплоченность как такое групповое свойство,
которое является производным от количества
и силы взаимных позитивных установок
членов группы. К числу причин сплоченности
авторы относят частоту взаимодействий
индивидов, кооперативный характер их
взаимодействии, демократический стиль
руководства, фрустрацию и угрозу течения
группового процесса, статусные и поведенческие
характеристики членов группы, разнообразные
проявления сходства между людьми, успех
в выполнении группового задания и т.д.
В числе последствий агрессивное поведение
в отношении несимпатичного группе лица,
более благоприятная оценка членами группы
ситуаций межличностного взаимодействия,
изменения в оценке других лиц, рост конформного
поведения, возможно возрастание продуктивности
группы,
- сплоченность
как результат мотивации группового членства
описано Д. Картрайтом, предложившим модель
групповой сплоченности, как некоей результирующей
сил или мотивов, побуждающей индивидов
к сохранению членства в данной конкретной
группе. Совокупность этих сил представлена
в модели следующим набором переменных:
- мотивационная
основа тяготения субъекта к группе,
- побудительные
свойства группы, классификация которых
рассмотрена наиболее полно,
- ожидание
или субъективная вероятность того, что
членство будет иметь для субъекта благоприятные
или отрицательные последствия.
- сплоченность
как ценностно-ориентационное единство,
являясь как бы антитезой двум предыдущим
подходам, развивается А. В. Петровским.
Г.
М. Андреева и А. И. Донцов, соотнеся
три психологических уровня (страта)
разработанной А. В. Петровским модели
многоуровневой структуры межличностных
отношений с различными возможными
проявлениями сплоченности, нашли, что
третьему психологическому уровню модели
соответствует сплоченность, базирующаяся
преимущественно на эмоциональных
контактах членов группы, второму
психологическому уровню - сплоченность,
выраженная в совпадении у них
ценностей, связанных с процессом
совместной деятельности, первому уровню
- сплоченность, в основе которой
лежи т разделение всеми членами
группы общих целей групповой
деятельности, то есть, сплоченность как
единство целей групповой деятельности
или целевое единство группы.
Экспериментальное
воплощение представлено тремя крупными
исследовательскими направлениями. Первое,
связанное с работами Р. С. Немова
и Ю. В. Янотовской, ориентировано
на изучение специфики ценностно-ориентационного
единства в группах, различающегося
по характеру реализуемой ведущей
деятельности. работы второго направления,
выполненные Т. Б. Давыдовой, В. В. Шпалинским
и др., содержат материалы о связях
ценностно-ориентационного единства
группы с процессами социального
контроля в ней, ее организованностью
и работоспособностью. Третье направление
представлено исследованиями А. И. Донцова,
выделившего одну из высших форм ценностно-ориентационного
единства в группе - предметно-ценностное
единство, в котором отражено совпадение
ценностных ориентаций членов группы,
касающихся предмета совместной групповой
деятельности, и экспериментально показавшего
правомерность подобного понимания сплоченности.
Далее
описание функционирования малой группы.
В
качестве целостной системы малая
группа вписана в определенную среду:
физическую, техническую, социальную.
Экологические факторы обуславливают
многие поведенческие эффекты индивидуального
и группового характера, в ряде случаев
(например, в экстремальных условиях)
значительно обостряя их проявления
и отражаясь на эффективности
функционирования группы.
Другая
важная определяющая групповой динамики
- личностные особенности участников
группового процесса. Их рассмотрение
построено на работе М. Шоу, который,
пытаясь сгруппировать характеристики
членов группы, разбил их на три класса
переменных: биографические характеристики
(возраст, пол, образование), способности
(интеллект и отдельные знания
и умения) и черты личности, которые
были сгруппированы в пять крупных
блоков:
- межличностная
ориентация
- социальная
сензитивность
- стремление
к власти
- надежность
- эмоциональная
устойчивость.
Предлагается
альтернативный подход, определяющийся
необходимостью обязательного соотнесения
тех или иных индивидуальных характеристик
членов группы с ее деятельностным
контекстом, то есть реализуемыми группой
типами совместной деятельности.
Влияние
личности на групповой процесс осуществляется
через систему межличностных
отношений, связывающих членов группы
в единое целое и на молекулярном
уровне представленном внутридиадным
“полем”. Первичным структурным
компонентом этих отношений выступает
социально-перцептивный акт, в развитых
своих формах испытывающий воздействие
многочисленных факторов и в свою
очередь воздействующий на эффективность
группового функционирования. Развертывание
внутригрупповых межличностных
отношений многообразно: оно идет
как к гармонизации, отражающейся
в совместимости членов группы, так
и к дисгармонизации, примером которой
является межличностный конфликт.
На
всем протяжении процесс группового
функционирования может рассматриваться
как решение группой стоящих
перед ней задач, которые в
свою очередь имеют определенную
структуру, организуются на основе структурных
схем в соответствующие типологии
и своими характеристиками влияют на
течение группового процесса и его
эффективность. Что же касается собственно
решения групповой задачи, то оно
может быть описано совокупностью
разнообразных социально-психологических
феноменов (типа сдвига риска, групповой
поляризации и т.п.), представляющих
те или иные моменты как целостной
жизнедеятельности группы, так и
поведения отдельных ее членов.
Успешное
развертывание группового процесса
требует немалых усилий по его
организации, поддержанию целевой
направленности, координации индивидуальных
действий. Пятая глава рассматриваемой
работы посвящена основам феноменам
управления малой группой: лидерству
и руководству. В то время как
посредством лидерства осуществляется
организация и управление системой
неофициальных отношений, руководство
может оказывать влияние практически
на все системы внутригрупповых
отношений: официальных и неофициальных.
Далее
показаны различные описания руководства
в современной социальной психологии:
- руководство
трактуется как системный феномен, предполагающие
вероятностный характер связи между важнейшими
его переменными ( модель Ф. Фидлера),
- руководство
как реализация обмена в системе взаимодействия
“руководитель - группа (подчиненный)”
(модель Д. Грена),
- руководство
как когнитивный (познавательный) феномен,
являющийся следствием процессов социального
восприятия (модель С. Грина и Т. Митчелла).
17.
В концепции А.В.Петровского сплоченность
группы понималась как ценностно-оринтационного
и предметно-ценностного единства.
Экспериментальные
исследования неоднократно показывали,
что эффективность групповой
деятельности в сплоченных группах
значительно выше, чем в группах
разобщенных, недружных.
Предпосылками
сплоченности являются срабатываемость
(функциональная характеристика группового
взаимодействия) и совместимость (эмоциональная
характеристика).
Срабатываемость
основана на согласованности действий
и процессе совместной трудовой деятельности.
Она представляет собой одновременно
и процесс и результат совместной
деятельности. На основе срабатываемости
формируется совместимость, которая
возникает как итог достаточного
продолжительного взаимодействия людей,
характеризующегося удовлетворенностью
их друг другом.
Совместимость
формирует на трех уровнях: психофизиологическом,
психологическом и социально-психологическом.
Психофизиологическая
совместимость предполагает удовлетворенность
людей друг другом на основе схожести
таких индивидных характеристик
как время реакции, скорость, интенсивность
протекания психических процессов
и т.д.
Психологическая
совместимость предполагает удовлетворенность
людей друг другом на основе подобия
или различия характерологических
свойств, качества личности, способностей,
интеллектуального потенциала (при
различных психических свойствах
она может сформироваться за счет
их взаимодополнения). Такая совместимость
важна в семье, группе друзей.
Социально-психологическая
совместимость – предполагает сходство
ценностных ориентаций и диспозиций.
Идеалов, принципов, уровня профессиональной
подготовки и образования. Она важна
в деятельности коллективов и
служит основой их сплоченности.