Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т.е., отличающимися друг от друга.
Социальная психология изучает:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.), наиболее часто изучаются общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;

Файлы: 1 файл

социальная психология.docx

— 103.71 Кб (Скачать файл)

     5. После передачи сообщения отправителем  получатель декодирует его. Декодирование  это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем (то есть специалистом организации), имеют точно такое же значение для получателя (сотрудники и потребители), последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формировалась его идея. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сигнал к цели, поставленной источником, тем более эффективна коммуникация.

      6.При осуществлении коммуникационного  процесса специалист должен не  забывать о наличии «шумов».  Шумы могут появиться в процессе  передачи сообщения. Соответственно  при передачи сообщения внутренним  аудиториям такими преградами  могут стать разговоры работников  параллельно предоставляемому сообщению.  Для избежания подобных шумом  необходимо привлечь внимание  аудитории, подчеркнуть необходимость  данной информации, также нужно  постараться сделать сообщение  информативным и не слишком  длинным. Последнее правило актуально  и для внешней аудитории. Хотя, конечно же, контролировать такие  шумы, как технические сбои сигнала  на телевидении невозможно. В  подобной ситуации можно дать  повторное выступление, или использовать  другой канал параллельно.

     7. Отправитель коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь  высокую степень точности. Поскольку  точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной  связи в коммуникационном процессе. В кризисной ситуации наличие обратной связи наиболее необходимо, так как она показывает, как общественные группы оценили сообщение, как они интерпретировали информацию относительно причин кризиса, поверили ли гарантиям о налаживании работы, приняли ли пострадавшие стороны извинения.  

     19. «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов». Это достаточно универсальное определение, не претендующее на точность дефиниции и носящее скорее описательный характер, допускает самые различные толкования, в зависимости от того, какое содержание придать включенным в него понятиям. Деление малых групп на первичные и вторичные впервые было предложено Ч. Кули, который вначале дал просто описательное определение первичной группы, назвав такие группы, как семья, группа друзей, группа ближайших соседей. Позднее Кули предложил определенный признак, который позволил бы определить существенную характеристику первичных групп — непосредственность контактов. Но при выделении такого признака первичные группы стали отождествлять с малыми группами, и тогда классификация утратила свой смысл. Если признак малых групп — их контактность, то нецелесообразно внутри них выделять еще какие-то особые группы, где специфическим признаком будет эта самая контактность. Поэтому по традиции сохраняется деление на первичные и вторичные группы (вторичные в этом случае те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например), но по существу исследуются в дальнейшем именно первичные группы, так как только они удовлетворяют критерию малой группы. Практического значения эта классификация в настоящее время не имеет.

     Второе  из исторически предложенных делений  малых групп — это деление  их на формальные и неформальные. Впервые  это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Хоторнских экспериментов. Согласно Мэйо, формальная группа отличается тем, что в ней  четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно в формальной группе также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали  как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная  в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д. Внутри формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще и  «неформальные» группы, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где заданной системы взаимоотношений по вертикали нет. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда, например, в школьном классе возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом, таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений. Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри формальной группы, а вне ее: люди, случайно объединившиеся для игр в волейбол где-нибудь на пляже, или более тесная компания друзей, принадлежащих к совершенно различным формальным группам, являются примерами таких неформальных групп. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли. Практически было установлено, что в реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных.

     Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной  стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали  не группы, а тип, характер отношений  внутри них. В предложениях Мэйо содержался именно такой смысл, а перенесение  определений «формальная» и «неформальная» на характеристику групп было сделано  достаточно произвольно. С другой стороны, было введено более радикальное  различие понятий «группа» и «организация», что характерно для развития социальной психологии последних двадцати лет. Несмотря на обилие исследований по социальной психологии организаций, достаточно четкого  разделения понятий «организация»  и «формальная группа» до сих  пор не существует. В ряде случаев  речь идет именно о том, что всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами организации.

     Несмотря  на некоторую нечеткость терминологии, обнаружение самого наличия двух структур в малых группах имело  очень большое значение. Оно было уже подчеркнуто в исследованиях  Мэйо, и из них впоследствии были сделаны выводы, имевшие определенный социальный смысл, а именно: возможность  использовать неформальную структуру  отношений в интересах организации. В настоящее время имеется  большое количество экспериментальных  исследований, посвященных выявлению  влияния определенного соотношения  формальной и неформальной структур группы на ее сплоченность, продуктивность и т.д. Особое значение проблема имеет  при исследовании вопроса об управлении и руководстве группой.

     Таким образом, и вторая из традиционно  сложившихся классификаций малых  групп не может считаться строгой, хотя построенная на ее основе классификация  структур является полезной для развития представлений о природе. 

     20. Лидер — это личность, за которой  все остальные члены группы  признают право

     брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и

     определяющие  направление и характер деятельности всей группы.

     Он  может быть назначен официально, а  может и не занимать никакого

     официального  положения, но фактически руководить коллективом в силу своих

     организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а

     лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих

     последователей, но и хочет вести их за собой, а  последователи не просто идут

     за  лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и

     способности лидера оцениваются людьми всегда значительно  выше, чем

     соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие

     психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,

     компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение

     понять  особенности психологии людей, организаторские способности. Однако

     анализ  реальных групп показал, что порой  лидером становится человек, и не

     обладающий  перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может

     иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория

     лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при

     возникновении в группе какой-либо ситуации имеет  качества, свойства,

     способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для

     данной  группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве

     лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от

     характера деятельности (универсальный лидер, ситуативный лидер), ее

     содержания (лидер-вдохновитель, лидер-исполнитель, деловой лидер,

     эмоциональный лидер) и стиля руководства (авторитарный лидер, демократический

     лидер).

     Политическая  власть независимо от ее носителей  строится  в  форме  пирамиды.

     В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,  классы,  над  ними

     - их  политически  активная  часть,  организованная  верхушка.  Последняя

     может быть сплочена в одну или несколько  партий;  она же формирует аппарат

     государственной власти. Пирамида сужается до  верхних  этажей  политической

     иерархии,  высших  органов  управления  государством,  и венчается  главой

     государства.  На  каждой  ступени  власти,  в  любом ее звене,  учреждении,

     органе  есть свои пирамиды и  пирамиды власти,  управляющие ими,  и везде есть

     группа  ответственных  руководителей,   составляющих   администрацию,  или

     аппарат  власти.  Возглавляющие их руководители ведут за собой  подчиненных.

     Отсюда  и  понятие  (  «лидер» - ведущий  или идущий впереди).  Но все ли

     руководители - лидеры? Иначе говоря, кого из них  и  почему  можно  так

     назвать?  Не проще ли обойтись привычным понятием  «начальник или

     руководитель»,  прежде очень  распространенным?  Итак,  почему   все-таки

     лидер?

     Так или  иначе,  понятия  "лидерство"   и   "руководство"   имеют  принципиально

     разные   социальные,   политические  и,  естественно,  психологические

     значения.  Суть различий - в характере и направлении выдвижения

     "номера  первого". Лидер, даже если он  изначально предложен  кем-то  со стороны,

     признает, принимает, наконец, избирает ведомая  им  группа.  В  этом  смысле

     лидер всегда выдвигается "снизу",  более  или  менее демократически.

     Руководитель  же, напротив, назначается "сверху",  так или иначе навязывается.

     Это назначение может носить политический  или административный характер,

     ведомые могут по-разному выразить свое  к нему отношение, в определенных

     случаях даже заблокировать его. Но и  тогда  другой кандидат будет скорее всего

     назначен  "сверху.".  Иными  словами,  лидерство  можно  обозначить  вектором,

     направленным  снизу  вверх;  руководство же -  вектором  противоположного

     направления.  В  советской  социальной  психологии  было принято различать эти

     понятия  иначе.  Под лидерством имелась  в виду характеристика  психологических

     отношений,  возникающих в группе "по вертикали",  т.е. с точки зрения

     отношений  доминирования  и  подчинения.  Понятие  же  "руководство."

     относилось  к организации деятельности группы,  к процессу управления  ею.

     Считается,  что  лидер  осуществляет   регуляцию   межличностных  отношений  в

     группе,  руководитель - официальных отношений  группы как  некоей  социальной

Информация о работе Социальная психология