Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Содержание:
Введение 2
Глава
1. Теоретико-методологические
основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Введение
Актуальность исследования. Злоупотребление наркотиками и алкоголем по своей природе и последствиям представляет серьезный риск для здоровья и благополучия самих потребителей, их семей и общества в целом, а также подвергает серьезной опасности процесс развития молодых поколений и достижения ими самостоятельности. Социальное отвержение и проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками зачастую ассоциируются с маргинальными сообществами и индивидуумами, и это, как аспект безопасности страны, вызывает потребность в лучшем познании данного феномена, а также в структурированных и более специфических формах вмешательства. В молодежной субкультуре постоянно возникают новые контексты злоупотребления наркотиками и алкоголем, особенно в связи с появлением новых синтетических препаратов, что указывает на недостаточное осознание молодыми людьми острых и хронических рисков для здоровья, возникающих в результате такого потребления. Важным является и то, что распространение этих паттернов поведения облегчается новыми средствами электронных коммуникаций.
Все большее воздействие на восприятие, возможности выбора и поведение молодежи оказывает глобализация средств массовой информации и рынков. Многие молодые люди в настоящее время располагают достаточными информационными и материальными возможностями, но вместе с тем они стали более уязвимы к массированному воздействию крайне агрессивных методов продажи, сбыта и маркетинга потребительских продуктов и, в том числе, легальных психоактивных веществ – табака и алкоголя.
Тревожит и растущая склонность детей и молодежи потреблять алкоголь вместе с другими психоактивными веществами. Стала отчетливой взаимосвязь между употреблением алкоголя, табака и запрещенных наркотиков. Такая же корреляция прослеживается между аддиктивным поведением и высокой степенью риска насилия, нездорового сексуального поведения, дорожно-транспортным и иным травматизмом, инвалидизацией и смертностью.
Социологические
исследования показывают, что более
половины молодых людей называют
«любопытство» и «средство
Молодежь воспринимает окружающий мир как данность, зачастую не задумываясь о причинно-следственных связях тех или иных явлений. Сегодняшнее молодое поколение приходит во взрослую жизнь, где уже есть наркомания как одно из «условий задачи». Поэтому должны существовать четкая система антинаркотической профилактики и сформированные структуры, ею занимающиеся. Тогда у молодого человека будет возможность научиться «правильным правилам» решения житейских задач, а не оставаться один на один со своими проблемами или постигать окружающую действительность методом проб и ошибок. Ведь первая проба психоактивного вещества зачастую и бывает той главной ошибкой, которая коверкает всю дальнейшую жизнь человека.
Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: уровень стремления подростка к новым ощущениям, может говорить о склонностях подростка к аддиктивному поведению
Методологическая
и теоретическая
основа исследования.
Базой теоретического исследования явились фундаментальные труды теории обучения и воспитания
Комплекс "диагностических методик по изучению аддиктивного поведения подростков:
Структура
работы. Курсовая работа состоит из
введения, 2 глав, заключения, библиографического
списка и приложений.
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования аддиктивного поведения
1.1 Понятие и история изучения адиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения.
Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и явно проступают негативные черты подросткового кризиса.
Подросток
стремится понять себя, свои возможности
и индивидуальные особенности, выяснить
свое сходство с другими людьми и
свое отличие от них. Общение, прежде
всего со сверстниками, помогает становлению
адекватного представления о
себе. По мнению Эриксона , принадлежность
к группе сверстников позволяет
подросткам испытывать на себе влияние
разных идеологических систем - политических,
социальных, экономических и религиозных.
Проводя большую часть времени
со сверстниками, подростки формируют
направленность своего поведения, которое
в большинстве случаев
Аддиктивное
поведение является одной из форм
нарушения поведения личности. Термин
аддикция (addiction - англ. склонность, пагубная
привычка, зависимость) первоначально
использовался исключительно
Общей чертой
аддиктивного поведения является стремление
уйти от реальности, искусственно изменяя
свое психическое состояние, ограничивая
его каким-то одним видом деятельности.
В соответствии с тем, какой будет эта
деятельность, выделяют зависимость от
наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто
сладкого), в последнее время описаны сексуальная
аддикция, работоголия, кибераддикция
(стремление проводить время за компьютером).
Люди с аддиктивным поведением характеризуются
пониженной стрессоустойчивостью, страхом
перед жизненными трудностями, отсутствием
способности ждать и терпеть, жаждой немедленного
осуществления желания. Аддиктивное поведение,
по определению В. Segal, С. Korolenko (1990), характеризуется
стремлением к уходу от реальности посредством
изменения своего психического состояния
. Аддиктивные расстройства рассматриваются
в качестве одной из форм отклоняющегося
поведения, которое выражается в изменении
своего психического состояния с помощью
или фармакологических средств, воздействующих
на психику, или постоянной сосредоточенностью
на предметах и активностях (видах
деятельности), что сопровождается развитием
субъективно приятных эмоциональных состояний
.
По мнению большинства
исследователей, основное значение в развитии
аддиктивного поведения имеют конституционально-личностные
факторы и средовые условия и воздействия.
В литературе последних лет тема аддциктивных
расстройств интенсивно разрабатывается,
дискутируется и развивается, в основном
в рамках биомедицинской парадигмы. Несмотря
на то, что анализ общих психологических
и психофизиологических механизмов формирования
аддиктивного поведения практически не
проводился, можно предполагать, что в
основе аддциктивных расстройств могут
лежать общие механизмы, важным следствием
наличия которых является возможность
легкого перехода от одной формы аддикции
к другой, от одного аддиктивного объекта
к другому, причем нередко этот переход
может восприниматься
окружающими как "выздоровление".
В связи с тем, что неясны психологические
механизмы аддикции, отсутствуют ранние,
донозологические способы диагностики
адциктивных наклонностей, ощущается
недостаток психодиагностического
инструментария, адекватного для выявления
адциктивных расстройств на ранних стадиях.
Аддиктивное
поведение рассматривается в
рамках отклоняющегося поведения, которое
выражается в изменении своего психического
состояния с помощью или
К
настоящему времени выделены и описаны,
наряду с основными известными видами
аддикции, к которым относятся
прием алкоголя, прием веществ, изменяющих
психическое состояние, включая
наркотики, медикаменты и другие
токсиканты, несубстанционные (поведенческие)
формы аддикции: участие в азартных
играх. В том числе, компьютерные и "интернетные
аддикции", сексуальное аддиктивное
поведение, пищевая аддикция (переедание
- голодание), музыкальная аддикция, работоголизм
как аддиктивное отношение к
работе и другие варианты аддиктивного
поведения.
По мнению большинства
исследователей, основное значение в развитии
аддиктивного поведения имеют личностные
особенности и средовые условия и воздействия.
Особая роль в возникновении и развитии
аддиктивных расстройств принадлежит
конституционально-личностным и эндогенно-личностным
факторам
В литературе последних лет тема аддиктивных
расстройств интенсивно разрабатывается,
дискутируется и развивается. Активно
обсуждается даже терминологический аспект
и дефиниция аддикции. При этом аддикция
рассматривается то как клинический феномен
то как симптом в психиатрии как "аддиктивный
синдром", как направление (раздел) психиатрии
- "аддиктивная психиатрия" и даже
как "аддиктивная медицина". Аддиктивное
поведение предлагается в качестве предметного
обоснования для выделения особой "субспециальности"
- аддиктивной психиатрии .Исследуются
социально-медицинские аспекты аддикции,
а также другие последствия аддиктивных
расстройств.
В изучении аддикции, как развивающейся
области науки, имеются многие дискутируемые
аспекты. В аддиктологии сохраняется два
подхода в представлениях о границах аддиктивных
расстройств.
Имеется концепция более широкого понимания
аддиктивного поведения как одной из форм
деструктивного поведения, куда включаются
и привыкание к медикаментам и интоксикантам.
М.А.Лисняк (1997) находит в аддиктивном поведении,
с одной стороны, близость к неврозам,
что проявляется в том, что "в обоих
случаях имеет место уход от реальной
жизни и решения реальных
проблем, нарушается социальная адаптация".
Нам представляется это недостаточно
обоснованным, так как при аддикциях нет,
собственно, ухода от реальной жизни (как
при шизофрении), а отмечается использование
"неадекватных средств - невротических
симптомов".
Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками