Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

     Содержание: 

Введение 2

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 
аддиктивного поведения 5

1.1 Понятие и история  изучения аддиктивного  поведения. Формы  аддиктивного поведения 5

1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33

Глава 2. Эмпирический анализ склонности  подростков к аддиктивному поведению 48

  2.1. Эмпирический анализ склонности  подростков к аддиктивному поведению  48

2.2 Факторы аддиктивного  поведения подростков  и его последствия.

2.3 Анализ    практики   социально   -   педагогической    работы   со    склонными к аддиктивному поведению  подростками 50

Заключение 52

Библиографический список 53

Приложения 56 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  исследования. Злоупотребление наркотиками и алкоголем по своей природе и последствиям представляет серьезный риск для здоровья и благополучия самих потребителей, их семей и общества в целом, а также подвергает серьезной опасности процесс развития молодых поколений и достижения ими самостоятельности. Социальное отвержение и проблемы злоупотребления алкоголем и наркотиками зачастую ассоциируются с маргинальными сообществами и индивидуумами, и это, как аспект безопасности страны, вызывает потребность в лучшем познании данного феномена, а также в структурированных и более специфических формах вмешательства. В молодежной субкультуре постоянно возникают новые контексты злоупотребления наркотиками и алкоголем, особенно в связи с появлением новых синтетических препаратов, что указывает на недостаточное осознание молодыми людьми острых и хронических рисков для здоровья, возникающих в результате такого потребления. Важным является и то, что распространение этих паттернов поведения облегчается новыми средствами электронных коммуникаций.

        Все большее воздействие на восприятие, возможности выбора и поведение молодежи оказывает глобализация средств массовой информации и рынков. Многие молодые люди в настоящее время располагают достаточными информационными и материальными возможностями, но вместе с тем они стали более уязвимы к массированному воздействию крайне агрессивных методов продажи, сбыта и маркетинга потребительских продуктов и, в том числе, легальных психоактивных веществ – табака и алкоголя.

      Тревожит  и растущая склонность детей и  молодежи потреблять алкоголь вместе с другими психоактивными веществами. Стала отчетливой взаимосвязь между  употреблением алкоголя, табака и  запрещенных наркотиков. Такая же корреляция прослеживается между аддиктивным поведением и высокой степенью риска насилия, нездорового сексуального поведения, дорожно-транспортным и иным травматизмом, инвалидизацией и смертностью.

      Социологические исследования показывают, что более  половины молодых людей называют «любопытство» и «средство ухода  от проблем» в качестве мотивов, определяющих начало употребления наркотиков. Это  свидетельствует о том, что многие студенты не понимают опасности даже «одной-единственной» пробы наркотиков. По-прежнему распространено мнение, согласно которому есть «безопасные» наркотики, не вызывающие зависимости. Примерно одинаковое количество, как школьников, так  и студентов, дающих подобный ответ, говорит об отсутствии качественного  изменения в сознании подростка  при его переходе из средней общеобразовательной  школы в высшую. Неподготовленность к самостоятельной жизни, эмоциональный  отрыв от родительского дома, непосильный  груз полной ответственности, порождающие  новые в жизни студента-первокурсника  проблемы, от которых они стремятся  «уходить», создают достаточно выраженный душевный дискомфорт и могут служить  поводом для начала наркотизации или злоупотребления алкоголем. Действие наркотиков на психику человека, на его мироощущение, видимо, не звучит в профилактике наркомании достаточным образом. Молодые люди должны четко осознавать, что опасность наркотиков не столько в предполагаемом воздействии на здоровье вообще, сколько в переоценке жизненных ценностей, ориентиров и пристрастий, следующих немедленно за первым употреблением. Можно и не дождаться каких-либо серьезных болезней, возникающих из-за наркотиков, а умереть намного раньше этого. К примеру, суицидальные действия наркозависимых людей напрямую связаны с изменениями внутреннего психологического равновесия.

      Молодежь  воспринимает окружающий мир как  данность, зачастую не задумываясь  о причинно-следственных связях тех  или иных явлений. Сегодняшнее молодое поколение приходит во взрослую жизнь, где уже есть наркомания как одно из «условий задачи». Поэтому должны существовать четкая система антинаркотической профилактики и сформированные структуры, ею занимающиеся. Тогда у молодого человека будет возможность научиться «правильным правилам» решения житейских задач, а не оставаться один на один со своими проблемами или постигать окружающую действительность методом проб и ошибок. Ведь первая проба психоактивного вещества зачастую и бывает той главной ошибкой, которая коверкает всю дальнейшую жизнь человека.

      Цель  работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению

      Объект  исследования: аддиктивное поведение подростков

      Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению

      Задачи  исследования:

  1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
  2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
  3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской  работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .
 

      Гипотеза  исследования: уровень стремления подростка к новым ощущениям, может говорить о склонностях подростка к аддиктивному поведению

      Методологическая  и теоретическая  основа исследования.                      Методологической основой исследования явились современные философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие совокупность научных знаний о формировании и развитии личности (Б.Г. Ананьев, В.А.,. Крутецкий, П.И. Чернецов и другие)

      Базой теоретического исследования явились  фундаментальные труды теории обучения и воспитания

      Комплекс "диагностических методик по изучению аддиктивного поведения подростков:

  • «потребность в поисках ощущений» методика Цукермана
  • Тест «Склонность к зависимому поведению»(В.Д. Менделевич)
  •      Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.

      Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования аддиктивного поведения

      1.1 Понятие и история  изучения адиктивного  поведения. Формы  аддиктивного поведения.

      Выделение подросткового возраста, как особой возрастной ступени в становлении  человека произошло во второй половине XIX века. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали  центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов. Подростковый возраст - это переход  от детства к взрослости, он эмоционально насыщен и явно проступают негативные черты подросткового кризиса.

      Подросток стремится понять себя, свои возможности  и индивидуальные особенности, выяснить свое сходство с другими людьми и  свое отличие от них. Общение, прежде всего со сверстниками, помогает становлению  адекватного представления о  себе. По мнению Эриксона , принадлежность к группе сверстников позволяет  подросткам испытывать на себе влияние  разных идеологических систем - политических, социальных, экономических и религиозных. Проводя большую часть времени  со сверстниками, подростки формируют  направленность своего поведения, которое  в большинстве случаев оказывается  девиантным, отклоняющимся.

      Аддиктивное поведение является одной из форм нарушения поведения личности. Термин аддикция (addiction - англ. склонность, пагубная привычка, зависимость) первоначально  использовался исключительно для  описания поведения людей, зависимых  от химических веществ, таких как  никотин, алкоголь, наркотики. Более  глубокое исследование этого феномена определило и более широкий взгляд на аддикцию как специфическое поведение  людей, в формировании которого участвуют  как социальные условия раннего развития и психологические особенности человека, так и нейрофизиологические особенности, определяющие тип реагирования на раздражение и скорость фиксации определенных поведенческих стереотипов.  
         Общей чертой аддиктивного поведения является стремление уйти от реальности, искусственно изменяя свое психическое состояние, ограничивая его каким-то одним видом деятельности. В соответствии с тем, какой будет эта деятельность, выделяют зависимость от наркотиков, курения, алкоголя, еды (часто сладкого), в последнее время описаны сексуальная аддикция, работоголия, кибераддикция (стремление проводить время за компьютером). Люди с аддиктивным поведением характеризуются пониженной стрессоустойчивостью, страхом перед жизненными трудностями, отсутствием способности ждать и терпеть, жаждой немедленного осуществления желания. Аддиктивное поведение, по определению В. Segal, С. Korolenko (1990), характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния . Аддиктивные расстройства рассматриваются в качестве одной из форм отклоняющегося поведения, которое выражается в изменении своего психического состояния с помощью или фармакологических средств, воздействующих на психику, или постоянной сосредоточенностью на предметах и активностях (видах  
деятельности), что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний . 
         По мнению большинства исследователей, основное значение в развитии аддиктивного поведения имеют конституционально-личностные факторы и средовые условия и воздействия.  
В литературе последних лет тема аддциктивных расстройств интенсивно разрабатывается, дискутируется и развивается, в основном в рамках биомедицинской парадигмы. Несмотря на то, что анализ общих психологических и психофизиологических механизмов формирования аддиктивного поведения практически не проводился, можно предполагать, что в основе аддциктивных расстройств могут лежать общие механизмы, важным следствием наличия которых является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, причем нередко этот переход может восприниматься  
окружающими как "выздоровление". 
В связи с тем, что неясны психологические механизмы аддикции, отсутствуют ранние, донозологические способы диагностики адциктивных наклонностей, ощущается недостаток психодиагностического  
инструментария, адекватного для выявления адциктивных расстройств на ранних стадиях. 

      Аддиктивное поведение рассматривается в  рамках отклоняющегося поведения, которое  выражается в изменении своего психического состояния с помощью или фармакологических  средств, воздействующих на психику, или  постоянной сосредоточенности на предметах  и активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием субъективно  приятных эмоциональных состояний.

      К настоящему времени выделены и описаны, наряду с основными известными видами аддикции, к которым относятся  прием алкоголя, прием веществ, изменяющих психическое состояние, включая  наркотики, медикаменты и другие токсиканты, несубстанционные (поведенческие) формы аддикции: участие в азартных играх. В том числе, компьютерные и "интернетные аддикции", сексуальное аддиктивное поведение, пищевая аддикция (переедание - голодание), музыкальная аддикция, работоголизм как аддиктивное отношение к      работе и другие варианты аддиктивного поведения.  
         По мнению большинства исследователей, основное значение в развитии аддиктивного поведения имеют личностные особенности и средовые условия и воздействия. Особая роль в возникновении и развитии аддиктивных расстройств принадлежит конституционально-личностным и эндогенно-личностным факторам  
В литературе последних лет тема аддиктивных расстройств интенсивно разрабатывается, дискутируется и развивается. Активно  
обсуждается даже терминологический аспект и дефиниция аддикции. При этом аддикция рассматривается то как клинический феномен то как симптом в психиатрии как "аддиктивный синдром", как направление (раздел) психиатрии - "аддиктивная психиатрия" и даже как "аддиктивная медицина". Аддиктивное поведение предлагается в качестве предметного обоснования для выделения особой "субспециальности" - аддиктивной психиатрии .Исследуются социально-медицинские аспекты аддикции, а также другие последствия аддиктивных расстройств.  
В изучении аддикции, как развивающейся области науки, имеются многие дискутируемые аспекты. В аддиктологии сохраняется два подхода в представлениях о границах аддиктивных расстройств.                                        Существует довольно распространенная точка зрения, сводящая клиническую феноменологию аддиктивного поведения к алкогольной, нарко- и токсикоманической зависимости называет метафорой применение "аддикции" для объяснения типа поведения. В отечественной психиатрии сам термин "аддиктивное поведение" сохраняет неопределенное положение. Так, он отсутствует во всех изданиях большой медицинской энциклопедии и руководств по психиатрии и наркологии. А.Е. Личко определяла аддиктивное поведение как состояние, которое соответствует донозологическому употреблению психоактивных веществ, развивающее зависимость . Это поддерживается рядом других авторов.  
Имеется концепция более широкого понимания аддиктивного поведения как одной из форм деструктивного поведения, куда включаются и привыкание к медикаментам и интоксикантам.  
М.А.Лисняк (1997) находит в аддиктивном поведении, с одной стороны, близость к неврозам, что проявляется в том, что "в обоих случаях имеет место уход от реальной жизни и решения реальных  
проблем, нарушается социальная адаптация". Нам представляется это недостаточно обоснованным, так как при аддикциях нет, собственно, ухода от реальной жизни (как при шизофрении), а отмечается использование "неадекватных средств - невротических симптомов".

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками