Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      С другой стороны, аддиктивное поведение  имеет ряд признаков синдрома зависимости, по МКБ-10. Это, в частности, «сильная потребность или необходимость  принять вещество, вызывающее забвение альтернативных интересов в пользу употребления вещества, нарушение способности  контролировать прием вещества». Более  существенным для развития концепции  аддикции является положение, что аддиктивное  поведение является попыткой выхода из состояния фрустрации.  
I.Gerevich в своей обзорной работе обращает внимание на то, что даже в терминологическом плане "аддикция, зависимость, толерантность и злоупотребление не являются взаимозаменяемыми и не могут быть использованы как синонимы". Имеется два типа аддикции: химической и поведенческой активности, которые имеют сходные циклы, но более "полный" тип механизмов свойственен химической аддикции по сравнению с поведенческой аддикцией.  
Проблема аддиктивного поведения рассматривается в рамках ведущих психологических школ. Так, согласно персонологическому подходу, одни типы личности более склонны к аддиктивному поведению, чем другие. Изучая случаи алкогольной зависимости, был сделан вывод, который состоит в том, что специфической алкогольной личности нет, обреченной на алкоголизм, не существует . Вместе с тем, наличие определенных личностно — типологических отличий наркоманов настойчиво подчеркивается рядом авторов. В рамках персонологического подхода ведется изучение связи между усвоением конвенциональных аддиктивных норм и типологией личности. P. Wutrich (1977) выделяет три типа личности в зависимости от степени и характера интернализации ролевых алкогольных норм:   
1) экстернализованный - не способный усвоить моральные нормы общества в ситуациях, связанных с выбором поведения;  
2) конвенциональный — интернализующий моральные правила и стремящийся их соблюдать;  
3) гуманистический - интернализующий моральные правила, стремящийся их соблюдать и учитывающий при этом интересы и чувства всех участников ситуации . Современный психодинамический подход подчеркивает множественную причинность, зависящую не только от особенностей личности, но и от окружения и особенностей взаимодействия личности с окружением. Личностные особенности играют роль лишь предрасполагающих факторов.  
Мотивационный подход к изучению аддиктивного поведения отражен в теории реактивного сопротивления . Согласно ее положениям, мотивация актуализируется тогда, когда появляется угроза свободе поведения индивида. Реактивное сопротивление имеет следующие основные параметры: предварительное ожидание свободы, сила угрозы свободе, важность свободы для личности, соотнесение угрозы со своей свободой.            Согласно теории реактивного сопротивления, существуют следующие варианты поведения при угрозе свободе или ее элиминации:  
1) повышение аттрактивности соответствующего исхода;  
2) прямые попытки изменить ситуацию и восстановить свободу;  
3) выбор связанных с основным видом поведения других видов поведения;  
4) враждебные и агрессивные чувства по отношению к ответственному за угрозу свободе или элиминацию свободы агенту.                                                                                                                

        Аддикциякция выступает в данном случае как активность, связанная с основным видом поведения, выбираемым при невозможности  
14 восстановления свободы посредством основного вида поведения.  
Теория социального научения позволяет анализировать факторы, вызывающие и подкрепляющие употребление психоактивных агентов. В исследовании М. Seeman с соавторами, на которое ссылаются Дмитриева Н. В., Четвериков Д. В. была предпринята попытка установить связь алкоголизации с отчуждением. Отчуждение  
операционализировалось как чувство бессилия — низкий контроль над результатами своих усилий, чувство отчуждения от работы - отсутствие внутренне награждающего результата. Бессилие, измерявшееся по локусу контроля, также и негативные эмоциональные переживания, приводили к алкоголизации. Проведенный дисперсиональный и регрессионный анализ данных показал, что беспомощность является причиной алкоголизации, а не наоборот. Использование теории социального научения позволяет анализировать как инициальное употребление, так и длительное употребление алкоголя.  
Теория ожидаемого действия включает в модель аддикции когнитивный компонент. G. A. Marlatt, изучая больных алкоголизмом, леченных аверсивным методом, показал, что у 78% испытуемых в течение трехмесячного катамнестического наблюдения отмечалось возвращение к употреблению алкоголя, спровоцированное чаще всего стрессом, возникшим в процессе социальной интеракции, протекающей в форме интерперсональных конфликтов. В двух других исследованиях проблемных и социальных пьяниц автором была продемонстрирована роль алкоголя в редукции психоэмоционального напряжения. В следующем экспериментальном исследовании G. A. Marlatt показал, что наиболее глубокие переживания социального стресса в виде фрустрации и враждебности появлялись в интерперсональном контексте, особенно при отсутствии возможности для использования других реакций преодоления. На основании полученных данных автор сделал вывод о возникновении   
реакции снижения чувства самоэффективности и неуверенности в способности эффективного преодоления подобных ситуаций у зависимых личностей.  
Аддикция понимается здесь как альтерантивная реакция преодоления. Ожидание позитивных эффектов от наркотиков повышает вероятность такого понимания. Соответственно, потребление позволяет нивелировать чувство ответственности за свои действия. Модель алкоголизации как способа преодоления, где ключевую роль играет ожидаемое действие алкоголя, оказалась релевантной не только инициации употребления в стрессогенной ситуации, но и описанию рецидивов. В последующем она была подтверждена и для других видов аддиктивного поведения.  
Компонент редукции напряжения модели G. A. Marlatt изучался Ц. П. Короленко и В. Ю. Завьяловым. Обследовав семьдесят пять мужчин, страдавших психологической зависимостью от алкоголя, авторы показали связь снижения толерантности к фрустрации с особенностями воспитания в родительской семье. У всех респондентов фрустрация приводила к межличностным конфликтам. Патологическую реакцию на фрустрацию авторы рассматривают как один из механизмов формирования психологической зависимости.  
Объяснительная модель отечественных исследователей подразумевает обратную, по сравнению с моделью G. A. Marlatt, причинность, хотя включает в себя те же параметры.  
          Одной из наиболее распространенных точек зрения, объсняющих возникновение аддиктивного поведения, является гипотеза «самолечения», предложенная E.J. Khantzian (1990, 1997). Автор считает, что злоупотребление наркотическими веществами возникает тогда, когда человек пытается сам лечить проявления психического заболевания или психологической дезадаптации. Гипотеза самолечения  
(self - medication) аддиктивных расстройств была разработана на основе клинических наблюдений пациентов с психическими расстройствами. Было установлено, что определенные эффекты каждого класса наркотиков изменяют спектр болезненных переживаний. Факторы самолечения действуют в контексте уязвимости саморегулирования (self — regulation). Данная патопсихологическая характеристика болезненных состояний является основной предпосылкой к потреблению психоактивных веществ. Люди не начинают злоупотреблять наркотическими веществами наугад, они обнаруживают специфическое наркотическое вещество, которое облегчает их «болезненное» состояние. Согласно сформулированной автором гипотезе, существует определенная тропность психологических нарушений, главным образом аффективных, к эмоциотропным эффектам наркотиков .Концепция адаптивного поведения подразумевает, что аддикция является формой поведения, которую люди могут использовать для преодоления дистресса. Употребление наркотиков и алкоголя является попыткой адаптироваться путем вредного для здоровья в длительной перспективе поведения. Использование адаптивной ориентации направлено на анализ многих факторов, которые не могут быть объяснены медицинской моделью. К ним относятся: отсутствие удовольствия и абстиненции у многих аддиктов с длительным стажем употребления, самопроизвольное прекращение употребления, влияние группового окружения, в котором употребление наркотиков является одной из черт привлекательного для личности жизненного стиля, и где часто не формируется аддикция, несмотря на систематическое употребление. Так как имеются эмпирические данные, противоречащие данной модели, правомерно мнение, что на данный момент адаптивное действие наркотиков и алкоголя нельзя рассматривать как одномерное и полностью изученное.

                       Формы  аддиктивного  поведения

      Таким образом, аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

      Аддиктивное поведение как вид девиантного  поведения личности имеет несколько  форм:

    • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);
    • нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
    • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
    • религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

      Степень тяжести аддиктивного поведения  может быть различной: от практически  нормального поведения до тяжелых  форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической  патологией. В связи с этим, некоторые  авторы  различают аддиктивное  поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени  зависимости и не представляют фатальной  угрозы, например, переедание или курение. Различные формы зависимого поведения  имеют тенденцию сочетаться или  переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним  стажем, отказавшись от сигарет, может  испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто  пытается поддерживать ремиссию с помощью  употребления более легких наркотиков или алкоголя.                                                                                        В последние годы увеличивается  число несовершеннолетних с нарушениями  поведения. Наиболее часта и наиболее существенна такая форма аддиктивного поведения как химическая зависимость. Ведь именно алкоголизм, наркомания, токсикомания и курение на сегодняшний день стали неотъемлемыми атрибутами молодежной субкультуры.

        Алкоголизм это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств.

      Наиболее  актуальна в настоящее время  проблема алкоголизма в подростковом возрасте. Современных подростков, не употребляющих спиртного, во много  раз меньше, чем тех, кто его  употребляет, а некоторые пьют регулярно. Это относится не только к мальчикам, но и к девочкам. Пьянство и алкоголизм в подростковом и юношеском возрасте имеет некоторые особенности  в сравнении с пьянством и  алкоголизмом взрослых. Это связано  с физиологической и социальной незрелостью подростков, но этапы  формирования алкоголизма и типичные его проявления те же.

      Сам факт употребления спиртного в подростковом возрасте - уже патология, независимо от количества принятого алкоголя. Прием доз, даже невысоких для  взрослого человека, является чрезмерным для подростка и приводит к  алкогольному отравлению. Несовершеннолетние уже с самых первых этапов начинают злоупотреблять спиртным: у многих из них регулярно бывает тяжелая  алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания.

      Стремясь  избежать насмешек других членов группы, подростки начинают "тренировать" себя спиртным. При появлении тошноты  они убегают подальше, чтобы их не увидели и, после прекращения  рвоты, снова присоединяются к сверстникам  и продолжают пить с ними. Пьющих подростков не пугают случаи передозировок, и это, как правило, не удерживает их от дальнейшего приема спиртного. На этом этапе влечения к алкоголю еще нет. Они регулярно напиваются "до рвоты" и тяжелого опьянения  не из-за того, что сознательно хотят  достичь именно этого эффекта, а  из стремления не отставать от других членов группы, среди которых всегда есть более "опытные" и более  выносливые. Хотя подростков, как правило, не страшат тяжелое опьянение  и его последствия, но не этого  эффекта они ждут от алкоголя. Если бы это зависело от их собственной  воли, а не от требований других членов группы, на этом этапе они вполне могли бы остановиться на той степени  опьянения, которая вызывает у них  веселье и активность, вряд ли им самим хотелось напиться до "полной отключки". Обычно они говорят: "Так  получилось, я не знал, все пили, и  я пил".

      В результате регулярного потребления  спиртного, утраты рвотного рефлекса, происходящей по мере алкоголизации  несовершеннолетних, повышается переносимость  спиртного, формируется влечение к  нему. В состоянии опьянения подросток  на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к "подвигам", ищет "приключений". Но контролировать свое поведение опьяневший подросток  не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда - драки, кражи, грабежи, а затем - беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

      Психиатры считают, что между возрастом, когда  начинается злоупотребление алкоголем  и тяжестью алкоголизма существует достоверно определяемая связь: чем  раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение  алкоголизма.

      Вот как характеризует эту форму  алкогольной болезни Д. Д. Еникеева: "Злокачественное течение алкоголизма  характеризуется стремительным  формированием патологического  влечения к алкоголю (в некоторых  случаях после одно- двукратного  приема спиртного) отсутствием этапов борьбы мотивов "выпить" или "не выпить". Возникшее влечение без  раздумий реализуется изначальным  отсутствием количественного контроля или его ранней утраты, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами" .

      Описанная патология характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации  различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм  и др. Основная черта характера  таких детей - неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков  к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, т.к. и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые  существуют.

      При злокачественном варианте подросткового  алкоголизма родители вынуждены  прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки ведут  себя неадекватно: отказываются от лечения, не соблюдают режим лечебного  учреждения. Как правило, попытки  близких избавить подростков от злокачественной  алкогольной болезни не дают желаемого  результата. Родственники в конце  концов не выдерживают их безобразного поведения, предоставляют подросткам полную свободу, фактически отказываясь  от них. Далнейший сценарий жизни  подростков, страдающих злокачественной  формой алкоголизма весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем  начинают воровать и после неоднократных  судимостей попадают в колонии для  несовершеннодлетних, покидая которые  пополняют "армию" бомжей.

      К счастью, далеко не все подростки  обречены на описанный выше образ  жизни. Абсолютное большинство детей  в нашей стране получает среднее  образование, многие - высшее.

      Анализируя  особенности развития и распространения  пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в неибольшей степени причастны  мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине  в некоторых западных странах  соотношения между мужчинами  и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте в 80-х годах XX века снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 50-е годы . Это следует  учитывать проводя антиалкогольную  воспитательную работу среди подростков.

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками