Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Наиболее
часто у подростков встречается
токсикомания ингалянтами (летучими органическими
растворителями). В таком качестве
используют жидкость для заправки зажигалок,
керосин, газолин, клей, лаки, краски, эмали.
Злоупотребление подобными
В
первой фазе интоксикации возникает
опьянение, сходное с алкогольным,
- подъем настроения, головокружение, чувство
тепла и расслабленности. Если вдыхание
продолжается, наступает вторая фаза.
Появляется ощущение веселья, подростки
начинают смеяться или петь. Искажается
восприятие окружающего. Изменяется форма
предметов, собственное тело становится
необычайно легким, руки и ноги кажутся
удлиненными или укороченными. Возникают
прилив сил и потребность в
движении, координация движений нарушена,
поэтому при попытке
Затем
доза увеличивается и наступает
следующая фаза, которую подростки
называют "смотреть мультики". Фаза
характеризуется появлением зрительных
галлюцинаций, ярких, подвижных, которые
опьяневшие видят как на экране.
Могут быть галлюцинации в виде ползающих
по телу насекомых или зверей. Происходит
отчуждения восприятия своего тела и
самого себя. В состоянии интоксикации
усиливается сексуальное
Установить, что подросток начал нюхать летучие вещества несложно:
Подросток выглядит исхудавшим, бледным, у него пропадает аппетит, нарушается сон, он почти не бывает дома, все время проводит среди сверстников на улице.
После
3-6 месяцев систематического вдыхания
развивается абстинентный синдром.
Возникает он к концу первых суток
после прекратившегося
На вторые сутки - тревога, настороженность, больной становится скандальным, угрожает самоубийством.
Затем настроение падает, возникает тоска, подросток лежит в постели. Общее состояние ухудшается в течение 4-6 дней, затем постепенно проявления абстиненции проходят, но длительное время остаются приступы тоски или злобы.
Общая длительность абстинентного синдрома 10-15 дней. Еще 1-1,5 месяц длится состояние неустойчивого равновесия.
Последствия и осложнения токсикоманий
Эти вещества очень токсичны, поэтому осложнения появляются рано, уже после нескольких недель частых ингаляций.
Через 2-3 месяца регулярной наркотизации снижается сообразительность, возможность концентрации внимания, нарушается память.
Школьники
не могут запомнить и удержать
в памяти новый учебный материал,
не могут решить простых задач, теряют
интерес к учению. Через несколько
месяцев развивается
Смерть может наступить от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.
В целом токсикомания летучими наркотически действующими веществами являются одной из наиболее злокачественных, тем более, что поражает она детей и подростков.
Курение
В последние годы среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, в т.ч. юноши в 12,3 г., а девушки - в 13, 9 лет. В составе учащейся молодежи курят в среднем 55%, в т.ч. среди учащихся школ - 45,5% .
Среднедневное потребление сигарет учащейся молодежи - 10,5 штук, т.е. большинство категорий учащейся молодежи выкуривает больше, чем по половине пачки сигарет в день.
Вырастая среди курящих, дети не сомневаются в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и воды. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих - не более 25%.
В приобщение к курению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространенных форм досуга подростков. В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц были выявлены основные мотивы их приобщения к курению. Анализ ответов показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это "красиво", "это модно". Были и другие варианты ответов: "курят, потому что хотят понравиться", "хотят привлечь к себе внимание", "обращают на себя больше внимания мужской части компании" и т.д.
Психологию тяги девушек к курению Е. И. Руденко дополняет такими данными: "…девушку интересует характер своеобразного ритуала. В нём неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё сигареты, закуривание от пламени красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения…"[18].
Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения - першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.
У курильщиков постепенно формируется т.н. никотиновый синдром. Началом никотинового синдрома следует считать период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.
В динамике развитие никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть ведущих синдромов. Это психическое и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.
В период появления предвестников никотинизма (Г. В. Морозов, И. В. Стрельчук , 1983 [15]) отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям - першению в горле, кашлю, шуму в ушах, тошноте.
Начальной
стадией болезни следует
Хроническая стадия курения носит стойкий характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит обсессивный характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после перерыва вновь закурить, некоторых явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.
В поздней стадии реактивность организма меняется. Это выражается в снижении толерантности, курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто просто остается автоматическая привычка курить.
Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают в весе. Такие подростки выглядят худыми, с землистым цветом лица. Особая вредность курения для подростков объясняется еще и тем, что, стремясь скрыть свой порок от родителей и учителей, подростки курят тайком, торопливо, сильнее затягиваясь табачным дымом. В таких условиях происходит интенсивная переработка табака и в табачный дым переходит больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыму при докуривании сигареты до конца, а именно так делают ребята. Большой вред приносит докуривание окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем в табаке высших сортов. Никотин снижает слух и нарушает зрение у подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга. В лаборатории американского ученого Гуле было установлено, что у курящих юношей на 5% снижается объем памяти . "От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой", - говорил И. Гете еще в начале прошлого века.
Курение
является одной из причин развития
нервных расстройств в
Известно,
что с увеличением числа
Так,
в 1934 году во французском курортном
городе Ницце компания подростков устроила
состязание - кто больше выкурит
сигарет. Выигравших оказалось двое,
но награду "победители" получить
не смогли: выкурив по 60 сигарет, они
скончались. Несколько других участников
"состязания" в тяжелом состоянии
были доставлены в больницу. Известен
случай, когда юноша погиб, выкурив
одну большую сигару .
1.2 Методики изучения аддиктивного поведения у подростков.
Для исследования особенностей аддиктивного поведения нами были выбраны следующие методики.
Методика «Стремления к новым ощущениям» Цукермана. Опросник личностный. Предназначен для изучения склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода. Разработан М. Цукерманом.
Стимульный материал теста состоит из 16 пар утверждений. Испытуемому необходимо в каждой из предложенных пар выбрать более подходящий для него вариант. Незначительное количество предлагаемых утверждений не позволяет выделить какие-либо шкалы опросника. Оценка результатов происходит по сумме баллов, совпадающих с ключом. Чем выше суммарный балл, тем более выражена потребность личности в поисках ощущений.
Тест «Склонность к зависимому поведению »
Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками