Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      Наиболее  часто у подростков встречается  токсикомания ингалянтами (летучими органическими  растворителями). В таком качестве используют жидкость для заправки зажигалок, керосин, газолин, клей, лаки, краски, эмали. Злоупотребление подобными средствами известно давно. В XIX веке появились  случаи вдыхания паров эфира с  целью опьянения. В нашей стране первые случаи злоупотребления летучими наркотическими веществами известны с середины 70-х гг. Поскольку эти вещества можно приобрести в любом хозяйственном магазине, они доступны и дешевы, их используют подростки. Наркотизация ингалянтами у подростков чаще носит групповой характер. Способ введения - нюханье, вдыхание, наркотизирующихся ингалянтами в просторечии именуют "нюхальщиками". Для вдыхания используются бумажные, полиэтиленовые или пластиковые мешки, в которые кладется вата или тряпка, смоченная летучим наркотическим средством. Пакет надевают на голову или в него погружают лицо, а руки плотно прижимают пакет. Первый способ наиболее опасный, так как подросток может задохнуться, потерять сознание. Если он вдохнет ингалянт полным ртом, может возникнуть рвота, и он захлебнется рвотными массами. Используются трубки из жести, тряпки, пропитанные ингалянтом, - их прикладывают к носу. Есть и такой способ - на голове выбривается часть волос в биологически активных точках, на это место кладется смоченная ингалянтом тряпка, а сверху одевается головной убор. При таком способе наркотизация может происходить даже в общественных местах. Подростки сидят группами на скамейке, молчаливые и застывшие и придаются своим видениям. Опьянение наступает сразу же после нескольких вдыханий паров летучих органических растворителей и обычно продолжается от 15 до 30 минут, а при повторном вдыхании - 1,5 - 2 часа.

      В первой фазе интоксикации возникает  опьянение, сходное с алкогольным, - подъем настроения, головокружение, чувство  тепла и расслабленности. Если вдыхание продолжается, наступает вторая фаза. Появляется ощущение веселья, подростки  начинают смеяться или петь. Искажается восприятие окружающего. Изменяется форма  предметов, собственное тело становится необычайно легким, руки и ноги кажутся  удлиненными или укороченными. Возникают  прилив сил и потребность в  движении, координация движений нарушена, поэтому при попытке передвигаться  подростки теряют равновесие и падают. Все это вызывает бурное веселье. Речь невнятная, смазанная. Агрессивности  обычно нет.

      Затем доза увеличивается и наступает  следующая фаза, которую подростки  называют "смотреть мультики". Фаза характеризуется появлением зрительных галлюцинаций, ярких, подвижных, которые  опьяневшие видят как на экране. Могут быть галлюцинации в виде ползающих  по телу насекомых или зверей. Происходит отчуждения восприятия своего тела и  самого себя. В состоянии интоксикации усиливается сексуальное влечение, которое удовлетворяется любым  путем, в т.ч. гомосексуальным. При  выходе из состояния интоксикации наблюдается  ощущение усталости, вялости.

      Установить, что подросток начал нюхать летучие  вещества несложно:

    1. от одежды и волос исходит характерный запах;
    2. дома появляются пустые и полные флаконы, баллоны со средствами бытовой химии;
    3. эти препараты отставляют внешние следы в виде сыпи вокруг рта и носа, раздражение век и глаз.

      Подросток выглядит исхудавшим, бледным, у него пропадает аппетит, нарушается сон, он почти не бывает дома, все время  проводит среди сверстников на улице.

      После 3-6 месяцев систематического вдыхания развивается абстинентный синдром. Возникает он к концу первых суток  после прекратившегося вдыхания. Вначале появляется подавленное  настроение или злобная раздражительность, тяжелая головная боль, приступ потливости, двигательное возбуждение.

      На  вторые сутки - тревога, настороженность, больной становится скандальным, угрожает самоубийством.

      Затем настроение падает, возникает тоска, подросток лежит в постели. Общее  состояние ухудшается в течение 4-6 дней, затем постепенно проявления абстиненции проходят, но длительное время остаются приступы тоски или  злобы.

      Общая длительность абстинентного синдрома 10-15 дней. Еще 1-1,5 месяц длится состояние  неустойчивого равновесия.

      Последствия и осложнения токсикоманий

      Эти вещества очень токсичны, поэтому  осложнения появляются рано, уже после  нескольких недель частых ингаляций.

      Через 2-3 месяца регулярной наркотизации снижается  сообразительность, возможность концентрации внимания, нарушается память.

      Школьники не могут запомнить и удержать в памяти новый учебный материал, не могут решить простых задач, теряют интерес к учению. Через несколько  месяцев развивается токсическая  энцефалопатия и слабоумие. Поражаются мозжечок, черепные нервы, печень, почки, дыхательные пути. Практически у  всех больных развивается токсический  гепатит и нефрит, т.к. органические растворители оказывают на них токсическое  воздействие. Поражаются костный мозг и иммунная система. При передозировках возможны судорожные припадки.

      Смерть  может наступить от паралича дыхательного центра, асфиксии или из-за несчастных случаев.

      В целом токсикомания летучими наркотически действующими веществами являются одной  из наиболее злокачественных, тем более, что поражает она детей и подростков.

      Курение

      В последние годы среди подростков стало широко распространяться курение. Современный российский школьник начинает курить в среднем в 13 лет, в т.ч. юноши в 12,3 г., а девушки - в 13, 9 лет. В составе учащейся молодежи курят в среднем 55%, в т.ч. среди учащихся школ - 45,5% .

      Среднедневное потребление сигарет учащейся молодежи - 10,5 штук, т.е. большинство категорий  учащейся молодежи выкуривает больше, чем по половине пачки сигарет  в день.

      Вырастая  среди курящих, дети не сомневаются  в том, что курение - такой же естественный процесс, как потребление пищи и  воды. Курение у них ассоциируется  с общепринятой нормой поведения. Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих - не более 25%.

      В приобщение к курению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек - самых распространенных форм досуга подростков. В связи  с небывалым ростом числа молодых  курильщиц были выявлены основные мотивы их приобщения к курению. Анализ ответов  показал, что основным стимулом начала курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% из них ответили, что это "красиво", "это модно". Были и другие варианты ответов: "курят, потому что хотят  понравиться", "хотят привлечь к себе внимание", "обращают на себя больше внимания мужской части  компании" и т.д.

      Психологию  тяги девушек к курению Е. И. Руденко  дополняет такими данными: "…девушку интересует характер своеобразного  ритуала. В нём неторопливое распечатывание сигаретной пачки, извлечение из неё  сигареты, закуривание от пламени  красивой зажигалки, искусное пускание дымовых колечек - несомненное владение техникой курения…"[18].

      Нередко начало курения табака вызывает неприятные ощущения - першение в горле, тошноту, рвоту, но если человек продолжает курить, то неприятные ощущения постепенно проходят, вырабатывается привычка.

      У курильщиков постепенно формируется  т.н. никотиновый синдром. Началом  никотинового синдрома следует считать  период, когда пропадает неприятное ощущение, вызываемое курением.

      В динамике развитие никотинового синдрома условно можно выделить три стадии. В основе этих стадий лежат шесть  ведущих синдромов. Это психическое  и физическое привыкание, измененная реактивность, психические, соматические и неврологические нарушения.

      В период появления предвестников  никотинизма (Г. В. Морозов, И. В. Стрельчук , 1983 [15]) отмечается разовое курение, что приводит к неприятным ощущениям - першению в горле, кашлю, шуму в  ушах, тошноте.

      Начальной стадией болезни следует считать  время, когда пропадают неприятные ощущения, вызываемые курением, и появляется чувство довольства, легкой эйфории. Далее постепенно наступает психическое  привыкание, появляется желание курить, ощущение, что курение повышает настроение, улучшает самочувствие. Физического  влечения нет. На этой стадии подростки  способны усилием воли прекратить курение. Продолжительность начальной стадии от 1 до 5 лет.

      Хроническая стадия курения носит стойкий  характер, ибо имеется тяга к табаку, психическое влечение носит обсессивный  характер с периодическим получением комфорта. Физическое влечение начинает проявляться в желании после  перерыва вновь закурить, некоторых  явлениях дискомфорта при отсутствии возможности закурить.

      В поздней стадии реактивность организма  меняется. Это выражается в снижении толерантности, курение вызывает неприятные ощущения, боли в области сердца, общий дискомфорт, снижается психическое  влечение, комфорт от употребления табака с годами появляется все меньше и меньше, часто просто остается автоматическая привычка курить.

      Курение подростков отражается на физическом развитии, ребята плохо растут, отстают  в весе. Такие подростки выглядят худыми, с землистым цветом лица. Особая вредность курения для  подростков объясняется еще и  тем, что, стремясь скрыть свой порок  от родителей и учителей, подростки  курят тайком, торопливо, сильнее  затягиваясь табачным дымом. В таких  условиях происходит интенсивная переработка  табака и в табачный дым переходит  больше вредных веществ. Больше табачных ядов находится в дыму при докуривании  сигареты до конца, а именно так делают ребята. Большой вред приносит докуривание  окурков, к чему прибегают подростки, не имея денег на покупку сигарет. Необходимо напомнить об опасности  передачи инфекции через окурки, побывавшие в губах неизвестных. Причем подростки  курят самые дешевые сигареты, а в них никотина больше, чем  в табаке высших сортов. Никотин  снижает слух и нарушает зрение у  подростков, вредное действие табачных ядов сказывается на работе головного мозга. В лаборатории американского ученого Гуле было установлено, что у курящих юношей на 5% снижается объем памяти . "От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой", - говорил И. Гете еще в начале прошлого века.

      Курение является одной из причин развития нервных расстройств в подростковом возрасте. Несовершеннолетние становятся раздражительными, вспыльчивыми, плохо  спят, нарушаются внимание и память. Роль табака в этиологии эпилептиформных  припадков подтверждается многими  авторами. У 12-летнего мальчика под  влиянием интенсивного курения появились  эпилептиформные припадки и прошли без всякого лечения после  прекращения курения.

      Известно, что с увеличением числа молодых  курильщиков помолодел и рак  легких. Один из ранних признаков этой болезни - сухой кашель. Заболевание  проявляется болями в легких, утомляемостью. Такова цена курения для молодежи. К сожалению, в силу возрастных особенностей, подростки не осознают до конца степень  пагубных последствий курения табака. Чтобы преодолеть эту "неосознанность", может быть, стоит как можно  раньше знакомить юных поклонников  табака с трагическими последствиями  многочисленных "экспериментов", устраиваемых малолетними курильшиками? Ведь в литературе описано множество  случаев смерти детей в результате отравления табаком.

      Так, в 1934 году во французском курортном  городе Ницце компания подростков устроила состязание - кто больше выкурит  сигарет. Выигравших оказалось двое, но награду "победители" получить не смогли: выкурив по 60 сигарет, они  скончались. Несколько других участников "состязания" в тяжелом состоянии  были доставлены в больницу. Известен случай, когда юноша погиб, выкурив  одну большую сигару . 
 
 
 
 
 

      1.2 Методики  изучения  аддиктивного поведения  у подростков.

      Для исследования особенностей аддиктивного поведения нами были выбраны следующие  методики.

   Методика  «Стремления к  новым ощущениям» Цукермана. Опросник личностный. Предназначен для изучения склонности к риску, оценки уровня потребности личности в новых ощущениях различного рода. Разработан М. Цукерманом.

   Стимульный  материал теста состоит из 16 пар  утверждений. Испытуемому необходимо в каждой из предложенных пар выбрать  более подходящий для него вариант. Незначительное количество предлагаемых утверждений не позволяет выделить какие-либо шкалы опросника. Оценка результатов происходит по сумме  баллов, совпадающих с ключом. Чем  выше суммарный балл, тем более  выражена потребность личности в  поисках ощущений.

Тест  «Склонность к  зависимому поведению  » 

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками