Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      Как показало проведенное исследование, подростки со склонным к аддиктивному  поведением нуждаются в коррекции  и профилактике  этих склонностей. Поэтому нами было проведено тематическое дело мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни.

      Целевая группа: учащиеся  9 классов школы №1 г. Рязани

      Необходимые материалы: видео презентация о вреде курения, проектор, компьютер, бумага и карандаши, по количеству участников

      Количество  участников: 20 учащихся.

                            Этап 1   

      Школьникам  раздаются листы бумаги и карандаши  или фломастеры, и предлагается нарисовать, курящего человека, как эго видят. После рисунки собираются, подписывать  их необязательно.

      Этап 2

      Далее показывается презентация, показывающая весь  вред, который приносит курение. В презентации показываются все возможные последствия к которым может привести курение.(фото рака легких, пожелтевшие от курения руки и зубы и так далее) Время  презентации: 15 минут.

      Этап 3

      После просмотра участников призывают  задуматься о своём будущем. Далее снова раздаются пустые листы и карандаши.  И ребят опять просят нарисовать курильщика ,как они его видят.

      Подведение  итогов

      При первом изображение испытуемыми  на листе бумаги курильщика, выявилось  следующее:

      Все участники одобрительно изобразили представленное им задание. Подростки  рисовали людей с сигаретами в  очень благоприятных условиях:

      в дорогих машинах, на яхтах, ресторанах. Все изображенные люди на        рисунках были представлены как какие-то интересные люди, кто – то нарисовал   поэта, кто- певца, кто полицейского и т. д. И конечно же все персонажи  были взрослые люди..

                После презентации мнение ребят  серьёзно изменилось. 85% рисунков  наполнились другим смыслом –  образ курильщика обрёл оттенки  горя, жалости,  болезни, страха. Во  втором случаи курильщик не  являлся ни для кого образцом  для подражания.

                Проведя данное мероприятие можно  сделать вывод, что наглядное  сталкивание подростков с последствиями  вредных привычек, на много эффективнее,  чем устные беседы и информационные  брошюры 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      В ходе проведенного анализа склонностей  подростков к аддиктивному поведению  нами была проделана следующая работа

      1. Исследована теоретико-методологическая основа исследования аддиктивного поведения.

      В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности  содержания понятия «Аддиктивное поведение».

        Исходя из описанных точек зрения аддиктивное поведение можно определить как, специфическое поведение людей, в формировании которого участвуют как социальные условия раннего развития и психологические особенности человека, так и нейрофизиологические особенности, определяющие тип реагирования на раздражение и скорость фиксации определенных поведенческих поведенческих реакций.  

      Формы  аддиктивного поведения:

    • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, алкогольная зависимость);
    • нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);еден
    • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
    • религиозно-деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

         Для исследования склонности подростков к аддиктивному поведению мы использовали следующие методы:

  • «ПОТРЕБНОСТЬ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ» методика Цукермана
  • Тест «Склонность к зависимому поведению» (В.Д. Менделевич)
  • Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.
 
 

      Был проведен эмпирический анализ склонностей  подростков к аддиктивному поведению. По результатам исследования можно  сделать следующие выводы:

      1.Основной  мотивацией к аддиктивному поведению  является мотивация ухода от  реальности, а не стремление к  новым ощущениям.

      2.  Большинство подростков имеют  повышенную или высокую склонность  к наркозависимости.

      Так же нами были рассмотрены особенности  социально - 
педагогической работы с подростками аддиктивным поведением, которая 
включает в себя:

  • информационно-просветительскую работу с родителями, в основе которой лежит профилактика возможных нарушений семейного воспитания, повышение коммуникативной компетентности во взаимодействии с подростками;
  • информационно-просветительскую работу с педагогами в основе которой лежит информирование об индивидуально-психологических особенностях личности подростка и повышение уровня эффективности приемов педагогического воздействия;
  • развитие у подростка навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других путей включения его в психологический тренинг.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Библиографический список.

     1. Алкоголизм (руководство для врачей) Автор[ы]: Морозов Г.В., Рожнов В.Е., Бабаян Э.А.1983, 432 стр.

     2.  Амманскин М.А. Воспитательная  работа с подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.

     3.  Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.

      4.   Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995.

    5.   Белкин А.С. Поступки можно предупредить. - Свердловкс: Средне-Урал. кй. изд-во, 1997. - 83 с.

    6.      Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: МГУ, 1984.

   7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.:Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 240 с.

   8.   Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. -Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. – 210 стр.

10.   Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. - М.: Просвещение, 1996. – 120 стр.

11.     Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.

12.  Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.

13. Менделевич В.Д. Менделевич Е.Г. Психиатрия и наркология: Учебное пособие для вузов.

14.  Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. С.435-441.

15. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии . Издательство: Речь,2007 г. 768 стр.

16. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. - Профилактика вредных привычек школьников: книга для учителя. Издательство: Просвещение - 1987г. 91 стр.

17.   Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. М.: Красный печатник, 1930.

18. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. - Кустанай: КНИСП и П, 1998. - 72 с.

19.  Сухов А. Н. Социальная психология. М., 2001. 600 с.

20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.

  21. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения. Научно-методическое издание - Кострома: КГУ, 2005.- 272 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«ПОТРЕБНОСТЬ  В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ»  МЕТОДИКА Цукермана.

      Инструкция:

      «Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для  Вас, и отметить его».

      Стимульный  материал.

      1. а) Я бы предпочел работу, требующую  многочисленных разъездов, путешествий.    

        б) Я бы предпочел работать  на одном месте.

      2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный  день.   

        б) В прохладный день я не  могу дождаться, когда попаду  домой.

      3. а) Мне не нравятся все телесные  запахи.   

        б) Мне нравятся некоторые телесные  запахи.

      4. а) Мне не хотелось бы попробовать  какой-нибудь наркотик, который мог  бы оказать на меня незнакомое  воздействие.   

        б) Я бы попробовал какой-нибудь  из незнакомых наркотиков, вызывающих  галлюцинации.

      5. а) Я бы предпочел жить в  идеальном обществе, где каждый  безопасен, надежен и счастлив.    

        б) Я бы предпочел жить в  неопределенные, смутные дни нашей  истории.

      6. а) Я не могу вынести езду  с человеком, который любит  скорость.   

        б) Иногда я люблю ездить  на машине очень быстро, так  как нахожу это возбуждающим.

      7. а) Бели бы я был продавцом-коммивояжером,  то предпочел бы твердый оклад,  а не сдельную зарплату с  риском заработать мало или  ничего.  

        б) Если бы я был продавцом-коммивояжером,  то я бы предпочел работать  сдельно, так как у меня была  бы возможность заработать больше, чем сидя на окладе.

      8. а) Я не люблю спорить с  людьми, чьи воззрения резко отличаются  от моих, поскольку такие споры,  всегда неразрешимы.  

        б) Я считаю, что люди, которые  не согласны с моим воззрением, больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.

      9. а) Большинство людей тратят  в целом слишком много денег  на страхование.   

        б) Страхование - это то, без  чего не мор бы позволить  себе обойтись ни один человек.

      10. а) Я бы не хотел оказаться  загипнотизированным.    

        б) Я бы хотел попробовать  оказаться загипнотизированным.

      11. а) Наиболее важная цель в  жизни - жить на полную катушку  и взять от нее столько, сколько  возможно.    

        б) Наиболее важная цель в  жизни - обрести спокойствие и  счастье.

      12. а) В холодную воду я вхожу  постепенно, дав себе время привыкнуть  к ней.     

        б) Я люблю сразу нырнуть  или прыгнуть в море или  холодный бассейн.

      13. а) В большинстве видов современной  музыки мне не нравятся беспорядочность  и дисгармоничность.    

        б) Я люблю слушать новые  и необычные виды музыки.

      14. а) Худший социальный недостаток - быть грубым, невоспитанным человеком.      

        б) Худший социальный недостаток - быть скучным человеком, занудой.

      15. а) Я предпочитаю эмоционально-выразительных  людей, даже если они немного  неуравновешенны.     

        б) Я предпочитаю больше людей  спокойных, даже «отрегулированных».

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками