Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Как показало проведенное исследование, подростки со склонным к аддиктивному поведением нуждаются в коррекции и профилактике этих склонностей. Поэтому нами было проведено тематическое дело мероприятие, направленное на пропаганду здорового образа жизни.
Целевая группа: учащиеся 9 классов школы №1 г. Рязани
Необходимые материалы: видео презентация о вреде курения, проектор, компьютер, бумага и карандаши, по количеству участников
Количество участников: 20 учащихся.
Этап 1
Школьникам раздаются листы бумаги и карандаши или фломастеры, и предлагается нарисовать, курящего человека, как эго видят. После рисунки собираются, подписывать их необязательно.
Этап 2
Далее показывается презентация, показывающая весь вред, который приносит курение. В презентации показываются все возможные последствия к которым может привести курение.(фото рака легких, пожелтевшие от курения руки и зубы и так далее) Время презентации: 15 минут.
Этап 3
После просмотра участников призывают задуматься о своём будущем. Далее снова раздаются пустые листы и карандаши. И ребят опять просят нарисовать курильщика ,как они его видят.
Подведение итогов
При первом изображение испытуемыми на листе бумаги курильщика, выявилось следующее:
Все участники одобрительно изобразили представленное им задание. Подростки рисовали людей с сигаретами в очень благоприятных условиях:
в дорогих машинах, на яхтах, ресторанах. Все изображенные люди на рисунках были представлены как какие-то интересные люди, кто – то нарисовал поэта, кто- певца, кто полицейского и т. д. И конечно же все персонажи были взрослые люди..
После презентации мнение
Проведя данное мероприятие
Заключение.
В ходе проведенного анализа склонностей подростков к аддиктивному поведению нами была проделана следующая работа
1. Исследована теоретико-методологическая основа исследования аддиктивного поведения.
В процессе анализа литературы мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «Аддиктивное поведение».
Исходя из описанных точек зрения аддиктивное
поведение можно определить как, специфическое
поведение людей, в формировании которого
участвуют как социальные условия раннего
развития и психологические особенности
человека, так и нейрофизиологические
особенности, определяющие тип реагирования
на раздражение и скорость фиксации определенных
поведенческих поведенческих реакций.
Формы аддиктивного поведения:
Для исследования склонности подростков к аддиктивному поведению мы использовали следующие методы:
Был проведен эмпирический анализ склонностей подростков к аддиктивному поведению. По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
1.Основной
мотивацией к аддиктивному
2.
Большинство подростков имеют
повышенную или высокую
Так
же нами были рассмотрены особенности
социально -
педагогической работы с подростками
аддиктивным поведением, которая
включает в себя:
Библиографический список.
1. Алкоголизм (руководство для врачей) Автор[ы]: Морозов Г.В., Рожнов В.Е., Бабаян Э.А.1983, 432 стр.
2. Амманскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Наука, 1979. – 85 с.
3. Базелюк В.В. Диагностическая и коррекционная работа с детьми школьного возраста, социально и педагогически запущенными: Метод. рекомендации / Ред. Н.Н. Тулькибаева, Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск: Факел, 1997. – 27 с.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д. – Ваш беспокойный подросток. - М.:Семья и школа, 1995.
5. Белкин А.С. Поступки можно предупредить. - Свердловкс: Средне-Урал. кй. изд-во, 1997. - 83 с.
6. Братусь В. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. — М.: МГУ, 1984.
7. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.:Московский психологосоциальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.- 240 с.
8. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения. -Свердловск: Изд-во СПИ, 1987. – 210 стр.
10. Ковалева А.И. Социология личности: норма и отклонение. - М.: Просвещение, 1996. – 120 стр.
11. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984. – 176 с.
12. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. – Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8-15.
13. Менделевич В.Д. Менделевич Е.Г. Психиатрия и наркология: Учебное пособие для вузов.
14. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. С.435-441.
15. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии . Издательство: Речь,2007 г. 768 стр.
16. Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. - Профилактика вредных привычек школьников: книга для учителя. Издательство: Просвещение - 1987г. 91 стр.
17. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. М.: Красный печатник, 1930.
18. Краткий словарь социального педагога / Сост. Р.С. Димухаметова, Р.А. Литвак. - Кустанай: КНИСП и П, 1998. - 72 с.
19. Сухов А. Н. Социальная психология. М., 2001. 600 с.
20. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для учителей и родителей. – 2-е из., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 320 с.
21. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного
поведения. Научно-методическое издание
- Кострома: КГУ,
2005.- 272 с.
Приложения
«ПОТРЕБНОСТЬ В ПОИСКАХ ОЩУЩЕНИЙ» МЕТОДИКА Цукермана.
Инструкция:
«Вашему вниманию предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары. Из каждой пары Вам необходимо выбрать одно, которое наиболее характерно для Вас, и отметить его».
Стимульный материал.
1.
а) Я бы предпочел работу, требующую
многочисленных разъездов,
б) Я бы предпочел работать на одном месте.
2. а) Меня взбадривает свежий, прохладный день.
б) В прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой.
3.
а) Мне не нравятся все
б) Мне нравятся некоторые
4.
а) Мне не хотелось бы
б) Я бы попробовал какой-
5. а) Я бы предпочел жить в идеальном обществе, где каждый безопасен, надежен и счастлив.
б) Я бы предпочел жить в неопределенные, смутные дни нашей истории.
6. а) Я не могу вынести езду с человеком, который любит скорость.
б) Иногда я люблю ездить на машине очень быстро, так как нахожу это возбуждающим.
7.
а) Бели бы я был продавцом-
б) Если бы я был продавцом-
8.
а) Я не люблю спорить с
людьми, чьи воззрения резко
б) Я считаю, что люди, которые не согласны с моим воззрением, больше стимулируют, чем люди, которые согласны со мной.
9. а) Большинство людей тратят в целом слишком много денег на страхование.
б) Страхование - это то, без чего не мор бы позволить себе обойтись ни один человек.
10. а) Я бы не хотел оказаться загипнотизированным.
б) Я бы хотел попробовать оказаться загипнотизированным.
11.
а) Наиболее важная цель в
жизни - жить на полную катушку
и взять от нее столько,
б) Наиболее важная цель в жизни - обрести спокойствие и счастье.
12. а) В холодную воду я вхожу постепенно, дав себе время привыкнуть к ней.
б) Я люблю сразу нырнуть или прыгнуть в море или холодный бассейн.
13.
а) В большинстве видов
б) Я люблю слушать новые и необычные виды музыки.
14.
а) Худший социальный
б) Худший социальный
15.
а) Я предпочитаю эмоционально-
б) Я предпочитаю больше людей
спокойных, даже «
Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками