Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Автор-разработчик: Менделевич В.Д. Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению .Шкала позволяет выявить склонность к алкогольной зависимости.
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.
Вывод. Таким образом, для исследования аддиктивного поведения подростков используются следующие методы:
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению.
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению.
Изучая особенности аддиктивного поведения у подростков мы предположили, что склонность к данному явлению может быть связана с стремлением подростков к новым ощущениям. Для подтверждения данной гипотезы были выбраны:
В исследовании принимали 16 подростков (14-15 лет) учащихся в МОУ СОШ №1.
Проведение методик дало следующие результаты:
70% участвующих имели средний уровень стремления к новым ощущениям и при этом признаки повышенный или высокий признак к алкогольной или наркотической зависимости.
Это подтвердило наше предположение, но у оставшейся части испытуемых закономерность была другая.
У трех подростков с низким
уровнем стремления к новым
ощущениям был замечен признак
высокой склонности к
Данный
эксперимент опроверг выдвигаемую
нами гипотезу и подтвердил тот факт,
что на развитие аддиктивного поведения
в первую очередь влияют другие и более
весомые мотивы, например такой как - мотив
ухода от реальности.
2.2.
Факторы возникновения
аддиктивного поведения
у подростков.
Аддиктивное
поведение признается многофакторным
явлением. Современное состояние
науки позволяет говорить о следующих
условиях и причинах аддиктивного поведения.
К ним в первую очередь относят
общее ухудшение социально-
Наиболее распространенная классификация
причин, обусловливающих возникновение
аддиктивности у подростков включает
причины следующего характера: социально-экономического,
конституционально-
Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные. К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Традиционные
причины - это причины, свойственные
только нашей стране, отдельным ее
регионам, слоям и группам населения,
например, толерантное отношение
к таким явлениям как алкоголизм
и табакокурение.
К
причинам конституционально-
В
подростковом возрасте могут быть многие
психические заболевания. Некоторые
из них впервые проявляются именно
в этом возрасте, так как происходит
психологическая и гормональная
перестройка организма. Некоторые
существуют уже с раннего детства,
а в подростковом возрасте их проявления
могут стать более явными. Понятие
нервно-психические отклонения включает
умственную отсталость, эмоционально-волевые
отклонения и следствия органического
поражения головного мозга
Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.
Наиболее опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка важны события, происходящие в семье, и их значение для него.
К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:
Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.
Стремление соответствовать значимой для подростка группе сверстников. Группирование со сверстниками - свойство подросткового возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно "для настроения" или "для смелости" они начинают употреблять спиртное и принимать наркотические вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень болезненно для столь уязвимого возраста. Поэтому подростки легко поддаются отрицательному влиянию.
Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности вызывают отклонения в поведении, напряженность в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с возникновением у подростка потребности изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка к употреблению психоактивных веществ является симптомом более общего личностного неблагополучия.
"Протестные"
реакции ("назло"), направленные
против старших (родителей,
Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания.
Подчинение давлению и угрозам.
Любопытство.
Другие
факторы риска связаны с
неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;
неудачное участие в школьных мероприятиях;
неспособность справиться с общественными задачами;
принадлежность к "отвергнутым" или к тем, кто находится в контакте с "отвергнутыми" детьми;
позитивное
отношение к поведению
Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:
крепкие семейные узы;
положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;
успех в школьных мероприятиях;
крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;
соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.
Таким образом, причины аддиктивности несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать как основополагающая в возникновении аддиктивного поведения конкретного подростка или юноши.
Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.
Последствия аддиктивного поведения подростков.
Вопросу изменения личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психологию и поведение подростка.
Зависимость
у несовершеннолетних формируется
в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых.
Фомирование абстинентного
У
подростков гораздо быстрее, чем
у взрослых наступает психическая
деградация. Они тупеют, их интеллектуальное
развитие значительно отстает от
возрастных норм, они не способны концентрировать
внимание и усваивать новый материал,
быстро прогрессируют нарушения
памяти. Подростки становятся апатичными,
ко всему безразличными. Они отстают
от сверстников в общем физическом
развитии и росте, худеют, кожа у
них приобретает серовато-
Прогноз химической зависимости в целом у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство и не хочет лечиться. В наркологической больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности выпивают или переходят на прием наркотически действующих средств.
Несовершеннолетние начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более слабых, зная, что за их спиной стоит их группа и, ощущая себя сильными и непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики. А поскольку легальным способом они добыть их не могут, рано или поздно подростки решаются на криминальные действия. Отсюда драки, изнасилования, кражи, грабежи.
Деградация личности проявляется наиболее отчетливо у подростков с аддиктивным поведением. Морально-нравственное огрубение личности, эмоциональное уплощение, примитивизация, сопровождающаяся постепенным ослаблением семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов, нарушением способности критически оценивать окружающее, формируется по времени раньше, чем изменения со стороны памяти и интеллекта.
При
сформированной деградации личности поведение
несовершеннолетних может быть различным.
В одних случаях, наряду с цинизмом,
легкой и не знающей удержу возбудимостью,
агрессивностью, подросток становится
назойливым, придирается к окружающим,
легко вступает в конфликт. В других
случаях преобладает
Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками