Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      Автор-разработчик:  Менделевич В.Д. Применяется с целью выявления склонности к зависимому поведению .Шкала позволяет выявить склонность к алкогольной зависимости.

      Анкета  для раннего выявления  родителями зависимости  у подростка.

      Вывод. Таким образом, для исследования аддиктивного поведения подростков используются следующие методы:

  1. Методика «Стремления к новым ощущениям» Цукермана.
  2. Тест «Склонность к зависимому поведению » Менделевич В.Д.
  3. Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка.

    Глава 2. Эмпирический анализ склонности  подростков к аддиктивному поведению.

      2.1. Эмпирический анализ склонности  подростков к аддиктивному поведению.

      Изучая  особенности аддиктивного поведения  у подростков мы предположили, что  склонность к данному явлению  может быть связана с стремлением  подростков к новым ощущениям. Для  подтверждения данной гипотезы были выбраны:

  • Методика «Стремления к новым ощущениям» Цукермана
  • Тест «Склонность к зависимому поведению »

      В исследовании принимали 16 подростков (14-15 лет) учащихся в МОУ СОШ №1.

      Проведение  методик дало следующие результаты:

      70% участвующих имели средний уровень стремления к новым ощущениям и при этом признаки повышенный или высокий признак к алкогольной или наркотической зависимости.

      Это подтвердило наше предположение, но у оставшейся части испытуемых закономерность была другая.

        У трех подростков с низким  уровнем стремления к новым  ощущениям был замечен признак  высокой склонности к наркотической  зависимости и повышенный к  алкогольной. Что же касается  участников у которых оказался  высокий уровень стремления к  новым ощущениям, то у них  наблюдается повышенная склонность  к наркотической зависимости  (хотелось бы отметить , что показатели  склонности к наркотической зависимости  у всех испытуемых выше чем  к алкогольной) и отсутствует  признак тенденции к склонности  у алкогольной зависимости. 

      Данный  эксперимент опроверг выдвигаемую  нами гипотезу и подтвердил тот факт, что на развитие аддиктивного  поведения  в первую очередь влияют другие и более весомые мотивы, например такой как - мотив ухода от реальности. 

2.2.   Факторы возникновения  аддиктивного поведения  у подростков.                         

     Аддиктивное поведение признается многофакторным явлением. Современное состояние  науки позволяет говорить о следующих  условиях и причинах аддиктивного поведения. К ним в первую очередь относят  общее ухудшение социально-экономической  обстановки в стране, рост безработицы  среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и  значительное увеличение интереса международной  наркомафии к российскому рынку.

               Наиболее распространенная классификация причин, обусловливающих возникновение аддиктивности у подростков включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического.

     Социально-экономическая  группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера  и традиционные. К причинам глобального  характера относят интеграцию нашей  страны в мировую рыночную систему  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

     Традиционные  причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения, например, толерантное отношение  к таким явлениям как алкоголизм и табакокурение.  

     К причинам конституционально-биологического характера относят наследственную отягощенность подростка нервно-психическими заболеваниями, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных  ощущений в приеме спиртного или  наркотиков [15]. 

     В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые  из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма. Некоторые  существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Понятие  нервно-психические отклонения включает умственную отсталость, эмоционально-волевые  отклонения и следствия органического  поражения головного мозга разной степени выраженности. Так, по данным В. Т. Кондрашенко (1988), среди подростков с признаками пьянства 24,8% составили  психопаты; 12,4% - лица с отдаленными  последствиями органического поражения  головного мозга и психопатизации личности; 10% - олигофрены; 9% - лица с  прочими психическими нарушениями [12]. Потребность в психоактивных веществах связано и с минимальными мозговыми дисфункциями. К ним относятся незначительные нарушения нормального процесса созревания мозговых структур. Такие нарушения могут возникнуть вследствие родовой травмы, воздействия инфекции, токсических веществ, радиоактивного излучения.

     Социальные  причины - это влияние на детей  и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в т.ч. огромное влияние средств  массовой информации и успешность или  неуспешность адаптации ребенка  в образовательном учреждении.

     Наиболее  опасными являются семейные факторы, ведь для формирования личности подростка  важны события, происходящие в семье, и их значение для него.

     К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

     Подражание  более старшим подросткам или  авторитетным сверстникам. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие вещества.

     Стремление  соответствовать значимой для подростка  группе сверстников. Группирование  со сверстниками - свойство подросткового  возраста. Собираясь в группе, многие подростки не могут придумать  себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку. Рано или поздно "для настроения" или "для  смелости" они начинают употреблять  спиртное и принимать наркотические  вещества. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми, он становится предметом насмешек, что очень  болезненно для столь уязвимого  возраста. Поэтому подростки легко  поддаются отрицательному влиянию.

     Аномальные  черты личности (гедонизм, авантюризм, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера). Именно личностные особенности  вызывают отклонения в поведении, напряженность  в социальных контактах, что, в свою очередь, может быть связано с  возникновением у подростка потребности  изменить свое психическое состояние. Следовательно, влечение подростка  к употреблению психоактивных веществ  является симптомом более общего личностного неблагополучия.

     "Протестные" реакции ("назло"), направленные  против старших (родителей, педагогов).

     Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные  переживания.

     Подчинение  давлению и угрозам.

     Любопытство. 

     Другие  факторы риска связаны с взаимодействием  детей с социальными объектами  вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

     неумеренно  робкое или агрессивное поведение  в классе;

     неудачное участие в школьных мероприятиях;

     неспособность справиться с общественными задачами;

     принадлежность  к "отвергнутым" или к тем, кто  находится в контакте с "отвергнутыми" детьми;

     позитивное  отношение к поведению употребляющих  психоактивные вещества в школе, среди сверстников и в обществе.

     Существует  и группа защитных факторов, которые  не всегда являются абсолютно противоположными факторами риска. Их влияние также  неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы  включают:

     крепкие семейные узы;

     положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь  и преподают им ясные правила  поведения внутри семьи;

     успех в школьных мероприятиях;

     крепкая связь с социальными - например, семьей и школой, религиозными общинами;

     соблюдение  окружающими общепринятых норм в  употреблении психоактивных веществ.

     Таким образом, причины аддиктивности  несовершеннолетних сложны и многоаспектны. Но, тем не менее, ни одна из этих причин не является решающей, не может выступать  как основополагающая в возникновении  аддиктивного поведения конкретного  подростка или юноши.

           Сочетание различных факторов возникновения психической зависимости от алкоголя или наркотиков, интенсивность их влияния, безусловно, имеют значение, однако, главная роль принадлежит все же переживанию подростком своей жизненной ситуации. Именно этим и объясняются те реальные факторы и жизненные наблюдения, когда один ребенок из самой неблагоприятной среды, отрицательной семейной атмосферы, вырастает достойным человеком, а другой, из вполне благополучной, обеспеченной семьи, занимающей довольно высокое социальное положение, становится наркоманом или алкоголиком.

     Последствия  аддиктивного поведения  подростков.

         Вопросу изменения личности подростка под влиянием аддиктивности посвящено много работ психологов, социологов, педагогов. Известно, что психоактивные вещества оказывают губительное воздействие не только на внутренние органы, на здоровье, но и на личность, психологию и поведение подростка.

     Зависимость у несовершеннолетних формируется  в 2-4 раза быстрее, чем у взрослых. Фомирование абстинентного синдрома занимает несколько месяцев и  с самого начала появляются психические  нарушения - раздражительность, вспыльчивость, злобность, депрессия, мрачность, угрюмость, тревога, ночные кошмары и страхи, галлюцинации, судорожные припадки. Подросток  в испуге часто просыпается, становится повышенно утомляемым, быстро истощается и устает, периодически испытывает немотивированное состояние тревоги  или страха. Часто подросток не может уснуть, у него возникают  зрительные галлюцинации. При этом чаще всего несовершеннолетние "видят" различных мелких животных - пауков, змей, крыс или необычные фантастические фигуры животных, чертей, мертвецов  и других, сменяющих друг друга. Зрительные галлюцинации воспринимаются как реальность, попытка спастись бегством может  привести к тяжелым последствиям как для подростка, так и для  окружающих.

     У подростков гораздо быстрее, чем  у взрослых наступает психическая  деградация. Они тупеют, их интеллектуальное развитие значительно отстает от возрастных норм, они не способны концентрировать  внимание и усваивать новый материал, быстро прогрессируют нарушения  памяти. Подростки становятся апатичными, ко всему безразличными. Они отстают  от сверстников в общем физическом развитии и росте, худеют, кожа у  них приобретает серовато-бледный  цвет, вялая, могут появиться преждевременные  признаки одряхления - некоторые пристрастившиеся выглядят, как маленькие старички.

     Прогноз химической зависимости в целом  у подростков неблагоприятный на любой стадии. Они очень трудно поддаются лечению, да большинство  и не хочет лечиться. В наркологической  больнице они постоянно нарушают лечебный режим, при малейшей возможности  выпивают или переходят на прием  наркотически действующих средств.

     Несовершеннолетние  начинают прогуливать занятия, грубят учителям и родителям, задирают более  слабых, зная, что за их спиной стоит  их группа и, ощущая себя сильными и  непобедимыми, изыскивают всевозможные способы добывания денег на спиртное или наркотики. А поскольку легальным  способом они добыть их не могут, рано или поздно подростки решаются на криминальные действия. Отсюда драки, изнасилования, кражи, грабежи.

     Деградация  личности проявляется наиболее отчетливо  у подростков с аддиктивным поведением. Морально-нравственное огрубение личности, эмоциональное уплощение, примитивизация, сопровождающаяся постепенным ослаблением  семейных и общественных привязанностей, упрощение, а затем и исчезновение прежних интересов, нарушением способности  критически оценивать окружающее, формируется  по времени раньше, чем изменения  со стороны памяти и интеллекта.

     При сформированной деградации личности поведение  несовершеннолетних может быть различным. В одних случаях, наряду с цинизмом, легкой и не знающей удержу возбудимостью, агрессивностью, подросток становится назойливым, придирается к окружающим, легко вступает в конфликт. В других случаях преобладает благодушный  фон настроения, резко проявляется  юмор в форме шаблонных шуток  и стереотипных избитых сентенций. Это свидетельствует о полном отсутствии способности критически оценивать свое поведение и сложившуюся  ситуацию. У третьих преобладает  вялость, пассивность, отсутствие сколько-нибудь выраженных побуждений, инициативы и  интересов.

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками