Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

     Независимо  от особенностей поведенческих реакций, характеризующим тот или иной тип деградации личности, всех подростков объединяют формирующиеся расстройства интеллекта, психической работоспособности. Их мышление утрачивает глубину, логичность, последовательность, богатство ассоциаций.

     Такие подростки не способны к длительному  сосредоточению внимания, быстро истощаются, устают, допускают все больше ошибок при выполнении относительно несложной  умственной работы.

     Первоначально подобные расстройства интеллекта и  памяти не бросаются в глаза, они  как бы затушеваны более наглядными изменениями поведения подростка. Но при психологическом обследовании они уже доступны объективному выявлению  и оценке.

     Наиболее  полно и наглядно проявляются  влияния психоактивных веществ  на центральную нервную систему  подростка, это ведет к ухудшению  течения нейрофизиологических процессов. В результате одним из наиболее тяжелых  осложнений являются психозы, выражающиеся острым или постепенно развивающимся  нарушением психики (В. А. Гурьева, В. Я. Гиндикин. Юношеские психопатии и  алкоголизм . - М., 1980. - С. 156).

     Одним из проявлений расстройства психической  деятельности является депрессия. Она  чаще наблюдается после прекращения  употребления психоактивных веществ  на фоне абстинентного синдрома. У  несовершеннолетних ухудшается настроение, возникает тоска, сопровождающаяся то раздражительностью с оттенком злобной  тоскливости, то слезливостью и немотивированной тревогой. На фоне этого настроения у подростков появляются мысли о  своей ненужности, "загубленной  жизни", никчемности своего существования, нежелании жить. В таком состоянии  они не опасны для окружающих, однако, подростки могут предпринять  попытку к самоубийству. Подростки  не могут правильно оценить опасность  и предпринять необходимые действия, т.к. его чувства и ощущения притуплены, ситуацию он воспринимает лишь частично, некоторые ее моменты.

     Подростки с аддиктивным поведением не способны поддерживать какие-либо связи с  другими людьми - все их связи  носят лишь ситуационный характер. Они легко заводят новые знакомства, причем в этом такие подростки  неразборчивы, т.к. критерием знакомств  в большей степени становится стремление выпить, принять наркотик или другое психоактивное вещество.

     Существуют  различные типы деградации личности. При астеническом типе наблюдается  неспособность к каким бы то ни было усилиям, выдержке, терпению, истощаемость побуждений и мотивов деятельности: такой подросток может с энтузиазмом  взяться за какое-либо дело, искренне обещает сделать что-либо, но порыв  его буквально на глазах теряет силу, желание продолжать дело пропадает. В дальнейшем он избегает сложных  или необычных заданий, и вообще заданий, которые требуют усилия и напряжения.

     Порой поведение подростка, принявшего психоактивное  вещество, являет собой полную противоположность  тому, что наблюдается вне одурманивания. Например, подросток жесткий, нетерпимый к окружающим в состоянии опьянения, одурманивания оказывается слезливо-сентиментальным, начинает всем объясняться в любви  и т.д. Напротив, иной начинает буянить, хотя в обычном состоянии он "тише воды, ниже травы".

     Таким образом, изменения личности рассматриваются  как психосоциальная деградация, которая включает в себя эмоциональную, волевую и интеллектуальную деградацию. 
 
 
 

2.3 Анализ практики социально - педагогической работы с подростками склонных к аддиктивному поведению. 

      Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.

      Профилактика  включает:

    • диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
    • выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
    • проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

      Мировая практика пришла к следующему выводу: более эффективным и экономически выгодным является вложение средств  в предотвращение этого разрушительного  явления, нежели в устранении его  последствий. В зависимости от контингента, с которым проводится профилактическая работа, различают первичнуювторичную и третичную профилактику.

      Первичная профилактика - это комплекс первичных мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ. Эта форма профилактики предусматривает работу с контингентом, не знакомым с действием психологически активных веществ.

      Она рассчитана на все население, но прежде всего на детей и подростков. Программы  первичной профилактики включают антинаркотическую  пропаганду, приобщение к посильному труду, вовлечение подростков в общественно  полезную творческую деятельность, занятия  спортом, туризмом, искусством и т.д.

      Наиболее  целесообразно проводить первичную  профилактику в школах с утвержденными  программами. Но в силу специфичности  предмета многие педагоги испытывают затруднения в выборе тактики  проведения профилактических занятий. Поэтому занятия по профилактике всех форм аддиктивности должны проводить  специально подготовленные педагоги.

      Задачи  первичной профилактики

      1. Создание школ, свободных от психоактивных  веществ (изменение школьной политики  по отношению к алкоголю, наркотикам  и табачным изделиям; внедрение  позитивной профилактики в школьные  уроки, наличие пособий по профилактике  и включение уроков в школьное  расписание; создание групп самопомощи  учеников; программы для подготовки  школьных лидеров среди учеников  и родителей).

      2. Выявление группы риска (по  специально разработанным методическим  рекомендациям).

      Например: "Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска".(см. приложение  )

      3. Работа с родителями (дать родителям  необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании  собственных семейных и социальных  ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей). Сюда относится анкета для  раннего выявления родителями  зависимости у подростка (см. приложение ) 

      4. Работа с педагогическим коллективом  (подготовка специалистов, способных  проводить уроки по позитивной  профилактике в школе).

      Вторичная профилактика. Ориентирована на группу риска. Обънктом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголика, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.

      Задачи  вторичной профилактики

    1. Работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними).
    2. Создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию.
    3. Работа с родителями данной группы (создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с детьми).

      Третичная профилактика - это оказание помощи людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией. Ее цель - предупреждение дальнейшего распада личности и поддержание дееспособности человека.

      Подросток попадает в поле зрения специалистов, как правило, с уже сформировавшимся заболеванием, когда проявились все  трагические последствия потребления  наркотических средств и помощь малоэффективна.

      Задачи  третичной профилактики

    1. Формирование реабилитационной среды.
    2. Создание групп взаимопомощи.
    3. Взаимодействие с группами "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы".

      Профилактическая  работа может включать в себя три  компонента.

      1. Образовательный  компонент.

      Специфический - дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

      Цель: научить подростка  понимать и осознавать, что происходит с  человеком при  употреблении психоактивных  веществ.

      Неспецифический - помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

      Цель: формировать у  молодого человека развитую концепцию самопознания.

      2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению химических веществ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

      Цели: психологическая  поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

      3. Социальный компонент - помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

      Цель: формирование социальных навыков, необходимых  для здорового  образа жизни и  комфортного существования  в окружающей социальной действительности.

      Структура программы профилактики

      Программа предполагает работу с детьми и подростками  старшего (15-16 лет) и среднего (12-14 лет) возраста. Программа включает в себя четыре раздела:

    1. Информационный.
    2. Когнитивного развития.
    3. Развития личностных ресурсов.
    4. Развития стратегий высокофункционального поведения.

      Основные  направления работы:

    • подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска;
    • профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
    • работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих психоактивные вещества.

      В начале и в конце программы  предусматривается проведение "круглых  столов" со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и  подведение итогов работы.

      Методы  работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:

    1. Групповая работа.
    2. Тренинг поведения.
    3. Когнитивная модификация и терапия.
    4. Личностный тренинг.
    5. Дискуссии.
    6. Мозговые штурмы.
    7. Беседы.
    8. Лекции.
    9. Ролевые игры.
    10. Психогимнастика.
    11. Психодрама.
    12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
    13. "Круглые столы".
    14. Совещания.
    15. Супервизия.
    16. Проведение методических занятий с супервизорами.

      Предполагаемые  результаты

    1. Уменьшение факторов риска употребления психоактивных веществ в молодежной среде.
    2. Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
    3. Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.

      Критерии  эффективности:

    • уменьшение факторов риска злоупотребления психоактивными веществами;
    • усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
    • наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде.

      На  основе всего вышеизложенного можно  сделать вывод, что именно профилактические мероприятия способствуют формированию отрицательного отношения подростков к употреблению психоактивных веществ.

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками