Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование методики работы социального педагога с подростками склонными к аддиктивному поведению
Объект исследования: аддиктивное поведение подростков
Предмет исследования: работа социального педагогка с подростками склонных к аддиктивному поведению
Задачи исследования:
1. изучить теоретико – методологическую основу исследования аддиктивного поведения
2. провести эмпирический анализ склоностей подростков к аддиктивному поведению
3. Рассмотреть особенности социально – психологичкской работы с подростками склоных к аддиктивному поведению .

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования
аддиктивного поведения 5
1.1 Понятие и история изучения аддиктивного поведения. Формы аддиктивного поведения 5
1.2Методика исследования аддиктивного поведения у подростков 33
Глава 2. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.1. Эмпирический анализ склонности подростков к аддиктивному поведению 48
2.2 Факторы аддиктивного поведения подростков и его последствия.
2.3 Анализ практики социально - педагогической работы со склонными к аддиктивному поведению подростками 50
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56

Файлы: 1 файл

новыйкол.docx

— 108.20 Кб (Скачать файл)

      По  данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова , можно выделить несколько типов  приобщения девочек подростков к  алкоголю в зависимости от микросоциального окружения.

      Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

      а) совместная алкоголизация со сверстниками-мальчиками;

      б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины.

      И в том и в другом случае формируется  мужской тип алкоголизации, протекающий  злокачественно.

      Тип второй. Имеет два подтипа. В обоих  случаях алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

      Подтип  первый. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в  кругу сверстниц, в небольших  дозах, ситуационно - перед танцами, на дне рождения и т.д. Степень  опьянения - легкая. Проявление симптомов  заболевания замедленное, течение  болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать  свое состояние.

      Подтип  второй. Употребление алкоголя под  влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких спиртных изделий  в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный  характер, особенно если партнером  девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация  протекает скрыто, характеризуется  запоями, продолжительность которых, по мере развития заболевания, возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

      Тип третий. Одиночное пьянство девочки-подростка. Наблюдается в основном у людей  с психопатическим развитием. Алкоголь потребляется ими в больших дозах  до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка застенчивости, нерешительности. Потребление спиртного при одиночном  пьянстве очень быстро приобретает  постоянный, а затем и запойный характер.

      Таков далеко не полный анализ развития алкоголизма  у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего  поколения - показатель социального  неблагополучия общества. Доказано, что  алкоголизм взрослых зарождается в  школьном и юношеском возрасте, а  каждое взрослое поколение пьющих формирует  себе "смену" из молодых.

      Развивающееся в настоящее время медицинская  наркологическая служба не в состоянии  решить проблемы пьянства и алкоголизма, т.к. имеет дело с конечными результатами алкоголизации людей. Основные же меры социального и воспитательного  характера должны быть направлены на профилактическую работу с непьющими  и малопьющими.

      Наркомания это болезнь, вызываемая систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся синдромом психической и физической зависимости.

      Но  на сегодняшний день приходится постоянно  сталкиваться с необоснованно широкой  трактовкой термина. Его используют и для обозначения таких форм одурманивания, при которых зависимость  еще не сформировалась, а также  при применении веществ, не являющихся "настоящими" наркотиками (лекарственных  препаратов, средств бытовой химии  и т.д.). В таком случае стирается  грань между наркоманией как  болезнью и одурманиванием как социальной болезнью.

      Вещества, которые способны активно влиять на психику человека, а также обусловливать  развитие зависимости, можно разделить  на две большие группы - наркотические и токсикоманические. Для того, чтобы вещество считалось наркотическим, оно должно отвечать трем критериям: медицинскому (вещество оказывает такое воздействие на центральную нервную систему человека, которое является причиной его немедицинского потребления, говоря "подростковым" языком - вызывает "кайф"); социальному (наносит вред обществу); юридическому (распространение этого вещества ограниченно и находится под строгим юридическим контролем) .

      Подростков, склонных к потреблению наркотиков можно разделить на три условные группы . Первую из них составляют те школьники, которые попробовали  наркотическое вещество просто из любопытства. Нездоровое любопытство такого рода скорее всего проявляют те дети, которых неправильно воспитывали, ведь воспитание должно укреплять интеллектуальную и волевую сферы психической организации ребенка.

      Вторую  группу составляют те, у кого неблагополучная  обстановка. Например, отец или оба  родителя пьяницы; кто-то из родителей  психически болен; постоянные ссоры  и конфликты в семье из-за невротических  черт одного из родителей.

      Третью  группу образуют те подростки, мозг которых  был деформирован какой-либо патологией, вследствие этого ослабли волевые  качества, влечения гипертрофировались и приобрели несколько извращенный  характер. Такие подростки легко  попадают под влияние тех лиц, которые пропагандируют потребление  алкоголя и другие формы наркотизации.

      Для того чтобы суметь помочь подросткам в этой ситуации, нужно иметь представление  об особенностях развития наркогенной  карьеры несовершеннолетних. Здесь  могут быть выделены несколько этапов

      Первый  этап. Ключевым событием этого этапа  является первая проба одурманивающего  вещества сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию  носят социальный характер, т.е. подросток  использует наркогенный препарат не ради получения эйфорического эффекта, а для реализации какой-то иной своей  потребности. Как правило, это связано  с трудностями, проблемами и вообще с взаимодействием со сверстниками. Ребенок подчиняется наркогенному давлению окружающей среды, пробует  наркотик для того, чтобы стать "своим" в компании. Значительную часть подростков привлекает возможность испытать новые, неизвестные им ощущения.

      Но  вот, что настораживает. При опросах  нередко дети и подростки отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что "не знали, как отказаться". Действительно, ведь этому не учат в  школе, этому не учат и родители. А ведь попадая первый раз в  непривычную ситуацию, в которой  не знаешь как себя вести, всегда легче подчиниться, чем оказывать сопротивление.

      Как правило, при первом использовании  одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает.

      Подростки обычно утверждают, что "ничего не ощущали", затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений или утверждают, что ощущения были неприятные ("тошнило", "болела голова").

      Второй  этап. Для него характерно первое прочувствование  эйфорического эффекта. Здесь начинает формироваться ядро новой - наркогенной  потребности. Морфологические изменения  меняют и психологические и социальные характеристики несовершеннолетнего. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением  вновь и вновь переживать эйфорию. Именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. На время возникает ощущение "полета на облаках". Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: "Вот я лежу в белоснежном  облаке на вершине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо и ни до кого нет дела. Перед глазами  пролетают громадные яркие бабочки, где-то журчит ручей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, самая добрая…"

      Изменяется  характер отношения к окружающим. Все они становятся милыми и добрыми  людьми. На время отступают все  проблемы, неразрешимые задачи перестают  волновать.

      Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает  и волевую и нравственную сферы  подростка. Он может понимать опасность  наркотизации, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию становится все сложнее.

      Значение  этого этапа заключается в  следующем. У ребенка формируется  представление о "положительной" стороне наркотизации. Действительно, ведь никаких реальных негативных последствий  наркотизации пока не ощущается, поэтому подростку все сложнее поверить взрослому, говорящему об опасности одурманивания. Здесь закрепляются навыки технологии наркотизации, освоенные при первых пробах.

      Третий  этап. Ключевое событие этого этапа  заключается в появлении у  подростка симптома психической  зависимости. В момент отсутствия одурманивающего  вещества подросток начинает испытывать чувство беспокойства, дисфории, тревоги. Снижается сила и "приятность" эйфорических ощущений. Подросток стремится  использовать наркогенное вещество уже не столько ради эйфории, сколько  ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Надо сказать, что только на этом этапе  взрослые - учителя и родители - начинают догадываться о том, что с ребенком что-то неладное, поскольку необъяснимые колебания настроения буквально  бросаются в глаза.

      Изменения эмоциональной, нравственной сферы  оказываются значительными. Несовершеннолетний может признавать вред наркотиков, однако, выдвигает целый ряд доводов "за" одурманивание. Неохотно идет на контакт с теми людьми, которые  пытаются помешать его наркотизации. Круг общения сужается до группы, в  которой происходит наркотизация.

      Четвертый этап. У подростка формируется  уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции или "ломки", мучительных ощущений, обусловленных  отсутствием наркогенного вещества. Вот как описывает это состояние  один из больных подростков: "Боль нечеловеческая… Будто внутрь забралась  целая шайка садистов - одни кости  сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Все  разрывается на части, и ты, натурально сходишь с ума". Чтобы снять "ломку" наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых  и нравственных преград. Хорошо и  нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.

      Чем обусловлены столь жестокие переживания? Дело в том, что в отсутствии наркотика  чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов повышается настолько, что наркоман начинает ощущать  движение кишечника, возникает чувство "переворачивания внутренностей". Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам. Один из прошедших  эти круги ада говорил: "Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана".

      Увы, о столь разрушительных последствиях наркотизации сегодняшние несовершеннолетние, только начинающие свое знакомство с  дурманом, не догадываются и поэтому  не могут оценить реально грозящую им опасность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфорических ощущений черный призрак болезни. Такие дети редко  продолжают посещать школу, одурманивание  полностью вытесняет из их жизни  все прежние интересы, их поглощает "черный ящик" наркотизма.

      Анализ  показателей официальной медицинской  статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части  подростков в незаконное потребление  наркотиков. На 1 января 2001 года в России было официально зарегистрировано 25041 детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками и больных наркоманией . Следовательно, нужно вовремя вовлекать  подростков, склонных к наркотизации, в социально положительные формы  деятельности, обеспечивая тем самым  позитивное развитие личности.

      Токсикомания - это такое систематическое употребление токсических средств, которое сопровождается формированием психической зависимости от него, ростом толерантности, возникновением абстинентного синдрома и разнообразными психическими, соматическими и социальными нарушениями.

      Э. А. Бабаян (1981, 1988) выделяет следующие  наиболее часто встречающиеся группы токсических веществ, вызывающих болезненное  пристрастие к ним :

    • снотворные средства,
    • транквилизаторы,
    • стимуляторы,
    • анальгетики,
    • антигистаминные средства,
    • летучие ароматические вещества.

      Среди личностных особенностей, предрасполагающих  к токсикоманиям, относят психопатические  особенности характера, психический  инфантилизм, вегетативную недостаточность. В ряде случаев развитию токсикоманий предшествуют соматические заболевания  с нарушением сна или выраженным болевым синдромом, когда больные  прибегают к соответствующим  лекарственным средствам по медицинским  показаниям.

      Большое значение в развитии токсикоманий у  подростков придается влиянию группы, подражательству и любопытству, свойственным подростковому возрасту. Распространенность токсикоманий у  подростков, несмотря на проводимые профилактические меры, остается высокой нередко заканчивается  трагически. Чрезмерные дозы даже однократно вводимого вещества могут приводить  к смертельным исходам, в других случаях - к тяжким последствиям, связанным  с грубыми необратимыми повреждениями  головного мозга.

Информация о работе Социально-педагогическая работа аддиктивными подростками