Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска
как объект социально-
1.2 Сущность социально-
1.3 Нормативно-правовая база
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-
2.2 Опыт социально-педагогической
работы с детьми группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время категория детей «группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.
Осложнение
социально-экономических
Принадлежность
детей к группе риска обусловлена
различной неблагоприятной
В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей «группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.
Дети «группы риска» - это те
дети, которые находятся в
целесообразным относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями в развитии.
Степень разработанности (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.) (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) (Медведева Г.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.). Л.В. Топчий и А.А. Козлов М.А. Галагузовой Р.М. Куличенко Л.В. Мардахаев А.С. Макаренко
Объект – социальная работа с детьми группы социального риска
Предмет – содержание социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Описать опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
Методы исследования: обобщение, анализ и синтез, используемые при работе с теоретическим материалом.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что представленный материал может быть использован студентами при подготовке к занятиям по курсу «социальная работа», также материал представляет научную ценность и может быть представлен педагогам и специалистам в сфере образования, так как в данной работе рассмотрены основные технологии социальной работы с детьми группы социального риска, раскрыта сущность и особенности нормативно-правового регулирования поведения детей группы социального риска.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети
группы социального риска как
объект социально-
Как известно,
многим детям свойственны временные
отклонения от поведения. Как правило,
они легко преодолеваются усилиями
родителей, учителей, воспитателей. Но
поведение какой-то части детей
выходит за рамки допустимых шалостей
и проступков, и воспитательная работа
с ними, протекая с затруднениями,
не приносит желаемого успеха. Таких
детей относят к категории
«трудных». Дети группы социального
риска-это дети, которые находятся
в критической ситуации под воздействием
некоторых нежелательных
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов .
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями.[44,16]
В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних пра Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья .
В одних
случаях педагогическая трудность
является следствием преобладания одного
из этих факторов, в других – их сочетания,
комплекса. В тех случаях, когда
эту трудность преодолеть не могут,
появляется «трудный», «неисправимый»
ребенок. В разряд «трудных» и
«неисправимых» нередко заносятся
и те педагогически и социально
запущенные дети, к которым педагог
не сумел найти правильного
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период вонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
научные,
марксистские позиции постепенно подменялись
ненаучными; большую часть трудных
детей рассматривали как
Проблема
«трудных» учащихся – одна из центральных
психолого-педагогических проблем. Ведь
если бы не было трудностей в воспитании
подрастающего поколения, то потребность
общества в возрастной и педагогической
психологии, педагогике и частных
методиках просто отпала бы. Тяжелое
экономическое положение
На основании
анализа современной научно-
Под «трудными»
школьниками понимаются, во-вторых,
такие дети и подростки, нарушения
поведения которых нелегко
«педагогически
запущенные дети». Все трудные дети,
конечно, являются педагогически запущенными.
Но не все педагогически запущенные
дети трудные: некоторые относительно
легко поддаются
«Трудные дети», в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Итак, рассмотрим более подробно некоторые категории детей относящихся к группе риска. Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.[46]
Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска».
Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый
аспект — это риск для общества,
который создают дети данной категории.
Понятие «группа риска» появилось
еще в советский период именно
в контексте приоритета общественных
интересов. Это понятие позволяло
выделять категории людей, семей
и т.п., поведение которых могло
представлять потенциальную опасность
для окружающих и общества в целом,
поскольку противоречило
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска