Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

1.1 Дети группы социального риска  как объект социально-педагогической  работы

1.2 Сущность социально-педагогической  работы с детьми группы социального  риска

1.3 Нормативно-правовая база социальной  работы с детьми группы социального  риска

ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО  РИСКА

2.1 Технологии социально-педагогической  работы с детьми группы социального  риска

2.2 Опыт социально-педагогической  работы с детьми группы социального  риска (на примере МОУ СОШ  №22 г. Читы)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  исследования обусловлена тем, что  в настоящее время категория  детей «группы риска» является предметом  исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный  характер изучения, обусловливающийся  сложностью и многогранностью этого  явления.

Осложнение  социально-экономических условий  жизни населения, воздействие средств  массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обострили проблему «дети  группы риска».

Принадлежность  детей к группе риска обусловлена  различной неблагоприятной этиологией, т.е. имеет разные социальные корни. Это категория детей в силу определенных причин своей жизни  более других категории подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

В зависимости  от области изучения выделяют множество  классификаций детей «группы  риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей  относят тех, кто испытывает трудности  в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети «группы риска» - это те дети, которые находятся в критической  ситуации под воздействием некоторых  нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые  воздействуют на детей с особенностями  развития и обуславливают большую  вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Поэтому представляется

целесообразным  относить к детям «группы риска» младших школьников с особенностями  в развитии.

Степень разработанности (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.) (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) (Медведева Г.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.). Л.В. Топчий и А.А. Козлов М.А. Галагузовой Р.М. Куличенко Л.В. Мардахаев А.С. Макаренко

Объект  – социальная работа с детьми группы социального риска

Предмет – содержание социально-педагогической работы с детьми группы социального  риска 

Цель  работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска

Задачи  исследования:

Представить детей группы социального риска  как объект социально-педагогической работы

Раскрыть  сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального  риска

Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального  риска

Описать опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)

Методы  исследования: обобщение, анализ и синтез, используемые при работе с теоретическим  материалом.

Практическая значимость данного  исследования заключается в том, что представленный материал может  быть использован студентами при  подготовке к занятиям по курсу «социальная  работа», также материал представляет научную ценность и может быть представлен педагогам и специалистам в сфере образования, так как в данной работе рассмотрены основные технологии социальной работы с детьми группы социального риска, раскрыта сущность и особенности нормативно-правового регулирования поведения детей группы социального риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО  РИСКА

 

1.1 Дети  группы социального риска как  объект социально-педагогической  работы

 

Как известно, многим детям свойственны временные  отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей  выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких  детей относят к категории  «трудных». Дети группы социального  риска-это дети, которые находятся  в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов.

Учащиеся  «группы риска» – это такая  категория детей, которая требует  особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов .

К ним  относятся дети с нарушениями  в аффективной сфере, педагогически  запущенные дети, дети с задержкой  психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями.[44,16]

В последнее  время о трудных школьниках пишется, и говориться немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних пра Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом.

Состав  трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность школьников обуславливается  тремя основными факторами:

1) педагогической  запущенностью;

2) социальной  запущенностью;

3) отклонениями  в состоянии здоровья .

В одних  случаях педагогическая трудность  является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда  эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и  «неисправимых» нередко заносятся  и те педагогически и социально  запущенные дети, к которым педагог  не сумел найти правильного подхода.

Вопрос  о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20-30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и  юристы. Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.). Рассматривая трудное детство как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных, социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В. Чехов, А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период вонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.

научные, марксистские позиции постепенно подменялись  ненаучными; большую часть трудных  детей рассматривали как нравственно  и умственно дефективных, для  них предлагалось создавать специальные  школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии  как науки повлекла за собой и  фактическое прекращение изучения трудных детей, работы по предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50-х годов стали  вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) [41]

Проблема  «трудных» учащихся – одна из центральных  психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность  общества в возрастной и педагогической психологии, педагогике и частных  методиках просто отпала бы. Тяжелое  экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и  несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить и работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – вес это привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, чаще и в крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.[61]

На основании  анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия  «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения.

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения  поведения которых нелегко исправляются, корректируются. В этой связи следует  различать термины «трудные дети»  и

«педагогически  запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.[57]

«Трудные  дети», в-третьих, особенно нуждаются  в индивидуальном подходе со стороны  воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно  считают некоторые взрослые, а  требующие особого внимания и  участия окружающих.

Основные  причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах  школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые категории  детей относящихся к группе риска. Разные названия отражают различные  точки зрения на эту категорию  детей, которые, в свою очередь, обусловливают  и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким  детям с позиции педагога, для  которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и  этим выделяются среди «обычных»  детей. Такая точка зрения лежит  в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как  правило, сводились к изоляции «обычных»  детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного  воздействия (нередко с участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.[46]

Одним из самых распространенных и при  этом самым неопределенным среди  именований данной категории детей  является понятие «дети группы риска».

Слово риск означает возможность, большую вероятность  чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти  либо не произойти. Поэтому когда  говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся  под воздействием некоторых нежелательных  факторов, которые могут сработать  или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.

Первый  аспект — это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось  еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло  выделять категории людей, семей  и т.п., поведение которых могло  представлять потенциальную опасность  для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска