Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Необходимо  формирование федеральной системы  социально-педагогической поддержки  детей группы риска, страхования  образовательных рисков детей. Следует  отметить, что данная система должна встраиваться в единое образовательное  пространство Российской Федерации  как одна из главных координат  этого пространства.

Единое  образовательное пространство Российской Федерации в аспекте страхования  образовательных рисков детей подростков и молодежи(социально-педагогической поддержки детей группы риска) может  быть охарактеризовано такими принципами, как:

- приоритет  общечеловеческих ценностей;

- гуманистический  характер образования;

- приоритет  жизни и здоровья человека;

- общедоступность  образования;

- адаптивность  системы образования к уровням  подготовки и особенностям индивидуального  развития обучающихся и воспитанников;

- защита  обучающихся от перегрузок и  сохранение их психического и

физического здоровья;

- обеспечение  на всей территории Российской  Федерации ряда существенных  качеств общего образования: академическая  мобильность обучающихся и право  выбора ими образовательного  учреждения;

- преемственность  образовательных программ общего  образования, обеспечивающая с  одной стороны возможность продолжения  обучения на всех ступенях  общего образования, а с другой, - доступность получения профессионального  образования.[32]

На уровне Российской Федерации решаются важнейшие  политические, управленческие и, одновременно, научно-теоретические вопросы:

- являются  ли риски в системе образования  нормой, и, следовательно, объектом  управления, или они не более  чем помехи в развитии образования  и подлежат устранению;

- должно  ли общее образование ориентироваться  на нормативы здорового ребенка  конца XIX - первой половины XX века, или оно призвано учитывать  реальности сегодняшнего дня;

- требуется  ли системное внедрение в практику  массовой школы методов коррекционно-реабилитационного  образования и инновационных  технологий социально-педагогической  поддержки детства? 

В целом, ситуацию с социально-педагогической помощью и поддержкой, сложившуюся  в российской системе образования  в течение 90-х годов XX в., можно охарактеризовать как достаточно противоречивую. В результате ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, а также активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования наметились и развиваются позитивные тенденции в развитии социально-педагогической поддержки детей группы риска на региональном уровне.[31]

Отдельные элементы обновления системы образования  появились уже во второй половине 80-х годов XX в. При этом они были отмечены неравномерностью, малой управляемостью, которая усугубилась в процессе разрушения институтов плановой экономики  в 1990-1992 гг.

Осуществляется  перераспределение функций органов  государственного управления системой образования на федеральном и  региональном уровнях; происходит реальная регионализация подсистем социально-педагогической помощи и поддержки детей группы риска; закладываются основы государственно-общественного  управления этими подсистемами, прежде всего на региональном уровне:

* сокращается  функция прямого директивного  администрирования со стороны  органов управления;

* укрепляется  автономия учреждений образования,  как общеадаптивных, так и специализированных на различных формах социально-педагогической помощи (расходование внебюджетных средств, формирование учебных программ, выбор методов обучения);

* практически  во всех регионах имеются преценденты реализации на практике права финансовой и хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, в том числе общеадаптивных и специализированных, создаются попечительские советы учебных заведений, профессиональные объединения, родительские ассоциации;

* структура  образовательных услуг, предоставляемых  адаптивными и специализированными  на различных формах социально-педагогической помощи учреждениями, более гибко реагирует на объективные потребности, субъективные запросы учащихся и требования рынка труда.[30]

В данной связи необходимо подчеркнуть, что  проблема защиты детства в региональной системе образования многомерна и многоаспектна. В органах управления образованием происходит серьезное переосмысление накопленного опыта осуществления государственной образовательной политики в Российской Федерации и региональная корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых реалий. Ведь без глубокого и всестороннего анализа макросоциальных процессов вряд ли будет эффективной реализация долгосрочной стратегии образования, одной из важнейших сторон которой выступает социально-педагогическая защита детства.

В настоящее  время в различных регионах осуществляется значительное продвижение в направлении  организации социально-педагогической поддержки детства, детей «группы  риска» как системы. Это особенно существенно, поскольку эффективной  системы защиты детства на общегосударственном  федеральном уровне пока нет.

Фактически  в каждом отдельном регионе действует  свой механизм социально-педагогической поддержки детей и подростков; реализуются вариативные модели. Такой механизм стихийно сложился из ранее существовавших форм профилактики детской и подростковой преступности, защиты материнства и детства, социального  вспомоществования, с одной стороны, и ряда медицинских, психолого-педагогических, экономико-юридических элементов  страхования рисков детства, подростничества и юности, возникших в новой, уже постсоветской образовательной сфере - с другой.

Таким образом, основная отличительная особенность  детей группы риска заключается  в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них  есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.

Центральная идея большинства исследований заключается  в том, что младшие школьники  с особенностями развития воспитываются  в неблагоприятных условиях для  их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать  тот факт, что они требуют особого  педагогического подхода. Школьниками  «группы риска» являются дети, чьи  индивидуальные особенности предопределяют критическую ситуацию или неблагоприятные  обстоятельства, которые обуславливают  неполноценное воспитание и развитие.

Рассмотрев  проблемы детей группы риска и  проанализировав основные документы, регламентирующие деятельность социального  работника при решении этих проблем, выделим принципы и стандарты  поведения специалиста в отношении  с детьми группы риска. В раскрытии  данного вопроса основываемся на работах исследователей современности (Медведева Г.П., Коныгина М.Н., Ширгалин Б.Ш.).

Для изучения особенностей профессиональной этики  социального работника необходимо выяснить, что включает в себя понятие  «профессиональной этики» вообще.

Профессиональная  этика - одна из фундаментальных теоретических  основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о  профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология .

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, и логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная  работа в ее теперешнем понимании  и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну.

Этическими  принципами социальной работы с детьми группы риска можно считать:

1. Принцип  толерантности как основополагающий  в этике социальной работы  с клиентами группы риска. Работая  с детьми группы риска необходимо  проявлять терпимость к их  образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже  если они не совпадают с  собственными. Не являясь враждебным  свойством личности, толерантность  формируется в течение жизни  путем воспитания и самовоспитания  и относится к важным компонентам  готовности социального работника  к профессиональной деятельности.

2. Принцип  уважения ребенка как личности. Уважение подразумевает под собой  соблюдение прав ребенка. Все  права подробно прописаны во  «Всеобщей декларации прав человека»,  а так же в «Конвенции о  правах ребенка». Этот принцип  очень важен при работе с  детьми группы риска, ведь взаимное  уважение - это залог успеха разрешения  проблем.

3. Принцип  добровольности. Насильно вернуть  ребенка в нормальную, здоровую  жизнь невозможно. Для этого нужно  его желание. Это значит: для  того, чтобы приступить к оказанию  помощи и коррекционной работе  с каждым ребенком, необходимо  его согласие на сотрудничество  со специалистами, оказывающими  ему помощь.

4. Принцип  конфиденциальности - это один из  ведущих принципов в социальной  работе, который определяет следующие  нормы и стандарты поведения  в деятельности специалиста.

При передаче информации третьему лицу, социальный работник должен обязательно предупредить его о неразглашении информации.

В случае получения от клиента информации, связанной с нарушением закона, социальный работник обязан передать ее соответствующим  органам, при этом обязательно известить  клиента о разглашении информации.

При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может  доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.

5.Принцип  доброжелательности, бескорыстия, честности  и откровенности. Этот принцип  подразумевает под собой не  совсем формальные отношения  между специалистом социальной  работы и клиентом. Откровенность,  честность, открытость, доброжелательность - это те качества, которые должны  быть в наличии у социального  работника, незаменимые при работе  с клиентами всех категорий,  в частности с детьми группы  риска. Доброжелательность и открытость  со стороны специалиста способствует  быстрому и эффективному разрешению  проблем ребенка.

6. Принцип  безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.

7. Принцип  социальной справедливости. Этот  принцип предполагает минимальное  вмешательство государства в  социально-экономические процессы  и реализацию принципа личной  ответственности и индивидуализма, основными чертами которого являются  уважение личности как таковой,  т. е. признание абсолютного  приоритета взглядов и пристрастия  человека к его собственной  сфере деятельности, а также убеждение  в желательности развития индивидуальных  дарований и наклонностей. В этом  случае экономическая свобода  индивида дополняется политической  и равенством стартовых возможностей. Приоритет отдается активности людей в гражданском обществе, основная роль в системе социальной работы принадлежит общественным организациям и объединениям, имеющим большое значение в реализации социальной политики. Этот принцип является важным при работе социального работника с клиентом, в частности с детьми группы риска.

Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип - принцип толерантности.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска