Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Необходимо формирование федеральной системы социально-педагогической поддержки детей группы риска, страхования образовательных рисков детей. Следует отметить, что данная система должна встраиваться в единое образовательное пространство Российской Федерации как одна из главных координат этого пространства.
Единое
образовательное пространство Российской
Федерации в аспекте
- приоритет общечеловеческих ценностей;
- гуманистический характер образования;
- приоритет жизни и здоровья человека;
- общедоступность образования;
- адаптивность
системы образования к уровням
подготовки и особенностям
- защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и
физического здоровья;
- обеспечение
на всей территории Российской
Федерации ряда существенных
качеств общего образования:
- преемственность
образовательных программ
На уровне Российской Федерации решаются важнейшие политические, управленческие и, одновременно, научно-теоретические вопросы:
- являются
ли риски в системе
- должно
ли общее образование
- требуется
ли системное внедрение в
В целом, ситуацию с социально-педагогической помощью и поддержкой, сложившуюся в российской системе образования в течение 90-х годов XX в., можно охарактеризовать как достаточно противоречивую. В результате ряда мер, принятых на федеральном уровне и в части регионов, а также активной адаптационной деятельности многих учебных заведений всех ступеней образования наметились и развиваются позитивные тенденции в развитии социально-педагогической поддержки детей группы риска на региональном уровне.[31]
Отдельные элементы обновления системы образования появились уже во второй половине 80-х годов XX в. При этом они были отмечены неравномерностью, малой управляемостью, которая усугубилась в процессе разрушения институтов плановой экономики в 1990-1992 гг.
Осуществляется
перераспределение функций
* сокращается функция прямого директивного администрирования со стороны органов управления;
* укрепляется
автономия учреждений
* практически
во всех регионах имеются
* структура
образовательных услуг,
В данной связи необходимо подчеркнуть, что проблема защиты детства в региональной системе образования многомерна и многоаспектна. В органах управления образованием происходит серьезное переосмысление накопленного опыта осуществления государственной образовательной политики в Российской Федерации и региональная корректировка ее целей, приоритетов и механизмов с учетом новых реалий. Ведь без глубокого и всестороннего анализа макросоциальных процессов вряд ли будет эффективной реализация долгосрочной стратегии образования, одной из важнейших сторон которой выступает социально-педагогическая защита детства.
В настоящее
время в различных регионах осуществляется
значительное продвижение в направлении
организации социально-
Фактически
в каждом отдельном регионе действует
свой механизм социально-педагогической
поддержки детей и подростков;
реализуются вариативные
Таким образом, основная отличительная особенность детей группы риска заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, - права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование.
Центральная идея большинства исследований заключается в том, что младшие школьники с особенностями развития воспитываются в неблагоприятных условиях для их социализации. Чтобы социальное воспитание таких детей было успешным, представляется целесообразным учитывать тот факт, что они требуют особого педагогического подхода. Школьниками «группы риска» являются дети, чьи индивидуальные особенности предопределяют критическую ситуацию или неблагоприятные обстоятельства, которые обуславливают неполноценное воспитание и развитие.
Рассмотрев
проблемы детей группы риска и
проанализировав основные документы,
регламентирующие деятельность социального
работника при решении этих проблем,
выделим принципы и стандарты
поведения специалиста в
Для изучения
особенностей профессиональной этики
социального работника
Профессиональная этика - одна из фундаментальных теоретических основ любой профессиональной деятельности, представляющая собой науку о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии и обеспечивающих взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда и вытекающие из содержания их профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиональная этика - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология .
Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос - долг, должное, надлежащее, и логос - наука) - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен до настоящего времени, больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.
Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающее неблагоприятные факторы в социальной работе, направленные на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждающие негативные последствия социального обслуживания: профессиональный долг, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, профессиональную тайну.
Этическими принципами социальной работы с детьми группы риска можно считать:
1. Принцип
толерантности как
2. Принцип
уважения ребенка как личности.
Уважение подразумевает под
3. Принцип
добровольности. Насильно вернуть
ребенка в нормальную, здоровую
жизнь невозможно. Для этого нужно
его желание. Это значит: для
того, чтобы приступить к оказанию
помощи и коррекционной работе
с каждым ребенком, необходимо
его согласие на
4. Принцип
конфиденциальности - это один из
ведущих принципов в
При передаче
информации третьему лицу, социальный
работник должен обязательно предупредить
его о неразглашении
В случае
получения от клиента информации,
связанной с нарушением закона, социальный
работник обязан передать ее соответствующим
органам, при этом обязательно известить
клиента о разглашении
При работе с детьми группы риска очень важно, чтобы ребенок знал, что может доверять специалисту любую информацию и не боялся ее разглашения.
5.Принцип
доброжелательности, бескорыстия, честности
и откровенности. Этот принцип
подразумевает под собой не
совсем формальные отношения
между специалистом социальной
работы и клиентом. Откровенность,
честность, открытость, доброжелательность
- это те качества, которые должны
быть в наличии у социального
работника, незаменимые при
6. Принцип безоценочности. Этот принцип состоит в том, что специалист, оценивая действия и поведение клиента, не дает четкой оценки. Это способствует большему доверию со стороны клиента к социальному работнику. Естественно этот принцип не заменим в роботе с детьми группы риска, так как все мы знаем, какая реакция у детей на оценки их поведения со стороны окружающих людей. Поэтому, чтобы добиться необходимого результата, специалист социальной работы должен придерживаться этого принципа.
7. Принцип
социальной справедливости. Этот
принцип предполагает
Таким образом, мы выделили, рассмотрели и проанализировали 7 принципов, необходимых при работе социального работника с детьми группы риска. Определили основополагающий принцип - принцип толерантности.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска