Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

У истоков  технологизации социально-педагогической деятельности стоял А.С. Макаренко, хотя само выражение «социально-педагогическая технология» в его публикациях не встречается. Среди социально-воспитательных технологий, разработанных им, можно выделить: формирование и развитие коллектива; управление воспитательной ролью коллектива; прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата.

Л.В. Мардахаев рассматривает социально-педагогические технологии как науку об искусстве достижения прогнозируемой социально-педагогической цели.

Технология  социально-педагогической деятельности определяется М. А. Галагузовой как совокупность методов и приемов практической социально-педагогической деятельности, характеризующейся рациональной и целесообразной последовательностью действий и применением определенного инструментария.

Ключевым  звеном любой технологии является детальное  определение конечного результата и точное достижение его.

Реализуя  технологии социально - педагогической работы с детьми следует придерживаться следующих принципов:

- системного  подхода при анализе и решении  проблем детства;

- соответствия  инструментария конкретно решаемым  проблемам ребенка;

- опоры  на физические и духовные ресурсы  подопечного (ребенка, его семьи);

- контроля  действенности применяемого инструментария;

- коррекции  содержания, форм и методов социально-педагогической  деятельности с учетом конкретной  ситуации.

Социальная  педагогика утверждается как наука, поэтому увеличивается количество направлений деятельности социального  работника, которые в той или  иной степени технологизируются. В связи с этим социальному педагогу важно уяснить основания для выбора уже сложившейся технологии либо разработки специальной технологии для конкретного случая. Это значит определить:

O цель  своих усилий;

O необходимые  условия для её реализации;

O особенности  и возможности ребёнка, подростка;

O возможности  и способности социума, микросоциума (школы, класса, семьи и др.);

O возможные  формы и методы её реализации;

O временные  возможности для достижения поставленной  цели.

Различные направления работы социального  работника в разной степени поддаются  технологизации. Например, работа по охране прав ребёнка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьёй, в «открытой» среде (на улице), наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов (типовые технологии общения, преодоления межличностных конфликтов и т. п.)

Основу  технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). Предполагает пять взаимосвязанных этапов:

O диагностико-прогностический;

O этап  выбора (разработки) оптимальной технологии;

O этап  непосредственной подготовки к  реализации выбранной технологии;

O реализационный;

O экспертно-оценочный.

Перед специалистом в сфере профилактики и социальной работы с детьми возникла задача профессионального  освоения не только инструментальных средств и способов работы с несовершеннолетними, но и основ государственного подхода  в решении проблем несовершеннолетних, поиск таких форм работы, которые  обеспечивали бы успешность социального  развития ребенка.

Определенная  противоречивость общегосударственного подхода в выборе объекта профилактики и социальной работы может быть преодолена путем согласования позиций и  организации взаимодействия всех специалистов, занимающихся социальным воспитанием  ребенка.

В то же время только в рамках профессионально  организованной социальной работы можно  максимально эффективно провести адресную диагностику проблем клиента-ребенка - и предложить необходимый в каждом конкретном случае способ взаимодействия и выхода из трудной жизненной  ситуации.

По целям  система профилактики и государственный  подход в разрешении проблем детей  ориентированы на достижение этого  результата. Но списки субъектов системы  и носителей технологии открытой социальной работы с ребенком крайне невелики.

Социальными технологиями в работе с детьми группы социального риска являются: аналитико-диагностическая, прогностическая, организационно-коммуникативная, коррекционная, координационно-организаторская, социально-педагогическая поддержка  и помощь, социально-профилактическая, реабилитационная.

Реализуя  аналитико-диагностическую функцию, социально-педагогическая работа: изучает  и оценивает особенности социальной микросреды образовательного учреждения, прогнозирует возможные влияния  среды на школьников; выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает  и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает  причины неадекватного поведения  детей, подростков, причины социального  неблагополучия их семей; содействует  выявлению особо одаренных школьников; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

Прогностическая функция социально-педагогической работы заключается в том, что : на основе анализа социальной и педагогической ситуации прогнозирует процесс воспитания и развития личности школьника, оказывает  помощь в саморазвитии и самовоспитании его личности, определяет перспективы  развития обучающегося в процессе социализации; планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе анализа результатов  предыдущей работы.

В социально-педагогической работе организационно-коммуникативная  функция: способствует включению субъектов  воспитательной деятельности - общественности, учреждений дополнительного образования  и др. в процесс социального  воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых; позволяет  ему участвовать в формировании гуманистической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также оказывать влияние на отношения детей, подростков и взрослых.

Коррекционная функция социально-педагогической работы заключается в том, что : старается  оградить обучающихся (воспитанников) от негативных влияний социальной среды; осуществляет коррекцию самооценки школьников и помогает им избавиться от вредных привычек.

Реализуя  координационно-организаторскую функцию, социальный педагог: организует социально  значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде; включает обучающихся  в различные виды продуктивной деятельности с учетом психолого-педагогических требований к ней; организует коллективную творческую деятельность детей с  участием взрослых; координирует деятельность всех субъектов социального воспитания; взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Выполнение  функций социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам  побуждает социального педагога: оказывать квалифицированную психолого-педагогическую помощь обучающемуся (воспитаннику) в  саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации  и самореализации; устанавливать  доверительные отношения с клиентом.

Охранно-защитная функция социально-педагогической работы заключается в том, что  он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и  интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения  и реализации юридической ответственности  лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя  психотерапевтическую функцию, социальный педагог: заботится об обеспечении  положительного эмоционального состояния  школьников; оказывает им помощь в  разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния; содействует  в создании ситуаций успеха школьников.

Выполнение  социально-профилактической функции  предполагает, что социальный работник: организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков; влияет на формирование их нравственно-правовой устойчивости; организует систему мер социального оздоровления детей из семей группы социального «риска».

Реабилитационная  функция социального работника  заключается в том, что он организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся  из мест лишения свободы, спец.учреждений, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, стресс, употребление наркотиков, сексуальная агрессия, лишение свободы, и др.) испытывающих различные затруднения, которые приводят к социальной дезадаптации.

Содержание  той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой  ребенка. При этом существуют проблемы, которые наиболее характерны для  детей группы риска.

Одной из таких проблем в настоящее  время является употребление несовершеннолетними  алкоголя и наркотиков. Очевидно, что  решение этой проблемы, которая уже  приобрела масштабы социальной болезни, требует участия не только очень  многих специалистов социальной сферы, но и государственных структур, средств  массовой информации, общественности и др. Однако немаловажная роль в проведении работы по проблемам опасных для здоровья зависимостей среди несовершеннолетних отводится и социальному педагогу общеобразовательного учреждения. Этот специалист может обеспечить в школе:

профилактику  опасных для здоровья детей зависимостей (алкогольной, наркотической, токсической);

оказание  индивидуальной конфиденциальной помощи и сопровождения детям, уже имеющим  проблемы с данными зависимостями.

Социально-педагогическая технология индивидуально-групповой  профилактической работы с детьми по проблемам наркотиков в общеобразовательном  учреждении включает в себя следующие  направления деятельности социального  педагога.

1. Формирование  и исследование банка данных  детей, склонных к зависимостям.

Социальный  педагог, на основе банка данных детей  группы риска, формирует отдельный  — закрытый для постороннего доступа  — банк данных детей, склонных к  зависимостям, который дополняется  сведениями, полученными самим социальным педагогом из разнообразных источников.

2. Разработка  «портрета» зависимостей несовершеннолетних  в образовательном учреждении.

Ее цель — конкретизация общих тенденций  развития зависимостей среди несовершеннолетних в данном учреждении.

Осуществляя разработку «портрета» зависимостей несовершеннолетних, социальный педагог реализует диагностические  технологии и разнообразные методы исследования социальных ситуаций несовершеннолетних для определения:

типов веществ, употребляемых учащимися (алкоголь, наркотики, токсические вещества, медицинские  препараты);

опыта употребления веществ;

источников  приобщения к веществам;

мест  распространения веществ;

очагов  возможного возникновения зависимостей;

отношения несовершеннолетних: а) к употреблению веществ, б) к употребляющим, в) к  распространению, г) к возможной  помощи.

3. Исследование  источников информации о несовершеннолетних, склонных к зависимостям, в образовательных  учреждениях. Данная функция —  очень важный компонент работы  социального педагога, связанный  с необходимостью тщательной, постоянной  экспертизы как самой информации  о несовершеннолетних, употребляющих  вещества, вызывающие зависимость,  их проблемах, путях распространения  веществ, так и каналов, по  которым эта информация может  поступать.

Социальный  педагог, осуществляя свою работу в  рамках педагогической этики, профессиональной конфиденциальности и тайны, должен организовать интенсивный обмен, сбор информации о детях, склонных к употреблению, попробовавших вещества, уже употребляющих, которые вызывают беспокойство в  связи с вышеназванными проблемами. Источниками такой информации могут  быть: учителя, классный руководитель, психолог, родители.

4. Разработка  схем организации контактов с  детьми и родителями.

Организация положительных устойчивых контактов  социального педагога с потенциальными клиентами — несовершеннолетними  и их родителями — заключается:

в установлении доверительно-уважительного тона отношений  с несовершеннолетними в условиях учреждения, адекватного отношения  к их проблемам и возможным  трудностям;

в донесении  до потенциального клиента — ребенка, родителя — значимости для преодоления  возможных опасных зависимостей как позитивных возможностей самого ребенка, так и профессиональной помощи социального педагога, гарантирующей  конфиденциальность и тайну обращения;

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска