Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
в налаживании обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных опросов, анкет, интервью, нерегламентированного общения с несовершеннолетними.
В условиях контакта наиболее полно проявляются все личностные свойства субъектов взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение.
Основными принципами организации контакта должны выступать:
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
заинтересованность;
содействие;
доверие.
5. Консультирование.
Консультирование выступает в деятельности социального педагога в качестве:
инструмента
организации контактов с
способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с разнообразными вопросами.
6. Разработка
программ профилактической
Это направление деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.
Программы
индивидуальной профилактической работы
с несовершеннолетними, имеющими проблемы
с зависимостями, могут разрабатываться
и реализовываться социальным педагогом
только под контролем научного консультанта
— профессионального
Ведя индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:
• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
• помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
• содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
• способствовать
осознанию необходимости
Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной стороны, она направлена на опережающее формирование позитивных жизненных установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а сам педагог должен выступать сознательным носителем и организатором гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые принципы социальной педагогики, такие как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически. Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
наделен
ясными полномочиями в организации
профилактической работы и помощи детям,
находящимся в социально
обеспечен
на уровне территориальной
включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
обеспечен
научно-методическим и технологическим
инструментарием
Кроме того,
он должен обладать следующими личностными
и профессиональными
• стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
• умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
• способностью сохранять тайну ребенка и его проблем, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
• готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они ни обладали.
2.2 Опыт
социально-педагогической
Исследования
показывают, что в новых условиях
воспитывающая, социально-педагогическая
миссия школы не должна ликвидироваться,
а, напротив, должна значительно усиливаться.
В ситуации кризиса детства, социальной
неустроенности значительной части
населения, семейного неблагополучия,
усилившейся агрессивности
Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог — уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.
Возглавляет службу социальный педагог школы
Семенова Светлана Ивановна
Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Задачу деятельности социального педагога можно определить как помощь в интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, образовании, профессиональном становлении, иными словами – помощь в социализации ребенка, формирование его социальной компетенции
Функции деятельности социального педагога
1. Коррекционно-реабилитационная.
2. Диагностическая.
3. Охранно-защитная.
4. Прогностическая.
5. Посредническая.
6. Предупредительно-
Виды социальной помощи, которые оказывает социальный педагог
1. Информационная.
2. Правовая.
3. Реабилитационная.
4. Бытовая.
5. Психологическая.
6. Экологическая.
7. Педагогическая.
8. Медико-социальная.
Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.
Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.
Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния здоровья нуждающихся в ней детей.
Социально-бытовая
помощь, направленная на содействие в
улучшении бытовых условий
Социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот.
Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей семей "группы риска".
Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, а также устранении негативных воздействий в семье и школьном коллективе, затруднений во взаимодействиях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.
Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимодействиях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях "группы риска". В современных условиях возникли новые явления и провесы, с которыми общество раньше в такой острой форме не сталкивалось, в частности, появление большого числа детей "группы риска", нуждающихся в квалификационной социально-педагогической помощи.
Социально-педагогическая
поддержка направлена на восстановление
нормального психолого-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав
проблему, представленную в работе,
мы можем заключить, что основное
содержание работы социального работника
с детьми группы риска - это создание
атмосферы реального
Это означает, что, работая с дезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка.
Знания социально-психологиеских особенностей детей группы риска, типичных проблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника, для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами.
Проанализировав
основные законодательные и нормативно-
Мы выяснили,
что при работе с детьми группы
риска, социальный работник должен соблюдать
этические принципы социальной работы,
такие как принцип
Также мы проанализировали стандарты поведения социального работника по отношению к детям группы риска, соблюдение которых необходимо для рационального и эффективного решения жизненных проблем детей.
Работа
с детьми «группы риска»– одно
из самых важных, и в то же время
наиболее сложных направлений
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Группы риска и социальная работа. Социальная работа: Вопросы и ответы. Москва, 1996
2. Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-
3. Коныгина М.Н. Пофессионально-
4. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи, - Москва, 2004
5. Медведева Г.П. Этика
6. Шеляг Т. Толерантность как принцип социальной работы. Российский журнал социальной работы. - 1995. - №2
7. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы «Ребенок на улице», Выпуск 1, - Москва, 1999
8. Шнейдер Л.Б., Девиантное поведение детей и подростков, - Москва, 2005
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ, РАБОТАЮЩЕМУ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА
Этические принципы в социальной работе с детьми группы риска:
1. Принцип толерантности
2. Принцип уважения ребенка как личности
3. Принцип добровольности
4. Принцип конфиденциальности
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска