Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

в налаживании  обратной связи со средой несовершеннолетних и их ближайшим окружением (педагогами, родителями и др.) путем разнообразных  опросов, анкет, интервью, нерегламентированного  общения с несовершеннолетними.

В условиях контакта наиболее полно проявляются  все личностные свойства субъектов  взаимодействия, сам факт его установления приносит им интеллектуальное и эмоциональное  удовлетворение.

Основными принципами организации контакта должны выступать:

эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;

заинтересованность;

содействие;

доверие.

5. Консультирование.

Консультирование  выступает в деятельности социального  педагога в качестве:

инструмента организации контактов с потенциальным  клиентом;

способа оказания помощи и социально-педагогической поддержки ребенку, переживающему  определенные проблемы с алкоголем, наркотиками, другими веществами, всем несовершеннолетним, обращающимся с  разнообразными вопросами.

6. Разработка  программ профилактической работы.

Это направление  деятельности осуществляется на основе возможностей эффективного взаимодействия социального педагога и потенциального клиента, реально складывающихся на предшествующих этапах работы.

Программы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, имеющими проблемы с зависимостями, могут разрабатываться  и реализовываться социальным педагогом  только под контролем научного консультанта — профессионального специалиста  по вопросам зависимостей (врача-нарколога, психолога, специализирующегося в  этой области, и др.).

Ведя  индивидуальную профилактическую работу, социальный педагог может:

• обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;

• помочь в осознании ответственности  за выбор стратегии поведения;

• содействовать  в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;

• способствовать осознанию необходимости обращения  к специалистам, способным оказать  действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).

Особенности социально-педагогической профилактики проявляются в том, что, с одной  стороны, она направлена на опережающее  формирование позитивных жизненных  установок, ценностей, опыта ребенка; с другой — объектом ее внимания выступают дети, получившие негативный жизненный опыт и оказавшиеся  в социально опасной ситуации. Очевидно, что педагогическое взаимодействие в рамках социально-педагогической профилактики должно базироваться на постулатах гуманной педагогики, а  сам педагог должен выступать  сознательным носителем и организатором  гуманной педагогики в ежедневном педагогическом взаимодействии с ребенком. При этом принципиально важно, чтобы базовые  принципы социальной педагогики, такие  как: принятие ребенка в качестве цели и ценности педагогического  процесса, адекватный учет во взаимодействии с ним его психологических, физиологических, половых и возрастных особенностей, — были бы обеспечены и управленчески, и технологически. Это означает, что для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:

наделен ясными полномочиями в организации  профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной  ситуации;

обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями  и специалистами, способными оказать  позитивное влияние на решение проблем  несовершеннолетнего;

включен в целостную региональную систему  контроля и анализа результатов  профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;

обеспечен научно-методическим и технологическим  инструментарием профилактической работы.

Кроме того, он должен обладать следующими личностными  и профессиональными характеристиками:

• стабильным авторитетом и доверием в среде  учащихся;

• умением  устанавливать и поддерживать положительные  контакты и отношения с детьми, педагогами;

• способностью сохранять тайну ребенка и  его проблем, какими бы шокирующими  ни были факты, ставшие ему известными;

• готовностью  к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они  ни обладали.

 

2.2 Опыт  социально-педагогической работы  с детьми группу социального  риска в МОУ СОШ №22 г. Чита

 

Исследования  показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части  населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе  тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу  считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка  в ее стенах прежде всего учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает  знания и умения, необходимые для  будущей жизни. В последние 10-15 лет  в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы  значительно ослабла.

Вместе  с тем следует учитывать и  то, что нормы и правила, которые  устанавливаются взрослыми в  школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так  удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и  влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как  итог — уход ребенка из-под влияния  взрослых, на улицу, побеги, появление  химической зависимости.

Возглавляет службу социальный педагог школы

Семенова  Светлана Ивановна

Целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений  в семье, школе, ближайшем окружении  и других социумах.

Задачу  деятельности социального педагога можно определить как помощь в  интеграции ребенка в общество, помощь в его развитии, образовании, профессиональном становлении, иными словами –  помощь в социализации ребенка, формирование его социальной компетенции

Функции деятельности социального педагога

1. Коррекционно-реабилитационная.

2. Диагностическая.

3. Охранно-защитная.

4. Прогностическая.

5. Посредническая.

6. Предупредительно-профилактическая.

Виды  социальной помощи, которые оказывает  социальный педагог

1. Информационная.

2. Правовая.

3. Реабилитационная.

4. Бытовая.

5. Психологическая.

6. Экологическая.

7. Педагогическая.

8. Медико-социальная.

Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение  детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также  деятельности социальных служб и  спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных  категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам.

Социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, службах и  других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния здоровья нуждающихся  в ней детей.

Социально-бытовая  помощь, направленная на содействие в  улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях "группы риска".

Социально-экономическая  помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот.

Медико-социальная помощь, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей семей "группы риска".

Социально-психологическая  помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, а также устранении негативных воздействий в семье и школьном коллективе, затруднений во взаимодействиях с окружающими, в профессиональном и личностном самоопределении.

Социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых  условий для реализации права  родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимодействиях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях "группы риска". В современных условиях возникли новые явления и провесы, с которыми общество раньше в такой острой форме не сталкивалось, в частности, появление большого числа детей "группы риска", нуждающихся в квалификационной социально-педагогической помощи.

Социально-педагогическая поддержка направлена на восстановление нормального психолого-социального  статуса, адекватную самореализацию, возможную  только при единстве действий школы, семьи, общественности, милиции, КДН  и социальных служб по разрушению отрицательного при максимальном развитии положительных качеств и социально-ценного  жизненного опыта "трудного ребенка".

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследовав  проблему, представленную в работе, мы можем заключить, что основное содержание работы социального работника  с детьми группы риска - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с  несовершеннолетними. Ориентироваться  социальному работнику приходится не на официальные ценности и «постулаты долженствования», а на то состояние, в котором реально находится  сейчас ребенок, продуцируя и реализуя те потребности, которые затрагивают  систему его пристрастий и  предпочтений «здесь» и «теперь».

Это означает, что, работая с дезадаптированными детьми и подростками, социальный работник ориентируется на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов и проблем становятся гораздо понятнее, так как целостность бытия не замыкаются только на личности данного ребенка.

Знания  социально-психологиеских особенностей детей группы риска, типичных проблем подросткового возраста являются необходимыми для социального работника, для того, чтобы он смог правильно построить взаимоотношения с клиентами.

Проанализировав основные законодательные и нормативно-правовые акты в деятельности социального  работника, мы делаем вывод, что социальный работник, в силу специфики своей  профессии, выступает важным связующим  звеном между людьми, которым надо помочь, и государственным аппаратом на различных уровнях, а также с законодательством.

Мы выяснили, что при работе с детьми группы риска, социальный работник должен соблюдать  этические принципы социальной работы, такие как принцип толерантности, уважения ребенка как личности, добровольности, конфиденциальности, социальной справедливости, безоценочности, доброжелательности, бескорыстия, честности и откровенности.

Также мы проанализировали стандарты поведения  социального работника по отношению  к детям группы риска, соблюдение которых необходимо для рационального  и эффективного решения жизненных  проблем детей.

Работа  с детьми «группы риска»– одно из самых важных, и в то же время  наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога –социально-педагогическая работа с  детьми, которых так или иначе  всегда выделяют в самостоятельную  категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически  запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Группы риска и социальная  работа. Социальная работа: Вопросы  и ответы. Москва, 1996

2. Коныгина М.Н., Горлова Е.Б. Профессионально-этические  основы социальной работы:Учебное пособие, - Ставрополь, 2007

3. Коныгина М.Н. Пофессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие, - Ставрополь, 2002

4. Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи, - Москва, 2004

5. Медведева Г.П. Этика социальной  работы, - Москва, 1999

6. Шеляг Т. Толерантность как принцип социальной работы. Российский журнал социальной работы. - 1995. - №2

7. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы «Ребенок на улице», Выпуск 1, - Москва, 1999

8. Шнейдер Л.Б., Девиантное поведение детей и подростков, - Москва, 2005

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНОМУ РАБОТНИКУ, РАБОТАЮЩЕМУ  С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА

Этические принципы в социальной работе с детьми группы риска:

1. Принцип  толерантности

2. Принцип  уважения ребенка как личности

3. Принцип  добровольности

4. Принцип  конфиденциальности

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска