Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Стандарты
поведения социального
Таким образом,
мы рассмотрели стандарты
В данном
параграфе мы рассмотрели этические
принципы и стандарты поведения
социального работника при
1.3 Нормативно
- правовая база социальной
Нормативные
документы указывают на то, что
все дети, включая детей с особенностями
в развитии, имеют равные права
на получение качественного
Социальная
работа с детьми группы социально
риска является частью социальной работы
на общегосударственном, региональном
и местном уровнях. Вопреки распространенному
мнению, необходимо подчеркнуть, что
в настоящий момент общегосударственная
технология работы в России действительно
существует. Она представлена в текстах
важнейших российских законов «Об
основах социального
В качестве
цели социальной работы государство
и законодатель рассматривают формирование
общегосударственной системы
Ст. 2 Федерального
Закона «Об основах системы
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
-социально-педагогическая
реабилитация
- выявление
и пресечение случаев
При этом
в законе уточнены принципы организации
профилактической работы, что имеет
важное значение при соотнесении
социально-педагогических и управленческих
подходов в решении проблем
законность;
демократизм;
гуманное
обращение с
поддержка семьи и взаимодействие с ней;
индивидуальный
подход к исправлению
информации;
государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
обеспечение
ответственности должностных
за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Анализ
закона позволяет заключить, что
общегосударственный подход не только
не противоречит ключевым категориям
и понятиям современной социально-
Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».
В анализируемых документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную ситуацию. Признаки трудной жизненной ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в реальной жизни.
Трудной
жизненной ситуацией считается
такая, которая объективно нарушает
жизнедеятельность гражданина (инвалидность;
неспособность к
При этом
детьми, находящимися в трудной жизненной
ситуации, считаются дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки
в психическом или физическом
развитии; дети -жертвы вооруженных
и межнациональных конфликтов, экологических
и техногенных катастроф, стихийных
бедствий; дети из семей беженцев и
вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся
в экстремальных условиях; дети -
жертвы насилия; дети, отбывающие наказание
в виде лишения свободы в
Именно по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые действия, восстанавливающие права ребенка и ситуацию его благополучия.
В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта - потенциального клиента.
Закон «Об
основах социального
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика или учащегося, какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы учреждения, системы образования в целом.
Закон «Об
основах системы профилактики..
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства или места пребывания;
несовершеннолетний,
находящийся в социально
- семьей,
находящейся в социально
безнадзорные или беспризорные;
занимающиеся
бродяжничеством или
содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной помощи и/или реабилитации;
употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;
совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как минимум две задачи:
организация адресной работы с детьми, которые действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими неправомерных деяний,
защита несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного и неквалифицированного вмешательства в жизнь под различными предлогами.
Все вышеприведенные размышления дают однозначный ответ на вопрос об объекте общегосударственной технологии работы с детьми группы риска.
Выделенные особенности и противоречия характеризуют особенности выбора объекта общегосударственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет сделать вывод о том, что к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно.
В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ведомственная разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.
В современной
психолого-педагогической и социальной
литературе все настойчивее звучит
мысль о необходимости
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии
социально-педагогической
социальный нравственный ребенок девиантный
Технология
социально-педагогической работы с
детьми - это вид социальной технологии,
интенсифицирующий процесс
Понятие «социально-педагогическая технология» в научной литературе появилось лишь в 1990-х годах и связано с введением в 1991 году института социальной педагогики как сферы профессиональной деятельности.
Социально-педагогическая
деятельность может реализовываться
в виде социально-педагогической технологии
- одного из сложившегося на основе предыдущего
опыта или выявленного и
Согласно позиции Р.М. Куличенко, сущность и содержание социальной работы всегда включает педагогический компонент. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий, как области социальной работы, активно переносятся на социальную педагогику и решение осуществляется педагогическими средствами.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска