Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Стандарты поведения социального работника  по отношению к клиентам, в частности  к детям группы риска.

Таким образом, мы рассмотрели стандарты поведения  специалиста социальной работы при  работе с детьми группы риска. Можно  сделать вывод, что такая категория  как дети группы риска требует  большего внимания и ответственности  со стороны социального работника.

В данном параграфе мы рассмотрели этические  принципы и стандарты поведения  социального работника при работе с детьми группы риска. Мы определили, что основополагающим принципов  в работе с детьми группы риска  является принцип толерантности, так  как, работая с детьми группы риска  необходимо проявлять терпимость к  их образу жизни, поведению, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, даже если они не совпадают с собственными.

 

1.3 Нормативно - правовая база социальной работы  с детьми группы социального риска

Нормативные документы указывают на то, что  все дети, включая детей с особенностями  в развитии, имеют равные права  на получение качественного образования  и воспитания, а так же на полноценную  жизнь в будущем (Конвенция ООН  о правах ребенка, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и др.).

Социальная  работа с детьми группы социально  риска является частью социальной работы на общегосударственном, региональном и местном уровнях. Вопреки распространенному  мнению, необходимо подчеркнуть, что  в настоящий момент общегосударственная  технология работы в России действительно  существует. Она представлена в текстах  важнейших российских законов «Об  основах социального обслуживания населения», «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации», а также  в государственных и региональных программах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в  ряде других законов и документов, регламентирующих вопросыпомощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

В качестве цели социальной работы государство  и законодатель рассматривают формирование общегосударственной системы защиты прав и интересов несовершеннолетних, предупреждение форм противоправного  их поведения.

Ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилактики...»  определяет в качестве основных задач  и принципов деятельности по профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних следующие:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и  условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов  несовершеннолетних;

-социально-педагогическая  реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном  положении;

- выявление  и пресечение случаев вовлечения  несовершеннолетних в совершение  преступлений и антиобщественных  действий.

При этом в законе уточнены принципы организации  профилактической работы, что имеет  важное значение при соотнесении  социально-педагогических и управленческих подходов в решении проблем безнадзорности и правонарушений на государственном  уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах  системы профилактики...» к ним  отнесены:

законность;

демократизм;

гуманное  обращение с несовершеннолетними;

поддержка семьи и взаимодействие с ней;

индивидуальный  подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной

информации;

государственная поддержка деятельности органов  местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

обеспечение ответственности должностных лиц  и граждан

за нарушение  прав и законных интересов несовершеннолетних.

Анализ  закона позволяет заключить, что  общегосударственный подход не только не противоречит ключевым категориям и понятиям современной социально-педагогичес-кой науки и социальной работы как области знания и сферы практики, но и совпадает с ними. В частности, направления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социальной педагогики - социальное воспитание.

Социальное  воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педагогически ориентированная и целесообразная система помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь».

В анализируемых  документах объектом применения общегосударственного подхода, с одной стороны, называются дети, граждане, семьи, попавшие в трудную  жизненную ситуацию в соответствии с Федеральными законами «Об основах  социального обслуживания населения», «Об основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации». В соответствии с Законом «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», объектом работы является несовершеннолетний или семья, попавшие в социально опасную  ситуацию. Признаки трудной жизненной  ситуации и социальной опасной ситуации в приведенных текстах законов  практически совпадают. При этом совпадают эти признаки и в  реальной жизни.

Трудной жизненной ситуацией считается  такая, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность; безработица; отсутствие определенного места жительства; конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.

При этом детьми, находящимися в трудной жизненной  ситуации, считаются дети-сироты и  дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети -жертвы вооруженных  и межнациональных конфликтов, экологических  и техногенных катастроф, стихийных  бедствий; дети из семей беженцев и  вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся  в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание  в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых  объективно нарушена в результате сложившихся  обстоятельств и которые не могут  преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Именно  по отношению к трудности ситуации каждого ребенка в соответствии с вышеназванными законами органы и  учреждения, в том числе и образования, должны предпринимать необходимые  действия, восстанавливающие права  ребенка и ситуацию его благополучия.

В то же время три названных социальных закона рассматривают фактически по единому основанию различного объекта - потенциального клиента.

Закон «Об  основах социального обслуживания населения» выделяет, в первую очередь, в качестве объекта несовершеннолетних, по отношению к которым может быть применен специфический профессиональный инструмент социальной работы и органов социальной защиты населения России - социальные услуги.

Закон «Об  основных гарантиях прав ребенка  в РФ» описывает в основном положение несовершеннолетнего - ученика  или учащегося, какого бы то ни было образовательного учреждения, инструментом помощи которому выступают собственно образовательные услуги и программы  учреждения, системы образования  в целом.

Закон «Об  основах системы профилактики...», наоборот, рассматривает в качестве объекта несовершеннолетнего безотносительно  к его образовательному или социальному  статусу, но провозглашает защиту его  прав в контексте задач профилактической работы. Именно поэтому законодателем  вычленены в Федеральном законе «Об основах системы профилактики...»  специфические признаки групп детей - объектов профилактической работы, а  именно:

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению или  содержанию со стороны родителей  или законных представителей либо должностных  лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места  жительства или места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном  положении, - лицо в возрасте до 18 лет, которое, вследствие безнадзорности или  беспризорности, находится в обстановке, представляющей опасность для его  жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

- семьей, находящейся в социально опасном  положении, считается такая семья,  где дети находятся в социально  опасном положении, а также,  где родители или законные  представители несовершеннолетних  не исполняют своих обязанностей  по их воспитанию. Принципиально  с точки зрения закона выделение  и более частных параметров  возможного объекта профилактической  работы. В соответствии со ст. 5 Закона «Об основах системы  профилактики...», к лицам, в  отношении которых проводится  индивидуальная профилактическая  работа, отнесены следующие несовершеннолетние:

безнадзорные  или беспризорные;

занимающиеся  бродяжничеством или попрошайничеством;

содержащиеся  в социально-реабилитационных центрах  для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных  учебно-воспитательных и других учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающиеся  в социальной помощи и/или реабилитации;

употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющие одурманивающие вещества;

совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

Таким образом, введение института индивидуальной профилактической работы решает как  минимум две задачи:

организация адресной работы с детьми, которые  действительно должны быть подвержены целенаправленному воздействию  со стороны органов власти и правоохранительных органов в случае совершения ими  неправомерных деяний,

защита  несовершеннолетних и их семей от нерегламентированного, необоснованного  и неквалифицированного вмешательства  в жизнь под различными предлогами.

Все вышеприведенные  размышления дают однозначный ответ  на вопрос об объекте общегосударственной  технологии работы с детьми группы риска.

Выделенные  особенности и противоречия характеризуют  особенности выбора объекта общегосударственного подхода в профилактической работе с детьми группы риска. Анализ позволяет  сделать вывод о том, что к  настоящему времени проблемы ребенка  не рассматриваются государством и  обществом целостно.

В то же время получен определенный опыт реализации социального законодательства, практика показала, что ведомственная  разобщенность в решении этих проблем играет крайне негативную роль.

В современной  психолого-педагогической и социальной литературе все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной политики в  отношении несовершеннолетних группы риска в рамках ювенальной юстиции  и государственной политики детства.

 

 

ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА

 

2.1 Технологии  социально-педагогической работы  с детьми группы социального  риска

социальный нравственный ребенок  девиантный

Технология  социально-педагогической работы с  детьми - это вид социальной технологии, интенсифицирующий процесс позитивной социализации личности в детском  возрасте.

Понятие «социально-педагогическая технология»  в научной литературе появилось  лишь в 1990-х годах и связано  с введением в 1991 году института  социальной педагогики как сферы  профессиональной деятельности.

Социально-педагогическая деятельность может реализовываться  в виде социально-педагогической технологии - одного из сложившегося на основе предыдущего  опыта или выявленного и обоснованного  пути достижения определённой социально-педагогической цели. Технология вообще – это совокупность приёмов, применяемая в каком-нибудь деле, мастерстве, искусстве. Необходимо отметить, что специалисты сегодня  не пришли к единому мнению относительно технологизации социально-педагогической деятельности.

Согласно  позиции Р.М. Куличенко, сущность и содержание социальной работы всегда включает педагогический компонент. На практике это приводит к тому, что при решении социальных проблем человека или группы теоретические концепции социальных технологий, как области социальной работы, активно переносятся на социальную педагогику и решение осуществляется педагогическими средствами.

Разные  названия отражают различные точки  зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и  различные подходы в работе с  ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции  педагога, для которого они создают  особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди  «обычных» детей. Такая точка  зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении  этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к  ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко  с участием милиции). Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее — несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире — процесса их социализации. То есть главная цель при таком подходе — приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска