Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и содержание социальной работы с детьми группы социального риска
Задачи исследования:
Представить детей группы социального риска как объект социально-педагогической работы
Раскрыть сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с детьми группы социального риска
Представить технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
1.1 Дети группы социального риска как объект социально-педагогической работы
1.2 Сущность социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
1.3 Нормативно-правовая база социальной работы с детьми группы социального риска
ГЛАВА II. ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНОГО РИСКА
2.1 Технологии социально-педагогической работы с детьми группы социального риска
2.2 Опыт социально-педагогической работы с детьми группы социального риска (на примере МОУ СОШ №22 г. Читы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 66.22 Кб (Скачать файл)

Второй  аспект — и именно под этим углом  зрения проблема предстала наиболее выпукло в последнее время  — тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития.[57]

Деть  группы риска считают детей, которые  находятся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных  факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий  их полноценного развития. Социально  незащищенные (группы риска) и педагогически  запущенные дети, в основном психологически и физически здоровы, но стали  трудными из-за неправильного воспитания или отсутствия его на протяжении длительного времени. Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющейся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе «Я».

Ситуация  развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик  воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка и определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей несформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах. Понятие «детей группы риска» подразумевает следующие категории детей:

1) дети  с проблемами в развитии, не  имеющими резко выраженной клинико-патологической  характеристики;

2) дети, оставшиеся без попечения родителей  в силу разных обстоятельств;

3) дети  из неблагополучных, асоциальных  семей;

4) дети  из семей, нуждающихся в социально-экономической  и социально-психологической помощи  и поддержке;

5) дети  с проявлениями социальной и  психолого-педагогической дезадаптацией.[45]

Особенностью  детей «группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или  нет. Вследствие этого этой категории  детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с  целью нивелирования неблагоприятных  факторов и создания условия для  оптимального развития детей.

Слово «риск» означает возможность, большую вероятность  чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти  или не произойти. Поэтому, когда  говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся  под воздействием нежелательных  факторов.

Среди факторов социального риска, выделяются следующие, имеющие наибольшее значение в плане  воспитания детей и подростков:

1)Социально-экономические  факторы;

2) Медико-социальные  факторы;

3) Социально-демографические;

4) Социально-психологические  факторы.

В современных  социальных условиях вряд ли можно  обнаружить детей, которые совсем не были бы подвержены влиянию факторов риска в той или иной степени  выраженности. Но все перечисленные  факторы могут являться причиной нарушения в развитии ребенка  и вовсе не определяют, чем он рискует в действительности. Не сама причина является риском, а то, что  следует из этой причины. Понятно, что  наибольшему риску могут подвергаться дети из неблагополучных семей. Но чтобы  понять, относится ли ребенок к  категории группы риска, необходимо учитывать комплекс факторов, их взаимодействие.[51]

Анализ  условий жизни таких детей  и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую  фактором риска. Специалисты чаще всего  фиксируют сочетание многих неблагоприятных  условий, которые делают невозможным  дальнейшее проживание в семьях, где  создается прямая угроза здоровью ребенка  и его жизни.

У детей  возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в  личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова. Семейное неблагополучие порождает массу  проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями, уходящими  в их собственное детство.

Проживание  в асоциальных семьях приводит к  снижению у детей эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а некоторых случаях к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.[25]

Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего  агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких  условиях, на всю жизнь сохраняется  низкая самооценка, они не верят  в себя, в свои возможности.

По данным социологических и психологических  исследований, подростки группы риска  имеют следующие особенности: 1.Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение  в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.

2. Проецирование  на себя современной жизни  собственных родителей, напоминающей  гонки на выживание.

3. Ощущение  эмоционального отвержения со  стороны родителей и одновременно  психологическая автономия.

4. Среди  ценностей на первом месте  - счастливая семейная жизнь, на  втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.

5. В то  же время, кажущаяся недоступность  этих ценностей в жизни. Высокая  ценность в сочетании с недосягаемостью  порождает внутренний конфликт -- один из источников стресса.

6. Подкрепление  потери ценности образования  в реальной жизни -- пример тех,  кто плохо учился или не  учился совсем, а в жизни преуспел (имеет палатку, гараж, машину  и т.д.) -- без знания подлинных  путей достижения таких «ценностей».

7. Повышенный  уровень тревожности и агрессивности.

8. Преобладание  ценности красивой, легкой жизни,  стремления получать от жизни  одни удовольствия.

9. Изменение  направленности интересов - свободное  времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома  и т.п.), ощущение полной свободы  (уход из дома, побеги, путешествия,  ситуации переживания риска и  т.д.). позиции в обществе; для входящих в данную группу подростков характерна пассивность в их достижении.[27]

В ценностный ряд подростков и старших юношей группы риска не входят такие качества, как честность, ответственность, терпимость, чуткость. Они уверены в том, что  от них ничего не зависит, и поэтому  всегда ищут себе покровителей, их интересует не общественное признание деятельности, а лишь собственный статус в обществе.

Склонность  к свободе, независимости приводит к поиску такой деятельности, которая  приносит только материальное удовлетворение, и в способах «добывания» средств  они проявляют неразборчивость. Особенно чувствительными к перемене ценностей и смысла жизни среди  группы риска оказываются юноши, возраст которых колеблется от 16 до 23 лет.

Особенностью  подростков группы риска является переживание  одиночества и беспомощность. Понятие  «беспомощность» рассматривается  нами как такое состояние подростка, когда он не может справиться со своей проблемой сам, не получает и не может попросить помощи у  других или находится в дискомфортном  состоянии.[40]

У подростков группы риска это состояние связано  с конкретными жизненными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения  с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; с трудными положениями, в которых они оказываются; с  невозможностью принимать самостоятельные  решения или делать выбор; при  нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки.[56]

Для детей  старшего школьного возраста, относящихся  к группе риска, характерен особый процесс  социализации. Как правило, они проживают  большую часть своей жизни  в таких учреждениях (детских  домах, школах-интернатах, приютах, под  опекой) или в неблагополучной  семье. Для большинства выпускников  учреждений социально-педагогической поддержки характерны специфические особенности личности и жизни, которые можно описать. К ним, по нашему мнению, относятся:

1) неумение  общаться с людьми вне учреждения, трудности с установлением контактов  со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к  людям, отстраненность от них;

2) нарушения  в развитии чувств, не позволяющие  понимать и принимать других, опора только на свои желания  и чувства;

3) низкий  уровень социального интеллекта, мешающий понимать общественные  нормы, правила, необходимость  соответствовать им, находить себе  подобных и свой круг общения;

4) слабо  развитое чувство ответственности  за свои поступки, без различие  к судьбе тех, кто связал  с ними свою жизнь, ярко проявляющееся  чувство ревности к ним;

5) потребительская  психология отношения к близким,  государству, обществу и нежелание  отвечать самому за свои поступки, что выражается в рентных установках;

6) неуверенность  в себе, низкая самооценка, отсутствие  постоянных друзей и поддержки  с их стороны;

7) несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное и т.д., что приводит к виктимности (жертвенности) в поведении;

8) несформированность жизненных планов, потребность в жизненных ценностях, связанных с удовлетворением самых насущных потребностей (в еде, одежде, жилище, развлечениях);

9) низкая  социальная активность, проявление  желания быть незаметным человеком,  не привлекать к себе внимания;

10) склонность  к аддиктивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости. Она может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.).[54]

Дети  старшего школьного возраста стоят  на пороге самостоятельной жизни, к  которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят  жить самостоятельно, отдельно, не зависеть ни от кого; с другой стороны - боятся этой самостоятельности, так как  понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Эта  двойственность чувств и желаний  приводит к неудовлетворенности  старшеклассника своей жизнью и  собой.

 

1.2 Сущность  социально-педагогической работы  с детьми группы социального  риска

 

Гуманистическая направленность развития современного общества и образования призвана ставить в центр педагогических усилий личность ребенка. Нормативные  документы указывают на то, что  все дети, включая детей с особенностями  в развитии, имеют равные права  на получение качественного образования  и воспитания, а так же на полноценную  жизнь в будущем (Конвенция ООН о правах ребенка, федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании» и др.). Однако на практике многие права особенных детей ущемляются.

Работа  с детьми группы социального риска  должна строиться по принципу оказания поддержки в трудной, кризисной  ситуации. Она всегда должна предполагать два направления - оказания помощи ребенку  и изменение отношений в семье. Лучше всего ребенку жить со своими родителями. Никакие учреждения социально-педагогической поддержки (детские дома, приюты, социальные гостиницы, кризисные центры и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому  решением данной проблемы необходимо заняться специалистам по социальной работе для оказания необходимой поддержки и помощи.[26]

В связи  с этим необходимо взаимодействие специалистов по оказании социальной помощи и поддержки  детям группы риска. Оказание помощи детям разными учреждениями и  специалистами всех уровней зачастую проводиться параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Специалисты, оказывающие помощь и поддержку  детям и подросткам группа риска, испытывают большие затруднения  в работе с неблагополучными семьями, в которых живут эти дети. Рекомендации к возможным действиям специалистов при решении проблем таких  трудных детей и подростков, опираются  на предположение, что семья является провоцирующим фактором их поведения  и особенности развития.[25]

В начале XXI века все более актуальной становится проблема организации социально-педагогической поддержки детства, т.е. страхования  рисков детства в системе образования. Однако на общегосударственном уровне социально-педагогическая поддержка пока еще не является системой страхования рисков. Очевидно, что положение, при котором на федеральном уровне отсутствует система страхования образовательных рисков детей, подростков и молодежи, в то время как сами дети группы риска в системе образования уже составили статистическую норму, не может считаться позитивным.[56]

Информация о работе Социально-педагогическая работа с детьми группы социального риска