Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:08, реферат
В отличие от лидерства, руководство – социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя. Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных). Соответственно он несет ответственность за деятельность группы
Для такого аспекта рассмотрения, как этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:
1.
Функция социализации. Включаясь
в совместную деятельность и
общение, молодые сотрудники
2.
Контактная функция. Цель этой
функции - установление контакта
как состояния обоюдной
3.
Координационная функция, цель
которой - взаимное ориентирование
и согласование действий
4.
Функция понимания, то есть
не только адекватное
5.
Амотивная функция, цель
Управленческое общение – это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении. Термин «руководить» применим только по отношению к людям. Термин «управлять» более широкий, он включает все те объекты, к которым применим и термин «руководить».
Руководитель вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
В едином процессе общения выделяют три стороны:
* коммуникативную (обмен информацией);
* интерактивную (взаимодействие общающихся);
* перцептивную (восприятие).
Барьеры общения имеют социальный или психологический характер. Социальные барьеры создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и пр.). Барьеры психологического характера возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
* фонетический барьер (невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
* стилистический
барьер (несоответствие стиля речи
коммутатора и ситуации
* семантический барьер (различие в системах значений слов);
* логический барьер
(сложная и непонятная или
2) барьеры социально-культурного
различия (социальные, политические, религиозные
и профессиональные различия, приводящие
к разной интерпретации
3) барьеры отношений
(неприязнь, недоверие к
Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:
* максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
* максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
* максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
* максимизация выигрыша другого (альтруизм);
* минимизация выигрыша другого (агрессия);
* минимизация
различий в выигрышах (
При интерактивном взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.
* Сотрудничество
-- общение, при котором оба
партнера по взаимодействию
* Противоборство
-- общение, при котором партнеры
противодействуют друг другу
и препятствуют достижению
* Уклонение от
взаимодействия -- партнеры стараются
избегать активного
* Однонаправленное содействие -- один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества;
* Контрастное
взаимодействие -- один из партнеров
старается содействовать
* Компромиссное
взаимодействие -- оба партнера отчасти
содействуют, отчасти
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих личностных качеств:
* эмпатия -- умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они;
* доброжелательность
-- уважение, симпатия, умение понимать
людей, не одобряя их поступки,
готовность поддерживать
* аутентичность -- способность быть самим собой в контактах с другими людьми;
* конкретность --
умение говорить о своих
* инициативность
-- способность «идти вперед»,
устанавливать контакты, готовность
браться за какие-то дела в
ситуации, требующей активного
* непосредственность -- умение говорить и действовать напрямую;
* открытость -- готовность
открывать другим свой
* принятие чувства
-- умение выражать свои чувства
и готовность принимать
* самопознание --
исследовательское отношение к
собственной жизни и поведению,
Человек начинает лучше понимать других, если познает следующие аспекты собственной личности:
* собственные
потребности и ценностные
* свои перцептивные
умения, т.е. способность воспринимать
окружающее без субъективных
искажений, без проявления
* готовность воспринимать новое во внешней среде;
* свои возможности в понимании норм и ценностей других социальных групп и других культур;
* свои чувства и психические состояния в связи с воздействием факторов внешней среды.
Повышение уровня
коммуникативной культуры должно быть
направлено на развитие следующих социально-
* психологически
верно и ситуативно
* поддерживать
общение, стимулировать
* психологически
точно определять «точку»
* максимально
использовать социально-
* прогнозировать
реакции партнеров на
* психологически
настраиваться на
* овладевать и
удерживать инициативу в
* провоцировать
«желательную реакцию»
* формировать
и «управлять» социально-
* преодолевать
психологические барьеры в
* снимать излишнее напряжение;
* психологически и физически «соответствовать» собеседнику;
* адекватно ситуации выбирать жесты, позы, ритм своего поведения;
* мобилизовываться
на достижение поставленной
Управление общением
-- это многообразные формы и
методы управления взаимодействием
людей. В процессе делового общения
благодаря установившимся контактам
происходит восприятие людьми каких-то
сведений, настроений, распространение
или пресечение слухов, поддержка
или развенчание источника
Существуют социально-
Заражение -- это
бессознательное, стихийное принятие
личностью определенного
Внушение -- это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Подражание -- это
воспроизводство одним
Убеждение -- это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности. Его назначение -- активизация мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.
Метод убеждения
воздействует и на обыденное, и на
теоретическое сознание. На уровне
обыденного сознания в результате этого
воздействия образуется понимание.
В этом мыслительном образовании
присутствуют представления о чем-то,
вера в предлагаемую информацию. Все
это носит упрощенно-
Убеждение редко
применяется как отдельный
Ассертивность (англ: assertoneself – отстаивать свои права) – свобода от чужой воли, самоопределённость. Это когда ты делаешь то, что ТЫ хочешь, ни в чём не ущемляя окружающих людей. Ассертивность — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».