Социальные функции менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

В отличие от лидерства, руководство – социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя. Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных). Соответственно он несет ответственность за деятельность группы

Файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

Для такого аспекта рассмотрения, как  этика делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:

1. Функция социализации. Включаясь  в совместную деятельность и  общение, молодые сотрудники не  только осваивают коммуникативные  умения и навыки, но и учатся  быстро ориентироваться в собеседнике,  ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также  очень важно как в плане  межличностной адаптации, так  и для осуществления непосредственной  профессиональной деятельности. Важное  значение имеет приобретаемое  при этом умение действовать  в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое  отношение к другим сотрудникам.

2. Контактная функция. Цель этой  функции - установление контакта  как состояния обоюдной готовности  руководителя и подчинённого  к приёму и передаче сообщения  и поддержания взаимосвязи в  форме взаимоориентированности.

3. Координационная функция, цель  которой - взаимное ориентирование  и согласование действий различных  исполнителей при организации  их совместной деятельности.

4. Функция понимания, то есть  не только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения,  но и понимание партнёрами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и так  далее).

5. Амотивная функция, цель которой  - возбуждение в партнере нужных  эмоциональных переживаний («обмен  эмоциями»), а также изменение  с их помощью собственных переживаний  и состояний.

Управленческое  общение – это общение с целью руководить людьми, т.е. изменять их деятельность в определенном направлении, поддерживать в заданном или формировать в необходимом направлении. Термин «руководить» применим только по отношению к людям. Термин «управлять» более широкий, он включает все те объекты, к которым применим и термин «руководить».

Руководитель вступает в  управленческое общение с подчиненными, чтобы:

  1. отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать
  2. получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания
  3. дать оценку выполнения задания подчиненным

Деловое общение — это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. То есть это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

В едином процессе общения выделяют три стороны:

* коммуникативную  (обмен информацией);

* интерактивную  (взаимодействие общающихся);

* перцептивную (восприятие).

Барьеры общения  имеют социальный или психологический  характер. Социальные барьеры создаются  из-за отсутствия единого понимания  ситуации общения, вызванной глубинными различиями, существующими между  партнерами (социальными, политическими, религиозными, профессиональными и  пр.). Барьеры психологического характера  возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между  ними психологических отношений.

Выделяют три  формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

* фонетический  барьер (невыразительная быстрая  или медленная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством  звуков-паразитов);

* стилистический  барьер (несоответствие стиля речи  коммутатора и ситуации общения  или стиля общения и актуального  психологического состояния партнера  по общению);

* семантический  барьер (различие в системах значений  слов);

* логический барьер (сложная и непонятная или неправильная  логика рассуждений, доказательств);

2) барьеры социально-культурного  различия (социальные, политические, религиозные  и профессиональные различия, приводящие  к разной интерпретации понятий,  употребляемых в процессе общения);

3) барьеры отношений  (неприязнь, недоверие к коммуникатору,  которое распространяется на  передаваемую им информацию).

Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:

* максимизация  общего выигрыша (мотив кооперации);

* максимизация  собственного выигрыша (индивидуализм);

* максимизация  относительного выигрыша (конкуренция);

* максимизация  выигрыша другого (альтруизм);

* минимизация  выигрыша другого (агрессия);

* минимизация  различий в выигрышах (равенство).

При интерактивном  взаимодействии партнеров различают: сотрудничество; противоборство; уклонение  от взаимодействия; однонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; компромиссное взаимодействие.

* Сотрудничество -- общение, при котором оба  партнера по взаимодействию содействуют  друг другу, активно способствуя  достижению индивидуальных и  общих целей совместной деятельности;

* Противоборство -- общение, при котором партнеры  противодействуют друг другу  и препятствуют достижению индивидуальных  целей;

* Уклонение от  взаимодействия -- партнеры стараются  избегать активного сотрудничества;

* Однонаправленное  содействие -- один из партнеров  способствует достижению целей  другого, а второй уклоняется  от сотрудничества;

* Контрастное  взаимодействие -- один из партнеров  старается содействовать другому,  который, однако, активно противодействует  ему;

* Компромиссное  взаимодействие -- оба партнера отчасти  содействуют, отчасти противодействуют  друг другу.

Высокий уровень  коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих  личностных качеств:

* эмпатия -- умение  видеть мир глазами других, понимать  его так же, как они;

* доброжелательность -- уважение, симпатия, умение понимать  людей, не одобряя их поступки, готовность поддерживать других;

* аутентичность  -- способность быть самим собой  в контактах с другими людьми;

* конкретность -- умение говорить о своих конкретных  переживаниях, мнениях, действиях,  готовность отвечать однозначно  на вопросы;

* инициативность -- способность «идти вперед»,  устанавливать контакты, готовность  браться за какие-то дела в  ситуации, требующей активного вмешательства,  а не просто ждать, когда  другие начнут что-то делать;

* непосредственность -- умение говорить и действовать  напрямую;

* открытость -- готовность  открывать другим свой внутренний  мир и твердая убежденность  в том, что это способствует  установлению здоровых и прочных  отношений с окружающими, искренность;

* принятие чувства  -- умение выражать свои чувства  и готовность принимать эмоциональную  экспрессию со стороны других;

* самопознание -- исследовательское отношение к  собственной жизни и поведению,  готовность принимать от людей  любую информацию о том, как  они воспринимают тебя, но при  этом быть автором самооценки.

Человек начинает лучше понимать других, если познает  следующие аспекты собственной  личности:

* собственные  потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

* свои перцептивные  умения, т.е. способность воспринимать  окружающее без субъективных  искажений, без проявления стойких  предубеждений в отношении тех  или иных проблем, личностей,  социальных групп;

* готовность воспринимать  новое во внешней среде;

* свои возможности  в понимании норм и ценностей  других социальных групп и  других культур;

* свои чувства  и психические состояния в  связи с воздействием факторов  внешней среды.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических  умений:

* психологически  верно и ситуативно обусловлено  вступать в общение;

* поддерживать  общение, стимулировать активность  партнера;

* психологически  точно определять «точку» завершения  общения;

* максимально  использовать социально-психологические  характеристики коммуникативной  ситуации, в рамках которой разворачивается  общение;

* прогнозировать  реакции партнеров на собственные  действия;

* психологически  настраиваться на эмоциональный  тон собеседника;

* овладевать и  удерживать инициативу в общении;

* провоцировать  «желательную реакцию» партнера  по общению;

* формировать  и «управлять» социально-психологическим  настроением партнера по общению;

* преодолевать  психологические барьеры в общении;

* снимать излишнее  напряжение;

* психологически  и физически «соответствовать»  собеседнику;

* адекватно ситуации  выбирать жесты, позы, ритм своего  поведения;

* мобилизовываться  на достижение поставленной коммуникативной  задачи.

Управление общением -- это многообразные формы и  методы управления взаимодействием  людей. В процессе делового общения  благодаря установившимся контактам  происходит восприятие людьми каких-то сведений, настроений, распространение  или пресечение слухов, поддержка  или развенчание источника информации. Вполне понятно, что все деловые  люди должны владеть техникой живого контакта, как на индивидуальном, так  и на коллективном уровне, а также  умением обращаться со словом.

Существуют социально-психологические  методы управления общением: заражение, внушение, подражание, убеждение, мода, принуждение. общение деловой психологический  управление

Заражение -- это  бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.

Внушение -- это  активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при  условиях авторитетности источника  внушения, доверия к источнику  внушения, отсутствия сопротивления  внушающему воздействию.

Подражание -- это  воспроизводство одним человеком  определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, и особенно неосмысленное  копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.

Убеждение -- это  целенаправленное воздействие, оказываемое  с целью трансформировать взгляды  одного человека в систему воззрений  другого, является главным методом  воздействия на сознательную сферу  личности. Его назначение -- активизация  мышления личности при усвоении информации, формирование у нее убежденности.

Метод убеждения  воздействует и на обыденное, и на теоретическое сознание. На уровне обыденного сознания в результате этого  воздействия образуется понимание. В этом мыслительном образовании  присутствуют представления о чем-то, вера в предлагаемую информацию. Все  это носит упрощенно-познавательный характер. Только тогда, когда личность преодолеет горизонты обыденного понимания  и поднимется до основательного содержательного  познания какого-то явления, в ее сознании начнут складываться убеждения, т. е. собственная  позиция.

Убеждение редко  применяется как отдельный метод  воздействия на людей. Оно постоянно  взаимодействует с подражанием  и внушением. 

Ассертивность (англ: assertoneself – отстаивать свои права) – свобода от чужой  воли, самоопределённость. Это когда ты делаешь то, что ТЫ  хочешь, ни в чём не ущемляя  окружающих людей. Ассертивность  — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. В обычной жизни модель поведения большинства людей тяготеет к одной из двух крайностей: пассивности либо агрессии. В первом случае человеком, который добровольно принимает на себе роль жертвы, руководит неуверенность в себе, страх перед лицом перемен или, наоборот, опасения потерять то, что уже нажито. Во втором — явное или завуалированное желание манипулировать окружающими, подчиняя их своим интересам. Агрессор руководствуется принципом «ты мне должен, потому что я сильнее», жертва — «ты мне должен, потому что я слабый, а слабых нужно поддерживать». В отличие от этих двух распространенных типов коммуникации ассертивное поведение (assertiveness) опирается на кардинально иной принцип: «я тебе ничего не должен, и ты мне ничего не должен, мы партнеры».

Принципы  ассертивного поведения


  • Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за их реакцию на наше поведение.
  • Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
  • Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Речь идет об умении сказать то, что вы думаете или чувствуете относительно какого-либо вопроса, не расстраивая при этом своего партнера по общению.
  • Демонстрация уверенности и позитивной установки. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
  • Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность требует умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все мы считаем себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
  • Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Подчас возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.

Информация о работе Социальные функции менеджера