Социальные функции менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

В отличие от лидерства, руководство – социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя. Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных). Соответственно он несет ответственность за деятельность группы

Файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

 

Характеристики ассертивного поведения:

  • Ассертивные люди подчеркивают, что выражаемые мысли и чувства принадлежат им.
  • Ассертивные люди не используют угрозы, оценки или высказывания, не допускающие возражений.
  • Вместо того чтобы сосредоточивать внимание на посторонних предметах, ассертивные люди используют описательные выражения, которые фокусируются на более уместных вопросах.
  • Ассертивные люди смотрят собеседникам прямо в глаза, а не прячут взгляд, не глядят в пол, не раскачиваются взад и вперед, не сутулятся и не используют другие сигналы, которые могут быть
  • восприняты как проявление нерешительности или неуверенности.
  • Ассертивные люди говорят твердо, но с нормальной высотой и силой голоса и в нормальном темпе.
  • Ассертивные люди избегают длинных пауз и других признаков неуверенности.

Ассертивно поступающий  человек не действует в ущерб  кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяет и «вить  из себя веревки». 

 

 

Любое рекламное обращение  состоит из двух взаимосвязанных  пластов: вербального и визуального. В процессе развития рекламы уменьшается объем текста, но увеличивается изобразительное поле. Это связано и с тем, что большинство людей по своему восприятию визуалы. [9] Цвет в рекламе широко используется для формирования запланированных ассоциаций. [2] В цвете происходит визуализация эмоционального отношения и психического состояния. [10] Цветовая гамма рекламного ролика или плаката не менее важна, чем рекламный слоган. Слоган должен не только содержать информацию, сопряженную с объектом рекламы, но также указывать на определенный ряд ярких переживаний и психологических состояний. Только изучив целевую аудиторию, можно создать для нее действительно работающий рекламный слоган. Важно выбрать систему медиасредств (радио-, теле-, печатные средства). Если для печатной рекламы мы можем создать более длинный слоган, то для аудиорекламы он не пойдет — на слух информация воспринимается гораздо хуже.[1] Слоган, таким образом, должен существовать не «сам по себе», а как концентрация социального послания. 
 
Помимо слогана, важной частью рекламы является текст. Эмоционально написанный текст вызывает эмоциональную реакцию аудитории. Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции служат для регулирования поведения, направленного на удовлетворение наших потребностей. И этот момент должны учитывать составители текстов социальной рекламы.[8] 
 
Немаловажную роль играют звуковые компоненты в рекламе: музыка, звуковые эффекты, звучание вербального текста. 
 
Музыка в рекламе выполняет роль катализатора дополнительных эмоций, переживаний, усиливая воздействие визуального ряда. Это оформление рекламного сообщения, которое должно привести слушателя в заданное эмоциональное состояние. От степени достижения этой цели зависит эффективность рекламного сообщения. 
 
Звуковое оформление вербального текста так же, как и графическое, призвано облегчить процессы восприятия, понимания и запоминания для получателя сообщений.

 

ТВЦ-Люшера представляет собой проективную методику, основанную на предположении о том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов по М.Люшеру включает в себя четыре основных и четыре дополнительных цвета. К основным относится: синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность); сине-зеленый (символизирует уверенность, настойчивость, иногда упрямство); оранжево-красный (символизирует силу воли, агрессивность, возбуждение, активность) и светло-желтый (символизирует стремление к общению, экспансивность, веселость). К дополнительным цветам относятся: фиолетовый, коричневый, черный и серый, которые символизируют негативные тенденции. Значение каждого из цветов определяется их взаимным расположением по восьми позициям. 

 

Реклама - явление социально  психологическое. Она возникает, развивается, совершенствуется в условиях общества. Общество оказывает на нее влияние, определяет ее характер и особенности. Реклама, с одной стороны порождение человеческой психики, с другой, средство влияния на нее. По своей психологической  сущности реклама - это стремление изменить поведение потребителя.

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителей сведения, необходимые для покупки и  использования товаров. С другой, сочетая свою информационность с  убедительностью и внушением, оказывает  на человека эмоционально-психическое  воздействие. Реклама все чаще вмешивается  в жизнь человека, управляя им на осознанном и бессознательном уровнях.

На основе изложенного  в работе материала, можно сформулировать следующие положения, выносимые  на защиту: 
1) Реклама оказывает влияние на психологию человека. Она формирует приоритеты и установки, которые, в свою очередь во многом определяют поведение. 
2) Реклама оказывает влияние на сознательную и бессознательную сферы человеческой психики. Для этого она активно эксплуатирует различные механизмы воздействия, основанные как на обычных закономерностях восприятия, так и на сложных психоаналитических, гипнотических, нелперских техниках. Многие рекламы используют сразу несколько механизмов воздействия, что значительно повышает их эффективность. Реклама в целом - это вовсе не только информация. Реклама - это именно психологическое программирование людей. 
3) Степень и характер влияния рекламы различны у людей разных возрастных категорий. 
4) Восприятие и переработка рекламной информации осуществляется под воздействием множества различных факторов, но три из них присутствуют практически всегда: это когнитивный, эмоциональный и поведенческий факторы. 
5) Активизация познавательной потребности - мощный психологический фактор, который используется в рекламе. 
6) Реклама обращается не только к рациональной сфере сознания, т.е. к разуму, но и к эмоциональной - к человеческим чувствам. Рациональное и эмоциональное восприятие неотделимы друг от друга в силу самой природы познания и особенностей человеческой психики. 
7) Эффективная реклама направлена сразу и на бессознательное и на сознательное, то есть и на мысли, и на чувства, и на отношения, и на поведение человека.

 

Социально-психологический климат – это относительно устойчивый и типичный эмоциональный настрой, постепенно складывающийся в процессе деятельности и общения членов коллектива. Он отражает ряд объективных факторов: характер отношений по вертикали и горизонтали, а также отношение к труду, условия труда и т.д.

Психологический климат складывается в процессе межличностных  отношений в коллективе и действует  на каждую личность через них. В частности, социально-психологический климат оказывает влияние на следующие  стороны жизнедеятельности человека.

1. Отдача личности  в трудовой деятельности, степень  реализации ее способностей. Очевидно, что если общий эмоциональный настрой в коллективе положительный, то человек с удовольствием идет на работу с максимальным желанием реализовать себя в ней.

2. Трудовая стабильность  личности (намерение продолжить работу в данном коллективе или искать другую работу). Этот фактор связывает социально-психологический климат с проблемой текучести кадров. Анализ причин увольнения показывает, что в качестве основных выдвигаются такие объективные факторы, как удаленность от дома, неудовлетворительные условия работы и т.д. Однако очень часто предлог скрывает основную причину: неблагополучные отношения в коллективе.

3. Здоровье людей. Эмоциональная сфера человеческой психики теснейшим образом связана с работой нервной системы. Таким образом, неблагоприятный социально-психологический климат вызывает различные заболевания нервной системы, что отражается и на количестве психосоматических заболеваний, например, заболевания сердечно-сосудистой системы. В хорошем коллективе человек старается не подводить других и некоторые болезни переносит на ногах, а в коллективе с отрицательным психологическим климатом даже легкое недомогание вызывает у него тревогу, и иногда он бессознательно использует этот повод для отлучки с работы.

4. Эмоциональный  настрой в семье. При плохом социально-психологическом климате в коллективе человек вынужден разряжать свои переживания и напряженное состояние дома. Так проявляются защитные механизмы личности.

5. Общее отношение  к жизни. Благоприятный социально-психологический климат раскрепощает способность человека получать удовольствие от жизни, радоваться ей. При этом человек полон энергии, бодрости. И, напротив, при плохом социально-психологическом климате он пытается «уйти» от отрицательных эмоций, переоценивая ценности, стремясь только к своему дому, к личному покою. Меняются даже личностные особенности человека: он становится более эгоистичным. Это особенно опасно в период адаптации молодых людей в коллективе. Неблагоприятные состояния могут закрепиться в отрицательных чертах характера и повлиять в дальнейшем на судьбу молодого человека.

По каким признакам  социально-психологический климат в коллективе оценивается как  благоприятный? Это:

  1. Непринужденная атмосфера общения.
  2. Активное обсуждение разнообразных вопросов (в том числе и о том, как лучше работать).
  3. Общность ценностной ориентации членов коллектива на его деятельность. Правильно понятая всеми цель деятельности.
  4. Уважительное отношение к мнению друг друга. Публичная огласка каждой новой идеи.
  5. Обсуждение и анализ доводов всех сторон при расхождении личных мнений по тому или иному вопросу на собраниях и в процессе совместной работы.
  6. Критические замечания без явных и скрытых личных выпадов.
  7. Возможность свободно выражать свои чувства и эмоции.
  8. Разумное, нежесткое распределение обязанностей между членами коллектива. Отсутствие мелочной опеки со стороны руководства.
  9. Высокое личное влияние и авторитет руководителя.
  10. Выполнение работы коллективом без неопределенного напряжения. Постоянный и результативный поиск резервов повышения эффективности труда.
  11. Соответствие реального поведения членов коллектива утвердившимся в нем нормам и требованиям.

Факторы микросреды, проявляющиеся  непосредственно в самом коллективе и в большой степени зависящие  от руководителей, можно разделить  на факторы материальной и социальной микросреды. К факторам материальной микросреды относятся:

  1. содержание и характер выполняемой трудовой деятельности
  2. условия труда
  3. уровень организации труда
  4. система стимулирования труда

Хорошие условия труда  могут поддерживать благоприятный  социально-психологический климат, но не создавать его. Благоприятно влияет на коллектив не столько уровень, сколько динамика условий труда. В этих изменениях проявляется внимание к людям, которое не может не сказаться  на их взаимоотношениях и отношении  к труду.

Влияние организации труда  на социально-психологический климат проявляется в большей степени  при ее недостатках, т.е. они создают  ситуации неопределенности, неуверенности, отражающиеся в основном на отношениях «по вертикали». Без хорошей организации  труда практически невозможно создать  благоприятный социально-психологический  климат.

К факторам социальной микросреды относятся:

  1. система морального стимулирования и оценка труда
  2. индивидуально-психологические особенности членов коллектива, в том числе и руководящего состава
  3. личность руководителя, характеристики его взаимодействия с подчиненными

Значимость  морального стимулирования в формировании благоприятного социально-психологического климата определена выраженностью  оценочного компонента этой системы, часто  недооцениваемого руководителями. Моральное  стимулирование удовлетворяет потребность  человека в социальном одобрении, а  это является сильным фактором воздействия. Недооценка значения этой системы или  пренебрежение основными принципами ее построения ведет к ухудшению  социально-психологического климата  в коллективе, вызывает недоброжелательство, отчуждение по отношению к поощрениям, расслоение коллектива.

Отрицательное влияние на социально-психологический  климат коллектива может оказать  «мрачный скептик», или «нытик», который  заражает группу своим пессимизмом. И только «иммунитет» в форме  безобидных шуток по отношению к  нему может нейтрализовать его влияние. Отрицательный настрой в группе может возникнуть и по вине так  называемых конфликтных личностей, которые проявляют себя в постоянных столкновениях, ссорах, конфликтах. Воздействовать на этих людей очень сложно, поэтому  эффективным может быть только открытый конфликт (метод «взрыва» по Макаренко), противопоставляющий коллектив  этому человеку.

Очень большое влияние на коллектив  оказывает руководитель – своим  поведением, деятельностью, особенностями  личности. В личности руководителя можно выделить три стороны, которые  непосредственно влияют на социально-психологический  климат:

  • стиль руководства
  • тип установки руководителя по отношению к подчиненным
  • личный пример в поведении, собственное отношение к деятельности

Информация о работе Социальные функции менеджера