Социальные функции менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 11:08, реферат

Описание работы

В отличие от лидерства, руководство – социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя. Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных). Соответственно он несет ответственность за деятельность группы

Файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 135.95 Кб (Скачать файл)

Влияние личного примера руководителя на подчиненных также очень существенно. Если он сам включен в деятельность, получает от нее удовольствие, то этим настроением заражает и подчиненных. Внимание к межличностным отношениям, личная доброжелательность и самоконтроль поведения вызывают соответствующее  настроение в коллективе.

Основные  стили поведения руководителя в  конфликтной ситуации.

Специалистами разработано  немало рекомендаций, касающихся различных  аспектов поведения людей в конфликтных  ситуациях, выбора соответствующих  стратегий поведения и средств  разрешения конфликта, а также управления им.

Рассмотрим, прежде всего, поведение  человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, Зигерта и Лайте. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта  зависит от следующих факторов:

-   адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, неискаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений, как противника, так и своих собственных;

-   открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое, понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации,

-   создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.

Для руководителя также полезно  знать, какие черты характера, особенности  поведения человека характерны для  конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к  таким качествам могут быть, отнесены следующие:

-   неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;

-   стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;

-   консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

-   излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

-   определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном  были разработаны основные наиболее приемлемые стратегии поведения  в конфликтной ситуации. Они указывают, что существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление, компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль поведения в конкретном конфликте, указывают они, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Приведем рекомендации по наиболее целесообразному использованию  того или иного стиля в зависимости  от конкретной ситуации и характера  личности человека.

Стиль конкуренции, соперничества  может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь  удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если:

-   исход конфликта очень важен для вас и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

-   обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение - наилучшее;

-   чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

-   должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

-   взаимодействуете с подчиненными, предпочитающими авторитарный стиль.

Однако следует иметь  в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в  близких личных отношениях, так как  кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также  нецелесообразно использовать в  ситуации, когда вы не обладаете  достаточной властью, а ваша точка  зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.

Стиль сотрудничества можно  использовать, если, отстаивая собственные  интересы, вы вынуждены принимать  во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной  работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного  решения. Такой стиль требует  умения объяснять свои желаниям выслушивать  друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль  неэффективным. Для разрешения конфликта  этот стиль можно использовать в  следующих ситуациях:

-   необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений;

-   у вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

-   основной целью является приобретение совместного опыта работы;

-   стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность.

Стиль компромисса. Суть его  заключается в том, что стороны  стремятся урегулировать разногласия  при взаимных уступках. В этом плане  он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном  уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят  одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или  одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля  акцент делается не на решении, которое  удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью  выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым  каждый из нас мог бы согласиться".

Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в  следующих ситуациях:

-   обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью;

-   удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение;

-   вас может устроить временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

-   компромисс позволит вам хоть что-то получить, чем все потерять.

Стиль уклонения реализуется  обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете  свои права, не сотрудничаете ни с  кем для выработки решения  и не хотите тратить время и  силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется  также в тех случаях, когда  одна из сторон обладает большей властью  или чувствует, что неправа, или  считает, что нет серьезных оснований  для продолжения контактов.

Стиль уклонения можно  рекомендовать к применению в  следующих ситуациях:

-   источник разногласий тривиален и несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, а потому вы считаете, что не стоит тратить на него силы;

-   знаете, что не можете или даже не хотите решить вопрос в свою пользу;

-   у вас мало власти для решения проблемы желательным для вас способом;

-   хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную;

-   информацию прежде чем принять какое-либо решение;

-   пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию;

-   подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт;

-   у вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности.

Не следует думать, что  этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как  за это время она может разрешиться  сама собой, или вы сможете заняться ею позже, когда будете обладать достаточной  информацией и желанием разрешить  ее.

Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с  другой стороной, но при этом не пытаетесь  отстаивать собственные интересы в  целях сглаживания атмосферы  и восстановления нормальной рабочей  атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно  важен для другой стороны и  не очень существен для вас  или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

Стиль приспособления может  быть применен в следующих наиболее характерных ситуациях;

-   важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а неразрешение конфликта;

-   предмет разногласия не важен для вас или вас не особенно волнует случившееся;

-   считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную точку зрения;

-   осознаете, что, правда, не на вашей стороне;

-   чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных  стилей разрешения конфликта не может  быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

 

 

Стратегии поведения  в конфликте 
 
В конфликте каждый участник оценивает и сравнивает свои собственные интересы и интересы оппонента, анализируя ответы на следующие вопросы: что я могу  выиграть, а что потерять, так ли важен предмет спора моему противнику. Базируясь на своих ответах, он отдаст предпочтение той или иной стратегии поведения (уход, компромисс, уступка, сотрудничество или принуждение). Часто отражение этих интересов происходит на подсознательном уровне, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии очень эмоционально и непредсказуемо. 
 
Важное место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает значимость для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного соперника межличностные отношения с другим соперником (дружба, партнерство, любовь и т.д.) безразличны, то его поведение в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, если субъект ставит превыше всего межличностные отношения, то, как правило, это является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности на компромисс, сотрудничество, уход или уступку. 
 
Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Киллменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны. 
 
Оценка интересов в конфликте — это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса—Киллмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы. [5] 
 
 
2.1.         
Принуждение (борьба, соперничество) 
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, ставит свои интересы намного выше интересов оппонента, более того, можно сказать, что они его никоим образом не интересуют. Выбор стратегии принуждения в результате сводится к выбору -  борьба или взаимоотношения. 
 
Если личность выбирает борьбу, то стиль ее поведения характерен для деструктивной модели. В данном случае активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она показывает свою эффективность и значимость только в двух случаях. Первый: при защите интересов от нападения на них со стороны конфликтной личности. Например, сложно управляемая конфликтная личность часто отказывается выполнять непривлекательные для нее задания и предпочитает свалить свою работу на других. Второй: при угрозе уничтожения организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация - кто кого пересилит. Особенно часто с ней можно столкнуться при реформировании предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер, и в таких случаях человек, стоящий за интересы этих подразделений, должен занимать жесткую позицию. 
 
Суммируя, следует сказать, что данный стиль может использоваться, когда: 
 
·                   вы чувствуете, что у вас нет альтернативы и поэтому нечего терять; 
 
·                   вы находитесь в точке бифуркации, которая требует мгновенного реагирования; 
 
·                   вы не можете показать группе людей, что находитесь в затруднении, потому что они надеются на вас; 
 
·                   вы авторитетны в плане принятия решения, и вам кажется, что предлагаемое  решение – наилучшее; 
 
·                   вы должны принять необычное решение, но сейчас вам необходимо действовать и  вы обладаете полномочиями для этого шага. 
 
·                   исход безумно важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы; 
 
·                   решение необходимо принять быстро и вы обладаете достаточной властью для этого; 
2.2.         
Уход 
 
Данная стратегия отличается желанием не ввязываться в конфликт. Она характеризуется низким уровнем направленности, как на личные интересы, так и на интересы соперника и является взаимной, т.е. это взаимная уступка. 
 
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: 
 
·                   предмет конфликта не особо важен ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;  
 
·                   предмет спора  наоборот имеет важное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. 
 
В первом случае конфликт может исчерпаться, а во втором случае он может иметь рецидив. 
 
Таким образом, данная стратегия может использоваться, если: 
·                   исход не столь важен для вас поэтому на него не  стоит тратить силы; 
·                   у вас тяжелый день, а решение этой проблемы возможно вызовет дополнительные неприятности; 
·                   ситуация накалилась до предела и вам хочется охладить ее скорее; 
·                  вы хотите выиграть время, чтобы найти информацию или заручиться поддержкой; 
·                   у вас мало времени для решения проблемы или для ее решения желательным для вас способом; 
·                   вы знаете, что не можете, или даже не хотите решить конфликт в свою пользу; 
 
·                   вы чувствуете, что у другие сильнее вас.  
 
Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются. 
 
2.3.         
Уступка 
Личность, пользующаяся данной стратегией, стремится уйти от конфликта. Оценка личных интересов низкая, а чужих – достаточно высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки приносит свои интересы в жертву интересов оппонента.[6] 
 
Стратегия уступки в некотором смысле сходна со стратегией принуждения, которая заключается в выборе между значимостью предмета конфликта и важностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки мы видим направленность на межличностные отношения. 
 
Анализируя данную стратегию, важно отметить, что: 
·                   в такой стратегии видна тактика решительной борьбы за победу. Уступка – это своеобразный шаг к достижению целей;  
·                   данная стратегия может быть основной для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. Особенно, это свойственно конфликтной личности «бесконфликтного» типа. Из-за этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность. 
·                  уступка может явиться причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не поможет в  разрешении конфликта;  
 
Иными словами, данный стиль можно применять, когда: 
·                    вы хотите сохранить мир и добрые взаимоотношения; 
·                    вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас; 
·                    у вас недостаточно власти или мало шансов на победу; 
·                    вас не особенно волнует случившееся; 
·                    вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям; 
 
·                    важнее сохранить отношения, чем отстаивать собственные интересы. 
 
Важно знать, что стратегия уступки оправданна только в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В таком случае она ведет к временному затишью и является значительным шагом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации. 
2.4.         
Компромисс 
Компромиссную стратегию поведения можно охарактеризовать как баланс интересов конфликтующих сторон или как стратегия взаимной уступки. 
 
Стратегия компромисса способствует положительному развитию межличностных отношений. При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты: 
·                   компромисс не может рассматриваться как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка - это этап на пути поиска приемлемого решения проблемы;  
·                   компромисс может и исчерпать конфликтную ситуацию. Такое возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, двое рабочих претендовали на место, которое будет свободно через год. Но спустя несколько месяцев эту должность сократили, и конфликт был исчерпан;  
·                   Существует активная форма и пассивная форма компромисса. Активная форма компромисса проявляется в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс - отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе, перемирие может быть обеспеченно бездействием субъектов конфликтного взаимодействия. Именно отсутствие своеобразных «сражений» в нашем примере дало возможность сотрудникам не разрушить их взаимоотношения;  
·             Мнимыми условия компромисса могут быть, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации. 
 
Можно сказать, что данная стратегия используется, когда: 
·                    сила власти у сторон одниковая, а интересы взаимоисключающие; 
·                    вам хочется быстро решить все, так как у вас нет времени; 
·                    вы не требуете сверхточного решения; 
·                    кратковременная выгода – это то, что нужно; 
·                    остальные подходы оказались недейственными; 
·                    компромисс позволит сохранить отношения, и вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять. 
 
Мне кажется, что у понятия компромисс есть близкое по значению слово - консенсус. Их роднит то, что они оба отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия, поэтому при анализе и обсуждении стратегии компромисса важно знать такие опоры, как социальные правила и механизмы достижения консенсуса. 
2.5.         
Сотрудничество 
Личность, пользующаяся данной стратегией, на одинаково высоком уровне оценивает интересы соперника и свои собственные. Основа данной стратегии – баланс интересов и признание ценности межличностных отношений.[7] 
 
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет очень важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве невозможно и говорить. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении. 
 
 То есть данный стиль можно использовать, когда: 
·                    для сторон очень важен исход спора, и поэтому никто не собирается уступать; 
·                   ваши взаимоотношения длительные и прочные; 
·                    вы имеете в запасе время на решение проблемы; 
·                    вам известны пожелания оппонента относительно этой проблемы; 
·                    стороны способны не только слышать, но и слушать друг друга; 
·                    стороны предпочитают на равных условиях решать решение проблемы. 
 
Стратегия сотрудничества заключает в себе все раннее упомянутые стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство), которые играют лишь подчиненную роль. Они психологические факторы развития взаимоотношений между субъектами конфликта.  
 
Стратегия сотрудничества, будучи одной из самых сложных стратегий,  показывает желание оппонентов вместе решить существующую проблем

 

 

Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления.

Характеристики


Психоаналитики Кэлвин Холл и Гарднер Линдсей выделяли две основные характеристики защитных механизмов:

  1. Отрицание или искажение реальности
  2. Действие на бессознательном уровне

Искажению и отрицанию  подвергается восприятие не только внутренней, но и внешней реальности: «„Я“ может защищать себя и незнанием о существовании определенных нужд и инстинктов, и незнанием о существовании внешних объектов».[4] Для психотерапии особенно важна первая характеристика, так как именно она может приводить к социальной дезадаптации и другим проблемам.

Чаще всего люди используют защитные механизмы не по одному, а  в комплексе. Кроме того, большинство  людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке.

Первичные защитные механизмы

  • Всемогущий контроль — восприятие себя как причины всего, что происходит в мире.
  • Диссоциация — отделение себя от своих неприятных переживаний.
  • Интроекция, в частности Идентификация с агрессором — бессознательное включение в свой внутренний мир воспринимаемых извне взглядов, мотивов, установок и пр. других людей.
  • Отрицание — полный отказ от ос

Информация о работе Социальные функции менеджера