Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова
Колледж педагогического образования, информатики и права
Специальность 0313 (050704) – Дошкольное образование
Симошкина Наталья Николаевна
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломная работа
Научный руководитель -
Лобанова И.К.
Предварительная защита состоялась
«_____»___________________ 2009 г.
на заседании ПЦК, протокол № ____
Председатель ПЦК _____________
Абакан 2009
Содержание
Введение...................... Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Заключение.................... Список литературы............. Приложение.................... |
3 – 5
6 – 11
11 – 16
17 – 21 21 – 27
27 – 31 32 33 – 35 36 – 59 |
Введение
Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в рамках которой рассматривается проблема психологической готовности к школе, привлекающая внимание исследователей различных специальностей. В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространённым и активно используется разными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать обучение детей в школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься такие психологи как Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер и многие другие. Анализ современной литературы по интересующей нас тематике позволяет выделить основные проблемы психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет. Первой мы выделяем проблему несогласованности позиций разных исследователей по вопросу о соотношении общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, так как остаются мало проработанными интегративные характеристики, позволяющие увидеть психологическое единство обоих возрастных периодов. В качестве второй проблемы назовём отсутствие единой концепции психологической готовности ребёнка к школе, охватывающей определение этого понятия, выделение структуры, а также понимание сути прикладных аспектов «работы» с этим феноменом: диагностики, консультирования и развития.
Не менее проблемной областью представляется учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте изучения феномена психологической готовности к обучению в школе, хотя многочисленные исследования И. Кона, Е. Кагана, В. Мухиной свидетельствуют о различиях в познавательном и личностном развития мальчиков и девочек. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Предмет исследования: мотивационная готовность к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
Задачи исследования:
Теоретико–методологическая основа исследования:
Методы исследования:
Практическая значимость исследования: составленные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями с целью формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МДОУ «Ермаковский детский сад», с. Ермаковское, Красноярский край.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением.
Глава 1. Теоретические основы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
1.1. Проблема психологической
готовности к обучению в школе
детей старшего дошкольного воз
Школьная зрелость ребёнка является закономерным и неизбежным результатом полноценного проживания им дошкольного периода развития, что, прежде всего, означает, что ребёнок должен провести в дошкольном периоде развития столько времени, сколько ему на это отпущено природой, чтобы обеспечить его анатомо-физиологическое и психологическое созревание, чтобы он готов был перейти на следующий, более высокий, уровень своего развития. Психологическая готовность к школе знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста впервые ребёнок начинает осознавать себя членом общества, начинает осознавать своё социальное положение дошкольника и стремится к новой социальной роли школьника. Полноценное завершение дошкольного периода субъективно переживается ребёнком как активное стремление стать школьником.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности), с одной стороны, как достижение такой ступени в развитии, когда ребёнок становится способным принимать участие в школьном обучении; с другой – как овладение умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [3]. На наш взгляд, первое определение носит слишком обобщённый характер, а во втором определении нечётко дифференцированы компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счёт не являются ведущими признаками психологической готовности к обучению школе, так как владея ими, ребёнок может ещё не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности и учебной мотивации, позволяющих усваивать школьную программу.
Вслед за Л.С. Выготским, большинство отечественных психологов и педагогов считают, что обучение ведёт за собой развитие, а потому обучение следует начинать, когда задействованные в нём психические функции ещё не созрели [7]. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как успешная предпосылка к обучению. Соглашаясь с положением Льва Семеновича, А.А. Запорожец, Л.И. Божович полагали, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологическая предпосылка к обучению в школе. То есть, у ребёнка дошкольного возраста не должно быть «школьных» качеств в их чистом виде (психологических черт, свойственных школьнику), поскольку они, как и любые психические образования, складываются в той деятельности, для которой они необходимы, в данном случае – в учебной. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Готовность эта, с одной стороны, результат предшествующего периода развития, с другой – как бы проекция условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребёнка [28].
В целом, психологическая готовность к школьному обучению может рассматриваться как достижение ребёнком определённого уровня развития познавательных процессов (возможностей), сформированность мотивационной сферы, наличие общественно значимых потребностей и личностных качеств, необходимых для процесса обучения. Главным условием формирования психологической готовности детей к школьному обучению является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребёнка в игре [42]
В психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе. Определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, отечественные психологи исходят, прежде всего, из того, что она – многокомпонентное образование. Однако существуют определённые расхождения во взглядах на ведущий компонент данного феномена. Одни учёные в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие – личностный.
Л.И. Божович, обсуждая проблему психологической готовности к школе, рассматривала два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделялось несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: