Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................

Файлы: 1 файл

СИМОШКИНА ДИПЛОМНАЯ.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

Государственное  образовательное  учреждение высшего профессионального образования

Хакасский  государственный  университет им. Н.Ф.Катанова

Колледж  педагогического образования, информатики  и  права

 

 

Специальность  0313 (050704) – Дошкольное  образование

 

 

 

 

 

Симошкина  Наталья  Николаевна

 

 

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

 

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель -

Лобанова И.К.

 

 

 

 

 

Предварительная защита состоялась

«_____»___________________ 2009 г.

на заседании ПЦК, протокол № ____

Председатель ПЦК ________________

 

 

 

 

 

 

 

Абакан 2009

Содержание

 

Введение...............................................................................................................................

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
    2. Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    1. Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
    2. Сравнительный анализ полученных результатов................................................
    3. Методические  рекомендации  для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей  старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................

Заключение..........................................................................................................................

Список литературы............................................................................................................

Приложение.........................................................................................................................

3 – 5

 

 

 

6 – 11

 

 

11 – 16

 

 

 

 

17 – 21

21 – 27

 

 

27 – 31

32

33 – 35

36 – 59


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в рамках которой рассматривается проблема психологической готовности к школе, привлекающая внимание исследователей различных специальностей. В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространённым и активно используется разными специалистами: воспитателями детских садов, школьными учителями, практическими психологами образования, социальными педагогами. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать обучение детей в школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься такие психологи как Н.И. Гуткина, Л.А. Венгер и многие другие. Анализ современной литературы по интересующей нас тематике позволяет выделить основные проблемы психологической готовности к обучению в школе детей 6-7 лет. Первой мы выделяем проблему несогласованности позиций разных исследователей по вопросу о соотношении общего и особенного в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах, так как остаются мало проработанными интегративные характеристики, позволяющие увидеть психологическое единство обоих возрастных периодов. В качестве второй проблемы назовём отсутствие единой концепции психологической готовности ребёнка к школе, охватывающей определение этого понятия, выделение структуры, а также понимание сути прикладных аспектов «работы» с этим феноменом: диагностики, консультирования и развития.

Не менее проблемной областью представляется учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте изучения феномена психологической готовности к обучению в школе, хотя многочисленные исследования И. Кона, Е. Кагана, В. Мухиной свидетельствуют о различиях в познавательном и личностном развития мальчиков и девочек. Обозначенная проблема обусловила выбор темы исследования: «Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста».

Цель  исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: психологическая готовность к школе.

Предмет исследования: мотивационная готовность к школьному обучению мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:

  • уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет различия;
  • уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста не имеет различий.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей к школьному обучению.
  2. Охарактеризовать мотивационную готовность как компонент психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
  4. Составить методические рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретико–методологическая основа исследования:

  • теоретические положения Л.И. Божович о сущности психологической готовности дошкольников к школе и определяющей роли мотивации в её формировании;
  • научные взгляды Н.И. Гуткиной о мотивационной готовности детей к школьному обучению как соподчинении мотивов, наличии в поведении дошкольников общественных и моральных мотивов.

Методы  исследования:

  1. Теоретические методы: анализ и изучение психолого–педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы: диагностическая методика «Две школы» (Л.А. Венгер), беседа с детьми (Т.А. Нежнова), методика оценки игровой и учебной мотивации (Д.В. Солдатов).
  3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Практическая значимость исследования: составленные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ и родителями с целью формирования мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.

База  исследования: МДОУ «Ермаковский детский сад», с. Ермаковское, Красноярский край.

Структура  работы представлена введением, двумя  главами, заключением, списком  литературы, приложением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста

 

 

1.1. Проблема психологической  готовности к обучению в школе  детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

 

Школьная зрелость ребёнка является закономерным и неизбежным результатом полноценного проживания им дошкольного периода развития, что, прежде всего, означает, что ребёнок должен провести в дошкольном периоде развития столько времени, сколько ему на это отпущено природой, чтобы обеспечить его анатомо-физиологическое и психологическое созревание, чтобы он готов был перейти на следующий, более высокий, уровень своего развития. Психологическая готовность к школе знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста. К концу дошкольного возраста впервые ребёнок начинает осознавать себя членом общества, начинает осознавать своё социальное положение дошкольника и стремится к новой социальной роли школьника. Полноценное завершение дошкольного периода субъективно переживается ребёнком как активное стремление стать школьником.

Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности), с одной стороны, как достижение такой ступени в развитии, когда ребёнок становится способным принимать участие в школьном обучении; с другой – как овладение умениями, знаниями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками [3]. На наш взгляд, первое определение носит слишком обобщённый характер, а во втором определении нечётко дифференцированы компоненты психологической готовности (мотивация, поведенческие характеристики) и педагогической подготовленности (умения, знания). Формальный уровень таких умений и навыков, как чтение, письмо, счёт не являются ведущими признаками психологической готовности к обучению школе, так как владея ими, ребёнок может ещё не иметь соответствующих механизмов умственной деятельности и учебной мотивации, позволяющих усваивать школьную программу.

Вслед за Л.С. Выготским, большинство отечественных психологов и педагогов считают, что обучение ведёт за собой развитие, а потому обучение следует начинать, когда задействованные в нём психические функции ещё не созрели [7]. В связи с этим функциональная зрелость психики не рассматривается как успешная предпосылка к обучению. Соглашаясь с положением Льва Семеновича, А.А. Запорожец, Л.И. Божович полагали, что для успешного обучения в школе имеет значение не совокупность имеющихся у ребёнка знаний, умений и навыков, а определённый уровень его личностного и интеллектуального развития, который и рассматривается как психологическая предпосылка к обучению в школе. То есть, у ребёнка дошкольного возраста не должно быть «школьных» качеств в их чистом виде (психологических черт, свойственных школьнику), поскольку они, как и любые психические образования, складываются в той деятельности, для которой они необходимы, в данном случае – в учебной. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе развивается в процессе самого обучения. Готовность эта, с одной стороны, результат предшествующего периода развития, с другой – как бы проекция условий и содержания школьного обучения на психическое развитие ребёнка [28].

В целом, психологическая готовность к школьному обучению может рассматриваться как достижение ребёнком определённого уровня развития познавательных процессов (возможностей), сформированность мотивационной сферы, наличие общественно значимых потребностей и личностных качеств, необходимых для процесса обучения. Главным условием формирования психологической готовности детей к школьному обучению является полноценное удовлетворение потребностей каждого ребёнка в игре [42]

В психологии пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе. Определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, отечественные психологи исходят, прежде всего, из того, что она – многокомпонентное образование. Однако существуют определённые расхождения во взглядах на ведущий компонент данного феномена. Одни учёные в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие – личностный.

Л.И. Божович, обсуждая проблему психологической  готовности к школе, рассматривала два её аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. При этом выделялось  несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

    1. определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные  мотивы учения;
    2. достаточное развитие произвольного поведения;
    3. определенный уровень развития интеллектуальной сферы [4].

Информация о работе Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз