Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................
Появление мотивации учения можно
рассматривать как вершину
Наиболее полно содержательные и динамические характеристики учебных мотивов определены в классификации, предложенной А.К. Марковой. К содержательным характеристикам познавательных мотивов она относит: наличие личностного смысла деятельности (учения); действенность мотива; место мотива в иерархии (ведущий /подчинённый); самостоятельность возникновения или проявления мотива (в ходе деятельности возник как внутренний или как внешний, с помощью взрослого); уровень осознания мотива; степень распространения мотива на разные типы деятельности (глубина или поверхностность мотива). Динамические характеристики мотива представлены в виде устойчивости (устойчивый или ситуативный); модальности (положительный или отрицательный); силы мотива; быстроты возникновения мотива [26].
Виды мотивов учения делятся на познавательные и социальные:
Определяющую роль мотивации в психологической готовности к школьному обучению представила Л.И. Божович, рассматривающая мотивационный план личности как ведущий компонент личностной готовности детей к школьному обучению [5]. Ею были выделены две группы мотивов учения:
Совокупность познавательных и социальных мотивов учения как ведущих характеристик мотивационной сферы старшего дошкольника, способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника», когда отмечается стремление ребенка занять новую позицию в обществе. Внутренняя позиция школьника - это явление в мотивационной сфере ребёнка, которое заключается в возникновении интереса к школьно-учебной деятельности и появлении психологических особенностей, обеспечивающих возможность получения научного знания, организации своей деятельности и поведения, подчинение определённым общественным правилам, моральным законам. Л.И. Божович, Н.И. Гуткина указывают на важность субъектного момента, связанного с осознанием новой позиции, и говорят не о реальной позиции, а о внутренней позиции ребенка, понимаемой как отношение субъекта к тому объективному положению, которое он реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать [5, 11]. Этому новообразованию психологи придают большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Ребёнок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию: он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребёнка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. С точки зрения Л.И. Божович, психологически готовый к школе ребенок обладает внутренней позицией школьника, позволяющей говорить о наличии в его мотивационной сфере познавательных и социальных мотивов учения.
Л.А. Венгер отмечал, что о наличии внутренней позиции школьника свидетельствует ряд показателей. К данным показателям он отнес следующие: ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, понимает необходимость учения; проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, имеет содержательное представление о подготовке к школе; ребёнок положительно относится к общественно принятым нормам поведения, предпочитает традиционный способ оценки учебных достижений другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений; ребёнок признаёт авторитет учителя [6].
Мотивация учения – это осознанное внутреннее побуждение к учению, придающее ему тот или иной личностный смысл. Характер мотивации детей во многом связан со степенью развития их учебной деятельности. Учение может стать учебной деятельностью, если ребёнок в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности (то есть учение осуществляется как учебная деятельность, если ребёнок овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения). Мотивация учения определяется системой следующих показателей:
Становление у детей целевой иерархии как внутриличностного образования, или становление системы внутренних целей, осуществляется как выделение промежуточных целей действия, их соотнесение между собой во внутреннем плане и последовательном их достижении, ведущее к достижению основной цели действия.
Н.И. Гуткина, В.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова считают, что мотивационная готовность к школе представляет собой соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов. При этом, А.Н.Леонтьев важным моментом мотивационной готовности к обучению в школе определял произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребёнка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям [23].
Зрелость мотивационной сферы ребёнка оценивается по направленности мотивов учения (познавательные или социальные мотивы), по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой, по устойчивости мотивов, по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности мотивов и их влиянию на поведение, но только в ходе учебной деятельности [26].
Таким образом, мотивация учения представляет собой осознанное внутреннее побуждение к учению, придающее ему тот или иной личностный смысл. Мотивационная готовность к школе выражена соподчинением мотивов, наличием в поведении дошкольника общественных и моральных мотивов Только при наличии учебной мотивации ученик станет субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникнут предпосылки учебной мотивации и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
2.1. Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования
Наше эмпирическое исследование было нацелено на выявление и сравнение уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Базой исследования являлось МДОУ «Ермаковский детский сад», с. Ермаковское, Красноярский край.
Эмпирическое исследование проводилось в марте-апреле 2009 г.
В экспериментальную выборку вошло 30 детей седьмого года жизни, из них 15 девочек и 15 мальчиков. Выборка носила случайный характер, основными критериями выступали возраст и пол детей.
В соответствие с целью и предметом нашего исследования для исследования уровня сформированности мотивационной готовности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста к обучению в школе мы использовали следующие диагностические методики:
«Две школы» (Л.А. Венгер)
Цель: исследование мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Процедура: эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребёнком и спрашивает у него, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задаёт первый вопрос:
Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».
Обработка результатов: показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:
Каждый ответ оценивают как «школьный» или «дошкольный» вариант. Дошкольный» вариант противоположен школьному. Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:
Диагностическая методика «Оценка мотивационной готовности» (Д.В. Солдатов)
Цель: изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Процедура тестирования: перед ребёнком раскладываются все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трёх видов сюжетов (с сюжетами обучения, трудовых действий и с игровыми сюжетами).