Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................

Файлы: 1 файл

СИМОШКИНА ДИПЛОМНАЯ.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

Появление мотивации учения можно  рассматривать как вершину психического развития ребенка-дошкольника, когда в рамках игровой деятельности у него сформировались все необходимые и достаточные психологические предпосылки для овладения учебной деятельностью, и он может быть признан готовым к школьному обучению.

Наиболее полно содержательные и динамические характеристики учебных мотивов  определены в классификации, предложенной  А.К. Марковой. К содержательным  характеристикам познавательных мотивов она относит: наличие личностного смысла деятельности (учения); действенность мотива; место мотива в иерархии (ведущий /подчинённый); самостоятельность возникновения или проявления мотива (в ходе деятельности  возник как внутренний или как внешний, с помощью взрослого); уровень осознания мотива; степень распространения мотива на разные типы деятельности (глубина или поверхностность мотива). Динамические характеристики мотива представлены в виде устойчивости (устойчивый или ситуативный); модальности (положительный или отрицательный); силы мотива; быстроты  возникновения мотива [26].

Виды мотивов учения делятся на познавательные и социальные:

  1. познавательные мотивы связаны с содержанием и процессом выполнения учебной деятельности; к их числу относятся: широкие познавательные мотивы (направляющие на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (связанные с овладением конкретным способом получения знаний); процессуальные мотивы (направляющие на процесс выполнения учебных заданий, процесс решения задач и т.д.); результативные мотивы (связанные с получением хорошей отметки); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и в дальнейшем на построение специальной программы самосовершенствования);
  2. социальные мотивы отражают общее стремление к приобретению знаний, долг и ответственность, понимание социальной значимости учения (широкие социальные мотивы), стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение (узкие социальные, или позиционные, мотивы): похвалы учителя («учительский» мотив), похвалы родителей («родительский» мотив), авторитета у товарищей («товарищеский» мотив), ориентацию на разные способы взаимодействия с другим человеком (мотив социального сотрудничества).

Определяющую роль мотивации в  психологической готовности к школьному  обучению представила Л.И. Божович, рассматривающая мотивационный план личности как ведущий компонент личностной готовности детей к школьному обучению [5]. Ею были выделены две группы мотивов учения:

  1. мотивы, связанные непосредственно с содержанием деятельности и процессом её  выполнения;
  2. широкие социальные мотивы учения, или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими  людьми, в их оценке и  одобрении, с желанием ребенка занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

Совокупность познавательных и социальных мотивов учения как ведущих характеристик мотивационной сферы старшего дошкольника, способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника», когда отмечается  стремление  ребенка  занять  новую  позицию  в  обществе. Внутренняя позиция школьника - это явление в мотивационной сфере ребёнка, которое заключается в возникновении интереса к школьно-учебной деятельности и появлении психологических особенностей, обеспечивающих возможность получения научного знания, организации своей деятельности и поведения, подчинение определённым общественным правилам, моральным законам. Л.И. Божович, Н.И. Гуткина указывают на важность субъектного момента, связанного с осознанием новой позиции, и говорят не о реальной позиции, а о внутренней позиции ребенка, понимаемой как отношение субъекта к  тому объективному положению, которое он реально занимает в жизни, и к тому положению, которое он хочет занимать [5, 11]. Этому новообразованию психологи придают большое значение, считая, что внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

Ребёнок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию: он включается в учебную деятельность как наиболее значимую для него, что происходит благодаря изменению социальной ситуации развития ребёнка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. С точки зрения Л.И. Божович, психологически готовый  к школе ребенок обладает внутренней позицией школьника, позволяющей говорить о  наличии в его мотивационной сфере познавательных и социальных мотивов учения.

Л.А. Венгер отмечал, что о наличии внутренней позиции школьника свидетельствует ряд показателей. К данным показателям он отнес следующие: ребёнок относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, понимает необходимость учения; проявляет особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, имеет содержательное представление о подготовке к школе; ребёнок положительно относится к общественно принятым нормам поведения, предпочитает традиционный способ оценки учебных достижений другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отношений; ребёнок признаёт авторитет учителя [6].

Мотивация учения – это осознанное внутреннее побуждение к учению, придающее  ему тот или иной личностный смысл. Характер мотивации детей во многом связан со степенью развития их учебной деятельности. Учение может стать учебной деятельностью, если ребёнок в ходе добывания знаний овладевает обогащающими его новыми способами учебных действий, вытекающими из самостоятельно поставленных учебных задач, усваивает приёмы самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности (то есть учение осуществляется как учебная деятельность, если ребёнок овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения). Мотивация учения определяется  системой  следующих  показателей:

  1. вид личностно значимых деятельностей (становлением учения как одного из видов личностно значимой деятельности);
  2. личностно значимые субъектами (учителями, родителями, товарищами), влияющими  на  отношение  к  учению;
  3. знак отношения к  учению (положительное, отрицательное, нейтральное);
  4. соотношение социальных и познавательных мотивов учения в иерархии [16].

Становление у детей целевой иерархии как внутриличностного образования, или становление системы внутренних целей, осуществляется как выделение промежуточных целей действия, их соотнесение между собой во внутреннем плане и последовательном их достижении, ведущее к достижению основной цели действия.

Н.И. Гуткина, В.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова считают, что мотивационная готовность к школе представляет собой соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов. При этом, А.Н.Леонтьев важным моментом мотивационной готовности к обучению в школе определял произвольность поведения и деятельности, то есть возникновение у ребёнка такой структуры потребностей и мотивов, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные желания сознательно поставленным целям [23].

Зрелость мотивационной сферы  ребёнка оценивается по направленности мотивов учения (познавательные или  социальные мотивы), по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой, по устойчивости мотивов, по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности мотивов и их влиянию на поведение, но только в ходе учебной деятельности [26].

Таким образом, мотивация учения представляет собой осознанное внутреннее побуждение к учению, придающее ему тот или иной личностный смысл. Мотивационная  готовность к  школе выражена соподчинением мотивов, наличием  в поведении дошкольника общественных и моральных мотивов Только при наличии учебной мотивации ученик станет субъектом учения, а учение – целенаправленной деятельностью. В связи с этим считается целесообразным начинать систематическое обучение детей не ранее, чем у них возникнут предпосылки учебной мотивации и возможность принятия поставленной цели, а также формирования намерения по достижению цели.

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста

 

 

2.1. Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования

 

Наше эмпирическое исследование было нацелено на выявление и сравнение  уровня сформированности мотивационной  готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Базой исследования являлось МДОУ «Ермаковский детский сад», с. Ермаковское, Красноярский край.

Эмпирическое исследование проводилось  в марте-апреле 2009 г.

В экспериментальную выборку  вошло 30 детей седьмого года жизни, из них 15 девочек и 15 мальчиков. Выборка носила случайный характер, основными критериями выступали возраст и пол детей.

В соответствие с целью и предметом  нашего исследования для исследования уровня сформированности мотивационной готовности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста к обучению в школе мы использовали следующие диагностические методики:

  • беседа с детьми (Т.А. Нежнова);
  • диагностическая методика «Две школы» (Л.А. Венгер);
  • методика оценки игровой и учебной мотивации (Д.В. Солдатов).

«Две школы» (Л.А. Венгер)

Цель: исследование мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Процедура: эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет в форме беседы. Экспериментатор знакомится с ребёнком и спрашивает у него, хочет ли он пойти в школу. В зависимости от ответа задаёт первый вопрос:

    1. Что тебе в школе нравится (не нравится) больше всего? Что для тебя самое интересное, привлекательное, любимое в школе?

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать маленькие истории про тебя самого, но только не о том, что с тобой уже бывало, а что могло бы случиться. А ты будешь мне говорить, что бы ты сделал или сказал, если бы такая история произошла с тобой».

    1. Представь себе, что мама вдруг скажет: «Ты у меня ещё маленький, трудно тебе ещё в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы отложили твоё поступление в школу. Хочешь?» Что ты ответишь маме?
    2. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему), договорилась и тебя в школу не позовут. Встанешь ты утром, позавтракаешь, в сад идти не надо, в школу – не надо, делай, что хочешь…Что бы ты стал делать, чем заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
    3. Представь себе, что есть две школы – школа «А» и школа «Б». В школе «А» расписание уроков в 1-ом классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения и математики, а рисование, музыка и физкультура редко, один раз в неделю. А в школе «Б» всё наоборот: ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
    4. Представь, что ты вышел погулять и встретил мальчика (девочку). Ему тоже 6 (7) лет, но он не ходит ни в первый класс, ни в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо приготовиться к 1-му классу?» Что ты ему посоветуешь?
    5. Представь, что тебе предложили учиться так: ты не должен ходить каждый день в школу, наоборот, учитель ежедневно будет приходить к тебе домой и заниматься с тобой одним всем, чему учат в школе. Ты бы согласился заниматься дома?
    6. В школе «А» от первоклассников строго требуют внимательно слушать учителя и делать всё так, как он велит: не разговаривать на уроках, поднимать руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе «Б» не сделают замечания, если ты встанешь во время урока, о чём-то поговоришь с соседом или выйдешь из класса без спроса. В какой школе тебе хотелось бы учиться?
    7. Представь себе, что в какой-то день ты очень хорошо, старательно работал на всех уроках и учитель сказал: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я даже хочу наградить тебя за такое хорошее учение». Выбирай сам: дать тебе шоколадку, игрушку или поставить в журнал хорошую отметку.
    8. Представь себе, что ваш учитель неожиданно уехал в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другого учителя или попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учителя». Как, по-твоему, будет лучше: чтобы пришёл другой учитель или его заменили мамы?

Обработка результатов: показателями новой внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту являются:

  • положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;
  • особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;
  • отказ от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения;
  • признание авторитета учителя.

Каждый ответ оценивают как  «школьный» или «дошкольный» вариант. Дошкольный» вариант противоположен школьному. Вопросы «школьного» варианта определяют следующим образом:

  1. общее отношение к школе и учению:
    • положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе (отказ от предполагаемой отсрочки);
    • наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);
  2. ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий:
  • отказ от школы, в которой занятия по грамоте и счёту заменены уроками художественно-физкультурного цикла;
  • предпочтение уроков грамоты и счёта другим видам деятельности (рисование, пение, физкультура, игры на переменах, обед, прогулка и т.д.);
  • содержательное представление о подготовке к школе;
  1. ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности
  • предпочтение коллективных классных занятий индивидуальной форме обучения;
  • предпочтение школы, в которой соблюдение правил школьной дисциплины является обязательным;
  • предпочтение оценки как формы учебной работы другим видам поощрения (сладости, игрушки);
  • признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

Диагностическая методика «Оценка мотивационной готовности» (Д.В. Солдатов)

Цель: изучение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Процедура тестирования: перед ребёнком раскладываются все карточки в три ряда, но так, чтобы в каждом ряду оказались изображения всех трёх видов сюжетов (с сюжетами обучения, трудовых действий и с игровыми сюжетами).

Информация о работе Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз