Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................
Итак, полученные результаты подтверждают выдвинутое нами предположение о том, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
2.3. Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
В рамках нашего исследования, мы проанализировали и представили в рекомендациях наиболее эффективные педагогические условия, способствующие целенаправленному формированию учебной мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
Так, работы Л.И. Божович и её сотрудников показали, что к моменту поступления в школу ребёнок, готовый к школьному обучению, должен обладать учебной мотивацией, состоящей из познавательных и социальных мотивов учения, при этом немаловажной характеристикой являются и мотивы достижения. Как и другие предпосылки овладения учебной деятельностью, учебная мотивация при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту находится на начальной стадии развития.
Учебная мотивация как доминирующая, определяющая новый для ребёнка тип ведущей деятельности – учебной, возникает, когда отживает предыдущий тип ведущей деятельности – игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребёнка. К началу младшего школьного возраста игра исчерпывает свои возможности по образованию зон ближайшего развития при условии, что ребёнок прошёл все ступени детской игры от манипулятивной до игр с правилами [6].
Формирование
учебной мотивации и
Формировать мотивацию – значит не «заложить» готовые мотивы и цели в голову ребёнка, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ребёнка. Поэтому так важна работа по изучению и формированию мотивации в дошкольном возрасте.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трёх основных задач: формирование у детей правильных представлений о школе и учении; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности. Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, рисование школы (рисунок школы после экскурсии, рисунок «В какой школе я хочу учиться»), игра в школу. Рассказывая о школе, необходимо показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба, товарищеская взаимопомощь; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного поведения.
В формировании у дошкольников мотивов учения решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: содержание учебного материала; организация учебной деятельности; коллективные формы учебной деятельности; оценка учебной деятельности; стиль педагогической деятельности учителя [9, 14, 31].
Р.Р. Бибрих и А.Б. Орлов, анализируя процесс обучения ребенка, усвоения им общественно–исторического опыта, пришли к выводу, что мотивация должна опираться, прежде всего, на внутреннее побуждение ребенка, а не на внешнее воздействие со стороны взрослого. В последнем случае внешнее воздействие взрослого часто вступает в конфликт с внутренними побуждениями ребенка. Чтобы избежать данной ситуации, необходимо организовать диалог взрослого и ребенка как их совместную деятельность, когда взрослый включается в игру ребенка и ставит перед ребенком такую игровую цель, которая одновременно предполагает выполнение требования взрослого. Однако в таком случае требования взрослого не являются внешними для ребенка: они стали внутренними, будучи включенными в его игру. Принятие и достижение цели ребенком в этом случае осуществляется через её непосредственную связь с игровыми мотивами, побуждающими деятельность ребенка, т.е. обеспечение необходимой мотивации рассматривается как условие достижения ребенком поставленной взрослым цели [4].
В системе обучения Ш.А. Амонашвили решение проблемы формирования мотивации учения происходит на основе учета всех составляющих функциональной структуры мотивационного компонента деятельности, то есть реализуется гуманный подход педагога к детям, сотрудничество, вхождение взрослого в значимые переживания детей. Процессу установления связи целей формируемых учебных действий и мотивов личностно значимой деятельности детей способствует также самостоятельный выбор ими одного из предложенных заданий[1].
Существенно необходимым для формирования мотивов учения является учет эмоционального отношения детей к учению как внешне выраженной формы проявления мотивации учения: положительные эмоции будут хорошим условием эффективного усвоения знаний [37]. Создание мотивационного компонента деятельности начинается с установления отношения формируемого действия к значимой деятельности субъекта, то есть выделения субъектом цели формируемого действия как целевой иерархии и её принятия через установление связи с мотивом значимой деятельности. Как установление связи формируемых навыков у детей с их личностно значимой деятельностью создание мотивационного компонента деятельности может происходить опосредованно через взрослого, который вступил в функции организатора личностно значимой деятельности детей, стал носителем данной деятельности, её целей и таким путём включил формируемые навыки в личностно значимую для детей деятельность. Согласно функциональной структуре мотивационного компонента деятельности возможны следующие пути решения проблемы формирования мотивации: обеспечение условий по актуализации мотива, ведущего в иерархии личностно значимой деятельности субъекта; обеспечение условий по становлению у субъекта целевой иерархии; обеспечение условий по установлению связи цели формируемого действия (навыка) с мотивом личностно значимой деятельности субъекта [10]. То есть для создания мотивационного компонента деятельности необходимо, чтобы цель формируемого действия ребенок связал для себя с мотивом личностно значимой для него деятельности.
Даже старший дошкольник не всегда может сознательно понять то, что ему не интересно и не нужно, но как только деятельность приобретает для него смысл, появляется и сознательное управление своей деятельностью и поведением [11]. Но обучение, не опирающееся на адекватную возрасту мотивацию, приводит к тому, что ребёнок не проявляет произвольного поведения. А так как произвольность является одной из производных мотивации, то первая задача любого обучения – это создание или использование имеющейся у ребёнка мотивации.
Следовательно, можно организовать для детей игры – соревнования для появления мотива выигрыша, однако необходимо оговорить, что в играх – соревнованиях не используются никакие материальные призы. Первоначально ребенок хорошо выполняет задание ради победы в соревновании, затем ситуация соревнования перестает быть определяющей, и он получает удовольствие от качественного выполнения самого задания. Теперь уже само задание стимулирует его деятельность, оно становится для него интересным; постепенно появляется интерес попробовать свои возможности в новых видах деятельности и освоить их. Так развивается познавательная потребность, а ребенок становится субъектом учения, сознательно выполняющим предложенные ему задания [11, 30].
Использование соревнований в играх с правилами и в играх с результативным выигрышем может способствовать развитию мотива учения через развитие желания получить хорошую отметку. И при этой схеме развития мотивации возможен сдвиг мотива на цель, в результате чего ученика будет интересовать не только отметка, но и сам учебный материал. То есть технологию развития мотивации учения можно строить на развитии мотива достижения. Эта технология включает в себя не только создание особой образовательной программы, но и особый стиль взаимодействия педагога и ребёнка в педагогическом процессе. По сути, всю работу педагога по формированию мотивации достижения можно свести к следующим моментам: ориентация на реалистический уровень притязаний; развитие чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе); поддержка уверенности ребёнка в собственных силах через формирование позитивной самооценки [31].
При развитии мотива достижения нужно ориентироваться на самооценку деятельности; проводить индивидуальные беседы для обсуждения достижений и неудач; интересоваться отношением ребёнка к процессу и результату своей деятельности; помогать детям увидеть связь между их усилиями и результатами труда; обсуждать причины не только успехов, но и неудач; создавать ситуацию успеха на занятии: атмосферу доверия, обращение по имени, доброжелательный визуальный контакт, постоянное проявление интереса к ребёнку, сопереживание ему.
Таким образом, в детском саду должны быть созданы педагогические условия, способствующие формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных мотивов, мотивов достижения, социальных мотивов учения, совокупность которых составляет содержание мотивационной готовности к школьному обучению: необходимо организовывать деятельность детей таким образом, чтобы они стали активными субъектами на занятии; нужно развивать отдельные психические процессы через перестройку и развитие мотивационной сферы ребёнка; должно быть субъектное отношение к ребёнку, то есть нужно предоставлять ему возможность для самоизменения, а не исправлять его; развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего зону ближайшего развития ребёнка; занятия, направленные на формирование учебной мотивации, должны проходить в игровой форме и вызывать у детей живой интерес; отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными, позиция ментора и порицание за неуспех недопустимы; ребёнок должен иметь право на ошибку; успех должен переживаться детьми как радость – этому будет способствовать положительная эмоциональная оценка любого достижения ребёнка со стороны педагога; необходимо уделять большое внимание развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы; наиболее важным условием будет являться положительный эмоциональный фон занятий, так как он поспособствует лучшему усвоению информации, идущей от взрослого.
Заключение
Проблема психологической готовности дошкольников к систематическому обучению в школе является предметом многочисленных исследований отечественных педагогов и психологов, таких как Л.И. Божович, А.В. Запорожец, А.Л. Венгер, Н.И. Гуткина, В.С. Мухиной, И.В. Дубровина, Н.Г. Салмина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков и др.
Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.И. Гуткина рассматривали два основных ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. Они выделяли несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения; достаточное развитие произвольного поведения; определенный уровень развития интеллектуальной сферы.
Рассматривая мотивационную
В рамках нашей работы мы провели эмпирическое исследование, направленное на выявление и сравнение уровня сформированности мотивации к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Полученные результаты показали, что у девочек показатели уровня сформированности мотивационной готовности выше, чем у мальчиков. У мальчиков доминировали позиционные и внешние мотивы обучения в школе, тогда как у девочек – учебно-познавательные.
Таким образом, цель исследования достигнута, положение гипотезы о том, что уровень сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста имеет различия, нашло свое подтверждение.
Список литературы