Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................
Ребенку дается инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребёнку предлагается сделать выбор ещё два раза. Таким образом, определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ребёнок мотивационно готов.
После этого инструкция меняется. Перед ребёнком лежат уже не девять, а шесть оставшихся карточек. Ребёнку предлагается выбрать среди них те изображения, на которых нарисовано не интересные для него занятия. Выбранная карточка откладывается, а ребёнку предлагается сделать такой же выбор ещё два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребёнка в настоящее время не интересуют.
В заключение из оставшихся трёх изображений детских действий ребёнку предлагается выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно – с отрицаемым видом деятельности. В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы:
Обработка результатов: количественный анализ осуществляется за счет суммарного подсчёта выборов ребенка. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности – в 1 балл и, наконец, игровой - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов равно 7, а минимальное, которое ребёнок теоретически может набрать, равно 0 баллов; о сформированности среднего уровня мотивационной готовности свидетельствует сумма, равная 4-5 баллам.
Беседа с детьми об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).
Цель: диагностика мотивационной готовности к школьному обучению.
Процедура: обследование проводится индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.
Вопросы:
Оценка беседы:
Оценивают вопросы с 3 по 6, за каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов на 1, 2 и 7 вопросы). 4 А – говорит о сформированности мотивационной готовности к школьному обучению. 4 Б – говорит о несформированности мотивационной готовности к школьному обучению.
2.3. Сравнительный анализ полученных результатов
Диагностическая методика «Две школы» (Л.А. Венгер)
Количественный анализ полученных результатов показал, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек седьмого года жизни.
Так, высокий уровень сформированнос
Наглядно полученные результаты представлены в протоколах обследования (приложения А и А.1) и рисунке 1.
Рисунок 1. Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по результатам диагностической методики «Две школы»
Качественный анализ полученных результатов показал, что дети с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению положительно относились к поступлению в школу и пребыванию в ней как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; особый интерес проявляли к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказывались от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения; признавали авторитет учителя. При этом, у девочек мы наблюдали сформированность всех выше сказанных показателей. Тогда как у мальчиков мы отметили, неустойчивость желания поступить в школу, они не отказывались от ситуации, когда можно не идти ни в школу, ни в детский сад; а также предпочитали не оценку, а поощрение в виде сладостей, игрушек.
Дети со средним уровнем
Дети с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению не проявляли явного желания к поступлению в школу, предпочитая обучение дома, не отказывались от дошкольных видов деятельности, не признавали авторитет учителя, предпочитая маму в качестве педагога школы. При этом, у девочек мы отметили, нежелание поступить в школу, они выбирали ситуации, когда можно не идти ни в школу, ни в детский сад; а также предпочтение не положительным оценкам, а поощрению сладостями, игрушками. Мальчики были не против отсрочить поступление в школу, выбирали школу с дошкольными видами деятельности и нерегламентированной дисциплиной, не могли ответить, что необходимо для поступления в школу.
Таким образом, полученные результаты показали, что большая часть обследуемой выборки положительно относилась к школьному обучению, дети были ориентированы на школьное содержание занятий, на школьные нормы организации деятельности и признавали авторитет учителя, но при этом, мы выявили количественные и качественные различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. У девочек более сформировано чувство необходимости учения (наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы), тогда как мальчики были в меньше степени ориентированы на школьное содержание занятий, предпочитая уроки грамоты и счёта «дошкольным» видам деятельности. Мальчики, в отличие от девочек, чаще под подготовкой к школе имели в виду атрибутику (портфель, школьную форму и т.п.).
Диагностическая методика «Оценка мотивационной готовности» (Д.В. Солдатов).
Количественный анализ полученных результатов свидетельствовал о том, что показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста имели различия. Высокий уровень сформированности учебной мотивации мы выявили у 60% девочек и 54% мальчиков. Показатели среднего уровня проявились у 33% девочек и такого же количества мальчиков. Низкий уровень наблюдался у 7% девочек и 13% мальчиков. Наглядно полученные результаты представлены в протоколе обследования (приложение Б.1), а также рисунке 2.
Рисунок 2. Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по результатам диагностической методики «Оценка мотивационной готовности»
Вместе с тем, значительных качественных различий в предпочтении мальчиками и девочками разных видов деятельности мы не наблюдали.
Дети с высоким уровнем
Дети со средним уровнем предпочитали трудовую и учебную деятельность, оценивая игровую как соответствующую детям более младшего возраста. Трудовая деятельность рассматривалась ими в качестве взрослой деятельности, учебная – как интересная.
Дети с низким уровнем сформированности мотивации обучения в школе отмечали значимой для себя игровую деятельность. Трудовую и учебную оценивали как неинтересные, сложные.
Таким образом, полученные результаты показали, что существуют гендерные различия в уровне сформированности мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили, что у девочек показатели уровня сформированности мотивации к обучению в школе выше, чем у мальчиков. Вместе с тем, значительных качественных различий в выборе предпочитаемой деятельности у мальчиков и девочек мы не наблюдали. Большинство детей оценивали учебную деятельность как предпочтительную, а игровую - наоборот.
Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).
Количественный анализ полученных результатов показал, что существуют гендерные различия в уровне сформированности мотивационной готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Показатели высокого уровня сформированности мотивационной готовности мы выявили у 27% девочек и 7% мальчиков.
Средний уровень сформированности мотивационной готовности мы наблюдали у 66% девочек и 73% мальчиков.
Низкий уровень проявился у 7% девочек и 20% мальчиков.
Наглядно полученные результаты представлены в протоколах обследования (приложение В и В.1), а также рисунке 3.
Рисунок 3. Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по результатам беседы
Качественный анализ полученных результатов показал, что существуют некоторые различия в уровне сформированности мотивационной готовности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Следует отметить, что дети с высоким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению положительно относились к ситуации школьного обучения, осознавали мотивы своего желания идти в школу, предпочитали школьные организационные формы обучения. Вместе с тем, анализ ответов показал, что девочки хотят идти в школу потому что уже большие, их многому научат; тогда как мальчики считали, что в школе дадут много интересного и нового. Сопоставляя ответы на профилирующие вопросы, мы выяснили, что мальчики под подготовкой к школе понимают хорошее поведение на занятиях, достаточный объем знаний, сформированность трудовых умений; девочки в свою очередь отмечают мнение родителей о необходимости обучения, наличие книг, развивающих игр дома и в детском саду. Наиболее привлекательными элементами школьной атрибутики после экскурсии в школу и девочки, и мальчики отмечали оформление класса, наличие большой доски, учебников. Дети знали об обязательности посещения школьных занятий. В качестве свободной темы занятия и мальчики, и девочки выбирали изучение нового материала.
Дети со средним уровнем проявляли общее положительное отношение к школьному обучению, не в полной мере осознавали мотивы желания поступить в школу, предпочитали познавательные занятия как форму обучения. Следует отметить, что гендерных различий в данной группе мы не отметили. Дети не в полной мере осознавали необходимость обязательного посещения школы, а также в ситуации выбора свободной деятельности с педагогом предпочитали игру. Они отмечали, что о школе постоянно говорят родители и воспитатели. На экскурсии в школе не нравилось потому, что в классе мало объектов для самостоятельной познавательной деятельности.
Дети с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению не всегда положительно относились к школьному обучению, отмечая, что там нельзя играть, а надо только учиться. В качестве подготовки к школе дети рассматривают занятия в детском саду и экскурсию в школу. Вместе с тем, они отмечают, что в группе лучше, потому что есть много игрушек и все знакомые дети. Свободное время дети предпочитали занимать игровой деятельностью.
Таким образом, полученные результаты показали, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Мальчики реже, чем девочки давали ответы, содержащие предпочтение школьно-учебной тематике. У девочек выше показатели сформированности уровня мотивационной готовности к обучению в школе, по сравнению с мальчиками.
Сопоставляя результаты эмпирического исследования, мы выявили, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Наглядно сравнительные результаты представлены в сводном протоколе обследования (приложение Г) и рисунке 4.
Рисунок 4. Сводные показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по результатам эмпирического исследования
Мы выявили, что у девочек старшего дошкольного возраста показатели сформированности мотивационной готовности к школьному обучению выше, чем у мальчиков. Следует отметить, что у девочек преобладало положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; они активнее мальчиков проявляли особый интерес к школьному содержанию занятий, предпочитали коллективные классные занятия индивидуальной форме обучения. Мальчики, в свою очередь, более предпочитали дошкольные формы организации обучения, отметки как форму оценивания результативности деятельности с желанием заменяли на поощрение игрушками, сладостями. Девочки хотели идти в школу, потому что уже большие, им многому научат; тогда как мальчики считали, что в школе дадут много интересного и нового.