Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................

Файлы: 1 файл

СИМОШКИНА ДИПЛОМНАЯ.doc

— 890.00 Кб (Скачать файл)

Ребенку дается инструкция: «Посмотри, пожалуйста, на эти картинки и выбери ту, где нарисовано занятие, которым ты хотел бы сейчас заниматься». Выбранная картинка откладывается в сторону, а ребёнку предлагается сделать выбор ещё два раза. Таким образом, определяются предпочтительные виды деятельности, к которым ребёнок мотивационно готов.

После этого инструкция меняется. Перед ребёнком лежат уже  не девять, а шесть оставшихся карточек. Ребёнку предлагается выбрать среди них те изображения, на которых нарисовано не интересные для него занятия. Выбранная карточка откладывается, а ребёнку предлагается сделать такой же выбор ещё два раза. Подобный отрицательный выбор определяет те виды деятельности, которые ребёнка в настоящее время не интересуют.

В заключение из оставшихся трёх изображений детских действий ребёнку предлагается выбрать одно с предпочтительным видом деятельности, а затем одно – с отрицаемым видом деятельности. В конце всей процедуры карточки должны быть разложены на три группы:

  • четыре карточки с предпочитаемыми видами деятельности;
  • четыре карточки с отрицаемыми видами деятельности;
  • одна, оставшаяся невыбранной.

Обработка результатов: количественный анализ осуществляется за счет суммарного подсчёта выборов ребенка. Так, каждая карточка с сюжетом учебной деятельности оценивается в 2 балла, каждая карточка с изображением трудовой деятельности – в 1 балл и, наконец, игровой - 0 баллов. Максимально возможное количество баллов равно 7, а минимальное, которое ребёнок теоретически может набрать, равно 0 баллов; о сформированности среднего уровня мотивационной готовности свидетельствует сумма, равная 4-5 баллам.

Беседа с детьми об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).

Цель: диагностика мотивационной  готовности к школьному обучению.

Процедура: обследование проводится индивидуально. Все ответы ребенка протоколируются. В протоколе фиксируются данные наблюдения во время беседы с ним.

Вопросы:

  1. Хочешь ли ты идти в школу? (выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе).
  2. Почему (по какой главной причине) ты хочешь (не хочешь) идти в школу? (осознаваемые мотивы желания или нежелания идти в школу).
  3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят)? (какие собственные действия или действия родителей ребенок расценивает как подготовку к школе).
  4. Понравилась ли тебе школа (после экскурсии)? Что понравилось (не понравилось) больше всего? (элементы учебной действительности, наиболее привлекательные для детей).
  5. Если бы тебе не нужно было идти в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (отсутствие или наличие у ребенка учебной ориентации в ситуации необязательности посещения школы).
  6. Если бы воспитательница предложила тебе выбрать тему свободного занятия – о  чем бы ты хотел знать, чем заняться? (место школьно – учебных интересов среди  всех в условиях свободного выбора).
  7. Как по–твоему лучше учиться: дома с мамой или в школе с учителем? Дома с учителем или в школе с мамой? (предпочтение школьным организационным формам учения).

Оценка  беседы:

      • за ответ, содержащий предпочтение школьно–учебной тематике, в протоколе ставится буква А;
      • за формальный, внешний, «дошкольный» и прочие ответы - Б;
      • за отказ от ответа – С.

Оценивают вопросы с 3 по 6, за каждый ответ присуждается 1 балл (кроме ответов  на 1, 2 и 7 вопросы). 4 А – говорит о сформированности мотивационной готовности к  школьному обучению. 4 Б – говорит о несформированности мотивационной готовности к  школьному  обучению.

 

 

2.3.  Сравнительный анализ полученных результатов

 

Диагностическая методика «Две школы» (Л.А. Венгер)

Количественный анализ полученных результатов показал, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек седьмого года жизни.

Так, высокий уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению мы отметили у 60% девочек, 27% мальчиков. Показатели среднего уровня сформированности мотивационной готовности у девочек составили 33%, а у мальчиков 60%. Низкий уровень сформированности мотивационной готовности мы выявили у 7% девочек и 13% мальчиков 

Наглядно полученные результаты представлены в протоколах обследования (приложения А и А.1) и рисунке 1.

Рисунок 1.  Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по результатам диагностической методики «Две школы»

Качественный анализ полученных результатов  показал, что дети с высоким уровнем  сформированности мотивационной готовности к школьному обучению положительно относились к поступлению в школу и пребыванию в ней как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; особый интерес проявляли к новому, собственно школьному содержанию занятий; отказывались от характерных для дошкольного детства ориентаций в плане организации деятельности и поведения; признавали авторитет учителя. При этом, у девочек мы наблюдали сформированность всех выше сказанных показателей. Тогда как у мальчиков мы отметили, неустойчивость желания поступить в школу, они не отказывались от ситуации, когда можно не идти ни в школу, ни в детский сад; а также предпочитали не оценку, а поощрение в виде сладостей, игрушек.

Дети со средним уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному обучению с одной стороны проявляли положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, с другой без особых усилий соглашались продолжать играть, гулять с друзьями на улице; были заинтересованы в получении новых знаний; часто признавали авторитет учителя. При этом, девочки были согласны на приход учителя домой, а также на то, чтобы мама заменяла его в школе. В ответах мальчиков мы встречали такие варианты ответов как: школа нравится, не знаю почему; пойду в школу, где ежедневно физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика по одному разу в неделю.

Дети с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному  обучению не проявляли явного желания к поступлению в школу, предпочитая обучение дома, не отказывались от дошкольных видов деятельности, не признавали авторитет учителя, предпочитая маму в качестве педагога школы. При этом, у девочек мы отметили, нежелание поступить в школу, они выбирали ситуации, когда можно не идти ни в школу, ни в детский сад; а также предпочтение не положительным оценкам, а поощрению сладостями, игрушками. Мальчики были не против отсрочить поступление в школу, выбирали школу с дошкольными видами деятельности и нерегламентированной дисциплиной, не могли ответить, что необходимо для поступления в школу.

Таким образом, полученные результаты показали, что большая часть обследуемой выборки положительно относилась к школьному обучению, дети были ориентированы на школьное содержание занятий, на школьные нормы организации деятельности и признавали авторитет учителя, но при этом, мы выявили количественные и качественные различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. У девочек более сформировано чувство необходимости учения (наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы), тогда как мальчики были в меньше степени ориентированы на школьное содержание занятий, предпочитая уроки грамоты и счёта «дошкольным» видам деятельности. Мальчики, в отличие от девочек, чаще под подготовкой к школе имели в виду атрибутику (портфель, школьную форму и т.п.).

Диагностическая методика «Оценка  мотивационной готовности» (Д.В. Солдатов).

Количественный анализ полученных результатов свидетельствовал о том, что показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста имели различия. Высокий уровень сформированности учебной мотивации мы выявили у 60% девочек и 54% мальчиков. Показатели среднего уровня проявились у 33% девочек и такого же количества мальчиков. Низкий уровень наблюдался у 7% девочек и 13% мальчиков. Наглядно полученные результаты представлены в протоколе обследования (приложение Б.1), а также рисунке 2.

Рисунок 2.  Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по результатам диагностической методики «Оценка мотивационной готовности»

Вместе с тем, значительных качественных различий в предпочтении мальчиками и девочками разных видов деятельности мы не наблюдали.

Дети с высоким уровнем мотивации  обучения в школе предпочитали учебную  деятельность, как имеющую значимый результат, как для самих детей, так и для референтных взрослых, тогда как игровую они оценивали как непредпочтительную, отмечая, что это вид деятельности маленьких детей, а они уже большие и скоро пойдут в школу.

Дети со средним уровнем предпочитали трудовую и учебную деятельность, оценивая игровую как соответствующую детям более младшего возраста. Трудовая деятельность рассматривалась ими в качестве взрослой деятельности, учебная – как интересная.

Дети с низким уровнем сформированности мотивации обучения в школе отмечали значимой для себя игровую деятельность. Трудовую и учебную оценивали  как неинтересные, сложные.

Таким образом, полученные результаты показали, что существуют гендерные различия в уровне сформированности мотивации к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Мы выявили, что у девочек показатели уровня сформированности мотивации к обучению в школе выше, чем у мальчиков. Вместе с тем, значительных качественных различий в выборе предпочитаемой деятельности у мальчиков и девочек мы не наблюдали. Большинство детей оценивали учебную деятельность как предпочтительную, а игровую - наоборот.

Беседа об отношении к школе и учению (Т.А. Нежнова).

Количественный анализ полученных результатов показал, что существуют гендерные различия в уровне сформированности мотивационной готовности старших  дошкольников к школьному обучению.

Показатели высокого уровня сформированности мотивационной готовности мы выявили у 27% девочек и 7% мальчиков.

Средний уровень сформированности мотивационной готовности мы наблюдали  у 66% девочек и 73% мальчиков.

Низкий уровень проявился у 7% девочек и 20% мальчиков.

Наглядно полученные результаты представлены в протоколах обследования (приложение В и В.1), а также рисунке 3.

                                                        

 

 

 

 

Рисунок 3.  Показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста по результатам беседы

Качественный анализ полученных результатов  показал, что существуют некоторые  различия в уровне сформированности мотивационной готовности мальчиков  и девочек старшего дошкольного  возраста.

Следует отметить, что дети с высоким  уровнем сформированности мотивационной  готовности к школьному обучению положительно относились к ситуации школьного обучения, осознавали мотивы своего желания идти в школу, предпочитали школьные организационные формы обучения. Вместе с тем, анализ ответов показал, что девочки хотят идти в школу потому что уже большие, их многому научат; тогда как мальчики считали, что в школе дадут много интересного и нового. Сопоставляя ответы на профилирующие вопросы, мы выяснили, что мальчики под подготовкой к школе понимают хорошее поведение на занятиях, достаточный объем знаний, сформированность трудовых умений; девочки в свою очередь отмечают мнение родителей о необходимости обучения, наличие книг, развивающих игр дома и в детском саду. Наиболее привлекательными элементами школьной атрибутики после экскурсии в школу и девочки, и мальчики отмечали оформление класса, наличие большой доски, учебников. Дети знали об обязательности посещения школьных занятий. В качестве свободной темы занятия и мальчики, и девочки выбирали изучение нового материала.

Дети со средним уровнем проявляли  общее положительное отношение  к школьному обучению, не в полной мере осознавали мотивы желания поступить  в школу, предпочитали познавательные занятия как форму обучения. Следует отметить, что гендерных различий в данной группе мы не отметили. Дети не в полной мере осознавали необходимость обязательного посещения школы, а также в ситуации выбора свободной деятельности с педагогом предпочитали игру. Они отмечали, что о школе постоянно говорят родители и воспитатели. На экскурсии в школе не нравилось потому, что в классе мало объектов для самостоятельной познавательной деятельности.

Дети с низким уровнем сформированности мотивационной готовности к школьному  обучению не всегда положительно относились к школьному обучению, отмечая, что там нельзя играть, а надо только учиться.  В качестве подготовки к школе дети рассматривают занятия в детском саду и экскурсию в школу. Вместе с тем, они отмечают, что в группе лучше, потому что есть много игрушек и все знакомые дети. Свободное время дети предпочитали занимать игровой деятельностью.

Таким образом, полученные результаты показали, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Мальчики реже, чем девочки давали ответы, содержащие предпочтение школьно-учебной тематике. У девочек выше показатели сформированности уровня мотивационной готовности к обучению в школе, по сравнению с мальчиками. 

Сопоставляя результаты эмпирического  исследования, мы выявили, что существуют различия в уровне сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. Наглядно сравнительные результаты представлены в сводном протоколе обследования (приложение Г) и рисунке 4.

Рисунок 4.  Сводные показатели уровня сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста по результатам эмпирического исследования

Мы выявили, что у девочек  старшего дошкольного возраста показатели сформированности мотивационной готовности к школьному обучению выше, чем у мальчиков. Следует отметить, что у девочек преобладало положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни; они активнее мальчиков проявляли особый интерес к школьному содержанию занятий, предпочитали коллективные классные занятия индивидуальной форме обучения. Мальчики, в свою очередь, более предпочитали дошкольные формы организации обучения, отметки как форму оценивания результативности деятельности с желанием заменяли на поощрение игрушками, сладостями. Девочки хотели идти в школу, потому что уже большие, им многому научат; тогда как мальчики считали, что в школе дадут много интересного и нового.  

Информация о работе Сравнительный анализ уровня сформированности мотивационной готовности к обучению в школе у мальчиков и девочек старшего дошкольного воз