Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 13:25, курсовая работа
Цель исследования: изучить, эмпирическим путём выявить и сравнить уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психологическая готовность к школе.
Введение...............................................................................................................................
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................
Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Описание диагностических методик и экспериментальной выборки исследования.......................................................................................................................
Сравнительный анализ полученных результатов................................................
Методические рекомендации для педагогов по формированию мотивационной готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.........................................................................................................................
Заключение..........................................................................................................................
Список литературы............................................................................................................
Эту точку зрения разделял и А.В. Запорожец, включавший в психологическую готовность к школе особенности мотивации личности ребёнка, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий [14].
Придерживаясь понимания ведущей роли мотивов и уровня интеллектуального развития, вслед за Л.И. Божович, А.А. Запорожцем, Н.И. Гуткина изложила свою концепцию понимания психологической готовности к школе. В данной концепции была предпринята попытка показать ценность дошкольного периода развития ребёнка как самостоятельного возрастного этапа, а не как периода подготовки к школе. Парадокс заключается в том, что дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовы к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты (симплификация) [11]. Таким образом, Н.И. Гуткина определяла психологическую готовность к школе как необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Рассмотрение психологической готовности к школе на основании возрастного, мотивационного и генетического подхода позволяет обозначить возраст появления этого феномена – этот возраст совпадает с кризисом семи лет. Д.Б. Эльконин, занимаясь вопросами периодизации психического развития, на первое место в подготовке к школе ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью. Психологическими предпосылками овладения учебной деятельностью он считал совокупность психологических качеств и умений, необходимых для успешного усвоения знаний. К наиболее важным он относил умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу [42]. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту: потеря непосредственности в социальных отношениях; обобщение переживаний, связанных с оценкой; особенности самоконтроля.
В свою очередь, И.В. Дубровина определяет психологическую готовность к школе как сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определённого типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определённого уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению она выделяет: личностную готовность, развитие произвольной сферы (волевая готовность), интеллектуальную готовность [15].
Г. Новикова определяет психологическую готовность к обучению в школе как готовность ребёнка к усвоению определённой части культуры, включенной в содержание образования в форме учебной деятельности, представляющую собой сложное структурно-системное образование. Оно охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности [35].
Н.Г. Салмина
в качестве основных показателе
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств, к которым относят: мотивы учения; зрительный анализ (образное мышление); способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость; уровень обобщений (предпосылки логического мышления); зачатки вербальной механической памяти [33, 34]. В значительной степени в данном подходе не отражен личностный аспект восприятия ребенком новой социальной позиции и эмоционально-ценностное отношение к ней.
В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы отношений ребёнка: отношение к взрослому, к сверстнику, к самому себе [21]. Уровень развития этих сфер определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации.
Рассмотрим компоненты, составляющие в настоящее время традиционную структуру психологической готовности к школьному обучению. В психологической готовности детей к школьному обучению выделяют три аспекта психологической готовности: познавательный (интеллектуальный); личностный (эмоционально-личностный, социальный); физиологический.
Физиологическая (психомоторная, функциональная) готовность предполагает:
Интеллектуальная готовность как
компонент психологической
Личностная готовность является стержневым, системообразующим компонентом. Вслед за Л.И. Божович, отечественные психологи и педагоги сходятся во мнении, что важнейшей составляющей личностной готовности к школе является новообразование «внутренняя позиция школьника» [5]. Следующая ее составляющая – соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга) [28], а именно доминирование в мотивационной сфере ребёнка мотивов, связанных с познавательной потребностью, с потребностью в интеллектуальной активности, в овладении учебными умениями, навыками и знаниями. Мотивационная готовность как компонент психологической готовности к школьному обучению заключается в наличии у ребёнка в качестве доминирующего учебного мотива, наличие потребности в приобретении знаний. Значение этого компонента настолько велико, что даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний и умений, достаточного уровня умственного развития, ему будет трудно учиться в школе. Ребёнок, психологически готовый к учению, должен положительно относиться к школе, хотеть учиться; отсутствие желания идти в школу у ребёнка седьмого года жизни свидетельствует о том, что он ещё «психологический дошкольник» [24, стр. 79].
Не менее важной стороной
личностной готовности
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме показал, что готовность ребёнка к обучению в школе – это сформированность личностной, нравственно-волевой и физической готовности. Отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребёнка. Психологическая готовность к обучению в школе представляет собой совокупность показателей личностной и интеллектуальной готовности ребёнка. Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, как и вся структура в целом, важны как для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
1.2. Общая характеристика мотивационной готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста
Начиная с детского сада, учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, поэтому проблема мотивации учебной деятельности является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Важность решения данной проблемы определяется тем, что мотивация учения является существенно необходимой для эффективного осуществления учебного процесса. Актуальность исследования мотивации учения в дошкольном возрасте объясняется тем, что именно в этом возрасте закладывается её основа, а также тем, что именно отрицательное или безразличное отношение ребёнка к школьному обучению может стать причиной его неуспеваемости или низкой успеваемости.
Прежде чем рассмотреть
Мотив включает в себя два основных компонента. Когнитивный элемент мотива означает знание субъекта о предмете, который может удовлетворить его потребности (иначе говоря, когнитивный элемент мотива трактуется как образ или знание о предмете, на который направлена деятельность человека); функция аффективного элемента мотива заключается в придании предмету потребности субъекта необходимого побуждения (как придающий когнитивному элементу функцию побуждения) [8].
Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков в структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, выделяют шесть типов:
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной сфере ребенка 6–7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны. Говоря о доминировании отдельно взятого мотива, следует помнить, что таким образом создается некая абстрактная модель, позволяющая лучше понять роль того или иного мотива в мотивационной сфере, но лишь приблизительно отражающая действительность, в которой абсолютное доминирование какого–то одного мотива почти не встречается. Полноценная учебная мотивация должна включать познавательные, социальные мотивы учения и мотивы достижения, но индивидуальность каждого ребенка проявляется в доминировании одного из указанных мотивов внутри учебной деятельности.