Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Дети дошкольного возраста с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно. В дошкольном возрасте развитие общения с взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные.

Если задать детям пяти-семи лет вопрос о том, кого они стали бы изображать (кем бы они стали) в игре «в семью», то подавляющее большинство отдают предпочтение родителю того же пола, то есть мальчики – отцами, а девочки – матерями.

С семи лет дети предпочитают изображать себя, то есть ребенок хочет быть самим собой. Исключительный выбор родителя того же пола в пять-семь лет происходит на фоне развивающейся возрастной способности принимать и играть роли, ставить себя на место другого человека, ощущать себя тождественным, идентичным его чувствам и переживаниям, мыслям и поступкам. Стремление быть тождественным родителю того же пола означает, прежде всего, желание идентифицироваться с мужской или женской ролью. Поэтому в старшем дошкольном  возрасте мальчики хотят делать все, как папа, а девочки все как мама. Тем самым они приобретают необходимый им опыт поведения, соответствующий их полу, что позволяет более естественно и непринужденно вести себя со сверстниками.

Общение же со сверстниками того же пола становиться все более существенным фактором, влияющим на самооценку, уверенность в себе, настроение и жизненный тонус.

Таким образом, идентификация с ролью родителя того же пола представляет собой одно из выражений процесса социализации – приобретения навыков групповых отношений, как определенной стадии формирования личности.

Таким образом, основными особенностями эмоционального развития в дошкольном возрасте являются:

    • ребенок осваивает социальные нормы выражения чувств;
    • изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
    • чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
    • формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

 

2.3 Эмоциональное  неблагополучие детей старшего  дошкольного возраста

 

Под эмоциональным неблагополучием  понимается отрицательное самочувствие ребенка, Оно вызывается  многими причинами. Главной выступает неудовлетворение ребенка общением с взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие телесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения.

К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко возбудимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиды, нередко сопровождаемых слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиленное потоотделение и так далее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьезными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, неудовлетворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная чувствительность могут привести к внутриличностному конфликту.

Воспитателю детского  сада следует учитывать повышенную ранимость мальчиков, испытывающих в старшем дошкольном возрасте проблемы взаимоотношений с отцом или уже частично или полностью лишенных общения с ним уже после развода родителей. Эти мальчики болезненно переживают, когда их начинают стыдить в присутстствии сверстников, указывать, что они ведут себя не так, как нужно, отстают от других, не оправдывая надежд.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов) [32].

Причины детских страхов очень разнообразны, их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

В возрасте от шести до семи  месяцев младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство возникает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержано, недостаточно обращает на него внимание.

В раннем детстве для мальчика непереносима даже  короткая разлука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает, и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери.

Страх темноты и одиночества не возникает, если ребенок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной комнате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны громкие, шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше проходят истории о безобидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, внимание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают, детские страхи.

Неоправданная строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для проявления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусственное ограничение движений, пренебрежение интересами и желаниями малыша и так далее. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, возникают «наследственные» страхи.

Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем годам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к страхам имеется у малообщительных детей, кроме страхов, могут возникать агрессивность, упрямость, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их переживаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом  деле исполнены сильных отрицательных всевозможных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать  страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С трех до шести лет страхи у ребенка становятся наиболее разнообразными, они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состояниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонентов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизненным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трех-четырех недель. Нередко страхи могут вызвать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в умственном воспитании, которые приводят к  снижению уровня ориентации в окружающем. 

Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно и пугает и интересует, он пытается  найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о предметах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой, сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, вместе войти в темную комнату.

 

2.4 Причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста

 

Любой воспитатель скажет, что некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и так далее. Во всех этих случаях речь идет о страхах. Страх – это такое же эмоциональное неотъемлемое проявление психическое жизни, как радость, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости к страхам, зависимости от них, меняется поведение ребенка. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми ребенок не может справляться, они приводят к появлению не желательных черт характера. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком  неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности  организма ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям и педагогам необходимо знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как  возникает и развивается, что больше всего боятся дети и почему.

Каковы же причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного возраста? Причины эти разнообразны.

Менее всего подвержены страхам мальчики в четыре, а девочки в три года, то есть в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте, количество страхов у мальчиков и особенно девочек заметно больше.

У мальчиков из неполных (в последствие развода) семей страхов больше. У девочек подобные различия отсутствуют, так как мать и дочь образуют идентичную полу диаду среди сверстников. В то же время невозможность ролевой идентификации с ушедшим из семьи отцом делает мальчиков неуверенными в общении со сверстниками того же пола, что сказывается на увеличении страхов.

Таким образом, одной из причин возникновения детских страхов является неполная семья.

Если сравнить количество страхов у детей, проживающих в коммунальных квартирах и у детей, проживающих в отдельных квартирах, то можно отметить, что больше страхов оказывается у детей из отдельных квартир. В коммунальной квартире может быть, не всегда хорошо жилось родителям, но дети имели большую возможность общаться со сверстниками, наполняя свою жизнь разнообразными впечатлениями, играми и так необходимой им эмоциональностью.

Также, вне зависимости от того, где проживают дети, они больше подвержены страхам, если их родители ссорились между собой. В первую очередь это относится к детям старшего дошкольного возраста, поскольку они отождествляют себя с родителем того же пола, переживают конфликтное отношение к нему со стороны родителя другого пола. Беспокойство, возникающее в данном случае, перерождается в страхи, поскольку дети лишены возможности влиять на конфликты родителей. Еще в большей степени, чем мальчики, эмоциональную чувствительность к семейным конфликтам обнаруживают девочки. При алкоголизме отца количество страхов снижается у девочек в полтора, а у мальчиков в четыре раза. Можно сказать, что у мальчиков страхи в данном случае являются исключением, отражая понижение эмоциональной чувствительности и не всегда осознанное отождествление с «бесстрашным», а фактически расторможенным поведением отца. Уменьшение количества страхов у таких мальчиков обусловлено главным образом последствиями органического поражения головного мозга, вследствие алкоголизма отца.

Количество страхов у детей с неврозами, наоборот, будет высоким. У девочек в отличие от мальчиков страхов еще больше, что подчеркивает преимущественно невротический характер их проявления.

Захаров А.И. обнаружил зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно у матерей. В большинстве случаев страхи, испытываемые детьми, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Речь не идет о генетической передаче страхов, определенная склонность к чувству беспокойства все же имеет место. Его предпосылкой выступает общая эмоциональная чувствительность матери и ребенка. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка, так или иначе напоминающих о ее страхах. Тем самым ребенок попадает в искусственную среду, не вырабатывая в себе навыков психологической защиты и, избегая всего, что вызывает страх, вместо того, чтобы активно преодолевать его [10].

Типичным будет и непроизвольная передача страхов ребенку матерью в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу воображаемых или реальных опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарство, в том числе и антибиотики, приглашает врачей, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка и так далее).

Каналом передачи беспокойства служит такая забота матери о ребенке, которая состоит из одних предчувствий, опасений и тревог. Это необязательно чрезмерный уровень заботы, гиперопека, это может быть и средний уровень (опеки), заботы, которая носит несколько формальный, излишне правильный и обезличенный характер. Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность родителей в проявлении чувств, при наличии многочисленных предостережений, опасений и тревог. Также можно говорить об отсутствии теплоты в отношениях, эмоциональном неприятии ребенка, особенно при его нежеланности или несоответствии пола, ожидаемого родителями.

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция