Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Уже из этого краткого перечня видно, что педагог вначале задает тон в игре, предлагая истории, моделирующие ситуации риска, опасности, тревоги, напряжения, борьбы, поражения и победы. Соответственно он и распределяет роли так, чтобы неуверенные в себе дети занимали ведущие позиции в игре или смогли приобрести их при его незаметной поддержке. К тому времени сыгранность группы бывает столь выражена, что дети без особою труда сами придумывают игровые ситуации, распределяют роли и руководят игрой.

В ряде условных истории, предложенных детьми, отражаются и проблемы их взаимоотношений в группе, и отрицательные черты характера и поведения детей. Это указывает на возрастание критичности в отношениях, рост группового сознания и упрочение коллективистской, теперь уже не столько ориентации, сколько устойчивой направленности группы. Проигрывание условных историй или ситуаций представляет собой настоящую школу игры, ее расцвет, поскольку к данному этапу работы с группой у ее участников уже развита способность к принятию ролей, без чего, собственно говоря, группа и не существует как социально-психологическое явление [10].

Психокоррекционная программа Захарова была проведена нами строго по рекомендациям автора, в той же последовательности, соблюдая указания Захарова.

 

   3.4  Практическое исследование  и результаты психологической  диагностики

 

В таблицах 1 и 2 представлены результаты психологической диагностики детей контрольной и экспериментальной групп соответственно, проведённой с использованием теста тревожности Филлипса и теста «Боишься – не боишься».

В таблице 1 представлены первичные и вторичные результаты контрольной группы. В процессе исследования обнаружено:

Страх самовыражения продемонстрировали 25% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и 30% испытуемых - во время повторной диагностики.

Страх ситуации проверки знаний был выявлен у 35% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 40% обследуемых - во время повторной диагностики. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих показали 40% ребят в процессе проведении первичного психологического обследования и 40% дошкольников - во время повторной диагностики.

Страх в отношениях со взрослыми был диагностирован у 40% испытуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 30% детей - во время повторной диагностики.

Наличие медицинских страхов было выявлено у 40% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и у 40% обследуемых - во время повторной диагностики.

Страх физического ущерба присутствовал у 45% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 55% испытуемых - во время повторной диагностики.

Страх смерти был продемонстрирован 90% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и 90% обследуемых - во время повторной диагностики. Страх животных и сказочных персонажей показали 70% ребят в процессе проведении первичного психологического обследования и 60% дошкольников - во время повторной диагностики.

Страх кошмарных снов и темноты был диагностирован у 75% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 70% испытуемых - во время повторной диагностики.

Социальные страхи были выявлены у 25% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 35% ребят - во время повторной диагностики.

Пространственные страхи наблюдались у 15% обследуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 15% испытуемых - во время повторной диагностики.

Динамика тревожности дошкольников контрольной группы представлена наглядно в таблице 1.

 

Таблица 1

Результаты первичного и вторичного исследования тревожности дошкольников контрольной группы

Ребёнок

Время проведения диагностики

Тест тревожности Филлипса

Тест “Боишься – не боишься”

Страхи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Вадим С.

первичная

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

повторная

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

Юля Х.

первичная

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

повторная

-

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

Олег Б.

первичная

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

повторная

+

-

-

-

-

+

+

-

+

-

-

Юля К.

первичная

-

-

-

+

+

+

+

-

+

+

-

повторная

-

-

-

+

+

+

+

-

+

+

-

Алёша А.

первичная

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

повторная

-

+

-

-

-

+

+

-

+

-

-

Витя Г.

первичная

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

повторная

-

+

+

-

-

-

+

+

-

+

-

Петя Ш.

первичная

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

-

повторная

-

-

+

+

+

+

+

-

+

+

-

Катя И.

первичная

-

-

-

-

-

-

+

+

+

+

-

повторная

-

-

-

-

-

+

+

+

+

+

-

Дима Ж.

первичная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

Илья М.

первичная

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

повторная

+

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

Сева С.

первичная

-

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

-

-

+

+

-

Миша В.

первичная

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

повторная

-

+

-

+

+

+

+

+

+

-

-

Костя М.

первичная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

Виталя Л.

первичная

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

повторная

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

Алина Д.

первичная

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

повторная

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

Оля К.

первичная

-

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

повторная

-

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

Даша Ф.

первичная

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

повторная

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

Семён Ф.

первичная

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

повторная

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

Данил В.

первичная

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

повторная

-

+

-

+

-

-

+

+

+

+

-

Света С.

первичная

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

повторная

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

Итого

(в %):

первичная

25

35

40

40

40

45

90

70

75

25

15

повторная

20

40

40

30

40

55

90

60

70

35

15


Примечания

1. Страх самовыражения.

2. Страх ситуации проверки знаний.

3. страх не соответствовать ожиданиям окружающих.

4. Страх в отношениях со взрослыми.

5. Медицинские страхи.

6. Страх физического ущерба.

7. Страх смерти.

8. Страх животных и сказочных  персонажей.

9. Страх кошмарных снов и темноты.

10. Социальные страхи.

11. Пространственные страхи.

«+» наличие страха у ребенка.

«-» отсутствие страха у ребенка.

В таблице 2 представлены первичные и вторичные результаты экспериментальной группы. В процессе исследования обнаружено:

Страх самовыражения продемонстрировали 30% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и 10% испытуемых - во время повторной диагностики.

Страх ситуации проверки знаний был выявлен у 30% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 15% обследуемых - во время повторной диагностики.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих показали 50% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и 15% дошкольников - во время повторной диагностики.

Страх в отношениях со взрослыми был диагностирован у 35% испытуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 10% детей - во время повторной диагностики.

Наличие медицинских страхов было выявлено у 40% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и у 25% обследуемых - во время повторной диагностики.

Страх физического ущерба присутствовал у 40% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 20% испытуемых - во время повторной диагностики.

Страх смерти был продемонстрирован 95% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и 70% обследуемых - во время повторной диагностики.

Страх животных сказочных персонажей показали 85% ребят в процессе проведения первичного психологического обследования и 45% дошкольников - во время повторной диагностики.

Страх кошмарных снов и темноты был диагностирован у 70% детей в процессе проведения первичного психологического обследования и у 20% испытуемых - во время повторной диагностики.

Социальные страхи были выявлены у 20% дошкольников в процессе проведения первичного психологического обследования и у 10% ребят - во время повторной диагностики.

Пространственные страхи наблюдались у 25% обследуемых в процессе проведения первичного психологического обследования и у 5% испытуемых - во время повторной диагностики.

Динамика тревожности дошкольников экспериментальной группы представлена наглядно в таблице 2.

Таблица 2

Результаты первичного и вторичного исследования тревожности дошкольников экспериментальной группы

Ребёнок

Время проведения диагностики

Тест тревожности Филлипса

Тест “Боишься – не боишься”

Страхи

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Миша А.

первичная

-

+

-

-

-

-

+

-

+

-

-

повторная

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Саша Д.

первичная

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

Соня К.

первичная

+

-

+

+

+

+

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

+

-

+

-

+

-

-

Виталя К.

первичная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

+

-

повторная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Антон П.

первичная

-

+

+

-

-

-

+

-

+

-

-

повторная

-

+

+

-

-

-

+

+

+

-

-

Полина К.

первичная

-

-

+

+

+

-

+

+

+

-

-

повторная

-

-

+

+

-

-

+

+

-

-

-

Олег М.

первичная

+

-

-

-

-

-

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

Глеб М.

первичная

-

-

-

+

+

+

+

+

+

+

+

повторная

-

-

-

+

+

-

-

+

-

+

-

Арсений С.

первичная

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

+

повторная

+

-

-

-

+

+

+

+

+

+

-

Дима Б.

первичная

+

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

Эдита Б.

первичная

-

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

повторная

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Лиза Ч.

первичная

-

+

-

-

+

+

+

+

+

-

+

повторная

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

+

Боря В.

первичная

-

-

+

-

-

-

-

+

-

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

Данил К.

первичная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

+

повторная

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Света С.

первичная

+

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

повторная

+

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

Илья Р.

первичная

-

-

-

+

-

-

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

-

Аня С.

первичная

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

-

повторная

-

-

-

-

+

+

+

+

-

-

-

Никита Т.

первичная

-

-

+

-

-

-

+

+

-

-

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

-

Дима Ч.

первичная

-

-

+

+

-

+

+

+

-

-

-

повторная

-

-

+

-

-

+

+

-

-

-

-

Алёша М.

первичная

-

-

-

+

-

-

+

+

+

+

-

повторная

-

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

Итого

в %

первичная

30

30

50

35

40

40

95

85

70

20

25

повторная

10

15

15

10

25

20

70

45

20

10

5


Примечания

1. Страх самовыражения.

2. Страх ситуации проверки знаний.

3. страх не соответствовать ожиданиям  окружающих.

4. Страх в отношениях со взрослыми.

5. Медицинские страхи.

6. Страх физического ущерба.

7. Страх смерти.

8. Страх животных и сказочных персонажей.

9. Страх кошмарных снов и темноты.

10. Социальные страхи.

11. Пространственные страхи.

«+» наличие страха у ребенка.

«-» отсутствие страха у ребенка.

Уровень тревожности дошкольников экспериментальной и контрольной групп на момент проведения первичного и повторного психодиагностических обследований для сравнения представлен наглядно в приложениях 3 и 4 соответственно.

 

3.5 Математико-статистический анализ  показателей

 

Для сравнения показателей первичного и вторичного исследования тревожности контрольной группы и для решения вопроса о том, отличаются ли полученные показатели тревожности у детей старшего дошкольного возраста контрольной группы статистически достоверно друг от друга, нами был использован  t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

t=     M1 – M2   ,                                                    (3.1)

                                                                                            m12 + m22

где, M1 – среднее значение переменной по одной выборке данных;

       M2 – среднее значение переменной по другой выборке данных; 

       m1 и m2 – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

В результате математической обработки получены следующие результаты:

По контрольной группе (приложение 5, таблица 3) t  = 0,046 (p > 0,05).

Величина tэмп доказывает, что среднеарифметические М1 и М2 статистически не различаются.

Математическая обработка показателей тревожности контрольной группы свидетельствует о том, что в период между первым и вторым обследованием в данной группе значимых изменений не произошло.

Тогда как в экспериментальной группе (см. приложение 6, таблицу 4) установлено статистически достоверное изменение  t  = 2,63 (p < 0,05).

Величина tэмп доказывает, что среднеарифметические М1 и М2 статистически достоверно различаются на пятипроцентном уровне (согласно таблице критических значений Стьюдента).

Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция