Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:44, дипломная работа

Описание работы

Детские страхи, если их вовремя выявлять, правильно к ним относиться, понимать причины их появления, исчезают бесследно .Если же страхи болезненно заострены, то сохраняются длительное время, мешая ребёнку вести нормальную жизнь. Причины детских страхов имеют как биологический, так и социальный характер: неправильное поведение родителей, незнание родителями возрастных и психических особенностей ребёнка, влияют на появление детских страхов.
Родителей и педагогов волнует проблема детских страхов, где ещё не требуется лечение, а только правильный психолого-педагогический подход со стороны взрослых. Психологи констатируют: детям в силу их возрастных особенностей сложными рациональными способами снять дискомфорт, получаемый в результате возникновения страхов. Барьеры страха у детей могут быть успешно преодолены, если использовать психолого-педагогическое воздействие на ребёнка с целью успешного преодоления им факторов, вызывающих страх. Это может быть возможно через управление ребёнком отрицательными эмоциями, формирование психологических защит от факторов, вызывающих состояние страха.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, КОНЦЕПЦИ РАЗНЫХ АВТОРОВ К ПОНИМАНИЮ СТРАХА В ПСИХОЛОГИИ……………………………....7
1.1Понятие страха в структуре личности……………………...…………7
1.2 Причины возникновения страхов……………..……………………...11
1.3 Возрастная периодизация детских страхов…………………..……...13
СТРАХИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………...........19
2.1 Возрастная характеристика детей старшего дошкольного
возраста…………………………………………………………….….19
2.2 Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………………….…….23
2.3 Эмоциональное неблагополучие детей старшего дошкольного
возраста………………………………………………….………...….26
2.4 Причины возникновения страхов у детей старшего дошкольного
возраста…..............................................................................................29
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ЭМПИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……….………….34
3.1 Выборка группы испытуемых, характеристика исследуемой
группы……………………………………………………………....34
3.2 Описание методического материала………….……….….…….........38
3.3 Описание психокоррекционной работы……….….………….……...47
3.4 Практическое исследование и результаты психологической
диагностики……………………………………….…………………....65
3.5 Математико-статистический анализ показателей………………......71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………..……………………………………………........73
ЛИТЕРАТУРА…………………..…………………………………………………..76

Файлы: 1 файл

Дипломная работа Анны( законченный).doc

— 491.00 Кб (Скачать файл)

Математико-статистический анализ показателей тревожности экспериментальной группы свидетельствует о том, что в период между первым и вторым обследованием в данной группе произошли достоверные изменения.

Учитывая, что достоверные изменения произошли только в экспериментальной группе, в которой проводилась целенаправленная психокоррекционная работа, повлиявшая на изменение важных составляющих личности испытуемых (по группе в среднем), мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что тревожность дошкольников может быть скорректирована специальными методами, достоверно подтвердилась путём математико-статистического анализа.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наличие страхов у детей, принявших устойчивый и длительный характер, не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости жизни, но и препятствует гармоничному развитию самореализации личности.

Проблемой  детских страхов занимались многие зарубежные и отечественные авторы. Этим обусловлено различия их взглядов на природу страха, а также причину их  возникновения. В своей работе мы придерживались взглядов, развиваемых в отечественной психологии Захаровым А.И.

Наиболее актуальной проблемой возникновения детских страхов становится  в старшем дошкольном возрасте, поскольку в этом возрасте проходит подготовка к школе и ребёнку необходима уверенность в себе и в своих силах, а также поддержка со стороны взрослых.

Следует отметить, что несмотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы детских страхов, методические вопросы, связанны с их психокоррекцией, в настоящее время разработано недостаточно. Поэтому целью нашей дипломной работы являлась диагностика страхов и разработка путей возможной психокоррекции страхов детей старшего дошкольного возраста.

В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что целенаправленная психокоррекционная работа оказывает благоприятное воздействие на эмоциональное состояние детей старшего дошкольного возраста и способствует снятию страхов.

Учитывая вышесказанное, нами была разработана  и опробована программа психологической помощи детей старшего дошкольного возраста по устранению страхов, в которую вошли:

    1. Элементы программы Захарова А.И. по устранению детских страхов.
    2. Элементы «Сказкатерапии».
    3. Психогимнастика, предложенная Чистяковой М.П.
    4. Рисование.

Многие дети чувствуют себя виноватыми в беспокоящих их страхах, им трудно говорить о них открыто. Игры, рисование, создают для ребёнка зону безопасности, помогают почувствовать что он не одинок в своих страхах, оказывают успокаивающее воздействие на ребёнка и придают уверенности в себе.

Психологическая помощь предполагала как индивидуальную работу с детьми, направленную прежде всего на выявление страхов и причин их порождающих, так и групповую, которая рассматривалась как основной метод психокоррекции детских страхов.

Наше исследование включало четыре этапа  :

  1. Психодиагностика особенностей эмоциональной сферы и построения индивидуально- ориентированной психокоррекционной программы, в том числе и в условиях работы в группе.
  2. Групповая психотерапия с детьми экспериментальной группы с использованием бесед, игровых ситуаций, рисования, психогимнастики.
  3. Повторная диагностика.
  4. Собеседование с родителями и воспитателями, необходимые рекомендации.

Психокоррекционная программа состояли из 15 занятий, которые проводились 2 раза в неделю по 30 минут каждое.

После завершения психокоррекционной работы была проведена повторная диагностика детей.

Полученные результаты позволили сделать следующие выводы:

  1. Сравнительный анализ результатов диагностики выявил, что количество страхов у детей после проведения психокоррекционной работы  уменьшился почти на 50 % .
  2. Результаты повторной диагностики показали, что оставшиеся страхи у детей относятся к категории возрастных и переживания уже не столь глубокие как это просматривалось при анализе первичной диагностики.
  3. Психокоррекционная работа с использованием предложенной программы способствовала тому что дети стали более уверенные в себе, повысилась их самооценка.
  4. Эмоциональный фон ребёнка в результате психокоррекционной работы стабилизировался в пределах, приближенных к норме, то есть дети стали свободней выражать свои эмоции, делиться переживаниями.
  5. С использованием данной программы общение детей приобрело более открытые формы, значительно улучшились их коммуникативные навыки.
  6. Разработанная программа может быть успешна использована и обеспечит снижение количества страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Происхождение страхов у детей – достаточно сложная проблема. Поэтому борьба со страхами – это прежде всего воспитание в ребёнке оптимизма, уверенности в себе, воспитания самостоятельного и знающего то, что положено знать по возрасту об опасностях и угрозах, но оптимистично относящегося к этому ребёнка. Предупредить фиксацию страхов в поведение детей можно уже в дошкольном возрасте в комплексе продуманных специальных, психолого-педагогических мероприятий.

Предлагаемые нами рекомендации позволяют психологу и педагогу помочь ребёнку в преодолении тревожности, преобразовании страхов. Однако воспитателю без помощи психолога трудно справиться с проблемой детского страха. Проведение психокоррекционно- развивающей работы с дошкольниками можно строить только на основе рекомендаций психолога.

Полученные результаты апробации позволяют нам  рекомендовать её педагогам – психологам для применения в дошкольной практике.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

    1. Авдеева Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста, программа для дошкольно - образовательных учреждений // Психолог в детском саду. 1997. №4. С. 14 – 15.
    2. А Анастази. Психологическое тестирование: Т. 1. - М:  Педагогика,      1982. – 206 с.
    3. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии. – М: Академия, 1998. – 198 с.
    4. Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребёнок идет в школу, библиотека для родителей. – М: Педагогика, 1985. – 166 с.
    5. Р.С. Буре. Готовим детей к школе. – М.: Просвещение, 1987. – 212 с.
    6. Л.А. Венгер, В.С. Мухина. Психология, учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Педагогика, 1988.- 304 с.
    7. Выготский А.С. Вопрос о детской психологии. - С-П.: Слава, 1997. - 224 с.
    8. Гарбузов В.И. Мальчики и девочки // Семья и школа. 1988. №7. С. 12 – 20.
    9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство Московского Университета, 1987.- 226 с.
    10. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. - С-П.: 1995. – 198 с.
    11. Захаров А.И. Социальная психология личности. - С-П.: 1974.- 282 с.
    12. Захаров А.И.: Неврозы у детей и психотерапия. - М.: Просвещение, 1993. – 312 с.
    13. Захаров А.И.: Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.: Просвещение, 1993. – 198 с.
    14. Ковалёва Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция. –Иркутск, 1998. – 168 с.
    15. Крюкова С.В. , Слободяник Н.С. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М., 1999. – 186 с.
    16. Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1993.- 176 с.
    17. Курченка М.Ш.  Ребенок с характером. – М.: Знание, 1998. – 158 с.
    18. Лютова Е.К., Монина Г.Б Психокоррекционная работа с гиперактивтивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. – 214 с.
    19. Мышанова Н.Н. Страхи здоровых людей и пути их преодоления. - С-П.: - Комплект. 1997.- 202 с.
    20. Никольская И.М. Психологическая защита у детей. - С-П, 2000. – 178 с.
    21. Немов Р.С. Психология: В 3-х т. Т. 3. – М.: Владос, 1998. – С. 528 – 605.
    22. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – С-П.: Творческий Центр Сфера, 1996. – 226 с.
    23. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – С-П.: Питер, 2999. – 318 с.
    24. Островская Л. Детские страхи. // Психолог в детском саду. 1997. №10. С. 25-32.
    25. Панов В.Г., Эмоции, мифы. Разум. - М.: Высшая школа. 1992.- 178 с.
    26. Парамонова Л.А., Ушакова О.С.. Воспитание и обучение детей с 6 года жизни.- М.: Просвещение. 1987.- 224 с.
    27. Рогов Е.И. Эмоции и воля. - М.: Владос. 1999.- 264 с.
    28. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – С.-П.: Речь, 2002. – 415 с.
    29. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома, психологические упражнения коррекционной программы. - М.: 1993.- 186 с.
    30. Серёгина Е.В. Помощь дошкольникам со скрытой формой тревожности // Психолог в детском саду. 1993. №2. С. 45-51.
    31. Б. Спок Разговор с матерью. - М.: Издательство политической литературы. 1991.- 226 с.
    32. Степанов С.С. Психологическая мозаика, наблюдение, эксперименты, тесты. – М.: Просвещение, 1998. – 186 с.
    33. Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы // Психолог в детском саду. 1999. №5. – С. 54-62.
    34. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,1999.- 298 с.
    35. Тащёва А.И., Гриднёва С.В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур // Психолог в детском саду. 1999. №2. С. 52-56.
    36. Урунтаева Г.А.  Дошкольная психология, учебное пособие.-  М.: Знание, 1996. – 212 с.
    37. К. Фопель  Как научить детей сотрудничать? – М.: Педагогика, 1999. – 242 с.
    38. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.
    39. Щербатых Ю.  Психология страха. Популярная энциклопедия.- М.: Просвещение, 2000.- 234 с.
    40. Шапарь В. Словарь практического психолога. – М.: Торсинг, 2004. – 775 с.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

первичная диагностика               повторная диагностика

1.Страх самовыражения.

2. Страх ситуации проверки знаний.

3. Страх не соответствовать ожиданиям  окружающих.

4. Страх в отношениях со взрослыми.

5. Медицинские страхи.

 

 

 

 

6. Страх физического ущерба.

7. Страх смерти.

8. Страх животных и сказочных персонажей.

9. Страх кошмарных снов и темноты.

10. Социальные страхи.

11. Пространственные страхи.

 

 

 


Информация о работе Страхи детей старшего дошкольного возраста, их психокоррекция